Short SC.7 Skyvan - "Небесный фургон"
Приветствую коллеги! Всех с наступившим Новым 2020 годом!
Когда-то, очень давно, или недавно, смотря как смотреть (2013г.), стартовал проект Short SC.7 Skyvan - “Небесный фургон” или, если угодно, эдакого “летающего сарая”.
За месяц был сделан каркас до какого-то состояния. Потом много чего было . Проект по форс-мажорным обстоятельствам был заморожен. Каким-то чудом удалось сохранить этот каркас и переместить его во времени и пространстве.
Желание вернутся к этому интересному проекту было всегда, но всё не хватало времени и определенных условий для продолжения работ над столь большим “чемоданом”.
Был месячный ре-старт-ап проекта в феврале 2018г с целью выйти на летную годность к сезону 2018г.
Удалось тогда продвинуться с работами по зашивке фюзеляжа, но это было весьма неудобно в условиях маленькой мастерской в квартире. Проект опять “замерз”…
_____________________________________________________________
Клуб малой авиации “АЭРОПЛАН”
Большой 6-метровый “Илья Муромец” был построен в маленькой мастерской квартиры, но заключительные стадии сборки и настройки были крайне неудобны.
Так что дальнейшая работа по совершенствованию проекта была отложена.
В своих модельных целях и планируемых проектах есть желание строить большие и особо большие копии в рамках “Летающего музея”. Работа над моделями большого размера требует и большого пространства для комфортной и продуктивной работы.
Давно есть осознание, что двигаться в этом направлении возможно только при создании соответствующих условий для работы. У меня уже был авиамодельный клуб “AIROBI” в прошлом и всегда было и есть желание иметь свой модельный клуб.
Долго ли, коротко ли, но ситуация с созданием нового модельного клуба решилась! 18 августа 2019г. в честь Дня Авиации России было принято официальное решение о создании Клуба малой авиации (сокращенно КМА) “АЭРОПЛАН” и решен вопрос о помещениях для клуба.
Почти три месяца потребовалось на то, чтобы принятые решения довести до реальных действий по воплощению в жизнь. Так что вся осень ушла на заботы по организации клуба, благоустройству помещений, строительству и созданию рабочего места.
Но все задуманное получилось!
И теперь созданные условия для работы позволяют рестартовать старым “большим” проектам и планировать новые.
Красота! Андрей, а размеры какие?
Масштаб 1/5
Размах 3958 мм
Длина 2442 мм
Размер миделя фюзеляжа примерно 0.5 х 0.5 метра
В начале проекта планировались бензиновые JC 30 EVO. И даже был приобретен один двигатель.
Но время внесло коррективы и теперь проект будет ориентирован на электроустановки.
Поздравляю, Андрей, с мастерской, клубом и новыми возможностями!
Надеюсь, и до АИРов очередь дойдет.
Душевный самолёт! Подписался. 😃
Как говорил А. Н. Туполев:-" Красивые самолеты - красиво летают". А вот как могут летать такие монстры, другой раз диву даешься. Я всегда удивляюсь, когда у людей хватает смелости на подобные проекты… Так что желаю удачи с любопытством буду наблюдать. И присоединяюсь к поздравлениям по поводу клуба.
Если присмотреться внимательно к фюзеляжу то видно что он как фрагмент(сектор) профильного крыла.он уже создаёт достаточную дельту подъёмной силы.длинные и широкие крылья ему не нужны-всеравно подъёмная сила образуется на передней кромке.недаром назвали"Воздушный змей".Андрей когда после постройки будете взлетать на поле,то смотрите как бы через два метра не взлетел и ветром его не понесло.вам нужно за массой смотреть.уж очень лёгкий не надо.чревато.удачи!
К вопросу о выборе прототипа.
Интересно вспомнить мотивы, по которым было решено делать модель копию именно этого прототипа.
А по прошествии большого времени с момента старта, заново переосмысливая проект, я остался практически на тех же позициях выбора.
Так почему же все-таки Skyvan или в дословном переводе “Небесный фургон” так интересен для меня, почему этот «летающий сарай» типа чемодан опять становится для меня целью?
