Маленькая тема про маленький По-2

Денис_из_Петергофа

75-летию Великой Победы посвящается.

Люблю я этот самолётик. Симпатичный, с героической биографией.
Несколько раз воспроизводил его в моделях. Первый раз – в 2004 году в масштабе 1:10 из бальзы. Полётный вес был 1400 грамм. Мотор был спид-400, батарейки – никель-кадмий.

От него осталась только эта фотка:

Потом были ещё два:
в масштабе 1:15 в 2005 году:

и 1:12 в 2008-м:

Эти были уже «бутылочниками», но тоже не особо удачными – у маленького, 1:15, который весил 450г. были проблемы с мотоустановкой (тогда ещё никель-кадмий и спид-300), а у того, что побольше, был выбран не совсем правильный профиль крыла. Но летал неплохо – там уже стоял бесколлекторник и литий-полимерная батарейка. Весил он 750г.

У обоих была вполне себе копийная имитация мотора М-11, а у второго, 1:12, были даже растяжки на бипланной коробке. И, тем не менее, у обоих крылья снимались - если посмотреть внимательно, на снимках видно, что крылья крепились на резинках.

Это предисловие.

Потом болванка на По-2 1:12 лежала и пылилась несколько лет, пока в 2013 году я не взялся сделать по ней ещё один По-2.

С того периода остались только несколько фото, как я делал фюзеляж:

Хотя нет, это, скорее всего, какой-то другой фюзеляж, т.к. на фото болванка ещё не распиленная, а где-то в 2013 году данная болванка была сегментирована, и на носу появилась характерная цилиндрическая наделка, для имитации корпуса мотора:

И эта имитация на фюзеляже данного По-2 уже присутствует.

Но тогда не срослось - взялся, да и бросил…

Уже почти полностью сделал, даже успел покрасить, да вот беда - крылья получились кривые (обнаружил это уже после покраски всего самолёта 😃), и забросил его ещё на четыре года.

А в 2017-м вдруг как пробило – надо доделать!

Маленькое пояснение: данный По-2 сделан по «бутылочной» технологии, то есть фюзеляж у него из ПЭТ-бутылок, крыло – пенопласт, а хвост из потолочки. Обшивка – скотч.
Кто-то, может, и скажет : «фу! разве копии делают с ЭТОГО?!»
Вот сейчас и проверим, можно ли из таких копеечных материалов «с помойки» сделать вполне приличный самолётик.

Начинаем!

Фюзеляж у меня уже был, сделал к нему новые крылья, хвост, обтянул их скотчем, и работа закипела. Ничего особенного в этом этапе не было, крылья были вырезаны струной из мелкошарикового пенопласта. Как это делается, все прекрасно знают, поэтому можно на этой теме не заостряться, тем более, что на ранних этапах я процесс не фотографировал, поэтому фото будут только с этого этапа.

Вклеиваем деревянные сухарики в стабилизатор и крыло для крепления подкосов:

Закрываем их кусочком бумаги и поверх неё скотчем:

Ставим сухарики в нижнее крыло для крепления его к фюзеляжу, закрываем их бумагой и скотчем:

Примерка нижнего крыла на уже имеющийся готовый фюзеляж:

Обратите внимание – фюз уже покрашен, крылья и хвостовое оперение – новые.
На фото хорошо видно, что теперь крепление нижнего крыла к фюзеляжу не на резинках, а четырьмя небольшими саморезами. Они проходят через отверстия в четырёх деревянных сухариках на нижнем крыле, и закручиваются в две поперечные деревянные рейки 10х10мм в фюзеляже.

Вот и хвост готов:

Размечаем нос на 5 секторов по 72 градуса под 5 цилиндров:

Ну какой же По-2 без имитации пятицилиндрового М-11?! Кровь из носу, но любой, кто моделирует этот самолёт, просто обязан сделать более-менее приличную имитацию мотора.

Вот он, наш исходный М-11:

Да, я понимаю, что на полукопии в масштабе 1:12 воспроизвести все нюансы мотора М-11 чрезвычайно трудно. Да собственно говоря, и не нужно - у меня же всё-таки полукопия.
Но что-то сделать всё же надо! И чтобы ЭТО было похоже! Ну, хотя бы с расстояния в 1 метр…

Увы, токарного станка у меня нет, но мир не без добрых людей. Цилиндрики мне выточил Андрей Пушков - руководитель авиамодельного кружка Фрунзенского района. Я пару раз приезжал к нему в кружок, и показывал его пацанам, как делать «бутылочники», ну, а Андрей мне тоже в ответ много хорошего сделал, в частности, вот эти цилиндрики:

Размечаем нос, делаем отверстия под крепление цилиндров, +окошки охлаждения мотора. Через них же и будут завинчиваться винтики, крепящие цилиндры:

Режем снизу под капотом ещё одно отверстие для охлаждения мотора. Через него же удобно, просунув в него палец, потрогать мотор насчёт перегрева:

Винтиками М2,5 изнутри крепим цилиндры, и из алюминиевой 3мм проволоки и термоусадки делаем имитацию выхлопных труб мотора:

На нескольких фото неплохо видны стойки и способ их крепления. Стойки - из стальной 1,2мм проволоки, обтянутой термоусадкой. Для жёсткости и придания необходимого объёма стойкам в каждую термоусадку, засунул ещё и бамбуковую палочку. На крыльях стойки крепятся к деревянным сухарикам, вклеенным в них на титан, а на фюзеляже деревянные же сухарики приклеены изнутри фюза на момент. Во всех случаях крепление осуществлено малюсенькими саморезиками 2,5х10

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Покраска.

Один из самых интересных этапов.
Ну что ж, мешаем краски, готовим кисти…

Перед покраской:

Планер специально обфоткал с разных ракурсов, чтобы можно было рассмотреть подробности конструкции.

Весовая сводка:
нижнее крыло - 60г.
верхнее крыло - 64г.
фюзеляж - 59г.
хвост - 18г.
шасси - 23г.
стойки - 19г.
имитация цилиндров - 26г.

Всего: 269 грамм.

Камуфляж решил делать трёхцветный, по типу этого:

Красим:

Фоткаем через неделю, когда подсохло:

Вес до покраски - 269 грамм.
После покраски - 308 грамм.
краска добавила 39 грамм.

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Мотор и регулятор на весах:

51 грамм

Ставим алюминиевую декоративную накладку на мотор:

По-2 самолёт знаковый, и очень хочется, чтобы он не был безликим, хочется, чтобы был узнаваемым. То есть, должна быть какая-либо надпись на борту. На предыдущих По-2 писал «Смерть фашистам». Повторяться в очередной раз не хотелось, и вот, нашёл:

Отлично! Решил так: более крупную надпись «Мстим» вырежу из белой самоклейки, а вот всё остальное придётся рисовать руками. Но для начала всю надпись, которую буду писать рейсфедером, прорисовал карандашом на бумаге. Вроде всё ровненько.

Теперь берём в руки рейсфедер и рисуем:

Далее, опять же карандашом на бумаге, прорисовываем надпись «Мстим», вырезаем её же из белой самоклейки и аккуратно клеим её на борт:

После этого, оставляя тонкую белую кромку по краям, закрашиваем белые буквы «Мстим» красным маркером. И режем из красной самоклейки звёзды. Наклеиваем их на белую самоклейку, и, оставляя белую кромку по краям, вырезаем:

Рядом с звёздами виден и жёлтый номер «12».

К вопросу о номерах.
Вот картинка и фото этого же самолёта:

А вот фото его же, но уже без номера:

Самолёт один и тот же, а номера на киле разные: 12 и 19. Третий вариант вообще без номера. Ну, пусть у меня будет 12.

К слову сказать, роясь в тырнете, наткнулся на фото По-2 с такой же надписью, стоящего перед аэропортом в Краснодаре.

Надпись, что ни говори, выполнена качественно! Копировал мастер, с большой буквы Художник. Жаль, что у них там, в Краснодаре, не нашлось Мастера, который бы сделал этому По-2 нормальные киль, стабилизатор и законцовки. Нарушения геометрии просто дикие! Я уж не говорю про мотор и винт. Грустно.

Продолжаем.

Теперь прочая начинка.

Ставим серву на руль высоты:

Тяга на руль высоты, костыль, соединение половинок руля высоты:

Сервы на элероны:

Заготовка для батарейного отсека (из трубы утеплителя):

Ставим приёмник и батарейный отсек:

Делаем вертикальные соединительные тяги для элеронов нижнего и верхнего крыла:

Сажаем пилотов:

(парни? девчонки? Под шлемом непонятно. Пусть будут девчонки, тем более, что надпись на борту соответствующая).

Продолжение следует…

SAMODELKIN1
Денис_из_Петергофа:

Жаль, что у них там, в Краснодаре, не нашлось Мастера, который бы сделал этому По-2 нормальные киль, стабилизатор и законцовки.

Мастер есть и не один только конкурсы выигрывают "Друге " мастера.

