Jet Power!
Этот Джет Пауэр - юбилейный Десятый.
Сначала что бросилось в глаза по сравнению с прошлыми годами :
- Народу меньше вообще.
2)Цены на все похоже немного подросли по сравнению с прошлым годом.
3)Не стало моделей советских\российских прототипов типа МиГ-15,21,29, Як-15,141, Су-27 ни в китайском, ни в немецком ни в пенопластовом импеллерном исполнении…
4)Все поголовно переходят на электро уборку шасси и электро тормоза. Куча производителей…
5)Никаких принципиально новых моделей самолетов или разработок двигателей типа форсажа нет. Только электро импеллеры крепчают: растут как в тяге\размере так и цене…
6)Производителей турбин явно поубавилось…только самые стойкие…
7)Шоу на высоте- прибавилось групповых полётов и даже настоящий самолёт со своей уменьшиной копией парный пилотаж с дымами выполнял… На удивление слётаны и было очень всё ровно и красиво в небе.
а на этой штуке завтра еще и в воздух поднимется человек…
конкурирующая фирма
Швед- фанат русских самолётов
Просто Шубелер…
Ф-104 Старфайтер…
Но самым долгожданным номером сегодняшней лётной программы был Ив Росси, известный всем как Ждет Мэн…
Дааа отчаянный парень,Олег классные снимки…
fotki.yandex.ru/users/zaharov-f3a/album/257658/?p=…
Спасиба !
В альбоме ещё много чего интересного есть …
Jet Power, как много в этом звуке… 😃
Увы и ах, но РусДжет досрочно покинул этот невероятно итересный и полезный праздник жизни. К сожалению, не удалось спланировать поездку так, чтобы задержаться на все три дня. Но честное слово, это не от лености, а исключильно для пользы дела. Это ведь только так кажется, что в году дней много, на все хватит 😃
Можно ли говорит об итогах поездки? А вы знаете, нет, нельзя. Совершено неподходящее слово “итоги”, несмотря на то, что ярмарка проводится в конце летного сезона, это вовсе не подведение итогов, скорее, это как показ мод, на котором можно будет прикинуть, что будут носить следующим летом. Так что можно говорить только о тенденциях, отнюдь не об итогах.
Ярмарка в этом году не простая, и по многим причинам. Ну во-первых, она юбилейная, десятая по счету, а во вторых… Но лучше по порядку.
Первое, что бросается в глаза, огромное количество людей. Гораздо больше, чем в прошлом году. Качество ярмарки заметно изменилось в лучшую сторону. Возможно причиной тому как общий кризис в экономике, так и окончание экстенсивного роста модельного рынка. Сейчас уже никого не удивишь просто большой моделью, даже если она копийная. На рынок очень активно выходят самолеты новых видов и типов.
Единственной копийной новинкой были несколько вариантов “брата” Як-130 в виде полу-, четверть-, и почти копий самолета MB-346. Особенно мило он смотрелся в пустынном камуфляже с синими израильскими звездами на крыльях и фюзеляже 😃 Кроме этой модели, никаких копийных новинок, за исключением громкой заявки со стороны нашего соотечественника, бронзового призера в классе F4G, Бориса Сатовского, не было замечено. Борис на своем стенде представил корки самолета Су-34, в масштабе 1:7. Будущая модель просто поражает воображение размерами! Видимо, конечная модель будет состоять из нескольких секций, поскольку уложить такой фюзеляж даже в микроавтобус будет проблематично, мне кажется. Но это впечатления так, на глазок. Надо было не полениться, да спросить общую длинну. При беглом осмотре модель производит впечатление хорошей проработки копийных обводов, но я не увидел никаких следов расшивки, так что мне лично не совсем понятны копийные перспективы модели. Если я правильно понял, начало коммерческих продаж корок через 6 месяцев. Думаю, что не ошибусь, что большинство тех, кто подходил к стенду с Су-шкой Бориса (а подходили к этому стенду хоть раз наверно все как участники, так и зрители) мысленно произносили “Чертовы русские, опять они затеяли новый проект невиданных масштабов”.
