Гордость русской авиации
Спасибо за классное видео! Что-то автор давно в теме не появлялся 😦
Завершения реконструкции этой модели не видели:o
А как там “Большой” поживает? Или до ЧР это секрет?😉
Получил огромное душевное удовлетворение! Андрей - глубочайшее почтение!
Приветствую, коллеги!
Итак, успешными полетами на “Тульских крыльях” завершилась реинкарнация “маленького” Муромца 1/10. Модель вновь обрела летную годность после почти 5-летнего перерыва. Но, фактически - это новый самолет.
Абсолютно новый фюзеляж, новая кинематика управления рулями, новая консоль крыла. Все остальные каркасы были капитально отремонтированы, усилены мотогондолы, восстановлены стойки шасси, обновлены колеса. Вся обшивка сделана по самолетной технологии прототипа: ткань полиэстер на аквалаке + тонирующие слои + эмалит + яхтенный лак + накладки на нервюры. Обшивка получилась очень прочной и легкой, несущественно тяжелее предыдущей бумажной. Теперь корабль не боится никакого дождя и случайных проколов.
Облет Муромца 1/10 прошел на отличной летной площадке - аэродроме Клоково г.Тула в рамках фестиваля авиашоу “Тульские крылья”. Правда, как-то уже традиционно для меня, облет был совмещен с квалификационными полетами для участия в Авиашоу. (Первая версия Муромца тоже облетывалась в первом туре чемпионата, в 2008г.)
И все это было в жесткий ветер до 12 м/с. Да, были большие сомнения в правильности этого решения, но особого выбора не было. Весь день был очень сильный ветер, а квалификационные полеты надо было сделать до 18:00. Комплект аккумуляторов один, так что физически я уже не успевал сделать подлет. Да и не решало это ничего. Муромец, если летит, то ЛЕТИТ. А если ему суждено упасть, то это уж не так важно было бы - когда бы это не случилось: на подлете или в квалификации.
Итак, сильный ветер практически поперек полосы! Включается русский военный марш на барабанах! Начинаем взлет! …
… Первые секунды полеты “Муромца” самые критичные. Если с центровкой и углами что-то не так, или неудачный порыв ветра под крыло, самолет просто перевернется. Сейчас решается вся дальнейшая судьба корабля! У меня был сделан ряд существенных изменений в кинематике управления, углах заклинения, выкосах моторов, полетных настройках. По центровке удалось попасть почти в старые значения центровки - 96 %САХ (было 95%) Энергетика корабля несколько другая, так как стоят другие, более мощные двигатели, но меньше емкость аккумуляторов. Сейчас 2200мА 3s х 4 шт. Было 4000мА х 4шт. …
Но все нормально! Взлет штатный, правда, как у воздушного змея. Самолет практически на месте, относительно полосы, за счет встречного ветра, только набираем высоту. Но летит устойчиво, надежно, рулей по всем осям хватает держать курс. Чувствую приличную тенденцию на левый крен корабля из-за покупных винтов правого вращения. Но к этому я был морально готов. Просто не успел сделать комплект самодельных копийных винтов левых и правых, как летал в предыдущей жизни Муромца. Крен тримирую элеронами. Есть также небольшая тенденция на положительный тангаж, ее также тримирую вниз. Но в принципе, для меня тримирование не столь важно. Я всегда лечу “на ручках” по визуальному положению модели, автоматически держа “ноль” в любом месте. В запасе есть еще и двойные расходы по всем рулям, но это на крайний случай, если не хватит штатных расходов. Рули высоты и элероны настроены на 50% от полных расходов, с глубокими экспонентами до 30%. Элероны сделаны дифференциальными с разницей отклонений вниз и вверх в два раза. Также элероны относительно хорды консолей несколько приподняты, что создает подобие S-образного профиля, как на летающем крыле и, по идее, должны улучшить антиштопорные характеристики крыла. Рули направления без экспонент, 70% от полных расходов.
Левый вираж против ветра и по ветру корабль резко ускоряется, нужно прилично добавить газ перед следующим разворотом, чтобы сохранить относительную воздушную скорость относительно ветрового потока, не потерять высоту! Да, здесь все не так, как на современных самолетах с большой скоростью и мощностью. Это скорее плавание под парусом в воздушной среде! Я понимаю, что для зрителей, все это выглядит немного жутковато. 😃:)Про эмоции жены вообще лучше не рассказывать, так как она знает, что такое пилотирование на практике.
Но я уже спокоен, как удав!!! 😛 Муромец ЛЕТИТ! И летит значительно лучше предыдущей версии, значит все изменения сделаны правильно. А ветер - это ерунда, мы его не боимся, главное, чтобы мощности и рулей хватало. А с прочностью - у нас тоже все в порядке.😁
В полете произошел разрыв винта и разрушение моторамы на правом внутреннем двигателе. Правда, это я потом, на земле понял. А в полете был просто какой-то жуткий звук.:)Но это не повлияло на устойчивость и управляемость воздушного корабля, он спокойно продолжил полет, завершил полный круг, зашел против ветра и совершил штатную, почти вертолетную посадку.
