Klemm 25 Mасштаб 1:2 с мотором 400см3.
Добрый день!
Ничего страшного не произошло. Этот Валах 210 с модели биплана “Челленджер” размахом 2700мм. Просто я его “пристроил” к носовой части ,чтоб посмотреть геометрию. Вес Валаха и Моки сопостовимы. На Клемме будет пятицилиндровая звёздочка, это не обсуждаемо. Единственный вопрос, который остался - так это мотор 250см3 или всё-же 400см3. Есть оба в наличиии. Нужно подождать немного, чтобы увидеть реальную центровку. Если случится, что хвостовая часть получится легче, чем я предполагаю, то зачем мне “таскать” лишние киллограммы на носу. Время всё расставит на свои места.
Тот-же лист бумаги, тот-же стол. В дополнение к уже существующей прямой линии добавляется ещё одна - кривая нижнего контура. Несколько гвоздиков для фиксации реек и собирается боковина хвостовой фермы фюзеляжа. Их две, абсолютно симметричных. Теперь шпангоут стыка и можно собирать ферму воедино. Можно было-бы уже начать зашивать гаргроты, но случилась одна неприятность. На рулон моей заказанной фанеры0,6мм в листах 1520х1520мм кто-то по дороге присел…Короче трещины повсей длине. Пришлось актировать это дело и отправить назад в Германию. Жаль время уходит…
Место стыка крыла с фюзеляжем. Узел достаточно нагруженный и требует серьёзного подхода. Лонжеронная коробка, которую я начинаю уже собирать, будет крепиться четырьмя болтами М6 к шпангоутам фюзеляжа. Эти самые шпангоуты я решил сделать наборными, усилив только места крепления грибков прочной фанерой 10мм. С одной стороны шпангоут имеет фанеру 1мм, с внутренней 3мм. Внутренний набор из рейки 10х10мм (куда-то надо девать кусочки!!😁) плюс облицовка из фанеры создают после склейки на смоле очень прочную и лёгкую конструкцию. Кстати, и силовой лонжерон центроплана я буду делать по такой-же схеме.
Для сборки фюзеляжа комнаты мне точно не хватит… Вот так это выглядит сейчас в разобранном ещё виде.
Много и часто просматриваю фотографии этого самолёта и каждый раз убеждаюсь, что самолёты той эпохи были соразмерны жизни человека и гармонично вписывались в окружающий мир…
Доброго всем дня!
Пара дней не оказалась бесполезно потраченным временем. За это время хвостовая ферма была практически склеена. Работа не было вовсе сложной, скорее монотоной.
Склейка фермы производилась под строгим контролем прямых углов. Также, как и в носовой части, все стыки были усилены бальзовыми уголками. Особое внимание уделялось месту стыка. Для лучшего и более точного прилегания этой пары шпангоутов, было принято решение произвести фиксацию стыковочного шпангоута на ровном столе, выполнив предварительное соединение половинок фюзеляжа. Вес очень порадовал - чуть более 4 кг!! Значит расчёт оказался верным, что готовый фюзеляж должен быть в пределах 6кг.
Также радует, что даже в нашей маленькой моделке можно не только собрать такой фюзеляж, но и без труда работать с ним…😉 Скоро продолжим!
Владимир, написал Вам в личку.
Доброго всем дня!
Продолжу описание работ с этой моделью. Наверное самое трудное и очень кропотливое занятие подгонка стыка фюзеляжа. От него очень многое зависит! Со стороны передней части уже всё вклеено и зафиксировано. Теперь нужно сделать ответную часть стыка в хвостовой части фюзеляжа.
В трубки были вставлены угольные штыри и далее уже позиционировалась хвостовая часть. Затем были вклеены накладки из фанеры 6мм для грибков и, наконец, были вклеены фанерные усиления сверху и снизу. Учитывая, что ещё будет обшивка поверху из фанеры 0,6мм, я думаю, что этого будет вполне достаточно.
Пока есть прекрасный доступ к внутренней части фюзеляжа проще и лучше сразу установить топливный бак объёмом 1 литр. Две рейки 10х10мм и немного фанеры 2мм. Прочно, быстро и надёжно!
Далее делаем полушпангоуты верхней части хвостовой балки. Размеры взяты прямо по месту, а работу с карандашём и линейкой никто не отиенял…😉
Уже началась работа с центропланом и килём, но обэтом чуть позже…
Немного новой информации о постройке. С каждым днём самолёт принимает новый вид. Его вес сейчас почти 5кг. Берёшь в руки и “маешь весчь”!