Не секрет, что копиисты являются локомотивом развития рынка реактивных моделей, именно они и стоят у истоков этого движения, но тем не менее, в этом году очевиден новый подход к формированию продуктовой линейки у продавцов моделей под реактивный двигатель. В очень большом количестве представлены модели, не имеющие реальных прототипов. Как правило, модели небольшого размера, полтора, два метра размахом. Копийность тут полностью принесена в жертву аэродинамическим качествам и себестоимости производста. На мой взгляд это следствие тех процессов, что сейчас протекают в целом в экономиках развитых стран. Потребность в хорошо летающих, недорогих моделях возросла, а вот спрос на копии, полу- и четвертькопии упал вследствие насыщения рынка. Ведь далеко не все стремятся стать копиистами. В США, например, огромное количество платежеспособных пилотов выходного дня, которым приелись вечные Сейбры vs Миг-и и даже, о Боже, F-15, но которые не прочь прохватить по прямой на красивой модели.
Относительно небольшие размеры подобных моделей могли быть как следствием, так и причиной появления недорогих движителей, не только турбореактивных, но и импеллеров. Уже сейчас можно уверенно утверждать, что порог вхождения в реактивый моделизм радикально снизился, благодаря относительно дешевым движителям и моделям. Без преувеличения этот сегмент можно назвать царством электричества. Да, есть приличный выбор маленьких турбин, но импеллер очень эффективен и намного дешевле. Кстати, кто подумал о шубелеровских импелерах в этом разрезе, советую немного остыть. Шубелеровские импеллеры это отдельный мир.
Увы, но за прогрессом не особо успевают производители фурнитуры. Если выбрать двигатель и электронику можно без особых затруднений, то с выбором ретрактов придется потрудиться. К сожалению, производители электрических систем уборки-выпуска шасси не успевают за прогрессом, их продукция представлена довольно скудно, в отличие от производителей пневматических систем, которые безоговорочно доминируют сейчас на рынке.
Как в свое время с планерами, так и сейчас, различные производные ЕПП задают тон в выборе материала для подобных моделей. При нынешних технологиях совершенно беспроблемно можно выпускать модели размахом до полутора метров, расчитанных на установку реактивного движителя. И если в планерах ЕПП остается материалом для постройки моделей исключительно хоббийной направленности, то в реактивном моделизме у него гораздо более радужные перспективы. Ребята из READY2FLY предлагают модели размахом примерно 1,2 метра, выглядящих очень привлекательно. Прямо на выставке можно было приобрести их разработку, полукопию Venom. В минимальной комплектации стоимость модели 130 евро, в комплектации без регулятора, батареи и приемника, но со всем остальным, 330 евро. Вес и размеры модели открывают очень широкие перспективы для моделистов не только хоббийой направленности. Как никогда становятся осуществимыми планы создания пилотажных групп, или хотя бы пар. А общая продольная динамика моделей подобного уровня в относительно тихую погоду сравнима с подобной у “большой” реактивной модели, что очень благоприятно в плане перехода на больший размер. В хорошем ассортименте представлена светотехника для подобных моделей. Кстати сказать, эти ребята дожали Виталия Робертуса, и он пообещал им свое фото на коробку практически готовой модели Як-130 в таком же типоразмере 😃 Нам по секрету был показан на видео летный прототип. Надо сказать, что выглядит очень здорово. Интересно, была ли у какого либо реального самолета столь короткая дорога от прототипа до модели?
Если же ждать не хочется, то в таком же типоразмере можно было без труда приобрести модели МиГ-15 из ЕПП, в корейской раскраске. Сейбров не увидел, но можно было купить на стенде СебАрт Джину (Fiat G-91), или не мене епп-шный МиГ-29 в раскраске “Стрижей” и двумя импеллерами с отклоняемым вектором тяги. Отрадно, что экономический спад в Европе заставляет производителей конкурировать все сильнее, что самым благоприятным образом сказывается на ценах 😃
Не остались обделенными и любители огромных моделей. Традиционно, самые большие самолеты представлены компанией “Авиэйшн дизайн”. Как и в прошлом году, их стенд больше напоминает ангар настоящей авиации. И хоть внешний вид больших моделей не претерпел существенных изменений, очень заметно изменение поведения в полете. Похоже, все производители кинулись максимально облегчать вес своих изделий для того, чтобы они, ну если не стояли вертикально, то по крайней мере без труда могли лететь с запредельными углами атаки без сваливания на крыло. Кстати, в этом году все постарались представить модели с дельтавидным крылом. Косвенно о тенденциях к максимальному облечению моделей и одновременным увеличением их размеров, для снижения удельной нагрузки на крыло, говорили полеты в пятницу. В этот день довольно неприятно поддувал ветер через ангары, образуя над полосой очень неравномерную воздушную среду. И пилоты практически всех больших самолетов отчаянно газовали на взлете, хотя это и не сильно спасало. Все равно очень заметна была болтанка.
