Маленькая тема про маленький По-2
75-летию Великой Победы посвящается.
Люблю я этот самолётик. Симпатичный, с героической биографией.
Несколько раз воспроизводил его в моделях. Первый раз – в 2004 году в масштабе 1:10 из бальзы. Полётный вес был 1400 грамм. Мотор был спид-400, батарейки – никель-кадмий.
От него осталась только эта фотка:
Потом были ещё два:
в масштабе 1:15 в 2005 году:
Эти были уже «бутылочниками», но тоже не особо удачными – у маленького, 1:15, который весил 450г. были проблемы с мотоустановкой (тогда ещё никель-кадмий и спид-300), а у того, что побольше, был выбран не совсем правильный профиль крыла. Но летал неплохо – там уже стоял бесколлекторник и литий-полимерная батарейка. Весил он 750г.
У обоих была вполне себе копийная имитация мотора М-11, а у второго, 1:12, были даже растяжки на бипланной коробке. И, тем не менее, у обоих крылья снимались - если посмотреть внимательно, на снимках видно, что крылья крепились на резинках.
Это предисловие.
Потом болванка на По-2 1:12 лежала и пылилась несколько лет, пока в 2013 году я не взялся сделать по ней ещё один По-2.
С того периода остались только несколько фото, как я делал фюзеляж:
Хотя нет, это, скорее всего, какой-то другой фюзеляж, т.к. на фото болванка ещё не распиленная, а где-то в 2013 году данная болванка была сегментирована, и на носу появилась характерная цилиндрическая наделка, для имитации корпуса мотора:
И эта имитация на фюзеляже данного По-2 уже присутствует.
Но тогда не срослось - взялся, да и бросил…
Уже почти полностью сделал, даже успел покрасить, да вот беда - крылья получились кривые (обнаружил это уже после покраски всего самолёта 😃), и забросил его ещё на четыре года.
А в 2017-м вдруг как пробило – надо доделать!
Маленькое пояснение: данный По-2 сделан по «бутылочной» технологии, то есть фюзеляж у него из ПЭТ-бутылок, крыло – пенопласт, а хвост из потолочки. Обшивка – скотч.
Кто-то, может, и скажет : «фу! разве копии делают с ЭТОГО?!»
Вот сейчас и проверим, можно ли из таких копеечных материалов «с помойки» сделать вполне приличный самолётик.
Начинаем!
Фюзеляж у меня уже был, сделал к нему новые крылья, хвост, обтянул их скотчем, и работа закипела. Ничего особенного в этом этапе не было, крылья были вырезаны струной из мелкошарикового пенопласта. Как это делается, все прекрасно знают, поэтому можно на этой теме не заостряться, тем более, что на ранних этапах я процесс не фотографировал, поэтому фото будут только с этого этапа.
Вклеиваем деревянные сухарики в стабилизатор и крыло для крепления подкосов:
Закрываем их кусочком бумаги и поверх неё скотчем:
Ставим сухарики в нижнее крыло для крепления его к фюзеляжу, закрываем их бумагой и скотчем:
Примерка нижнего крыла на уже имеющийся готовый фюзеляж:
Обратите внимание – фюз уже покрашен, крылья и хвостовое оперение – новые.
На фото хорошо видно, что теперь крепление нижнего крыла к фюзеляжу не на резинках, а четырьмя небольшими саморезами. Они проходят через отверстия в четырёх деревянных сухариках на нижнем крыле, и закручиваются в две поперечные деревянные рейки 10х10мм в фюзеляже.
Размечаем нос на 5 секторов по 72 градуса под 5 цилиндров:
Ну какой же По-2 без имитации пятицилиндрового М-11?! Кровь из носу, но любой, кто моделирует этот самолёт, просто обязан сделать более-менее приличную имитацию мотора.
Да, я понимаю, что на полукопии в масштабе 1:12 воспроизвести все нюансы мотора М-11 чрезвычайно трудно. Да собственно говоря, и не нужно - у меня же всё-таки полукопия.
