Як-3

Rusfaner

После продолжительного метания в выборе между моделями Ла-7, Як-3, ЛаГГ-3 и Р-40 выбор все таки пал на Як-3.
Тем более чертежи уже были, как то строил такую модель пару лет назад. На копию не потянем, а полукопия в самый раз.
Цель поставлена, осталось воплотить в железе, вернее в дереве и пенопласте.
Размах, как и у прежней модели 1100мм. Огромное желание ретракт ну и закрылки, куда без них. Не долго думая в схему уборки шасси включил и заднее колесо, пусть тоже радует глаз своим исчезновением в фюзеляже. Вес планируем до килограмма.
Работу над проектом начал, собственно, с ретракта. Механизм уборки заднего колеса скопировал у ROBART. Основные стойки тоже не копийные, ближе к Як-9 чем к Як-3. Так было проще. Стойки телескопические с пружинной амортизацией.

Пару дней пришлось потратить на их реализацию в полном отрешении от остального мира.

С железом разобрались, теперь беремся за планер по уже отработанной технологии. Каркас бальзовый, обшивка потолочка с покрытием всей модели шелком на аквалаке.
Исходя из опыта постройки предыдущих моделей, в крыло минимум нервюр, по 4 на консоль. Нервюра, к которой крепится стойка шасси –фанера, остальные жесткий пенопласт 1см.

Параллельно идет работа над фюзеляжем. Силовые шпангоуты с применением фанеры, остальные тот же пенопласт. Все это будет покрывается шелком с двумя слоями акволака. Моторама сосновая. Двигатель -старый добрый пилотаж 2209 битый перебитый и много раз перемотанный.

Сервы на РН, РВ и уборку заднего колеса 8-ми граммовые типа HS-55, на элероны и закрылки по HS-81. Ну а на ретракт стандартная с дополнительной шестерней, для увеличения крутящего момента. Угол поворота с помощью пары резисторов доведен до 180 градусов. Уборка и выпуск шасси за счет большой редукции происходит плавно.

Плавность уборки заднего колеса обеспечивается программно с пульта установкой соответствующей угловой скорости сервы. Все работает, идем дальше. Да прибудет с нами сила.
Навесил закрылки, проверил, ё моё, работает. Подогнал расходы.

Можно зашивать верх крыла. Зашиваем.

Пока сохнет клей на крыле, хватаем шелк и фюзеляж и все это соединяется аквалаком. И так два слоя.

Остальное дальше.

Батя

Молодец! Удачи в процессе! 😃

С Уважением, Константин.

JonsonSh

Я так понимаю у вас редуктора нет, просто машинка с шестерней и большая черная шестерня. Черная шестерня судя по всему пластик, есть опасения как бы при посадке при касании шасси земли ей зубы не порвало. Думаю неплохо бы предусмотреть возможность ее замены в случае чего.

Rusfaner
JonsonSh:

Я так понимаю у вас редуктора нет, просто машинка с шестерней и большая черная шестерня. Черная шестерня судя по всему пластик, есть опасения как бы при посадке при касании шасси земли ей зубы не порвало. Думаю неплохо бы предусмотреть возможность ее замены в случае чего.

Эта самая шестерня при убранных и выпущенных шасси полностью разгружается, так как стойки в обоих положениях встают на замки. Посмотрите первую фотографию.
Задняя стойка на замке только в выпущенном положении.

vovan1972

Ладно все получается.
И размер хороший.
А то я вот лавку делаю 90 см и с реализачией закрылок и шасси убирающихся тяжелая выходит.
Можно вопрос я обтягивал шифоном на аквалаке, а шелк наверное легче???

JonsonSh
Rusfaner:

Эта самая шестерня при убранных и выпущенных шасси полностью разгружается, так как стойки в обоих положениях встают на замки. Посмотрите первую фотографию.
Задняя стойка на замке только в выпущенном положении.

Я так понимаю что замки основаны на принципе сколжения направляющего стержня по пазу, сразу не понял принцип, ну если они выделживают нагрузки, то рад за вас:).

Rusfaner
vovan1972:

Ладно все получается.
И размер хороший.
А то я вот лавку делаю 90 см и с реализачией закрылок и шасси убирающихся тяжелая выходит.
Можно вопрос я обтягивал шифоном на аквалаке, а шелк наверное легче???

Да я всю ткань для обтяжки шелком называю. Так то у меня тоже что то типа шифона, потяжелее шелка.

0,9м маловато для такой задачи.
Сегодня взвешу, напишу сколько у меня получается.

Viktor1952

Поздравляю! Всё логично.Рад за копииста , тем более что с моделью самолёта с нашей стороны фронта!
Виктор.

Rusfaner

Сделал по болвану фонарь, приклеил.
Так же зализы на крыло.

Вес полностью упакованный, без обтяжки крыла, сейчас около 900г.
В килограм, видно, не уложусь. Но даже с весом в 1,1кг нагрузка на крыло получается 45-47г/дм. кв. Вполне летаемо.

Профиль крыла NACA2415 с геометрической круткой на -1 градус (противоштопорный маневр)

vovan1972

а можно поподробнее по поводу противоштопорного финта???
А у меня вот на лавке нагрузка 53 выходит.
вес 850 гр.
И еще можно узнать площадь высчитываеться с учетом хвостового оперения или нет???
И вот интересно как можно 1 градус в такой конструкции выдержать 😵

Вот кстати фото

DAN-nn

а можно поподробнее по поводу противоштопорного финта???