Как и в прошлом году, очень широко представлены копийные фюзеляжи для вертолетов. Вот тут действительно, русским духом не пахло. Ни одной модели отечественного авиапрома замечено не было. А те же модели, которые были выставлены, удивляли очень тщательной проработкой копийных деталей. Правда, полетная программа вертолетов была не такой насыщенной. как в прошлом году.
Отчасти это можно объяснить еще одной тенденцией, ярко проявившейся в этом году - групповые полеты. Очень много летали и парами, и довольно большими группами по 5 моделей одновременно. И ведь было, на что посмотреть! Уровень летной подготовки невероятно поднялся, по сравнению с прошлым годом. Теперь групповые полеты уже не напоминают последовательность случайностей, по причине которых самолеты не столкнулись в воздухе 😃 Очень уверенный пилотаж всех, без исключения, кто выступал группой.
Очередная интересная тенденция на Западе. Увы, но в России сейчас никто не занимается этим серьезно, а жаль. Жаль потому, что совершенно очевидно смещение общего модельного тренда в сторону шоу. Ведь такой формат наверняка привлечет в разы больше зрителей, чем довольно скучный, размеренный полет копии по программе Чемпионата. И теперь у нас опять маячит на горизонте отставание от общих для большинства в авиамодельном мире направлений в авиамоделизме.
Само собой, только одно название Jet Power заставило всех значимых производителей модельных турбин показать свой товар лицом. Тут тоже свои тенденции, одновременно появляются все более мощные турбины, и в тоже время уменьшаются их размеры и сложность исполнения. Год от года все больше периферии перебирается непосредственно под кожух реактивного мотора. Говорить предметно в рамках сообщения о таких сложных вещах трудно, а может быть и невозможно. Так что не судите строго, особых подробностей не будет. Практически всю информацию можно почерпнуть из фирменных каталогов. Главное, это то, что развитие технологий в турбинном бизнесе отнюдь не остановилось, и даже не замедлилось. Говорить о ярких прорывах не приходится, но зная об общей западной психологии “выжать все до копеечки”, их ждать не следует.
Отдельно скажу об одном из самых важных компонентов ярмарки. А может быть даже и важнейшем 😃 Именно у стендов этих компаний крутилось больше всего народа, именно в кассах этих стендов было оставлено больше всего денег (ну вы понимает, что это оценочное суждение, надеюсь?). Так что же это за стенды такие волшебные? А стенды эти волшебные - стенды продавцов всякой мелочевки и инструмента. Высокий спрос на инструмент чутко отражает количество тех, кто желает делать что нибудь своими руками, что не может не радовать. Далеко еще не все перешли в разряд покупателей готового, а значит можно ждать появления новых идей и конструкций. Что касается мелочевки, то тут речь идет о мелкой фурнитуре, типа клапанов, фиттингов, различных шлангов, пленок, клеев, шпаклевок и так далее. Такое впечатление, что спрос на такую продукцию растет экспоненциально.
Очень не хотелось покидать ярмарку. Кроме того, что я не успел тщательно исследовать целую половину одного из ангаров, очень не хотелось выпадать из необычайно дружелюбной атмосферы. Если в прошлом году наш клуб встречали со сдержаным оптимизмом, то в этом году мы совершенно искренне обнимались-здоровкались теперь уже со старыми знакомыми из разных стран, делились новостями и планами. Люди откровенно радовались нашим успехам, и сочувствовали неудачам. В эти моменты отчетливо понимаешь и чувствуешь себя частью очень большого мира. Причем не только авиамодельного.
Не думаю, что я своим сообщением ответил на все вопросы тех, кто там не был, да я и не ставил такой цели. За рамками осталась практически вся электроника, хотя и там есть заметные невооруженным глазом тенденции. Хочется верить, что мне удалось показать, сколь интересной и интригующей была ярмарка в этом году, и как многое определяется именно в эти три осенних дня каждый год.
Было желание проиллюстрировать свой рассказ фотографиями, но силы покинули меня, так что за картинками добро пожаловать в фейсбук. Если есть вопросы по фотографиям, задавайте их прямо в комментариях.
Спасибо за развёрнутый комментарий.