Но что-то сделать всё же надо! И чтобы ЭТО было похоже! Ну, хотя бы с расстояния в 1 метр…
Увы, токарного станка у меня нет, но мир не без добрых людей. Цилиндрики мне выточил Андрей Пушков - руководитель авиамодельного кружка Фрунзенского района. Я пару раз приезжал к нему в кружок, и показывал его пацанам, как делать «бутылочники», ну, а Андрей мне тоже в ответ много хорошего сделал, в частности, вот эти цилиндрики:
Размечаем нос, делаем отверстия под крепление цилиндров, +окошки охлаждения мотора. Через них же и будут завинчиваться винтики, крепящие цилиндры:
Режем снизу под капотом ещё одно отверстие для охлаждения мотора. Через него же удобно, просунув в него палец, потрогать мотор насчёт перегрева:
Винтиками М2,5 изнутри крепим цилиндры, и из алюминиевой 3мм проволоки и термоусадки делаем имитацию выхлопных труб мотора:
На нескольких фото неплохо видны стойки и способ их крепления. Стойки - из стальной 1,2мм проволоки, обтянутой термоусадкой. Для жёсткости и придания необходимого объёма стойкам в каждую термоусадку, засунул ещё и бамбуковую палочку. На крыльях стойки крепятся к деревянным сухарикам, вклеенным в них на титан, а на фюзеляже деревянные же сухарики приклеены изнутри фюза на момент. Во всех случаях крепление осуществлено малюсенькими саморезиками 2,5х10
Продолжение следует…
Покраска.
Один из самых интересных этапов.
Ну что ж, мешаем краски, готовим кисти…
Планер специально обфоткал с разных ракурсов, чтобы можно было рассмотреть подробности конструкции.
Весовая сводка:
нижнее крыло - 60г.
верхнее крыло - 64г.
фюзеляж - 59г.
хвост - 18г.
шасси - 23г.
стойки - 19г.
имитация цилиндров - 26г.
Всего: 269 грамм.
Камуфляж решил делать трёхцветный, по типу этого:
Фоткаем через неделю, когда подсохло:
Вес до покраски - 269 грамм.
После покраски - 308 грамм.
краска добавила 39 грамм.
Продолжение следует…
Продолжаем.
Мотор и регулятор на весах:
51 грамм
Ставим алюминиевую декоративную накладку на мотор:
По-2 самолёт знаковый, и очень хочется, чтобы он не был безликим, хочется, чтобы был узнаваемым. То есть, должна быть какая-либо надпись на борту. На предыдущих По-2 писал «Смерть фашистам». Повторяться в очередной раз не хотелось, и вот, нашёл:
Отлично! Решил так: более крупную надпись «Мстим» вырежу из белой самоклейки, а вот всё остальное придётся рисовать руками. Но для начала всю надпись, которую буду писать рейсфедером, прорисовал карандашом на бумаге. Вроде всё ровненько.
Теперь берём в руки рейсфедер и рисуем:
Далее, опять же карандашом на бумаге, прорисовываем надпись «Мстим», вырезаем её же из белой самоклейки и аккуратно клеим её на борт:
После этого, оставляя тонкую белую кромку по краям, закрашиваем белые буквы «Мстим» красным маркером. И режем из красной самоклейки звёзды. Наклеиваем их на белую самоклейку, и, оставляя белую кромку по краям, вырезаем:
Рядом с звёздами виден и жёлтый номер «12».
К вопросу о номерах.
Вот картинка и фото этого же самолёта:
А вот фото его же, но уже без номера:
Самолёт один и тот же, а номера на киле разные: 12 и 19. Третий вариант вообще без номера. Ну, пусть у меня будет 12.
К слову сказать, роясь в тырнете, наткнулся на фото По-2 с такой же надписью, стоящего перед аэропортом в Краснодаре.
Надпись, что ни говори, выполнена качественно! Копировал мастер, с большой буквы Художник. Жаль, что у них там, в Краснодаре, не нашлось Мастера, который бы сделал этому По-2 нормальные киль, стабилизатор и законцовки. Нарушения геометрии просто дикие! Я уж не говорю про мотор и винт. Грустно.
Продолжаем.
Теперь прочая начинка.
Тяга на руль высоты, костыль, соединение половинок руля высоты:
Заготовка для батарейного отсека (из трубы утеплителя):
Ставим приёмник и батарейный отсек:
Делаем вертикальные соединительные тяги для элеронов нижнего и верхнего крыла:
Сажаем пилотов:
(парни? девчонки? Под шлемом непонятно. Пусть будут девчонки, тем более, что надпись на борту соответствующая).
Продолжение следует…
Жаль, что у них там, в Краснодаре, не нашлось Мастера, который бы сделал этому По-2 нормальные киль, стабилизатор и законцовки.
Мастер есть и не один только конкурсы выигрывают "Друге " мастера.