Приклены все полушпангоуты гаргротов. Теперь осталось только обшить его фанерой 0,6мм. Утюжком фанеру недолго приклеить…
Прямо по месту началась сборка киля. Его высота 850мм. Бальзовый контур и фанерные нервюры. Будет обшит целиковым куском выкроенной фанеры с изгибом по передней кромке.
Володя, я вот все думаю… Такая ферма фюзеляжа как у твоего самолета достаточно жесткая конструкция. Её можно было бы и тканью обтянуть без ущерба прочности. А у тебя еще плюс работающая обшивка. Понятно что тебе для копийности необходимо обшить фанерой, но почему тогда 0,6 мм? Я полагаю что и крылья так же как и на прототипе ты тоже будешь шить фанерой. Если взять финскую 0,4 мм, прошкурить с двух сторон до 0,35 - 0,3 мм то ты без особого ущерба прочности сэкономишь достаточно большой вес. Мне сложно предположить сколько получится килограммов, но на таком большом самолете это будет существенно! Мои заключения умозрительны, хочется услышать твой ответ. Уверен, ты все рассчитал.
Я тоже много думаю, говорят, что это полезно… А если серьёзно, то это вопрос также занимал мой мозг. Конечно можно применить фанеру 0,4мм. У меня есть опыт работы с такой фанерой. Фанера 0,4мм очень тонкая, её тянет на клеевых швах даже ПВА. Качество поверхности не самое лучшее. Конечно оригинал тоже не без изъянов… Потом, прочностные характеристики этой фанеры, мягко сказать - никакие. Я обдумывал вариант сендвича, т.е обклейкая в начале конструкции бальзой 2мм и по ней, поверху фанеру 0,4мм. Возможно и так, но надо пробовать. Теперь почему фанера 0,6мм. Не я один такой, кто любит большие модели. Я имею знакомых, которые уже прошли этот путь. Я списался с человеком, который уже строил в Германии такой самолёт, а также Клемм 35 в прошлом году и сейчас делает Мессершмит - все в масштабе 1:2. Он посоветовал мне фанеру 0,6мм, немного прошкуренную с обеих сторон до размера 0,45мм - 0,5мм. Его модели получаются в границах допустимого веса 25кг. У меня был вопрос к нему о прочности фанеры. Он мне сказл, что практически фанеру 0,4мм получают путём прошкуриванием фанеры 0.6мм. Этому видимо можно верить, исходя с их одинаковой стоимости в магазине. Лист 1520х1520мм стоит 85 евро и той, и другой толщины. Если оба слоя прошкурены одинаково, что бывает крайне редко, то фанера всё равно очень много теряет в прочности. К тому-же она также теряет внешний вид натуральной берёзовой фанеры, на её поверхности отчётливо виден слой клея. Может это и мелочи, но мне это не нравится. Я описываю фанеру, которая имеется в наших магазинах. Может есть и другие производители о которых я не знаю. По весу, в принципе пока всё получается. Да, и этот вопрос тоже решаемый. В соседней Швейцарии граница веса 35кг. У меня есть лицензия от швейцарского клуба, где я состою. Потом, и у нас можно пройти специальный тест-контроль на прочность и получить доступ к полётам, даже на модель весом более 60кг. Только для такой модели нужно ещё купить лицензию. Но, я думаю, что мне удастся уложиться в лимит 25кг. Моя задача сделать планер весом не более 15кг.
Вчера я собрал каркас киля. Также,с внутренней стороны фюзеляжа, чисто в косметических целях проклеил стыки накладками их фанеры. Их будет видно внутри кабины, поэтому они должны выглядеть как у оригинала. После оклейки киля фанерой,передняя кромка будет приклеена из сосны, чтобы сохранить текстуру материала.
Крепление мотора. Узел нагруженный, к нему и подход особый. По опыту преждних построек знаю, что вполне достаточно собрать моторный короб из фанеры 3мм, а передний шпангоут из фанеры 6мм. Этого вполне достаточно для надёжной конструкции.
Так я и сделал. Лобзиком выпилил пять деталей, работы на полчаса. Для надёжного соединения все детали связаны шиповым соединением, что в разы увеличивает прочность таких клеевых швов. Боковые поверхности имеют облегчения, которые не только выполняют свою основную функцию, но и ещё позволят, в дальнейшем, без труда производить контроль и необходимое техническое обслуживание карбюратора мотора. На боковых поверхностях моторного короба будет располагаться с одной стороны пару рулевых машинок для карбюратора и, с противоположной стороны блок зажигания. Углы смещения оси мотора также заложены в конструкции.
