Козлище на посадке. Какова его природа и как с ним бороцца?
Извините, я не гуру, но вставлю свои пять копеек. У меня не джет, а импеллерный Sport jet и он ведет себя точно так же. Стоит чуть жестче приложить его к полосе и он начинает козлить и чем дальше тем больше. А причины тут две, как мне кажется. Первая - это шасси без амортизирующего эффекта, а вторая, извините,Вы не умеете или боитесь сажать самолет. Вы не сажаете, а бросаете самолет на полосу. Как-то так.
Чтобы козел не превратился в прогрессирующий необходимо задержать ручку в положении чуть-чуть на себя. Тогда самолет после отделения будет сохранять положительный тангаж и оттормозившись в воздухе плавно приземлится. Распространённой ошибкой является отдача ручки от себя при отделении и энергично на себя перед касанием. Это и приводит к прогрессирующему козлу, как на видео ТС. Необходимо отличать козление от взмывания. Я бы определил это так: если модель отделилась от ВПП после касания на высоту выше уровня глаз, то лучше выполнить уход на второй круг. Если высота отделения менее этого уровня - задержите ручку, обеспечив небольшой положительный тангаж и производите посадку с перелетом. В пределах ВПП, если её длина это позволяет.
или боитесь сажать самолет. Вы не сажаете, а бросаете самолет на полосу. Как-то так.
Значит наоборот, пилот слишком смел и отважен 😃
Есть у нас один самолёт,///Или причина не в ногах?
В позапрошлом году от и до прошел все это на таком же Хоке. Причины три, решать нужно в комплексе
Первая: на передней стойке установил как можно более мягкую пружину, выкинув оригинальную. Чем мягче, тем лучше
Вторая: излишне передняя центровка, сейчас уже не помню точно, но подвинул значительно назад (сколько именно подскажут владельцы подобных Хоков)
Третья: при заходе на посадку нельзя скидывать газ полностью, нужно “поддувая” турбиной гасить скорость на выдерживании углом атаки самолета.
Комплекс этих мероприятий позволил выполнять практически идеальные посадки
Значит наоборот, пилот слишком смел и отважен 😃
Это не смелость, а скорее не уверенность или очень хочется сделать как можно лучше, а получается по Черномырдину. С такими шасси самолет нужно хорошо выдерживать и притирать к полосе сначала основные, а потом переднее колесо.На видео хорошо слышно: " держи, держи." Но…😃 и поскакали.
Есть у нас один самолёт, и поставил он для некоторых из нас загадку. Посадки через одну с козлением
Всем привет ребята! Посмотрев видео пришел к след. выводам… Необходимо увеличить экспоненту по РВ. На обоих посадках глиссада была сломана по тагажу, подрывом в верх. следствием придерживая модель не допускать раннего касания, что видно. пусть пролетит лучше дальше но эффект будет 100 процентов… Посему и притормаживать надо дальше от полосы… На глиссаде у земли постоянно подыгрывать РВ, не сильно. Я тоже долго искал это решение на своем тренере и нашел. И еще, по закрылкам… У меня закрылки выведены не на тумблер а на потенциометр сбоку передатчика… В чем + ? Прежде всего я пропорционально задаю угол. Любой. В зависимости и от ветра и для настройки оптимального взлетного и посадочного угла прямо в полете. Просто супер!
Это не смелость
С такими шасси самолет нужно хорошо выдерживать и притирать
Я пошутил.
Не выдерживаются самолеты с передней центровкой.
Спасибо всем ответившим. Наверно последнее в этом сезоне погодное окно захлопнулось и возобновим полёты теперь не скоро. С центровкой… да, возможно. Пока принято решение начать с уменьшения угла выпуска закрылков. Хотя я бы тоже сменил пружину в носовой стойке и двинул для начала центровку назад миллиметров на 15.
Пружина не играет здесь абсолютно никакой роли…
Пружина не играет здесь абсолютно никакой роли…
абсолютно правильный комент.
