Klemm 25 Mасштаб 1:2 с мотором 400см3.
Доброго дня, уважаемые коллеги по модельному ремеслу!
Наконец наступил тот час, когда смолы, стеклоткань, шпаклёвка и т.д. отодвигаются в сторону и в нашей моделке начинает распространяться запах хвои. Деревянный червь, сидящий где-то глубоко внутри нас выбирается на свободу. И это означает, что мы начинаем делать самолёт полностью из сосны и фанеры. Это наш отпуск от композитных материалов…
И так выбран тип самолёта. Это очень популярный самолёт KLEMM 25, производимый в Германии в тот самый золотой период авиации середины прошлого уже века. Для многих ассов Люфтваффе этот самолёт был школьной партой. Можно сказать легенда…
Наша цель сделать большой самолёт для шоу. Мы планируем в этом году с помощью этого самолёта затаскивать планера из разряда Retro. И модель самолёта, и планера должны быть в масштабе 50%.
Мы не будем заморачиваться полностью копийным самолётом. Скорее это будет полукопия, но очень близкая к оригиналу.

Ну, поехали… Лист обёрточной бумаги на стол, калькулятор, угольник, линейка и карандаш. Вот и всё, что нужно, чтоб вычертить контур и оси. Дальше всё пойдёт прямо по месту. Длина фюзеляжа 3875мм. Большой…Значит сделаем из двух частей, не проблема.

Сборка ферм фюзеляжа - это просто удовольствие! Контурные рейки имеют сечение 10х10мм. Для усиления стыков сделаны уголки из бальзы 10мм. Такая констукция очень простая и очень жёсткая.

Две готовые боковинки,как близняшки! Теперь прямо на ровном столе начнём сборку передней части фюзеляжа. Закрепляем боковины и вклеиваем рейки. В центральной части будет вырез под центроплан крыла. Хорда в корневой части 996мм, почти метр! Крепление центроплана будет осуществлятся посредством четырёх болтов М6 непосредственно через лонжероны центроплана. Для этого мы специально усилим это соединение. Будет видно чуть позже… Для осознания масштабности проекта международный “метр” - бутылочка пива.

Небольшое видео уже существующей в этом масштабе модели. Что собственно и сподвинуло на постройку, когда мы это увидели в живую, что называется. Очень впечатлило!
Не простое решение - выбор мотора. По размеу и весу в 25кг, казалось-бы достаточно мотора и в 250см3. Однако, при диаметре , к примеру Моки 250см3 всего 320мм, его почти не видно перед первым шпангоутом. Поинтересовались - почему у летающей модели мотор 400см3? Ответ простой - чтобы сбалансировать модель и получить центр тяжести в нужном месте. Второй аргумент - такой мотор хорошо смотрится. Он соразмерем масштабу.
Вот наши два притендента. Моторы Валах 420 и Моки 400. Вес первого мотора 14,1кг. и мощность 25 PS. У Моки вес намного лучше - 9,2кг. и мощность 23PS. Мощности обоих моторов придостаточно! Будем стараться сделать легче хвостовую часть. Если это удастся, то сэкономим аж целых 5,1кг.!!
Вот эти красавцы.