Если на крыле имеется отрицательная крутка, это положительно сказывается на срывных харрактеристиках: вместо того, чтобы срыватся на критических углах атаки самолет опускает нос и продолжает полет.

И еще можно узнать площадь высчитываеться с учетом хвостового оперения или нет???

Нет, ведь ц.т. приходится на крыло и соответственно вес самолета нагружает крыло а стабилизатор выполнят лиш стабилизирующии( какая тафтология) функции.

vovan1972

😦 А у меня наоборот даже положительный немного угол на законцовках крыла.

DAN-nn

А у меня наоборот даже положительный немного угол на законцовках крыла.

У положительной крутки тоже есть приимущества - подьемная сила несколько выше, но это актуально в основном для изначально устойчивых верхопланов (типа тренеров) ибо вертикальная маневреность не очень высокая: сорвать в штопор сложнее, а подьемная сила лишней не будет. Для маневреных низкопланов отрицательная крутка все таки полезнее. Кстати о срыве потока: никто не пробовал делать автоматические предкрылки работающие от “ручки на себя”?

vovan1972

Я думаю предкрылки но просто от ручки на себя должны выходить.
Там еще помоему от скорости зависело.
Вот в Ил 2 играешь там у Лавки не всегда предкрылки выходят

Viktor1952

К предкрылкам надо подходить серьёзно - был опыт rcopen.com/forum/f36/topic48635/310 .Они требуют соблюдать симметричное выполнение щелей, что справедливо и для щелевых закрылков. У обычных щитков другая аэродинамика, и некоторые неточности вполне компенсируются элеронами. На Ла-5 , -7 предкрылки выпускались за счёт изменения перепада давления над и под крылом, при чём не всегда одновременно, что, по воспоминаниям лётчиков вызывало броски по крену. На модели , счтаю,лучше их выпускать вместе с посадочными шитками, когда маленькая скорость и большой угол атаки . На своём Ла-5 ФН от них отказался - что-то не нравятся они…

Rusfaner

С обшивкой закончил.
Капот отформован и загрунтован.

Примерно так выглядит в собранном виде, но вверх ногами, точнее колесами

Теперь дело за щитками на шасси и можно красить.

vovan1972

Выглядит достойно 😒
Поделитесь секретом после обтяжки шифоном и аквалаком чем грунтуете и шпаклюете???
У меня например ткань не шкуриться, а лохматится 😦
И еще фактура ткани проступает,
это конечно хорошо на аэропланах времен первой мировой , но на последних уже никак 😦
Можно вкратце последовательность и материалы
Заранее спасибо.
И вот еще когда кроите ткань врятли делаете встык, а в нахлест проступают границы и мне их не сошкурить 😦

Rusfaner
vovan1972:

Выглядит достойно 😒
Поделитесь секретом после обтяжки шифоном и аквалаком чем грунтуете и шпаклюете???
У меня например ткань не шкуриться, а лохматится 😦
И еще фактура ткани проступает,
это конечно хорошо на аэропланах времен первой мировой , но на последних уже никак 😦
Можно вкратце последовательность и материалы
Заранее спасибо.
И вот еще когда кроите ткань врятли делаете встык, а в нахлест проступают границы и мне их не сошкурить 😦

Делаю так:
Отрезаю кусок ткани с запасом (так как усаживается), накладываю на поверхность и кисточкой наношу аквалак.
Как подсохнет, обрезаю по контуру и зашкуриваю, при этом фактура частично выравнивается. Потом еще один слой акволака и повторное зашкуривание. Местами все равно фактура проступает. Окрашивание в несколько слоев выравнивает фактуру.
Ткань делаю тоже в нахлест и до конца не выравниваются слои.
Что бы этого избежать, надо нахлест делать минимальный, тогда зашкурится. На стыках под 90 градусов ткань можно обрезать под стык обычным ножом для бумаги, но после высыхания первого слоя акволака.
Удачи!

vovan1972

Хорошо С нашими вариантами согласен.
А если примериваться к натурной копии.
То как быть с этими изьянами???
Чем крутые))) копиисты пользуются:???

И еще чем грунтуете???
и чем красите.
я раньше стендовые модели делал поэтому аэрограф и краски акриловые мне знакомы.

Rusfaner
vovan1972:

Хорошо С нашими вариантами согласен.
А если примериваться к натурной копии.
То как быть с этими изьянами???
Чем крутые))) копиисты пользуются:???

И еще чем грунтуете???
и чем красите.
я раньше стендовые модели делал поэтому аэрограф и краски акриловые мне знакомы.

Грунтовал только капот обычной грунтовкой, в любом хозмаге есть.
Крашу краской в балончиках. Летом красил на балконе самодельным аэрографом, сейчас место только на лестничной клетке, пока соседей нет.

vovan1972

Можно поделюсь своим чудом.
Только вот с красным помоему не то 😕

7 days later
vovan1972

Куда то вы пропали.
Как продвигаются дела???
Ждем 😃

Rusfaner

Щитки на шасси установлены, аппарат покрашен.
Осталось опознавательные знаки и выхлопные патрубки (уже готовы,сохнет краска).

Еще с задними щитками поколдовать, что бы закрывались за колесом.

vovan1972

Ничего так вышло 😃
Обозначте плз какой вес нагрузка на крыло . мотор . и винт.
Очень интересно со своим сравнить.
Приезжайте к нам в питер запускать я бы посмотрел 😒

boroda_de
Rusfaner:

Щитки на шасси установлены, аппарат покрашен.

Ещё расшивочку и застарить и совсем отлично будет. 😃
Декали какие будете делать (Нормандия-Неман довольно яркая, различимость лучше)?