Многомоторные модели

Борисов

Да простят меня модераторы!
Я замутил такую тему уже в «ДВС», но инфы очень мало получилось…

«Что имеем: “обкаточная” модель 2-х моторного самолета-копии (нужно симметричное вращение), моторы около 4-х кубов 2-т.
Слышал, что переделка мотора с задним рапределением может заключаться лишь путем второго пропила под “мотыль” в золотнике, а с передним распределением - смещение впускного окна, со всеми вытекающими, новый к/в, вобщем…
-----
Если кто-то имеет такой опыт, прошу поделиться по возможности, простыми (дешевыми) способами переделки.
Буду рад любым сообщениям по теме двигателей с различным вращением к/в. »

Вопрос так и остался, плюс нужна инфа о любых моторах с задним распределением такой кубатуры.

____________________________________________________________________________________________

Итак, прошу поделиться опытом копиистов-многомоторников, интересуют все аспекты эксплуатации двухмоторных моделей, и в частности:

  1. методы борьбы с реактивными моментами от винтов на различных режимах;
  2. выбор двигателя, бензин-спирт (разные обороты, гироскопический эффект);
  3. различное направление вращения винтов.

Будет здорово, если в этой теме появятся рассказы о любом опыте полетов на таких машинах.

Wherewolf

строил 2-х моторный тренер на 2-х ТТ36… см. мой блог…
оба крэша - по отказу мотора… в полёте никаких особых траблов нет…
обороты не синхронизировал… а с моментом вполне справлялся триммером…
так что безотказность моторов превыше всего…

Р.S. в принципе, взлетал-бы без закрылков, хватило-бы расходов для спасения самолёта… ИМХО

Борисов
Wherewolf:

строил 2-х моторный тренер на 2-х ТТ36… см. мой блог…
оба крэша - по отказу мотора…

Чегойто не нашел блога… нужна ссыла.
Краши происходили из-за недостатка тяги, разворотов, или из-за нехватки расходов рулей ? Какая нагрузка была на крыло? Развитость РН ?

Pumper
Борисов:

Что имеем: “обкаточная” модель 2-х моторного самолета-копии

Ты чо задумал ? Приоткрой карты.

pakhomov4
Борисов:

Чегойто не нашел блога… нужна ссыла.
Краши происходили из-за недостатка тяги, разворотов, или из-за нехватки расходов рулей ? Какая нагрузка была на крыло? Развитость РН ?

Мнения скольки человек для вас будет достаточно? Собрать всю сборную России? Мля… Есть в вашем городе весьма и весьма КОМПЕТЕНТНЫЙ моделист - Курылёв Андрей Александрович… Обращайтеся…

Wherewolf

rcopen.com/blogs/7185?

взлетал на чуть опущенных закрылках… останов одного мотора…нехватка элеронов на компенсацию неравномерного обдува закрылков…
в блоге крайний вылет не описан, но в обсчем так… для ГП внатяг одного ТТ36 хватало-бы… чтобы мягенько положить…

в планах 2 ASP-61 поставить 4-х тактных… надеюсь до НГ успеть в магазин…и в январе поднять его в воздух…

expert-x
Wherewolf:

rcopen.com/blogs/7185?

взлетал на чуть опущенных закрылках… останов одного мотора…нехватка элеронов на компенсацию неравномерного обдува закрылков…
в блоге крайний вылет не описан, но в обсчем так… для ГП внатяг одного ТТ36 хватало-бы… чтобы мягенько положить…

в планах 2 ASP-61 поставить 4-х тактных… надеюсь до НГ успеть в магазин…и в январе поднять его в воздух…

я поднял на крыло семь типов двухмоторников размахом от 1000 до 2000 мм в 12масштабе
но только на электромоторах-ни каких проблем с надёжностью,устойчивостью,рулится во!!!

Wherewolf
expert-x:

я поднял на крыло семь типов двухмоторников размахом от 1000 до 2000 мм в 12масштабе
но только на электромоторах-ни каких проблем с надёжностью,устойчивостью,рулится во!!!

