"Тэха" Як-18Т

ALEX_S1

Идем дальше. Было решено создать единый каркас из: центроплана, ниши передней ноги, и силового шпангоута. И на его базе уже строить весь остальной самолет.

вместе со стойками это должно выглядеть как-то так:

ALEX_S1

Доброго времени суток.

Продолжим. Фотографий сборки каркаса, описанного выше, не сохранилось. Скажу лишь, что на тот момент, близкой доступности лазерной резки не было. Поэтому были два варианта: либо ЧПУ-фрезеровка, либо пилить лобзиком. Короче выфрезеровали детали. После фрезеровки пришлось дорабатывать вручную, шкурить, убирать радиусы на углах и т.п. Посему, когда пришла пора резать шпангоуты, решил не заморачиваться с фрезеровкой (я по натуре человек ленивый) и распечатал все шпангоуты на 3D принтере, для эксперимента. Получилось вполне приемлемо, и по весу, и по качеству. Собирался остов фюзеляжа на двух трубах, для соблюдения параллельности и соосности. Получилось как-то так:

ALEX_S1

Между тем пошел процесс фрезеровки стоек шасси…

ALEX_S1

Добрый день.

Потихоньку движемся дальше… . Были собраны: киль, руль направления, руль высоты…

Конструкция бальзовая, с окантовкой задних кромок “углём”.

ALEX_S1

Добрый день.

“Прилепил” хвостовое оперение к фюзеляжу…

ALEX_S1

Добрый день.

Настало время зашивать фюзеляж. Для обшивки выбрана бальза, толщиной 4мм. Толщина выбрана с учетом дальнейшей обработки до нужной конфигурации обводов. На изгибах бальзу размачивал и загибал на трубах, а также при помощи других подручных средств.

vlad_den
ALEX_S1:

Толщина выбрана с учетом дальнейшей обработки до нужной конфигурации обводов.

И сколько будет окончательно?

ALEX_S1

В основном останется 4 мм. Вышкуриваться будет только там, где получатся небольшие нестыковки по уровню или при корректировке радиусов изгибов.

ALEX_S1

Как позже выяснилось, особо корректировать и не пришлось. Так, по мелочам.

vlad_den

Не будет слишком тяжело? Для меня такая “броня” немного непривычна. 😳

ALEX_S1

Ну пока, по расчетам, в вес вкладываюсь. Может быть немного и толстовато, но не переделывать же? А там, как говорится “бой покажет”. Посмотрим.

helifox

А в чем сакральный смысл 4мм? Володя правильно сказал- вес будет аднака неподьемный. По мне лучше 2 мм под шкурку и стеклом сверху- и броня, и легко.
А в идеале сендвич с айрексом

ALEX_S1

Ну в самом идеале - это матрицы и пластик.

В чем же неподъемность веса? Это же не фанера березовая, а всё-таки бальза. По мне, так 2 мм для такого размера маловато. А разница в весе 3мм и 4мм не такая уж критичная. Сакральный смысл 4мм - в том, что он был в наличии.

pavel_dobriy

а сколько вы собираетесь в нос свинца класть??? я свой як вообще зашивал 1,5мм бальзой (меньше вес, гнется лучше). и вес получился около 10кг.

ALEX_S1
pavel_dobriy:

а сколько вы собираетесь в нос свинца класть???

Уважаю здоровый скептицизм. Я сам по натуре скептик, от чего часто страдаю.

Уверяю Вас, всё не так печально, как Вам видится. Ну а время нас рассудит…

ALEX_S1

Доброго времени суток.

Работа над шасси худо - бедно продвигается. Уже можно проверить работу механизма уборки передней стойки, пока в виде полуфабриката.

MIM

Здорово!!!. Хорошо работает стойка. В постройке ЯК-18т меня останавливает только отсутствие станочной базы… А так, чем легче модель, тем лучше она летает. Успехов в постройке. Подписываюсь.

ALEX_S1

Добрый день.