Может из-за 19 парашютистов, которые с него прыгают или необычного, очень брутального внешнего вида или рож на фюзе и гламурной раскраски некоторых экземпляров?
Верно, но только отчасти…
Прототип действительно необычен, и не так прост, как может показаться с первого неискушенного взгляда.
Попробуем разобраться детальней.
Скайвэн похож на большое насекомое, типа майского жука, который, как известно, летать по теории не может, но замечательно трудится в небе. Многих, возможно, бесит его на первый взгляд вызывающе несуразный вид, с огромным, как чемодан, фюзеляжем и непропорционально маленькими, узкими крылышками.
В определенном смысле, по идеологии он близок к “Pilatus PC-6”, и не менее лаконичен и логичен в своей инженерной и технологической сути.
К летающим фургонам или, как я еще называю, “летающим чемоданам” у меня давняя пылкая любовь. Это может кому-то показаться странным на фоне сверхобтекаемых «селедок».
Причин здесь много:
- Фургонная компоновка фюзеляжа дает максимальный внутренний объем при минимальных внешних габаритах. Кстати, все поголовно автомобили, особенно минивэны - тоже чемоданы.
- Внутренний прямоугольный объем наиболее удобен и рационален для размещения пилотов, грузов, техники.
- С точки зрения прочности и веса, прямоугольный фюзеляж имеет явный приоритет, так как может быть образован фермой.
- С точки зрения технологичности, плоские панели проще и в изготовлении и в сборке. Фактически, они являются внутренним стапелем.
- А теперь моя самая любимая и вкусная часть – богиня АЭРОДИНАМИКА. Как же я ее обожаю, особенно нестандартную!!! Кто-то строит копии из-за стенда и деталировки, а вот у меня аэродинамика – главный мотиватор.
С точки зрения аэродинамики, оказывается, прямоугольный в миделе фюзеляж на много эффективней круглого в определенном диапазоне скоростей. Речь идет о небольших скоростях полета с наибольшим КПД. Интерференционное сопротивление от сопряжения крыла с фюзеляжем будет минимально, а оно вносит огромный вклад в общее сопротивление самолета. Также выгодно не сужать в плане фюзеляж. Аэродинамика - страсть как не любит сужений.
Фактически, мы получаем аэродинамическую компоновку типа «несущий корпус» или даже фюзеляж можно условно рассматривать как крыло сверхмалого удлинения, который дает очень существенную прибавку подъемной силы всего аппарата. Если посмотреть на боковую проекцию, то мы увидим фактически аэродинамический профиль крыла.
И не просто профиль, а S-образный профиль с S-образной средней линией, применяемый на летающих крыльях для обеспечения продольной устойчивости. Центр давления такого профиля перемещается назад при увеличении угла атаки, такие профили самостабилизирующиеся. Т.е. теоретически, фюзеляж Скайвэна сможет устойчиво планировать даже без крыльев и оперения, а развитые плоские боковые поверхности будут обеспечивать путевую устойчивость.
Что это дает? А это дает возможность делать стабилизатор минимального размера. Тут тоже есть нюанс. Относительно широкая хорда стабилизатора вроде бы даст приличное индуктивное сопротивление, но применение килей – шайб на концах стабилизатора повышает эффективное удлинение стабилизатора и тем самым снижает индуктивное сопротивление, повышая эффективность ГО.
Щелевой руль высоты с перевернутым профилем довершает “вкусную” картинку по продольной устойчивости и управляемости.
Конечно, надо крылья расположить в месте аэродинамического фокуса фюзеляжа, и это можно точно определить на продувках в трубе, но тут разработчики Скайвэна сделали честно свое дело в свое время.
Теперь понятно, почему такие, казалось бы, несуразно узкие и маленькие крылья к такому пузатому фюзу. Чем больше удлинение крыла, тем оно более эффективно по аэродинамическому качеству, так как в разы уменьшается интерференционное сопротивление из-за концевых вихрей. С другой стороны, чем больше удлинение, тем проще обеспечить приемлемый коэффициент продольной устойчивости Аг.о.= (Sг.о. х Lг.о.) / (S кр. х bСАХ) и желателен в диапазоне 0.5 – 0.7 для комфортного пилотирования.