да я собсно о том-же… пока работают оба мотора… электро ведь не заглохнет 😃))

Борисов
pakhomov4:

Мнения скольки человек для вас будет достаточно? Собрать всю сборную России? Мля… Есть в вашем городе весьма и весьма КОМПЕТЕНТНЫЙ моделист - Курылёв Андрей Александрович… Обращайтеся…

Как больше разных мнений, подкрепленных опытом!
Если кто-то из сборной снизойдет и оставит свои 5 копеек, будет супер!
Я думаю, Андрей Саныч сам появится и фсё расскажет 😎

Wherewolf:

[url=“rcopen.com/blogs/7185”]
взлетал на чуть опущенных закрылках… останов одного мотора…нехватка элеронов на компенсацию неравномерного обдува закрылков…
в блоге крайний вылет не описан, но в обсчем так… для ГП внатяг одного ТТ36 хватало-бы… чтобы мягенько положить…

Спасибо за подробности. Все же, реально прикинуть нагрузку на крыло?

Wherewolf

увы, пока нет… размах 180 см…хорду надо мерять… но массу не скажу… нет весов…

yury

При отказе одного двигателя не элеронами нужно рулить, а рулем направления, если я не ошибаюсь. 😃

pakhomov4
yury:

При отказе одного двигателя не элеронами нужно рулить, а рулем направления, если я не ошибаюсь. 😃

Объясните, ПОЧЕМУ отказывает один из двигателей?

yury

Почему двигатель останавливается в воздухе Вы лучше меня знаете.
Почему нужно рулить рулем направления.
Все дело в обдуве. На половине крыла с работающем двигатель крыло находится в потоке воздуха, на другом обдува нет. Получаем дисбаланс подъемной силы в пользу работающей половины. Работа рулем направления тоже плохо так как модель в таком положении и так летит боком, ещё больше увеличивается сопротивление, но элероны ещё хуже. Увеличивается сопротивление на заглохшей стороне, самолет ещё больше разворачивается в сторону заглохшей стороны. Неработающее половина попадает в большую тень от фюзеляжа. А дальше спирать или переворот через заглохшую сторону. 😦

pakhomov4

[quote=yury;690023]
Почему двигатель останавливается в воздухе Вы лучше меня знаете.

Повторюсь - ПОЧЕМУ останавливается ОДИН из двигателей?

Bobrikin

Если есть станки то можно попробовать сделать новые задние крышки с пластинчатым клапаном, а коленвал заглушить пробкой. По моим соображениям мотор с такой крышкой можно будет заводить в любую сторону без всяких заморочек. Кстати должна повыситься надежность мотора и его мощность

collapse
yury:

А дальше спирать или переворот через заглохшую сторону. 😦

Какие варианты? Газ в ноль, и аварийно сажать на планирвании без моторов? (вопрос не праздный, ибо двухмотоник готов под обтяжку)

Wherewolf

1- почему заглох один? потому что 100% равенства регулировок не будет никогда… даже если обороты уравнять по тахометру… а там ещё и необкатанные толком моторы стояли… по баку только выкушали…

  • 2 мотора это 2 РАЗНЫХ мотора…
    2- РН использовал, но проблема была не в скольжении от несимметричной тяги…
    первый крэш был в сильный ветер и я просто не смог развернуть против него, так бы всё ОК было-бы…
    второй крэш случился при взлёте с закрылками… и элеронам просто не хватило эффективности для компенсации кренящего момента от несимметричного обдува закрылков… на фото, что народ снимал, это чётко было видно…

на счёт “газ в ноль”… пока не знаю… вероятно да, единственный правильный выход, но я для того тренера и делаю сейчас, чтобы проверить и отработать всё… буду и спецом делать взлёт на одном моторе…
единственное - скольжение на посадке может быть чревато…

yury
collapse:

Газ в ноль, и аварийно сажать на планирвании без моторов.

Для новичка думаю самый лучший и безопасный вариант. Враги наши летают на одном двигателе, но нужна соответствующая модель и опыт.
Самое важное заметить, что один из двигателей заглох.

  1. Для этого старайтесь летать в одиночку.
  2. Если Вы обнаружили, что модель неожиданно растремировалась, немедленно убирать газ.
  3. Избегайте режима полного газа и малой полетной скорости вдали от себя, где модель плохо видно. Только рядом с собой, где хорошо видно и слышно.
  4. Не переумощняйте модель. Чем меньше мощность, тем медленнее развивается аварийная ситуация и есть время. Нужен компромисс.
  5. Посадку нужно стараться так рассчитывать, что бы сводить к минимуму работу газом, особенно когда модель далеко. При этом двигатели не должны работать на максимальных оборотах. Чем ниже обороты, тем безопаснее.
Gull

