И снова про турбину

Dimon11
kotenok:

Немного не по теме, но уж больно фотки показались знакомыми 😂

Турбомолекулярный насос:

Похоже, но только чисто внешне. Уж больно там лопатки нежные, что обусловлено спецификой работы - вакуум как никак. На моей памяти воздухом убили два СНЕКМАвских насоса. Один раскрутив на атмосфере, второй еще более прозаично - напуск атмосферного давления в камеру вакуумную осуществили, итог - венегрет из лопаток 😁 . В таких насосах как правило хорошие керамические подшитпники стоят, мне прочка перепала от АЛКАТЕЛей, но размер совсем не модельный 😕

MAd_FAn
Concord:

Забавно читать про мази в турбореактивных двигателях (прям косметический салон) 😁

Потери на обратное перетекание происходят не в статоре или роторе, а в проточном тракте. Как можно разделить - чей ребенок, папин или мамин?
Действительно зазоры не могут быть нулевые (теоретически и технологически). Каждая деталь деформируется в процессе работы (от температуры или от центробежных нагрузок), следовательно и зазор постоянно “плавает”. Иногда он даже полезен. Например, на корпусе, на входе в рабочее колесо первой ступени ставят так называемое вихревое кольцо. Это специально спрофилированная двойная обечайка на статоре, которая должна перепускать лишний воздух опять на вход двигателя. Таким образом повышается устойчивость компрессора к помпажу. Он становится в какой-то степени саморегулируемым. Конечно кроме этого есть еще поворотные направляющие аппараты, клапаны и ленты перепуска, скольжение роторов в многокаскадных компрессорах.

Для малых двигателей проблема зазоров становится одной из основных, так как размер лопаток невелик, а относительные зазоры технологически сделать меньше не удается. Поэтому выгодней применять центробежные компрессора. Одна такая ступень по напору равна 3-4 осевым ступеням. Уплотнения в центробежной ступени сделать проще, так как они находятся на минимальном радиусе колеса и обычно делаются в виде торцевого лабиринта, т.е. радиальные деформации на них сказываются мало. Кроме того одно центробежное колесо отлить или отфрезеровать значительно проще, чем 7 венцов 4 ступеней осевого компрессора.

Для турбин проблема радиального зазора еще более остра. Там совсем другие тепловые нагрузки, а значит и деформации. Там применяют сминаемые сотовые уплотнения. На полках на концах лопатки турбины делают гребни, которые при тепловом расширении врезаются в мягкие соты уплотнения, напаянные на статор. Таким образом формируется индивидуальный профиль уплотнения для каждого двигателя.

Эта проблема на МиГ-31 описана в книге бывшего шеф-пилота Микаяновской фирмы В.Е.Меницкого «Моя небесная жизнь»
www.testpilot.ru/review/sky_life/index.htm
Конкретную ссылку на главу найти не смог - очень сайт тормозит.

Спасибо за развернутый ответ! О некоторых вещах описанных в этой статье я не знал, т. к. в книге, которую я читал, о этом не было написано (книга очень старая, годов 70-х, а новее в нашей библиотеке нет…).

P.S.: Если кто знает недавно выпущенные книги про ТРД, скиньте ссылку где их можно приобрести.

kotenok
Dimon11:

Похоже, но только чисто внешне. Уж больно там лопатки нежные, что обусловлено спецификой работы - вакуум как никак. На моей памяти воздухом убили два СНЕКМАвских насоса. Один раскрутив на атмосфере, второй еще более прозаично - напуск атмосферного давления в камеру вакуумную осуществили, итог - венегрет из лопаток 😁 . В таких насосах как правило хорошие керамические подшитпники стоят, мне прочка перепала от АЛКАТЕЛей, но размер совсем не модельный 😕

Да, условия работы там прямо протовоположные, вакуум 10-2 торр (на входной ступени) и выше.
Небольшие подшипники могут быть в меленьких насосах (50-100 литров в секунду), иногда такие насосы проскакивают на ebay в убитом виде. Но при мешанине из лопаток, подшипники тоже боюсь пострадают. К тому же, керамические шарики стоят далеко не во всех моделях.

юзеф
MAd_FAn:

Спасибо за развернутый ответ! О некоторых вещах описанных в этой статье я не знал, т. к. в книге, которую я читал, о этом не было написано (книга очень старая, годов 70-х, а новее в нашей библиотеке нет…).

P.S.: Если кто знает недавно выпущенные книги про ТРД, скиньте ссылку где их можно приобрести.

Не, друг, если тебе так интересна тема ТРД, то, я думаю, книги тебе слабо помогут, тем более из “перехода метро”.
Конечно не знаю, но из своего опыта - иди учиться в ВУЗ, по профилю “Самолеты и двигатели” - там не только книг обчитаешься, а преподы растолкуют тебе и термодинамику, и теплопередачу, и конструкцию, и теорию ВРД!
Лично для меня эти годы обучения были самыми, самыми - запомнил навсегда - когда послушал теорию на лекциях, потом на ПЗ потрогал живые лопатки компрессора и турбины, потом на учебном аэродроме увидел работу ТРД на реальном самолете или самого мотора в лаборатории.
А че здесь писать - иди, болдьше толку будет и интереснее.
Удачи. 😃

Dimon11
юзеф:

Не, друг, если тебе так интересна тема ТРД, то, я думаю, книги тебе слабо помогут, тем более из “перехода метро”.
😃

Ну это уже совсем серьезный подход 😃 . Вполне хватит почитать Шреклинга с Кампсом. Там все в науч-поп-стиле изложено доходчиво. Правда есть минус, книги либо на немецком либо на английском.
Но иностранные языки нужно знать, а то вдруг завтра война - нужно будет военнопленных допрашивать, выведывать у них планы коммандования! (шутка 😁 )

MAd_FAn
юзеф:

Не, друг, если тебе так интересна тема ТРД, то, я думаю, книги тебе слабо помогут, тем более из “перехода метро”.
Конечно не знаю, но из своего опыта - иди учиться в ВУЗ, по профилю “Самолеты и двигатели” - там не только книг обчитаешься, а преподы растолкуют тебе и термодинамику, и теплопередачу, и конструкцию, и теорию ВРД!
Лично для меня эти годы обучения были самыми, самыми - запомнил навсегда - когда послушал теорию на лекциях, потом на ПЗ потрогал живые лопатки компрессора и турбины, потом на учебном аэродроме увидел работу ТРД на реальном самолете или самого мотора в лаборатории.
А че здесь писать - иди, болдьше толку будет и интереснее.
Удачи. 😃

Уже поздно, я уже учусь на специальности “Вакуумная и компрессорная техники физических установок”, хотя душа лежит к другому… Но всегда можно получить второе образование!