После склейки на смоле моторный короб будет тщательно вышкурен и покрыт жидкой смолой. На фото сборка без клея, поэтому ещё видны выступающие шипы. Это сделано умышленно… После обработки шкуркой все поверхности будут очень ровными.😉
Думаю, что будет не лишним в этой теме небольшой обзор постройки самолёта Клемм 25Д энтузиастами из Австралии. Очень скоро я смогу воочию посмотреть этот проект, а пока несколько интересных, на мой взгляд, фотографий самого процесса.
Я всё глубже проникаюсь этим самолётом, становятся понятными решения конструктора. Теперь я твёрдо убеждён - то, что я сейчас делаю это прототип будущей большой копии, построенной по чертежам оригинала. В ближайшее время я получу чертежи и описание заводской технологии. Надо уже сейчас готовить материал, чтоб подсох до нужной кондиции…
Я продолжу повествование о постройке. После полимеризации смолы, мой моторный короб был тщательно прошкурен. Затем в переднем шпангоуте,лобзиком было выпилино отверстие квадратного сечения со стороной 120мм, соответствующее размеру короба. С небольшим усилием, но опять-же пока без клея он занял своё место. По верхней и нижней части будут установлены алюминевые уголки, которые окончательно сделают этот узел очень прочным. Вполне возможно, что придётся устанавливать ещё и глушитель четырёхкамерный внутри фюзеляжа. С шумом у нас строго…
Теперь шарнирное соединение руля поворота. Узел не сложный, но требует точности. В качестве шарниров используется многослойная фанера из берёзы. Внутри шарнира, в качестве оси вращения обычная трубка. Бальзовая кромка толщиной 10мм, как со стороны киля, так и со стороны руля поворота усилена накладкой из фанеры 0,8мм, в которой прорезаны пазы для крепления шарниров. Фанера здесь просто необходима,т.к. бальза сама по себе не является несущим материалом. После того, как все детали подогнаны, они устанавливаются на положенные им места и весь узел склеивается. Во время склейки все шарниры связаны проволокой, которая будет являться осью вращения руля поворота, что позволит , в итоге, получить их абсолютную соосность.
Двигаемся дальше… Руль поворота - большой и округлый. Решено было сделать его заднюю кромку из переклея двух сосновых реек 5х3мм. Рейки были предварительно распарены в горячей воде и уложены на столе при помощи обычных гвоздиков. После того, как они просохли и приняли необходимую форму были склеены. Затем началась непосредственно сборка внутреннего каркаса. В настоящий момент руль поворота ещё не окончен. Предстои ещё обшить его периметр фанерой 0,6мм и сделать из той-же фанеры его переднюю часть полукруглой формы. Фанера легко гнётся, поэтому проблем быть не должно.
Пока просыхает руль поворота начата работа со стабилизатором. Его размах 1760мм. Узел его крепления - это четыре болта М5 по два с каждой стороны. Это практически, как и у оригинала. Для транспортировки также очень удобно.
Задняя кромка выполнена их бальзы твёрдой 10мм и с одной стороны проклеена фанерой 0,8мм. В местах крепления грибков вклеены усиления из фанеры 6мм.
В продолжение темы… Руль поворота начал по-тихоньку “обрастать” фанерными деталями. Для начала по его передней кромке из фанеры 0,6мм, немного прошкуренной, был приклеен лобик. Фанеру пришлось немного смочить водой, чтоб легла ровно и без напряжения.В начале без клея на иголках и после просыхания уже на клее. Также в нижней части руля была вклеена качалка руля поворота. Она большая, с плечём на сторону 120мм. Низ руля,от места крепления качалки, был также усилен парой фанерных накладок. Теперь конструкция получилась очень прочная!
Прямо на фюзеляже я начал собирать стабилизатор. Корневые нервюры из фанеры 5мм, остальные будут бальзовые.
Скоро продолжим…
Впечатляет!
Особенно информация про качалку! 240 мм! Это размах хвостового оперения некоторых вполне приличных моделей!
Да, Максим, ккчалка большая… Я умышленно упрощаю многие детали. В оригинале эта качалка выглядит “немного” иначе. У меня на это самолёт пока иные планы.
Я имею уже достаточного много информации на этот самолёт. К следующему сезону буду делать копию по оригиналным чертежам. Есть желание поехать во Францию на аэродром Ля-Ферте-Алье на чемпионат по большим копиям. Думаю, что масштаб будет другой (размах около 9 метров) и мотор уже 800см3. Вот тогда можно посмаковать копийностью от души. Лимита в весе на таких чемпионатах не существует.
Я продолжу повествование о постройке. После полимеризации смолы, мой моторный короб был тщательно прошкурен. Затем в переднем шпангоуте,лобзиком было выпилино отверстие квадратного сечения со стороной 120мм, соответствующее размеру короба. С небольшим усилием, но опять-же пока без клея он занял своё место…]
Судя по ранее выложенным фотографиям передний шпангоут уже был приклеен к фюзеляжу. Чем и как так точно получилось вырезать квадратное отверстие?
