И снова про турбину
Нет, избыточной мощности компрессора нет, но при такой конструкции можно будет сделать форсажную камеру, конечно прирост тяги она будет давать не большой, но все равно приятно. 😃
Интересно, вы считаете что необходимым условием для форсажной камеры является наличие второго контура? 😉
Наличие второго контура желательно, но не необходимо, если будет 2 контур, то КПД форсажной камеры увеличится (т.к. будут лучше уловия для сгорания топлива).
P.S.: Могу все объяснить, если не понятно почему так… 😃
А кто-нибудь делал ТРД с линейным компрессором (я имею ввиду модельный ТРД)?
делали
делали
И как? Оправдывает себя?
И как? Оправдывает себя?
нет, не оправдывает, компрессор сложнее, капризнее, суммарный вес вращающихся частей в общей сложности почти в два раза больше чем у радиальной системы такой же мощности, большая инертность, больший вес… как игрушка, просто запустить, можно побаловаться, для полётов однозначно не то
нет, не оправдывает, компрессор сложнее, капризнее, суммарный вес вращающихся частей в общей сложности почти в два раза больше чем у радиальной системы такой же мощности, большая инертность, больший вес… как игрушка, просто запустить, можно побаловаться, для полётов однозначно не то
Жаль… А почему в больших ТРД это себя оправдывает?
Жаль… А почему в больших ТРД это себя оправдывает?
Все дело в весе, в степени повышения давления, в возможности построения многоступенчатых схем компресоров… НО… Вы хотели рассказать о КПД форсажной камеры, из чего ножно сделать вывод, что в делах турбинных Вы по крайней мере маленький но спец. А тут вопросы… Могу порекомендовать Физический Энциклопедический Словарь, там есть про турбины, типы компрессоров, про двухконтурные двигатели, про газотурбинные двигатели. Потом, классика этого сайта, в исполнении мэтра: “Большие тайны маленьких турбин”. Ответы практически на все вопросы “теоретического характера” там есть…
Если я правильно понял, двигатель на фото имеет регулируемое сопло ?
Да, ты правильно понял.
Все дело в весе, в степени повышения давления, в возможности построения многоступенчатых схем компресоров… НО… Вы хотели рассказать о КПД форсажной камеры, из чего ножно сделать вывод, что в делах турбинных Вы по крайней мере маленький но спец. А тут вопросы… Могу порекомендовать Физический Энциклопедический Словарь, там есть про турбины, типы компрессоров, про двухконтурные двигатели, про газотурбинные двигатели. Потом, классика этого сайта, в исполнении мэтра: “Большие тайны маленьких турбин”. Ответы практически на все вопросы “теоретического характера” там есть…
Я читал подобные книги, и из них уяснил, что при уменьшении габаритов резко возрастает число потерь, но они происходят на концах лопаток ротора, у статора потерь почти нет… Есть специальная мазь, которую наносят между статором и ротором, что позволяет снизить эти потери на 90%. Использовали ли данную технологию в производстве ТРД для моделей?
Да, ты правильно понял.
Очевидно, следует читать “Да, Вы правильно поняли” ?
Я читал подобные книги, и из них уяснил, что при уменьшении габаритов резко возрастает число потерь, но они происходят на концах лопаток ротора, у статора потерь почти нет… Есть специальная мазь, которую наносят между статором и ротором, что позволяет снизить эти потери на 90%. Использовали ли данную технологию в производстве ТРД для моделей?
Забавно читать про мази в турбореактивных двигателях (прям косметический салон) 😁
Потери на обратное перетекание происходят не в статоре или роторе, а в проточном тракте. Как можно разделить - чей ребенок, папин или мамин?
Действительно зазоры не могут быть нулевые (теоретически и технологически). Каждая деталь деформируется в процессе работы (от температуры или от центробежных нагрузок), следовательно и зазор постоянно “плавает”. Иногда он даже полезен. Например, на корпусе, на входе в рабочее колесо первой ступени ставят так называемое вихревое кольцо. Это специально спрофилированная двойная обечайка на статоре, которая должна перепускать лишний воздух опять на вход двигателя. Таким образом повышается устойчивость компрессора к помпажу. Он становится в какой-то степени саморегулируемым. Конечно кроме этого есть еще поворотные направляющие аппараты, клапаны и ленты перепуска, скольжение роторов в многокаскадных компрессорах.
Для малых двигателей проблема зазоров становится одной из основных, так как размер лопаток невелик, а относительные зазоры технологически сделать меньше не удается. Поэтому выгодней применять центробежные компрессора. Одна такая ступень по напору равна 3-4 осевым ступеням. Уплотнения в центробежной ступени сделать проще, так как они находятся на минимальном радиусе колеса и обычно делаются в виде торцевого лабиринта, т.е. радиальные деформации на них сказываются мало. Кроме того одно центробежное колесо отлить или отфрезеровать значительно проще, чем 7 венцов 4 ступеней осевого компрессора.
Для турбин проблема радиального зазора еще более остра. Там совсем другие тепловые нагрузки, а значит и деформации. Там применяют сминаемые сотовые уплотнения. На полках на концах лопатки турбины делают гребни, которые при тепловом расширении врезаются в мягкие соты уплотнения, напаянные на статор. Таким образом формируется индивидуальный профиль уплотнения для каждого двигателя.
Эта проблема на МиГ-31 описана в книге бывшего шеф-пилота Микаяновской фирмы В.Е.Меницкого «Моя небесная жизнь»
www.testpilot.ru/review/sky_life/index.htm
Конкретную ссылку на главу найти не смог - очень сайт тормозит.