Не думаю, что я своим сообщением ответил на все вопросы
Ответил очень на многие. Очень ценю, когда человек грамотным русским языком может так выразить эмоции и отобразить те впечатления, которые появляются после секундного взгляда на событие. Бывает непросто подобрать слова, чтобы раскрыть смысл “Круто!” или “Супер!”, это труд, это настоящий закадровый текст к репортажу, спасибо!
эти ребята дожали Виталия Робертуса, и он пообещал им свое фото на коробку практически готовой модели Як-130
Это, что ли фото - с аватара😁? У него поэтому волосы дыбом встали 😉 ?
Лично я искрене благодарен и Олегу и Кириллу и Rusjet за позитивный репортаж о выставке. От себя хочу сказать то что я очень хочу это увидеть своими глазами. Как в сказке - чудный остров посещу.
Увы, но в России сейчас никто не занимается этим серьезно, а жаль. Жаль потому, что совершенно очевидно смещение общего модельного тренда в сторону шоу.
Кирилл, это Вы погорячились. 😉
Например, мы - авиамодельная пилотажная группа “РУСЬ”, занимаемся этим (в начальной стадии пока что…) серьезно. Есть ребята из Пушкино. Но особенно преуспели ребята из Воронежа - пилотажная группа “Star Sky” реально не имеет аналогов в мире по своему пилотажу. У них учиться нужно.
Кирилл знает, что пишет…Это Вы, Константин, не в теме…
Речь идет о слетанных полетах пятеркой на 3-х метровых реактивных моделях с земли, а не о пенопласте с очками… поэтому насчет того кому и где и как учиться и аналоги в мире и серьезность - не надо ля-ля… Серьезно этим занимаются в Германии.
на Jet Power полеты на пенопластовых моделях не разрешены, хотя продаются на этой выставке…
Да работаем мы над этим! Просто на пене дешевле слётываться 😃
Ну вот “импортный” пример визуалки(смотреть с 17-ой и 22мин. Не нашёл краткую версию):
Ну а вот тренировка StarSky по FPV этим летом:
Речь идет о слетанных полетах пятеркой на 3-х метровых реактивных моделях с земли, а не о пенопласте с очками…
У Элки в пеновом исполнении скорость не очень маленькая для группового пилотажа… Хотя…
Так проще показать:
Володь(StarSky)! Извини, не удержался! Выложил видосы из Воронежа 😃
Приношу свои извинения за OFF. Задело меня малость
Цели задеть кого нибудь не было. Но все, что делается, можно будет назвать серьезным только после фиксации результата. Был бы необычайно рад, если бы хотя бы 3-5 пар выставились на соревнования по пилотажу. Важно, чтобы это был пилотаж не FPV, поскольку тогда это будет дисциплина исключительно отечественная.
Я в ногах повалялся бы у нужных людей, чтобы под такие соревнования выделили качественую полосу.
“импортный” пример визуалки
Смотрел на JP 2012 вживую. С большинством, а может и со всеми пилотами знаком лично.
Кирилл, это Вы погорячились. 😉
Например, мы - авиамодельная пилотажная группа “РУСЬ”, занимаемся этим (в начальной стадии пока что…) серьезно. Есть ребята из Пушкино. Но особенно преуспели ребята из Воронежа - пилотажная группа “Star Sky” реально не имеет аналогов в мире по своему пилотажу. У них учиться нужно.
Константин, Вы прикалываетесь что-ли?
Важно, чтобы это был пилотаж не FPV, поскольку тогда это будет дисциплина исключительно отечественная.
Кирилл!
Как раз именно это и важно - летать по очкам пилотаж. Иначе нормального группового пилотажа не будет. И ничего страшного, что дисциплина будет отечественной (хотя и тут мы не первые). Этого нам ни в коем случае делать не нужно что ли, потому что это должны сначала сделать в Германии?
Думаю, что Вам Кирилл, нужно несколько глубже изучить этот материал…
Я в ногах повалялся бы у нужных людей, чтобы под такие соревнования выделили качественую полосу.
При наличии такой полосы это дело бы гораздо быстрее развивалось.
Константин, Вы прикалываетесь что-ли?
Нет вообще-то, а в чем Вы это видите? В том, что у них можно учиться полетам по очкам? Если вы способны взлетать, летать и садиться также как они в группе, летать в двойках, а также без крэшей летать ночью - будем учиться у Вас.