Нетрудно заметить, что, чем меньше средняя хорда крыла, тем лучше продольная устойчивость!
Плюс к этому имеем великолепный обдув моторами значительного участка крыла, в сочетании с щелевыми закрылками. Это будет очень эффективно на взлете/посадке, т.е. садится можно будет «пешком» на крохотные площадки. А хорошее удлинение крыла дает меньше переживаний от отказа одного движка, так как они сравнительно близко друг к другу по отношению к общему размаху. И к тому же в струе винта очень хорошие по площади кили! Так что можно почти не беспокоится, что отказ одного мотора будет фатальным! Всё будет лететь и управляться идеально!
Если посмотреть сверху на «Скайвэна» - увидим почти планерные пропорции. Можно даже его условно считать двухмоторным мотопланером с несущим фюзеляжем!!! Респект разработчикам Скайвэна!
Высокая высота фюзеляжа с высоко расположенным крылом дает дополнительную поперечную устойчивость, так как ц.т. будет значительно ниже фокуса крыла и также дает возможность поставить подкосы, организовав оптимальную по прочности схему подкосного высокоплана, значительно разгружая крылья от аэродинамической нагрузки. Учитывая, как сказано выше, то, что фюзеляж берет на себя часть подъемной силы аппарата, то маленькие крылья становятся несильно нагруженными весом и критическим для прочности лонжеронов сечением - будет место в районе окончания подкоса. Но к вопросам прочности мы еще вернемся чуть позже.
Так как я обожаю «пешеходные» скорости полета, когда можно во всех подробностях насладится видом проплывающего мимо корабля, а не прятаться в блиндаже от носящейся, с трудом различимой «пули», то еще более на руку «пузатость» Скайвэна, его много, его хорошо будет видно, он солидный и величественный!
- Постепенно подходим к дизайнерско -стилистическим факторам выбора.
Скайвэн удивительным образом вобрал в себя мои эстетические пристрастия к виду летательных аппаратов, я бы даже сказал немного в гиперболизированном виде. Тут уж трудно найти осязаемые объективные критерии оценки. Но вот нравится он мне во всех ракурсах и все тут! А красивое - всегда красиво летает!
Единственно – дико раздражают гламурные раскраски Скайвэна!
Ну нельзя над летающей машиной так глумиться! Руки поотрывал бы этим художникам! Неужели пилотам приятно летать в таком уродском обличьи. Не понимаю!
Сначала, когда впервые попался мне Скайвэн с этими рожами – было просто смешно, но смех быстро прошел при детальном знакомстве с этой удивительной машиной и сменился раздражением от глумления над летающей машиной.
Конечно, потратив год, а может и больше над копией, вложив в нее душу и сердце, вряд ли захочется глумиться над своим трудом.
Главное – есть достаточное количество нормальных, стильных, солидных окрасов.
Особенно нравится этот - малазийский LAYANG SM-LLA
- С точки зрения функциональности, как копии F4C, “Скайвэн” притягателен, конечно же огромным транспортным отсеком и простым люком, открывающимся внутрь фюзеляжа вверх. Спартанский интерьер фюзеляжа достаточно прост в реализации. Безусловно хочется реализовать эффектный выброс десанта, а может и техники, хотя в последнем прототип замечен не был. Но для шоу можно и танк десантировать, не говоря уже о джипах.
Чудесная машина! Давно заглядывался на нее и бомбардировскую амфибию. У нас в городе такой летает, сбрасывая парашютистов по пятницам и субботам. Совершенно белый. Очень маневренный самолет, не смотря на формы. В воздухе смотрится хорошо. Поздравляю Андрей с хорошим начинанием. Удачи!
Небольшой фоторяд этой удивительной машины был сделан для вдохновения!
А что, хороший такой самолетик ! Понравился, все уродства на месте ! Не все ж лебедей строгать !
К вопросу о выборе прототипа.