И еще вопросик - как вы подгоняете косые срезы на раскосах при изготовлении , например фюзеляжа. Аккуратность точность , причем во всем - просто восхищают…
Владимир, возможно ли такое, что вы станете выкладывать фото на сервер ЯндексФото?
Радикал что то мутит, не всегда фото видно. При переходе на сам сайт радикала, фото тоже не показывают, только рекламу.
Попытался с другого браузера зайти, мало ли.
Вообще отказывается от туда что то загружать.
Кто еще с таким сталкивался, или только я счастливчик? 😁
Друзья мои!
Спасибо за ваш интерес к теме и за очень позитивные отзывы о моём труде.
Всё очень и очень просто… Отвечу по порядку.
По поводу стыков и раскосов. У меня есть несколько видов японских пил, с разными углами заточки и разным колличеством зубов. Я применяю их в зависимости от материала. Руку держать ровно научили ещё в детстве, поэтому нет проблем пилить ровно - ни пила, ни ножовка у меня не " гуляет". Говорю не хвалясь, не подумайте !! Подгонять косые срезы занятие не благодарное… Их нужно ровно отпиливать сразу!
В зависимости от толщины фанеры и колличества слоёв я использую различные виды пилок для лобзика. Такой подход позволяет мне выпиливать фанерные детали практически без дальнейшей обработки. Только немного палочкой со шкуркой. Кстати о палочках. У меня их несколько с различным зерном. Стало традицией перед постройкой новой модели делать новый инструмент, я про палочки. Люблю я аккуратность, это очень дисциплинирует! Вот и получается - отпилил ровно, немного прошкурил и приклеил. Бывает и брак конечно, все мы не без греха. Я сейчас болен…кашель замучал, у нас эпидемия. Поправлюсь сделаю короткое видео, чтобы не быть голословным. И выложу вам свой инструмент для осмотра. Мне никогда не бывает стыдно за свою работу. Очень люблю китайскую мудрость - “Ищи мастера там, где не видно”.
По поводу переднего шпангоута. Отверстие выпилино обычным лобзиком. В начале я разметил на шпангоуте это отверстие, затем по углам просверлил отверстия и четыре раза переставлял лобзик, чтобы пропилить каждую сторону. Почему в натяг? Ну, так точнее… А вообще есть привычка , “по умолчанию”, все внутренние размеры я выпиливаю по внутренней стороне от линии. Посмотрите в теме есть фото, где я снял сам процесс выпиливания деталей моторного блока. Кстати и шов видно… Совет - если хотите работать с фанерой лобзиком точно и ровно, то для начала нужно купить несколько различных видов пилок. Я не знаю, продаются-ли такие пилки у вас в магазинах.
У меня нет рабочих чертежей…никогда. Только оси и от них вся работа. В своей голове, ещё перед постройкой я мысленно начинаю собирать модель по узлам. Поэтому , как правило, всё происходит прямо по месту и из того, что есть в наличии. Я так привык.
Сергей! По поводу твоего вопроса. Моих фоток нет на Радикале, я их там только конвертирую до нужного размера. Собирусь с силами и создам там папку и буду тогда сохранять все фото там. Так что, не Радикал здесь виноват, а мой разгильдяйский подход. Я, честно, даже и не подумал об этом. Исправлю…
Исправлю…
Владимир, попробуй Яндекс, от чистого сердца советую, отличное хранилище для фото с удобным экспортом.
И чо, опять ссылки тыкать?
Продолжу… Немного по поводу инструмента. Вероятно всё, как у всех - пара рубанков с выставленым жалом на 0,25мм и 0,4мм, ножи, их много, чтоб не искать по столу. Шкурочки на палочках, которые сам делаю. Есть и фирменные от Каван, тоже со сменными полотнами и различным зерном, ну и японские ножовки, куда-ж без них.
Руль поворота подошёл к своей финальной стадии. Вклеены все усиления, прошкурен весь периметр, полностью зашит фанерой форкиль.
Вес получился 242 гр., что очень даже неплохо!
Далее было решено сразу обтянуть Оратексом руль поворота, благо для модели всё уже закуплено. Достал рулон плёнки, свой утюжёк, выставил 176 градусов и начал работать. Каракас в месте прилегания плёнки был покрыт специальным лаком для более прочного склеивания. Работа прошла быстро, не в первой… Окинул взглядом содеяное. А на просвет какая красота вышла.
Вау !! Именно так я и сказал…
Началась сборка стабилизатора, но об этом завтра…
Ну что нам остается кроме того, что бы так же сказать: “Вау”!!!