Похожий казус случился у меня с 2-х моторным RARTENAVIA ( электричка) На высоте у меня отвалился винт вместе с коком и втулкой крепления к двигателю. Думаю что ситуация схожа с заглошим мотором. Визуально это проявилось как резкая разбалансировка модели( резкий разворот и сваливание) , тем более что по звуку мотора ничего не определить. Вылечилось просто сбросом газа в ноль. Далее посадка прошла спокойно и ничем не отличалась от штатной посадки планера или обычного одномоторника.

yury

Случай 1.
Делаю петлю перед собой. В верхней точке убираю газ. При выходе из петли начинаю прибавлять газ. Модель летит справа налево. Слышу, что вроде звук стал не тот. Уверенности нет. Модель уходит влево. Полет нормальный. Нужно делать правый вираж. Двигаю ручку элеронов вправо – модель летит прямо. Делаю ещё одну попытку – эффект тот же. Убираю газ, ручку высоты немного от себя, со снижением модель нормально делает правый разворот и посадка.
Случай 2.
Модель нормально летает, проблем нет, но по звуку, вроде один из моторов имеет повышенные обороты на ХХ. Понимая, что что-то не так принимаю решение садиться. Захожу на посадку, и вижу, что модель не посадить. Скорость очень большая для посадки. Один из двигателей или оба работают на довольно больших оборотах. Модель пролетает мимо меня на приличной скорости. Выхода два, либо ждать пока закончится топливо, а закончится оно может в любой, самый неподходящий момент и один из двигателей остановится раньше другого, либо попытаться заглушить их. Принимаю второй вариант. Захожу на посадку, на глиссаде сдвигаю триммер на себя, глушу. Правый двигатель глохнет, левый продолжает работать на средних оборотах. Модель начинает разворот вправо. Даю полностью РН влево. Разворот прекращается, самолет, выставив вперед левое крыло боком с небольшим снижением продолжает полет. Перелетает асфальт и садится в траву. Мотор глохнет. При такой посадке подогнулась стойка шасси.
Случай 3.
На глиссаде. Вижу, не долетаю до себя. (Стараюсь всегда сажать перед собой, либо с небольшим перелетом). Начинаю очень плавно прибавлять газ. Модель начинает плавно разворачиваться. Убираю газ, разворот прекращается, сажу где сядет.

Мой небольшой опыт говорит о том, что самый опасный элемент полета – это взлет и набор высоты.
Главное отличие от одномоторного – это то, что газом нужно работать очень плавно, особенно из режима ХХ. Постоянно отслеживать реакцию модели на работу газом.

Для тех, кто думает, что гироскоп на РН спасет модель при отказе одного из двигателей я хотел бы заметить, что у двухмоторных самолетов есть такой параметр как минимальная скорость, при которой РН удерживает самолет в прямолинейном полете. Если скорость ниже, то работающий двигатель в любом случае загонит самолет в спираль.

Нужно оделять особое внимание режиму ХХ. Из-за обдува крыла модель (по крайней мере моя) имела очень низкую посадочную скорость. Для этого ХХ двигателей приходилось устанавливать при посадке на грани фола. Садилась с таким углом, при котором обычная бы свалилась.

До установки на модель моторы должны быть полностью обкатаны.

Удачи. Многомоторность затягивает.

Lich

Извините за возможно глупый вопрос, просто стало интересно. Возможно ли замутить что-нибудь с одним двигателем и 2мя винтами, используя, например, ремень? Т.е. расположить двигатель где-нибудь на уровне крыла модели и передавать крутящий момент с помощью ремня на 2 винта, находящиеся непосредственно на крыльях? Балансировку не учитывать.
Заранее благодарен.

pakhomov4

[quote=Lich;694052]

Можно, если найдёте ремень, способный ТАКОЕ вытерпеть… Обычный АНАХРЕНИЗЬМ…

Lich

Мне это интересно лишь на теории 😃 Спасибо за ответ!
P.S.: С наступившим)

malikh_d_a
Lich:

Извините за возможно глупый вопрос, просто стало интересно. Возможно ли замутить что-нибудь с одним двигателем и 2мя винтами, используя, например, ремень? Т.е. расположить двигатель где-нибудь на уровне крыла модели и передавать крутящий момент с помощью ремня на 2 винта, находящиеся непосредственно на крыльях? Балансировку не учитывать.
Заранее благодарен.

Смотрите самолет братьев Райт 1903 год самый первый из полетевших… По моему там так и было сделано.