Поживём - увидим…
Привет, Володя!
Прямо таки радость по мне разливается от такой темы! Мне по душе самолеты той эпохи и размах строительства тоже впечатляет! Желаю удачи в строительстве!
Это ж сколько жрут эти красавцы? целесообразней искать (или переделывать из калило) бензинмотор.
да бензинки они все
Спасибо за коментарии… Будем стараться работать быстро.
Насчёт “жрут”… Да, вообщем немного. Бака 1 литр хватает на три подъёма на высоту 500 метров с планером килограмм так 20 весу. Если просто полетать - то на пару полётов по 20 -25 минут. Эта модель аообще летает в треть газа .
Для информации. Мотор Валах 420 имеет на полном газу тягу на земле по более 50 кг.
Странно…из темы фотки исчезли некоторые… А в чём проблема?? Их удаление рушит повествование. Получается написал и не показал… Не нравится мне это.
Мотор Валах 420 имеет на полном газу тягу на земле по более 50 кг.
Здорово! Классный проект, мои любимые деревяшки😒! Смотрю, аж слюнки текут! Это что тяга будет в два веса!? На жесткое 3Д рассчитано😁, что ль? (насчет фото, мне показалось, что все видно - по тексту)
С фотками как то не понятно…Я их то вижу, то нет. Мож с компом чего у меня. Надо глянуть…
Деревяшки и для меня также люимый материал. Вчера посчитал и заказал фанеру 0.6мм. Один мой знакомый посоветовал немного прошкуривать листы с обеих сторон до величины 0.5мм. Он таким образом делал при постройке модели Клемм 32. Говорит большая экономия веса получается, если учитывать объём берёзовой фанеры, которая будет на модели.
Я по началу хотел делать фермы по технологии, как делает Fed. Спасибо ему за консультацию! Если честно, то не решился…Вешать мотор весом в 10кг. на такую конструкцию…Мне стало страшно. Я думаю, что уложусь с моделью в 12-14кг. ( Не уложусь - тогда переделаю! 😃 ) Этого будет достаточно…
Тяги мотора досточно, но, я так думаю, что пилотаж, тем более 3Д модель делать не будет. Полёт модели даже на трети газа абсолютно реалистичен.
Это ж сколько жрут эти красавцы?
Как минимум странный вопрос…😃
Для информации. Мотор Валах 420 имеет на полном газу тягу на земле по более 50 кг.
на дельтоплан через редуктор можно уже.
Как минимум
Что ж в нем странного?
Володя, привет!
Скажи, почему ты идешь по пути установки звездообразного мотора? На сколько я понимаю, самым распространенным вариантом была модификация с закопотированным рядным двигателем. В таком виде самолет выглядит куда более гармонично. Можно было бы поставить трех цилиндровый рядный Klemm.
трех цилиндровый рядный Klemm.
В смысле Kolm? Но там 3 цилиндра 230 кубов. Наверное, для затяжки серьезных планеров может не хватить.
Любопытно, что у первого “большого” Клемма стоял двигатель Daimler F 7502 мощностью 22 силы.
Доброго всем дня!
Я очень рад, что тема заинтересовала не только меня.
Вопрос по мотору обдумывался и прикидывали, что и как… Причём рассуждали с точки зрения того что надо и, что хочется иметь. У нас достаточно длительная практика с многоцилиндровыми моторами., в частности со звёздами. Очень по душе их рокот, высокий крутящий момент, удобство старта и т.д.
Да, мотор Кольм рассматривался также. Вообще в ряду притендентов были исключительно четырёхтактные моторы. Кольм хороший мотор, слов нет… Вариант с электростартом вообще прекрасен! Но, есть одно НО… По отношению к Моки или Валаху он несколько более короткоходовой и, соответствено высокообортнее. В данном случае это совсем не требовалось. “Городить” редуктор небыло никакого желания. Снижать обороты - терять мощность.
А уж после того, как всё было увидено в реале - вопрос с мотором отпал сразу.
Я долгое время не решался на постройку этого самолёта именно из-за его носовой части. Как говорят на вкус и цвет… Мне больше по душе именно версия со звездообразным мотором. Так что , Максим, тут я с тобой не могу согласится.😉
Также я подумывал об установке мотора Валах 210см3, но с редукторм. Готовых редукторов под него нет. Делать самому очень длительный процесс.
К тому-же установка мотора с редуктором приводит к тому, что головки цилиндров опускаются ниже оси. Это вообще не просто портит самолёт, а уродует его окончаетельно. Ведь эстетическое восприятие созданой модели для меня имеет большое значение.
Так-что при всём богатстве выбора - другой альтернативы просто не было. На том и порешили.
А тем временем модель по-тихоньку делается. Главное внимание было уделено стыку фюзеляжа. Я его прорисовал прямо на столе, а затем и на фанере.
Задумка такая…По углам фюзеляжа четыре пенала 12х10мм из алюминевой трубки по 140мм на каждую сторону стыка. Внутри пенала будет угольная трубка 10х8мм. Две половинки будут стянуты болтами М5 в колличестве 10 шт. по периметру.Этого будет впоне достаточно, чтобы обеспечить точный стык и прочное соединение.
Вот так было… Сначала были изготовлены универсальной “CNC машиной” по названию лобзик пара шпангоутов места стыка.

В начале был приклеен непосредственно стыковочный шпангоут. Затем подогнанные под угольник, изготовленные из берёзовой 6мм фанеры силовы элементы крепления пеналов. Всё было многократно выверено и только потом собрано на смоле. Все четыре пенала должны быть строго параллельны по всем осям разъёма.

Далее по внутренней стороне будут вклеены фанерные вкладыши в местах болтового соединения. Со стороны передней части отверстие под болт М5, а со стороны хвостовой части грибок под эту резьбу.
Также приклеен передний шпангоут. Точнее его половина из фанеры 5мм. Дело в том, что эта часть повторяет только квадратное сечение боковин. Затем уже, после снятия этой части фюзеляжа будет приклеена ещё одна половина также 5мм толщиной, но уже по полному сечению, т.е. с формой гаргрота.