Речь идет о слетанных полетах пятеркой на 3-х метровых реактивных моделях с земли, а не о пенопласте с очками…
Это Вы, Константин, не в теме…
Улыбнуло… 😃
Виталий, при всем уважении к Вам, вы не правы…
Полеты на любых моделях с земли или по очкам - две разные вещи. Мне ли Вам говорить об этом. Но сделаю смелое заявление: качество группового пилотажа по очкам на два порядка выше. И для пилота, “сидящего в кокпите своего самолета” картинка настолько ясна и понятна, что ни один пилот управляющий с земли этой ясности никогда не получит. И именно благодаря тому, что самолеты постоянно находятся в движении относительно неподвижного пилота на земле, такой групповой пилотаж всегда будет:
- кривым и косым относительно зрителей и самих самолетов
- отличаться по скорости и радиусам исполнения маневров
- сильно небезопасным для пилотов и зрителей
Именно благодаря визуальному контакту с земли между пилотом и его самолетом, такая пилотажная группа будет крутить ограниченное количество фигур в выступлении и они всегда будут одни и те же.
А для зрителя главный критерий интереса полета группы - это слаженность действий и ровный строй в процессе.
Нигде еще и никому не удалось на визуале достичь приемлемых результатов полета хотя бы в двойке таким образом, чтобы это хоть отдаленно напоминало полет строем реальных самолетов.
И без видеокамеры на борту и очков (или монитора) этого никогда не достичь.
А относительно размеров модели и силовой установки скажу так - нет никакой разницы на чем лететь. И на пене и на композите надо долго тренироваться для достижения результата. Просто пена на начальном этапе тренировок в десятки раз дешевле.
Думаю, что ребята из Воронежа уже четко показали своим примером перспективность полетов по камере. Не буду говорить за них (захотят - ответят здесь), но предположу , что скоро они смогут показать это и на моделях вашего размера…
такой групповой пилотаж всегда будет:
- кривым и косым относительно зрителей и самих самолетов
- отличаться по скорости и радиусам исполнения маневров
- сильно небезопасным для пилотов и зрителей
Констанин, мне нравится Ваш энтузиазм😁, и очень интересны групповые полеты воронежских ребят😁, но такие утверждения 😵 применительно к пилотам и шоу мирового уровня я бы делать поостерегся…
Этого нам ни в коем случае делать не нужно что ли, потому что это должны сначала сделать в Германии?
Думаю, что Вам Кирилл, нужно несколько глубже изучить этот материал…
Делайте, что хотите. Материалы, которые я считаю нужным изучить, я отбираю самостоятельно.
При наличии такой полосы это дело бы гораздо быстрее развивалось.
Это за свой счет, пожалуйста.
Полеты на любых моделях с земли или по очкам - две разные вещи. Мне ли Вам говорить об этом. Но сделаю смелое заявление: качество группового пилотажа по очкам на два порядка выше.
Намного проще выигрывать соревнования по бегу, если ехать на велосипеде, а если на машине, то еще и друзей с собой можно захватить. Речь идет ни о чьих то личных пристрастиях, речь идет о том, чтобы быть интегрированным в мировое модельное сообщество. Сможете поднять дисциплину полетов в строе ФПВ на мировой уровень, заинтересовать тысячи моделистов - честь вам и слава. Поеду смотреть на такие соревнования с огромным интересом и удовольствием.
Но пока, уж не обижайтесь, от пилотажной группы у вас только название и пафос.
А относительно размеров модели и силовой установки скажу так - нет никакой разницы на чем лететь
Надеюсь, Вы говорите это на основании личного опыта?
но такие утверждения применимо к пилотам и шоу мирового уровня я бы делать поостерегся…
Владимир, а почему? Меня убьют за это? Или они не люди, у них не бывает отказов и ошибок? Бывает и постоянно происходят. Или я должен “пасть ниц” только при одном упоминании их имени в слух? Нет, не должен.
Были сказаны слова одним из уважаемых русджетовцев, которые мягко говоря, не соответствуют действительности. А если прямо говорить - являются домыслом человека, который не знает происходящего.
Кирилл хорошо снимает, берет удачные интервью иногда и даже справляется с задачей "прожектора мирового jet-движения, но в данном сообщении он категорично высказал свое мнение явно не разбираясь в вопросе.
Какое впечатление на других это произвело - я не знаю. Но меня и двух других людей зацепило. Так как мы в этом вопросе прекрасно разбираемся и знаем как на самом деле дела обстоят. Но в большей степени меня “возбудило” настойчивое требование “ровняться на запад” и убеждение в том, что мы ничего не можем и у нас все плохо.
Мы взрослые люди и ведем обсуждение.