Немного не по теме, но уж больно фотки показались знакомыми 😂
Турбомолекулярный насос:
Похоже, но только чисто внешне. Уж больно там лопатки нежные, что обусловлено спецификой работы - вакуум как никак. На моей памяти воздухом убили два СНЕКМАвских насоса. Один раскрутив на атмосфере, второй еще более прозаично - напуск атмосферного давления в камеру вакуумную осуществили, итог - венегрет из лопаток 😁 . В таких насосах как правило хорошие керамические подшитпники стоят, мне прочка перепала от АЛКАТЕЛей, но размер совсем не модельный 😕
Забавно читать про мази в турбореактивных двигателях (прям косметический салон) 😁
Потери на обратное перетекание происходят не в статоре или роторе, а в проточном тракте. Как можно разделить - чей ребенок, папин или мамин?
Действительно зазоры не могут быть нулевые (теоретически и технологически). Каждая деталь деформируется в процессе работы (от температуры или от центробежных нагрузок), следовательно и зазор постоянно “плавает”. Иногда он даже полезен. Например, на корпусе, на входе в рабочее колесо первой ступени ставят так называемое вихревое кольцо. Это специально спрофилированная двойная обечайка на статоре, которая должна перепускать лишний воздух опять на вход двигателя. Таким образом повышается устойчивость компрессора к помпажу. Он становится в какой-то степени саморегулируемым. Конечно кроме этого есть еще поворотные направляющие аппараты, клапаны и ленты перепуска, скольжение роторов в многокаскадных компрессорах.Для малых двигателей проблема зазоров становится одной из основных, так как размер лопаток невелик, а относительные зазоры технологически сделать меньше не удается. Поэтому выгодней применять центробежные компрессора. Одна такая ступень по напору равна 3-4 осевым ступеням. Уплотнения в центробежной ступени сделать проще, так как они находятся на минимальном радиусе колеса и обычно делаются в виде торцевого лабиринта, т.е. радиальные деформации на них сказываются мало. Кроме того одно центробежное колесо отлить или отфрезеровать значительно проще, чем 7 венцов 4 ступеней осевого компрессора.
Для турбин проблема радиального зазора еще более остра. Там совсем другие тепловые нагрузки, а значит и деформации. Там применяют сминаемые сотовые уплотнения. На полках на концах лопатки турбины делают гребни, которые при тепловом расширении врезаются в мягкие соты уплотнения, напаянные на статор. Таким образом формируется индивидуальный профиль уплотнения для каждого двигателя.
Эта проблема на МиГ-31 описана в книге бывшего шеф-пилота Микаяновской фирмы В.Е.Меницкого «Моя небесная жизнь»
www.testpilot.ru/review/sky_life/index.htm
Конкретную ссылку на главу найти не смог - очень сайт тормозит.
Спасибо за развернутый ответ! О некоторых вещах описанных в этой статье я не знал, т. к. в книге, которую я читал, о этом не было написано (книга очень старая, годов 70-х, а новее в нашей библиотеке нет…).
P.S.: Если кто знает недавно выпущенные книги про ТРД, скиньте ссылку где их можно приобрести.
Похоже, но только чисто внешне. Уж больно там лопатки нежные, что обусловлено спецификой работы - вакуум как никак. На моей памяти воздухом убили два СНЕКМАвских насоса. Один раскрутив на атмосфере, второй еще более прозаично - напуск атмосферного давления в камеру вакуумную осуществили, итог - венегрет из лопаток 😁 . В таких насосах как правило хорошие керамические подшитпники стоят, мне прочка перепала от АЛКАТЕЛей, но размер совсем не модельный 😕
Да, условия работы там прямо протовоположные, вакуум 10-2 торр (на входной ступени) и выше.
Небольшие подшипники могут быть в меленьких насосах (50-100 литров в секунду), иногда такие насосы проскакивают на ebay в убитом виде. Но при мешанине из лопаток, подшипники тоже боюсь пострадают. К тому же, керамические шарики стоят далеко не во всех моделях.
Спасибо за развернутый ответ! О некоторых вещах описанных в этой статье я не знал, т. к. в книге, которую я читал, о этом не было написано (книга очень старая, годов 70-х, а новее в нашей библиотеке нет…).
P.S.: Если кто знает недавно выпущенные книги про ТРД, скиньте ссылку где их можно приобрести.
Не, друг, если тебе так интересна тема ТРД, то, я думаю, книги тебе слабо помогут, тем более из “перехода метро”.
Конечно не знаю, но из своего опыта - иди учиться в ВУЗ, по профилю “Самолеты и двигатели” - там не только книг обчитаешься, а преподы растолкуют тебе и термодинамику, и теплопередачу, и конструкцию, и теорию ВРД!
Лично для меня эти годы обучения были самыми, самыми - запомнил навсегда - когда послушал теорию на лекциях, потом на ПЗ потрогал живые лопатки компрессора и турбины, потом на учебном аэродроме увидел работу ТРД на реальном самолете или самого мотора в лаборатории.
А че здесь писать - иди, болдьше толку будет и интереснее.
Удачи. 😃
Не, друг, если тебе так интересна тема ТРД, то, я думаю, книги тебе слабо помогут, тем более из “перехода метро”.
😃
Ну это уже совсем серьезный подход 😃 . Вполне хватит почитать Шреклинга с Кампсом. Там все в науч-поп-стиле изложено доходчиво. Правда есть минус, книги либо на немецком либо на английском.
Но иностранные языки нужно знать, а то вдруг завтра война - нужно будет военнопленных допрашивать, выведывать у них планы коммандования! (шутка 😁 )