По…я от начала до конца. Оперение от як-52-55. Крылья из элеронов. Мотор- шедевр. Головки и цилиндры от мотоцикла “Урал”. А чтоб головки поперёк не стояли - их развернули на 90 градусов. В обще в лучших традициях современного кинематографического макетирования.😁😵😇

Денис_из_Петергофа
SAMODELKIN1:

в лучших традициях современного кинематографического макетирования.

Вот ещё один “шедевр”:

Фотографировал лично, в Бологое, рядом с вокзалом. Стоит там уже года четыре. Этот “красавец” видимо, должен изображать Як-3.
Шедеврально. Особенно винт.
Да что винт? Там всё в одном стиле: и шасси, и фонарь, и весь фюзеляж… Тьфу, глаза б мои не смотрели!

Hakas

Это однако,реквизит с современного фильма,истребители, впарили администрации,за бабло че …ну проподать ,сбросьте его там,

Antoni_007

Таких шедеверов по стране…
Зайдите в любой музей, охереете.
История! Переписывание!
Зла не хватает!
Извиняюсь, что влез.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем.

Делаем пулемёт ДА.

Кусочек буковой палочки, немного чёрного пластика, зубочистки и термоусадка… и вуаля:

м-да-а… не ахти как получилось. Ну ладно, у нас полукопия.

Рядом с ДА макетик ШВАК (делались одновременно, ШВАК – на турель Пе-8).

Поставил пулемёт на положенное ему место:

Первый раз в поле (пока ещё без пулемёта):

Рядом с собратьями («Скайрейдер», Ю-87, B5N2 «Кейт»):

В небе самолётик повёл себя ожидаемо: устойчив, на ручке «не висит», маневренность в норме. Не валится; стрекоча моторчиком, легко ходит в «пол-газа». Садится и взлетает без проблем. Разбег/пробег около 2-3 метров. Скорость небольшая, пилотаж крутит спокойно, без напряга.

Тяговооружённость у него меньше единицы, что-то около 0,6…0,7, да оно больше и не надо. Да, не истребитель - скорости маловато, в вертикаль со свистом не уходит. Через несколько полётов становится даже скучно. Это с точки зрения пилотажника и бойца. А вот с точки зрения получения эстетического удовольствия… такой самолётик - самое то!

Весовая сводка:

После покраски был 308 грамм.

Добавилось:
Наклейки – 5г.
Мотор +регуль – 51г.
Винт+пропсейв – 10г.
Сервы – 21 г.
Тяги – 10г.
Удлинители для серв – 3г.
Батарейный отсек – 4г.
Пилоты – 6г.
Пулемёт – 3г.
Козырьки – 1г.
Добавилось всего: 114 грамм.
Итого вес без батарейки – 422 грамма.

Мотор: серии 2826 весом 44 грамма кв 1200, винт 8х6, регуль 10А.
Батарейка 3-х баночная,0,5…0,6А/ч. Можно всунуть и 0,8…0,9. Ток потребления около 8…9А
Тяга примерно 300…350 грамм. Полётный вес с батарейкой 0,5 А/ч (47г.) – 469 грамм.

В апреле 2017 случилось этому «Кукурузнику» побывать и на соревнованиях по радиобою (СОЮЗ-500):

в одном ряду с Корсаром, Фау-1, Ки-43, Ки-61, Уайлдкэтом.

Не в качестве бойцовки, а так… полетать в антракте.

Ну, и полетал. Не один, а в паре с «Корсаром». Я специально попросил порулить «Корсаром» Михаила Голубкова, присутствовавшего на стартах. Чем серьёзнее противник, тем интереснее: Миша Голубков – Чемпион Мира 2016г по АСЕСу (один из вариантов полукопийного радиобоя).- rcopen.com/forum/f84/topic442997/245)

Да и проиграть такому зубру не страшно – это не позор, а честь.

Экспромтом разыграли с ним эпизод из Корейской войны 1950-1953г. Ну, а чего? «Корсары» у американцев там в полный рост воевали, По-2 у северокорейцев были, почему бы им в небе не встретиться?
Первая часть 5-и минутного боя идёт без озвучки, а на вторую часть удачно наложилась «Группа крови» на корейском.
Занятно получилось:

К сожалению, погода была дрянь – постоянно валился снег на объектив камеры.

Немного переделал крепление пулемёта.

В оригинале это выглядело так:

У меня было так:

Добавил небольшую переходную пластину, имитирующую шкворень:

По-2 и сейчас у меня живёт-поживает, висит на проволоке под потолком, на самом почётном месте, радует глаз.
Полностью исправен.

10 months later