По…я от начала до конца. Оперение от як-52-55. Крылья из элеронов. Мотор- шедевр. Головки и цилиндры от мотоцикла “Урал”. А чтоб головки поперёк не стояли - их развернули на 90 градусов. В обще в лучших традициях современного кинематографического макетирования.😁😵😇
в лучших традициях современного кинематографического макетирования.
Фотографировал лично, в Бологое, рядом с вокзалом. Стоит там уже года четыре. Этот “красавец” видимо, должен изображать Як-3.
Шедеврально. Особенно винт.
Да что винт? Там всё в одном стиле: и шасси, и фонарь, и весь фюзеляж… Тьфу, глаза б мои не смотрели!
Это однако,реквизит с современного фильма,истребители, впарили администрации,за бабло че …ну проподать ,сбросьте его там,
Продолжаем.
Делаем пулемёт ДА.
Кусочек буковой палочки, немного чёрного пластика, зубочистки и термоусадка… и вуаля:
м-да-а… не ахти как получилось. Ну ладно, у нас полукопия.
Рядом с ДА макетик ШВАК (делались одновременно, ШВАК – на турель Пе-8).
Поставил пулемёт на положенное ему место:
Первый раз в поле (пока ещё без пулемёта):
Рядом с собратьями («Скайрейдер», Ю-87, B5N2 «Кейт»):
В небе самолётик повёл себя ожидаемо: устойчив, на ручке «не висит», маневренность в норме. Не валится; стрекоча моторчиком, легко ходит в «пол-газа». Садится и взлетает без проблем. Разбег/пробег около 2-3 метров. Скорость небольшая, пилотаж крутит спокойно, без напряга.
Тяговооружённость у него меньше единицы, что-то около 0,6…0,7, да оно больше и не надо. Да, не истребитель - скорости маловато, в вертикаль со свистом не уходит. Через несколько полётов становится даже скучно. Это с точки зрения пилотажника и бойца. А вот с точки зрения получения эстетического удовольствия… такой самолётик - самое то!
Весовая сводка:
После покраски был 308 грамм.
Добавилось:
Наклейки – 5г.
Мотор +регуль – 51г.
Винт+пропсейв – 10г.
Сервы – 21 г.
Тяги – 10г.
Удлинители для серв – 3г.
Батарейный отсек – 4г.
Пилоты – 6г.
Пулемёт – 3г.
Козырьки – 1г.
Добавилось всего: 114 грамм.
Итого вес без батарейки – 422 грамма.
Мотор: серии 2826 весом 44 грамма кв 1200, винт 8х6, регуль 10А.
Батарейка 3-х баночная,0,5…0,6А/ч. Можно всунуть и 0,8…0,9. Ток потребления около 8…9А
Тяга примерно 300…350 грамм. Полётный вес с батарейкой 0,5 А/ч (47г.) – 469 грамм.
В апреле 2017 случилось этому «Кукурузнику» побывать и на соревнованиях по радиобою (СОЮЗ-500):
в одном ряду с Корсаром, Фау-1, Ки-43, Ки-61, Уайлдкэтом.
Не в качестве бойцовки, а так… полетать в антракте.
Ну, и полетал. Не один, а в паре с «Корсаром». Я специально попросил порулить «Корсаром» Михаила Голубкова, присутствовавшего на стартах. Чем серьёзнее противник, тем интереснее: Миша Голубков – Чемпион Мира 2016г по АСЕСу (один из вариантов полукопийного радиобоя).- rcopen.com/forum/f84/topic442997/245)
Да и проиграть такому зубру не страшно – это не позор, а честь.
Экспромтом разыграли с ним эпизод из Корейской войны 1950-1953г. Ну, а чего? «Корсары» у американцев там в полный рост воевали, По-2 у северокорейцев были, почему бы им в небе не встретиться?
Первая часть 5-и минутного боя идёт без озвучки, а на вторую часть удачно наложилась «Группа крови» на корейском.
Занятно получилось:
К сожалению, погода была дрянь – постоянно валился снег на объектив камеры.
Немного переделал крепление пулемёта.
В оригинале это выглядело так:
Добавил небольшую переходную пластину, имитирующую шкворень:
По-2 и сейчас у меня живёт-поживает, висит на проволоке под потолком, на самом почётном месте, радует глаз.
Полностью исправен.
Мастер, спасибо, за красавца!
Красивый бой! Спасибо, Денис!!!