Выдалась свободная минутка, хочу немного порассуждать о конструкции копии Як-18Т. Вообще, Як-18Т самолет непростой для копирования, в плане прочностных характеристик, если делать открывающиеся двери. Из-за больших дверных проемов, объемная и длинная хвостовая балка, имеющая определенную массу, по сути, соединяется с центропланом только небольшой полоской обшивки и стрингеров между нижним срезом дверного проема и центропланом. К этому можно добавить контур, состоящий из крыши кабины и каркаса переднего остекления, но особой прочности он не добавит, особенно в плане работы на «разрыв», в случае возникновения перегрузки при жесткой посадке. Посему надо усиливать жесткость и прочность нижней части перехода от центроплана к хвостовой балке. Для этого было произведено «таврирование» междустрингерного пространства на этом участке, а также установлены две угольные трубы диаметром 14 мм, длиной около 800 мм, под полом кабины, от передней кромки центроплана, до 6 шпангоута (хотелось бы поставить трубы диаметром побольше, но не помещаются между стрингерами центроплана). Ну и увеличение толщины обшивки до 4 мм.

Теперь о весе обшивки. Изначально планировалось использовать для обшивки бальзу толщиной 4 мм для фюзеляжа и 2 мм для центроплана и консолей. Средний вес имеющихся бальзовых пластин составлял: 2х100х1000 мм – 23г., 4х100х1000 мм – 37г. Т.е. 1 кв. дм бальзы 2 мм весил 2.3г, а 4 мм соответственно – 3.7г. Теперь, периметр поверхности фюзеляжа в районе задней кромки центроплана составляет 10.5 дм (для упрощения буду все размеры давать в дм), периметр поверхности фюзеляжа перед хвостовым оперением составляет 5.2 дм, ну и длина хвостовой балки в этих пределах = 8.6 дм. Соответственно, при общей площади обшивки 67.5 дм2, вес обшивки толщиной 2 мм будет 155г, а при 4 мм – 250г. Разница 90г. Но! Площадь обшивки в районе за центропланом гораздо больше, чем площадь обшивки перед стабилизатором. Если условно разделить обшивку на две части, примерно посередине хвостовой балки, получатся две трапеции разной площади и веса. Причем, площадь и вес обшивки за центропланом будет в 1,4 раза больше площади и веса обшивки перед стабилизатором, т.е. соответственно 39,5 кв.дм. и 28 кв.дм. И вес первой, условной, части обшивки соответственно: при толщине 2 мм – 91г, при 4 мм – 146г (разница 55г). И вес второй, условной, части обшивки соответственно: при толщине 2 мм – 64г, при 4 мм – 103г (разница 40г). Передняя (условная) часть обшивки начинается на расстоянии 400 мм от центра тяжести, при удалении двигателя от центра тяжести тоже на 400 мм. Т.е. коэффициент весовой компенсации составляет 1.0. Вторая часть обшивки заканчивается на расстоянии около 1000 мм от центра тяжести, значит коэффициент компенсации составляет 2.5. В итоге, проведя нехитрые математические вычисления, мы получаем: для весовой компенсации разницы веса обшивки от 2 мм до 4 мм, нам необходимо добавить в «нос» самолета 190 г груза. Много это, или нет? Наверное, не мало. Но с учетом расчетного общего веса модели 17 – 18 кг, думаю это не критично. К тому же, предусмотрены два варианта ДВС. Один - 70СС весом 2.6 кг., другой - 80СС соответственно 3.5 кг.

Это было «лирическое отступление» для скептиков. Получилось «многабукв».

А мы будем двигаться дальше. Произведена обтяжка хвостового оперения…

nazinss
ALEX_S1:

Получилось «многабукв».

даже пытался прочитать и понять))))) потом полез в начало темы вспоминать размеры модели)))) 2,7 метра! свою цессну с такими же размерами обшивал полторашкой - в носу 540грамм свинца, при взлетном весе 9,5кг)))) Мне кажется не только обшивка решает сколько свинца будет в носу))))

ALEX_S1
nazinss:

Мне кажется не только обшивка решает сколько свинца будет в носу))))

Разумеется. Это я посчитал, сколько дополнительного груза надо добавить, чтобы компенсировать толщину обшивки в 4 мм.

ALEX_S1

Добрый день.

Наконец готова передняя стойка.

Если кому интересно - в полуразобраном виде.

Корпус стойки изготовлен из В95, вилка и подкосы - из Д16Т.