Запуск турбины.

r-jet
пристав:

Запустил турбинку на даче.Вроде всё работает нормально.

Да, все четко, рад, что после аварии только помпа отказала, могли быть и другие последствия.
Напоминаю всем турбиноводам, что после запуска и до момента взлёта обязательно нужно давать полный газ и ждать пока турбина выйдет на обороты, потом кратковременно выскочит сообщение, что помпа откалибрована и только после этого можно лететь.
Суть этой процедуры в том, что каждый раз при первой раскрутке турбина выходит на обороты достаточно медленно, а после достижения своего максимума, она запоминает соответствующее напряжение помпы и дальше весь полет она выходит на обороты значительно быстрее.

Если не делать это на земле, то будет медленная приёмистость, особенно на тяговооруженных самолетах, где полный газ дается только на взлёте на короткое время. И процесс калибровки может не успеть завершиться.
Будьте внимательны.

8 days later
gfm56

Турбина с газовым стартом . Как правильно заправить баллон пускового топлива ? В пусковом баллоне газ должен находиться в жидком или газообразном состоянии ? Я заправляю в жидком. Турбина запускается через раз. При стравливании газа из бака , газ неохотно выходит из бака и порциями в жидком и газообразном состоянии вперемешку. Или газ поменять на другого производителя ?

Wherewolf

У меня баллон газа “Турист” с краном напрямую в магистраль газовую через фестыча втыкается… после запуска просто отсоединяю. Главное при запуске, чтобы в нос модели ветер дул.

Fighter2010

Кто нибудь пробовал бутан для старта использовать? Это газ для зажигалок. Дёшево и доступно в любом ларьке.
По идее турбине должно быть без разницы. Есть ли противопоказания?

Wherewolf

А в чём проблема доступности? 50 рэ баллон на любом строительном рынке…

Fighter2010

проблема в фиттингах
с баллоном с рынка приходится мудрить с переходом на 3мм
баллон от зажигалки имеет 3мм пластиковый шток, идеально подходящий к фестовской арматуре, применяемой в турбинах

Wherewolf

Я впаял трубку медную прямо вместо горелки. И кусок трубки-кембрика, с самолёта срезал.

1 month later
gfm56

Турбина Р-100RX. Разгон ротора был очень слабый на старте и ESU обрезала запуск по низким оборотам. Открыл стартер , винтики которые держут мотор стартера оказались очень слабо закрученны. Они же являются токопроводящими. Подтяжка решила проблему. Спасибо Сергею Федорову , Паше Лапшову и Кириллу Уборскому !

4 months later
gfm56

С Новым Годом ! Пользуется кто-нибудь телеметрийным конвертером для турбины ? (если аппаратура позволяет ). Видел в интернете для Граупнера и JETI. Вот для Граупнера-www.cb-elektronics.de/HEPC1 Konverter.htm .Сижу и думаю , стоит ли заморачиваться ? C одной стороны штука полезная при запуске турбины , а с другой стороны можно и на калькуляторе посмотреть . Да и в полете любоваться на телеметрию времени нет. Есть у кого опыт ?

Fighter2010

А для Jeti такого нет вроде. Там только счётчик расхода топлива.

АК47

Вот и я про это. Просто у меня к вам вопрос? Сколько у вас полётов за год на реактивной модели? Я так за себя скажу, что у меня за 2014 год 106 полётов. Это очень мало, но значимо. Так что вы правы по поводу общего расхода топлива. У меня лично думки во время полетов только о том чтобы расчет топлива на всё про всё хватило бы. А на старте мы всегда используем выносной бак. Он и при заправке хорошо помогает.

Fighter2010

В прошлом году у меня вообще не получилось ни разу полететь. Стройка, чтоб она побыстрее прекратилась 😃
Расход топлива нужен, но его проще реализовать через телеметриию тока на батарее турбины или помпе, чем через родной счётчик протекающей жидкости. И дешевле и вес меньше.
На сайте Jeti есть примеры как это сделать.
Остальная телеметрия с турбины на аппаратуре ИМХО не нужна.

Wherewolf

Я бы ещё контролировал сам расход топлива. Граммы в сек. И зуммер при расходе меньше некоего порога иди несоответсвии положению РУД. У меня в крайнем вылете турбина плавно начала уходить на мг. Отследи я это на под круга раньше-нормально сел бы.

АК47

Я вас прекрасно понимаю, что показатель уровня топлива это хорошая тема. Хочется всегда знать сколько у тебя в баке. Но практика показывает, что в этом совершенства пока нет и мы летаем уже давно по предварительному расчету расхода топлива, предварительно рассчитываешь и по времени и по перегазовке. оставляешь запас и в перед. Пока так. И ещё, у меня кончилось топливо она просто встало. Бывает!

gfm56

Цена вопроса 12 000 руб . Магазин Esprit , раздел - датчики и телеметрия.

pilot43

По мне, так более полезной в полёте была бы информация по скорости и углу атаки…

Fighter2010

У мения ПВД на модели запланирован. На него, кроме просто информации о скорости, будут завязаны закрылки и шасси, чтобы не выпускались на очень больших скоростях.
Хотел ещё сделать из старой рулевой машинки датчик угла атаки и завязать на него носки крыльев в режиме АВТО как на настоящих сушках, но Павел Лапшов отговорил. Они тестировали в проекте Як130 углы атаки в полёте, правда по флажку и камере. Павел говорит, что проще всего просто привязать носки к рулям высоты и не мучаться.
А зачем угол атаки ещё нужен, если носки уже жёстко к РВ привязаны? Посадочные режимы отрабатывать?
В принципе датчик не сложно сделать. Берём машинку без шестеренок и движка, на неё флажок-флюгер. И из ее потенциометра делаем делитель, который подключаем к датчику напряжения телеметрии. Получаем информацию, пропорциональную углу атаки. Дальше дело настроек.

pilot43

Лично мне информация за угол атаки интересна, чтобы в модель в штопор не завалить. На самом интересном месте. 😃

Fighter2010

Тогда, описанный мной вариант, самый простой для реализации будет. Задать пороговое значение в вольтах, соответствующее критическому углу атаки, и привязать к нему речевое сообщение. Вуаля 😃

s56

Всех приветствую!Я думаю, проще сделать привод от флажка на мини сервотестер(от ХК),тот же потенциометр ,только с готовым сигналом на выходе.
Хотел на су 37 сделать так на ПГО.Ограничился гирой.