…
5. А теперь моя самая любимая и вкусная часть – богиня АЭРОДИНАМИКА. Как же я ее обожаю, особенно нестандартную!!! Кто-то строит копии из-за стенда и деталировки, а вот у меня аэродинамика – главный мотиватор.С точки зрения аэродинамики, оказывается, прямоугольный в миделе фюзеляж на много эффективней круглого в определенном диапазоне скоростей. Речь идет о небольших скоростях полета с наибольшим КПД. Интерференционное сопротивление от сопряжения крыла с фюзеляжем будет минимально, а оно вносит огромный вклад в общее сопротивление самолета. Также выгодно не сужать в плане фюзеляж. Аэродинамика - страсть как не любит сужений.
Фактически, мы получаем аэродинамическую компоновку типа «несущий корпус» или даже фюзеляж можно условно рассматривать как крыло сверхмалого удлинения, который дает очень существенную прибавку подъемной силы всего аппарата. Если посмотреть на боковую проекцию, то мы увидим фактически аэродинамический профиль крыла.…
Теперь понятно, почему такие, казалось бы, несуразно узкие и маленькие крылья к такому пузатому фюзу. Чем больше удлинение крыла, тем оно более эффективно по аэродинамическому качеству, так как в разы уменьшается интерференционное сопротивление из-за концевых вихрей.
…
.
Вот видит бог - совсем не для того что бы поумничать, а просто для большей ясности хочу уточнить некоторые нюансы и исправить явные описки. т.к. я не сомнневаюсь что это не ошибки, а именно описки.
Как сказано в конце поста большое удлинение - очень положительно влияет на аэродинамичекое качество крыла. Это происходит из-за уменьшения ИНДУКТИВНОГО а не интерференционального сопротивление, как там явно по запарке написано. Интерференциональное сопротивление, как выше указано возникает в местах стыка поверхностей.т.е., например, стыке крыла и фюзеляжа и т.п. А индуктивное на конце крыла из-за перетекаания воздуха с нижней поверхности крыла на верхнюю поверхность именно на законцовке крыла. Ведь снизу крыла давление выше и воздух стремится туда где давление меньше и может это сделать только через законцовку. Вперед воздух не пойдет, а на задней кромке он уже и так соединился с воздухом с верхней поверхности Вот на конце крыла и возникает вихрь. И чем больше удлинекние тем на меньшй части крыла этот вихрь засер… т.е. загаживает площадь крыла.
А вот теперь как раз можно поговорить и про фюзеляж принимаемый за крыло с очень маленьким удлинением. Хотя у этого “крыла” и очень толстый профиль, но наверное перетекания воздуха все-же тоже будет и индукционное сопротивление вполне може быть солидным…
Ну это так -размышления вслух.
Прошу Андрея извинить, если, что-то не так и не корректно написал.
Сергей, спасибо за замеченную описку. Конечно на концах крыла возникает ИНДУКТИВНОЕ сопротивление.
Насчет боков фюзеляжа - тут истинную картину обтекания может дать продувка. Но то что развитые боковые поверхности фюзеляжа добавят путевой устойчивости очень реально. Очень интересны будут летные испытания!
К вопросу о выборе прототипа.
Единственно – дико раздражают гламурные раскраски Скайвэна!
Ну нельзя над летающей машиной так глумиться! Руки поотрывал бы этим художникам! Неужели пилотам приятно летать в таком уродском обличьи. Не понимаю!
Сначала, когда впервые попался мне Скайвэн с этими рожами – было просто смешно, но смех быстро прошел при детальном знакомстве с этой удивительной машиной и сменился раздражением от глумления над летающей машиной.
Конечно, потратив год, а может и больше над копией, вложив в нее душу и сердце, вряд ли захочется глумиться над своим трудом
.
Это вы зря - крутейший раскрас, как из фильма «Затяжной прыжок»
Можно потом на шоу миниатюрку сотворить с парашютистами😁
Насчет боков фюзеляжа
Ничего страшного, все определяется площадью х на коэф. сопротивления формы, в данном случае для пластины или параллелограмма, аналогично в других проекциях. Вчера и сегодны наблюдал за полетом вживую и очень внимательно. Впечатления очень положительные. По полету трудно определить полный или порожняком (после сброса парашютистов), легко маневрирует, очень красиво садится и взлетает. Всего просмотрел 8 взлетов-посадок за 2 дня.