Квалификацию “Муромец” прошел и был включен в летную программу Авиашоу! Летная годность и безопасность полета корабля подтверждена, а я его уже не боюсь.
Немедленно мотор и все винты были заменены и поздним вечером, в субботу, “Муромец” вновь поднялся в небо. Да и ветер уже сильно уменьшился. На этот раз все полетело без приключений и уже можно было сделать полный полет, чтобы полностью почувствовать летный характер “нового” Муромца. И он меня сильно порадовал! Он полетел значительно приятней предыдущей реализации. Была предсказуемая реакция корабля из-за однонаправленных воздушных винтов, но она легко парировалась большими элеронами и проблем с разворотами не было, элеронов хватало с избытком. По тангажу также все практически “попало” в точку на первом же полете. Совсем небольшое тримирование вниз и корабль пошел как по ниточке!
В воскресенье, на шоу, погода порадовала! Был вполне благоприятный ветер, почти вдоль полосы, не так жарко. “Муромец” уже полностью был понятен для меня, и я полетел всю запланированную летную программу под российские марши. Были сделаны элементы копийного комплекса F4C: полет по прямой, снижение по кругу, горизонтальная восьмерка, перелет при посадке, посадка. У меня был запланирован конвейер, но решил не рисковать на столь ответственных полетах (малейший камешек или выбоина, порыв ветра и можно уйти на “зрителя”), поэтому ограничился перелетом при посадке. Все прошло штатно! Полет продолжался около 5 мин. Думаю, что на авиашоу более длительные полеты, даже очень интересных аппаратов, не стоит делать, зритель “устает”. Нужны все время свежие, чередующиеся впечатления!
Для меня эти полеты были крайне важны и в другом плане. Это была отличная проверка всех аэродинамических решений перед будущими испытаниями “большого” 6-метрового Муромца. Теперь я полностью уверен в полетной центровке корабля (95%САХ), в углах заклинения, в полетных настройках. В полетах маленького “Муромца” крайне важно было найти “аэродинамический нуль” по всем осям. Понять, почему он такой и что на него влияет. Хочу отметить, что в предыдущей версии полетный угол продольной оси фюзеляжа был отрицательным и было желание его немного уменьшить за счет уменьшения углов заклинения крыла и стабилизатора. Вроде бы это удалось! Муромец летит теперь более правильно, хотя еще надо будет проанализировать видео полета. Планируются еще испытательные и настроечные полеты маленького “Муромца” в штиль. Нужно будет полететь с винтами противоположного вращения, чтобы убрать тенденцию на левый крен. Планируется также изучить диапазон допустимых центровок, но это достаточно опасная и рискованная процедура!
Так что, надеюсь, “большой” Муромец также полетит штатно с первого же полета.
В общем, ВОССТАНОВЛЕН ПАРИТЕТ с америкосами по летающим цельнодеревяным четырехмоторным стратегическим бомбардировщикам, типа “Илья Муромец”! 😛
Следующая задача - обойти их по количеству и масштабному фактору!
Андрей, спасибо за прекрасный рассказ и подробности облета! Насчет разрыва винта, что это был за винт, и причину удалось определить? С полетами на шоу в 5 минут совершенно согласен!
Еще бы фото побольше…
Следующая задача - обойти их по количеству и масштабному фактору!
Андрей, давай большой сделаем, хотяб 1:2, и сами полетим! за одно и всех умоем, и немцев и амеров )))
Мои глубочайшие поздравления, Андрей! Гениальная работа возимела столь-же гениальное завершение. Респект, респект и ещё раз респект!!! Снимаю шляпу, МАСТЕР…
Насчет разрыва винта
Вначале поставил GWS винты 11х6. Зазор был минимальный между соседним винтом. До конца непонятно, что же произошло с винтом. Скорее всего оторвало одну лопасть (может быть спутным потоком от соседнего, тут же пошла дикая вибрация, разорвало крестообразную мотораму в клочья, но хорошо был капот, и мотору просто некуда было деться. Так он там и крутился без винта,что уже было не так страшно.
Заменил все винты на более серьезные винты 12х6, обрезанные до 11 дюймов. Дальше все было уже нормально. Но, естественно будут копийные деревянные левые/правые. Покупной пластик самого бесит до невозможности!
Немного фото Муромца 1/10 в новой реализации:
Ох, как красив! МАСТЕР, согласен! И насчет винтов, АРС они конечно неплохи, и куски не отвалятся, но “Илюше” твои Авторские - необходимы!
давай большой сделаем, хотяб 1:2
Виталь, вообще не вопрос. Были б финансовые возможности…
Кстати, я с СКБ ХАИ в 2010г. серьезно прорабатывали вопрос постройки полноразмерной реплики Муромца на Вальтер Минорах 6-ти цилиндровых. Все абсолютно реально.