Продолжение скоро последует…😃
Что ж в нем странного?
Странно купить Гелик и спрашивать о расходе топлива. Здесь то же самое.
Вы правы, расход топлива вообще не принимается в расчёт. Это лишь оооочень малая часть эксплуатационных расходов. Стоимость проекта около 8000 евро. После этой суммы расход топлива вызывает лишь улыбку.
Совершенно очевидно что Даврона интересовала не стоимость одного эксплуатационного часа мотора а потребление бензина в единицу времени. То есть чисто техническая характеристика дающая представление об объеме устанавливаемого топливного бака. Так что посты от Константина следует расценивать как словоблудие. Подобное явление распространено часто на форумах и приводит к уничижению темы самого автора и замены контекста повествования. Будем внимательными, друзья!
Будем внимательными, друзья!
Вот лишь один человек умеет читать между строк!
Я вот сам по себе вспыльчивый человек, это минус мой я знаю, и всячески пытаюсь не обращать внимания на всякие необоснованные выпады, пробую задавать наводящие вопросы, чтобы понять в каком контексте понимают меня, а потом, когда отвечают типа
Странно купить Гелик и спрашивать о расходе топлива. Здесь то же самое.
становиться ясно, что тут про “болвана, вместо Ивана” и вот даже не хочется дальше глагольствовать.
Для не понятливых: По картинке мотора показалось, что он калильный как Sirius из барахолки, следуя такому предположению и задал вопрос про количество топлива, для вообще непонятливых тире объема бака, для более ли менее продолжительного полета.
Сорри за бешенный оффтоп. По теме: Потрясен масштабом проекта, особенно радует работа классическим инструментом. Терпения, что могу сказать. Цифра в 8К евро думается перешагнётся, учитывая то, что вероятнее всего нужно будет ставить кучу дополнительной электроники, несколько приличных Power box ов, ну и сервы тут не детские.
P/S в отношении помидорок, которые вероятнее всего будут раздавать обидившиеся (если такие есть) абсолютно нейтрален.
Уважаемый Даврон!
Ещё раз внесу ясность относительно ваших вопросов.
- На модели будет установлен бак ёмкостью в один литр. Два полёта по 25 минут с гарантией, поверьте на слово…
- По стоимости проекта. Всё складывается очень просто: мотор примерно 5600 евро. винт 300, приёмник 18 каналов Футаба 170, пара аккумуляторов 2S по 5000 mA - 100, гироскоп на всякий случай - 200, колёса 300, пара манекенов больщих 400. Вот собственно и всё. Аппаратура у нас есть Футаба 18 MC WC. Серва у нас есть. Материал около 900 евро. Так что укладываемся.
- Немного про серва. На модели будут стоять серва с тягой по 35-40 кг. Этого будет вполне достаточно. На каждый руль по одной серве.
То есть стоимость работы семейного подряда 😉 на протяжении … часов по … евро за час в расчет не берется!😁
Нет не бёрётся… Это отдых, я уже написал об этом. Мы делаем для себя, не на заказ. Вообще стоимость нашего часа минимум 30 евро.
гироскоп на всякий случай - 200
Володя, привет!
Какая гира будет стоять?
Процесс постройки модели движется не так быстро, но в нужном направлении. Передняя часть фюзеляжа была снята со стола. Бальзовыми уголками были усилены места стыков реек верхней части, размечены по месту и установлены дополнительные рейки для установки шпангоутов гаргрота. Также усиливаем передний шпангоут, шаг за шагом вклеивая на смоле необходимые детали.

Теперь шпангоуты гаргрота. Их решено было сделать из фанеры 5мм лёгкой с усилением по одной стороне берёзовой фанерой 0,8мм. Такой вариант был более приемлем по нескольким причинам. Во-первых суммарная толщина, которую получаем путём переклея будет около 5,5мм с учётом вышкуривания. Это очень хорошо, т.к. увеличивается ширина клеевого стыка по периметру шпангоута. Во-вторых лицевая сторона получается сплошной и опять-же с текстурой берёзовой фанеры. Как было и у оригинала. В последствии на передних шпангоутах будут установлены масштабные копии приборов панели.
Центральная часть фюзеляжа имеет константный размер, поэтому используя “плазменно-шаблонный метод 😁”, а именно пару гвоздиков и брусок со шкуркой быстро получаем необходимую конфигурацию шпангоутов. Собрав все шпангоуты их сразу приклеиваем на места “их постоянной дислокации”.

По мимо усиления переднего шпагоута фанерными деталями, ещё будет, при полной сборке, пара алюминевых уголков. Тогда можно быть абсолютно спокойным в надёжности этого узла.

По вопросу о гиро… На модели скорей всего будет стоять Power Box с гиро или отдельно гиро само по себе. Разберёмся ближе к окончанию. Есть оба варианта…
под подушку его на ночь.)))))) Поздравляю от души!!!