P.S. И мне кажется, что радужный раскрас этому самолету к лицу.
Это вы зря - крутейший раскрас, как из фильма «Затяжной прыжок»
Можно потом на шоу миниатюрку сотворить с парашютистами😁
На вкус и на цвет - все фломастеры разные
Выше упоминали об интерференции. На данной машине очень оригинально решен вопрос снижения интерференции минимизацией зализов только в носовой части профиля корневой части крыла.
Щелевой руль высоты с перевернутым профилем
Указывают на то, что у данной машины очень передняя центровка. Это же вытекает и из расчетов по ниже приведенной вами формуле. В данном случае Су эффективность фюзеляжа учитывать не корректно, т.к. у его “профиля” явно “кабрирующие” предпочтения.
Приветствую, коллеги!
Думал, в каком формате вести этот проект.
В хронологическом уже сложно, так как проект стартовал в 2013-м. Много чего позабылось да и времени на это много надо…
В формате он-лайн репортажа о постройке тоже наверно не получится, опять таки из-за нехватки времени.
Поэтому скорее всего будут сообщения “под настроение” и о каких-то интересных моментах проекта, которые уже были или происходят.
Итак, в каком же виде проект получил рестарт уже в этом году?
Вхождение в старый проект всегда момент очень непростой. Нужно вспомнить, что и зачем делалось, вжиться в проект, придумать новые решения…
Для начала просто собрать и посмотреть…
И начать с чего-то очевидного и понятного. Продолжаем (через 2года:)) зашивку верхней скругленной части фюзеляжа. Эта поверхность двойной кривизны, поэтому оптимальным будет зашивка “по корабельному” 3-мм бальзой:
Зачищаем поверхность. Вроде все без провалов формы получается!
Андрей, такое расстояние между нервюрами в консолях чем вызвано?
Это только силовые нервюры в районе кронштейнов подвески элеронов и закрылков.
Полный набор крыла такой будет. Остальные нервюры планируются из пенопласта
Приветствую, коллеги!
Небольшая ретроспектива событий 2-х годичной давности (февраль 2018г.)
Был сделан месячный сеанс работы со “Скайвэном”
Зашивка фюзеляжа
Формирование аккумуляторного отсека:
Зашивка салона подложкой потребовала некоторых акробатических этюдов😁
Формирование подкрепляющих стенок для внешней зашивки
Все угловые зоны зашиты бальзой, а внутренние панели - пенопластом подложкой
Самый отчаянный член нашей артели проходит психологическую подготовку к десантированию! 😛
В молчании егнят сейчас увидел этот самолёт)
Приветствую, коллеги!
Прежде чем обратится к событиям по постройке сегодняшних дней, наверно уместно сделать еще небольшую ретроспективу проекта, вернувшись на ранние стадии сборки.
В конструкции фюзеляжа модели, традиционно стараюсь следовать топологии конструкции настоящего самолета.
Фюзеляж практически “коробка”, но стороны “коробки” разные, одинаковые только боковины, поэтому с них и начинается изготовление:
Верх фюзеляжа имеет эдакий “брутальный” очень развитый пилон крыла:
А нижнее днище коробки имеет “вырожденное” нижнее крылышко - оно же обтекатель для мощных лонжеронов крепления стоек шасси:
Сборка сторон “коробки” очень занимательная процедура, когда сразу появляется впечатляющий объем аппарата.
Перед постройкой носа фюзеляжа был сделан посадочный манекен средней перцентили -175см - /5 = 35см.
Проверяем манекена на компоновке Як-18Т:
… с удивлением видим, что даже Джейн с трудом помещается в полный рост.😃
Без потолка Джек и Джейн конечно комфортно сидят
Да и с потолком вроде им не тесно!
Каркас носа зашивается бальзой “по-корабельному”, включая и боковые фонари кабины
Потом кабину расчленяем, и получаем в том числе пуансоны для изготовления боковых окон, которые должны быть правильно закруглены.