Управляемость самолёта с передним ретрактом и двумя килями на земле
Сабж. Имеем В-25 с носовым ретрактом и двумя килями, находящимися в потоке от винтов. В общем, меня интересуют способы сделать самолёт более стабильным на разбеге и при посадке, тк на данный момент есть четко выраженные проблемы:
- при разгоне с увеличением скорости самолёт становится черезмерно чувствительным к перекладкам РН
- при сбросе газа(при том, что скорость остаётся большой) чувствительность самолёта к перекладкам рн становится настолько мала, что рулить им становится реально проблематично
Так-же есть довольно большой люфт в приводе поворота носовой стойки, который устранить не представляется возможным без замены всего ретракта.
Сделать экспаненту, уменьшить расходы и поставь гироскоп на рулевое колесо.
Ещё можно сделать “фокус” двигателей с небольшим “схождением” основных стоек.
Думаю, для начала нужно разобраться с люфтом стойки ! Если есть свободный ход между органами управления и колесом, гироскоп не спасет !
Во время движения по поверхности необходимо всегда давать (почти полностью) руль высоты от себя, прижимая таким образом носовое колесо к тверди земной. Управляемость при этом весьма существенно улучшиться. Полностью относиться и к взлётно-посадочным скоростным режимам (сообразно моменту).
У меня есть такой аппарат. РН и носовое колесо посажены на разные каналы (можно независимо установить расходы). Если люфт вперед-назад, то это не очень критично. Если люфт по курсу, то читать Александра постом выше. На земле самолет очень хорошо рулится при любом газе. Скорее всего очень малы расходы носового колеса.
Как вариант настроить на аппаратуре режим “руления” который отключать сразу после отрыва от полосы - с большой экспонентой и зажатыми расходами рулей направления. Чтобы колесо рулило, а сами рули еле поворачивались.
У меня есть такой аппарат. РН и носовое колесо посажены на разные каналы (можно независимо установить расходы). Если люфт вперед-назад, то это не очень критично. Если люфт по курсу, то читать Александра постом выше. На земле самолет очень хорошо рулится при любом газе. Скорее всего очень малы расходы носового колеса.
В силу некоторых причин, люфт по сторонам на рулевой стойке не устранить
В силу некоторых причин, люфт по сторонам на рулевой стойке не устранить
Люфт, сколько градусов на сторону?
Люфт, сколько градусов на сторону?
5-10 градусов в каждую сторону
В силу некоторых причин, люфт по сторонам на рулевой стойке не устранить
Я бы сказал, что надо устранять “причины”, если люфт устранить невозможно. При болтании носового колеса вправо/влево на 10 градусов, стабильности Вы не добьетесь!
Это очень много, с таким носовым колесом рулить не спеша можно, но взлетать я бы не стал. Но это никак не объясняет плохую реакцию на отклонение носового колеса. Оно должно максимально отклоняться стиком аппаратуры градусов на 30-35 в каждую сторону. У Вас так?
В силу некоторых причин, люфт по сторонам на рулевой стойке не устранить
в таком случае, в силу этих причин, ровного курса при разбеге не добиться.
разбирайтесь с этими причинами и убирайте люфт из системы управления.
другого пути не существует 😉
По поводу люфта носовой стойки. Когда в большой авиации начали использовать носовую стойку, столкнулись с эффектом автоколебаний носового колеса по курсу. Это явление назвали “шимми”. Одной из причин его был и суммарный люфт стойки , который возникал от суммы люфтов всех движущихся механических узлов в этой системе. Долго разбирались, как с этим бороться. Кроме уменьшения люфтов внедрили смещение оси носового колеса от оси стойки назад и установку демпферов между неподвижной и амортизируемой частями стойки. Так что “кухня” этой носовой стойки тот еще вопрос…
А все математические и физические умозаключения и рекомендации по шимми делал ни кто иной как Келдыш Мстислав Всеволодович , тогда еще совсем молодой ученый, а в последствии, на долгие годы- бессменный президент Академии Наук СССР. Это я просто для информации , а не к тому, что проблема совсем не решаемая.
Шимми-известная проблема.и у создателя темы уже есть все козыри по устранению.дело за ним!