Вопрос только денег и времени. На самом деле Муромец имеет очень рациональную и сравнительно легкую конструкцию, которую можно повторить практически без изменений, но существенно увеличить энергетику современными двигателями.
Вопрос только денег и времени.
черкни мне в личку
Андрей, спасибо огромное ! Не реально великолепная модель, присоединяюсь к коллегам, выразившим высоту твоего МАСТЕРСТВА !
Извиняюсь только, фотографии, их нет ! Может только у меня, или не успел ?
и я не вижу
Да, с публикацией фотографий стало очень неудобно!😦 Яндекс намутил!!
Пока не могу найти приличного фотохостинга.
Попробую дать просто ссылку на альбом с фотографиями Муромца 1/10. Альбом будет пополняться в ближайшее время.
disk.yandex.ru/a/3TRXQjS13YPRBh
Небольшое, плохенькое видео (нервы жены, отсутствие достойной фото, видео техники) первого полета Ильи Муромца на квалификацию.
Суббота, вечер 23 июля, первый день фестиваля. Ветер до 12 м/с
Второй испытательный полет Ильи Муромца 1/10. Суббота, вечер около 19.30. Ветер до 5 м/с
Огромная благодарность Сергею и Александру Милашенко за прекрасный видеоматериал.
Также благодарю Сергея и Лилю Шавыриных за поддержку и съемку полета Муромца на авиашоу.
Теперь надо ждать приглашений от фильмостудий.техника для съёмок серьёзная!
Андрей, давай большой сделаем, хотяб 1:2, и сами полетим! за одно и всех умоем, и немцев и амеров )))
Виталий сначала надо ангар выстроить!
Андрей ,наслаждаясь видео полетов Муромца из Витязево ! ВЕЛИКОЛЕПНО! Будем ждать полета шестиметрового ИМ .Удачи тебе в полетах .
Несколько в сторону, но может Андрей прокомментирует этот пассаж из статьи
при этом необходимость регистрации в качестве беспилотных летательных аппаратов никто не отменял. Все участники «Тульских крыльев», кстати, предварительно были в этом качестве зарегистрированы.
Таки в чём именно были зарегистрированы и где?
Таки в чём именно были зарегистрированы и где?
Все участники фестиваля предварительно проходили электронную регистрацию с заполнением подробной анкеты с личными данными и данными модели.
Анкета распечатвалась и обязательно сдавалась организаторам на фестивале при прибытии и регистрации ачастника. Также участник лично подписывал лист с требованиями по безопасности, регламенту полетов и использования летных зон.
По всей видимости, организаторы регистрировали всех зарегистрированных участников в местных компетентных органах. Это скорее всего и объясняет эту фразу статьи.
От участников больше не требовалось никаких дополнительных действий, взносов и пр.
Неожиданным бонусом оказалось бесплатное питание для участников, в течении двух дней фестиваля.
Страховки участников осуществляла страховая компания, с которой контактировали организаторы.
На мой взгляд, все было организовано просто, понятно и очень удобно для участника.
Для участников проводились предполетные брифинги, как в день фестиваля, так и в день Авиашоу, на которых подробнейшим образом обсуждались вопросы безопасности, полетных зон, порядка подготовки и выхода на старт. Все, кто хотел - все услышали и тщательно выполняли железные законы организации полетов.
Хочу отметить отличную организацию предстартовой и летной зоны. Было три барьера безопасности. Модели располагались между вторым и третьим барьером, в непосредственной близости от зрителей, в виде огромной летной линейки. Огранизованы две зоны предстартовой подготовки. Таким образом, модели полностью проверяются и подготавливаются к полету, включается аппратура и заводится двигатель следующей модели, когда предыдущая идет на посадку. Таким образом исключаются технические паузы для зрителей. Идет непрерывная череда взлетов - посадок - взлетов.
Великолепная аудио поддержка и комментарии профессионального ведущего МАКСа Александра Маковецкого отлично дополняют этот непрерывный 4-х часовой летный спектакль, сопровождаемый эффектной пиротехнической поддержкой от Андрея Цибульского, за что ему огромнейший респект и благодарность!
Полеты прошли абсолютно безопасно. Не видел ни одного опасного залета за линию безопасности и предпосылок к летным происшествиям. Пилотирование велось строго в летных зонах, на удалении от первого барьера безопасности от 30м. Только взлет- посадка осуществлялись по центру взлетки. Исключение составлял 3d фристайл, где полет производился ближе к линии безопасности, но эти полеты производили только профессиональные, известные пилоты, многократно проверившие свои модели в предыдущих полетах.
Было несколько случаев возгорания травы за взлеткой от пиротехнических эффектов, которые тут же оперативно тушились бойцами МЧС.
Был единственный случай несанкционированных полетов на расстоянии около километра от места Авиашоу, что естественно является грубейшим нарушением установленного регламента полетов.