причина:
повышенная скорость захода,
+несоразмерное движение РУС на посадке.
прогрессирующий “козел”
- совпадение взятия РУС “на себя” с моментом касания.
В момент касания колеса должны быть немного подторможены. Тогда в момент касания будет торможение и прижим носа к полосе. Повторяю: только немного, понятно по каким причинам
Да, может мой совет и неправильный и я сам так конечно не делал - просто не было такой проблемы козления. Тогда объясните, почему ни один производитель самолетов (1:1) не раскручивает дорогостоящие колеса перед посадкой, а жжет их об ВПП. А ответ прост: раскрутка колес при касании создаст, хоть небольшое, но торможение.
Да, может мой совет и неправильный и я сам так конечно не делал - просто не было такой проблемы козления. Тогда объясните, почему ни один производитель самолетов (1:1) не раскручивает дорогостоящие колеса перед посадкой, а жжет их об ВПП. А ответ прост: раскрутка колес при касании создаст, хоть небольшое, но торможение.
Здесь Вы в корне неправы, как раз наоборот, дороже сделать механизм раскрутки колеса, чем заменить покрышку. В 70х годах прошлого столетия конструктора как раз и пытались сделать такой механизм, но пришли к экономической нецелесообразности (дорого) в производстве таких систем, дороже стоимости самих колес. В частности, отец рассказывал, переучившись в 1974 году на Ан-24 он застал в отряде (1 Краснодарский ОАО) самолет с экспериментальными колесами (эксплуатационные испытания), которые имели “лопасти” наваренные на покрышке, которые и раскручивали колесо при выпуске шасси, но в том же 1974 году эти колеса были сняты с самолета и канули в небытие.
А “козление” на посадке на мой взгляд, из за слишком передней центровки и как следствие повышенной скорости косания. Как вариант, удерживать самолет на основных стойках после косания до снижения скорости и затем уж опускать носовую (очень сложно, не сам ведь в кабине сидишь и “пятой точкой” ничего не чувствуешь).
Может центровку назад сдвинуть немного?
Одна покрышка А-380 стоит 20 000 долларов. Меняется каждые 200 посадок. Механизмы раскрутки будут стоить не то чтобы в разы, а в сотни раз дешевле. [quote=helifox;5361731]которые имели “лопасти” наваренные на покрышке, которые и раскручивали колесо при выпуске шасси, А эти вообще копейки стоят.
но в том же 1974 году эти колеса были сняты с самолета и канули в небытие
Да потому и канули. что от них только вред.
Покрышка а380 не стоит и 10 тысяч долларов. Все потуги с раскруткой колес были связаны именно с экономией резины и ни с чем еще. А давать советы “от балды” соратникам по несчастью нехорошо.
а это не применимо к джетам ???
vas-ershov.com/pilotam/08-kozlenie.html
[QUOTE=Сергей К.;5361818]Одна покрышка А-380 стоит 20 000 долларов. Меняется каждые 200 посадок. Механизмы раскрутки будут стоить не то чтобы в разы, а в сотни раз дешевле.
которые имели “лопасти” наваренные на покрышке, которые и раскручивали колесо при выпуске шасси, А эти вообще копейки стоят.
Да потому и канули. что от них только вред.
Чёт не понял, про какой вред Вы говорите, дорого просто производство таких колес по сравнению с выгодой полученной от экономии резины намного затратней.
Это была попытка сэкономить на резине и не более того, ни какой другой подоплеки в раскрутке колес перед косанием нет.
В карте контрольной проверки перед посадкой самолета CESSNA C-402 есть такой пункт “wheels DOWN, three green light ON, brake RELEASED”- “шасси ВЫПУЩЕНЫ, зеленые огни ГОРЯТ, тормоза РАСТОРМОЖЕНЫ”.
А Вы предлагаете садиться с подторможенными.
а это не применимо к джетам ???
это к любому самолету применимо.
1). Проверьте положение колес относительно ЦТ. От ТОЧКИ ЦТ (не на крыле), назад 15 градусов максимум. 2). Предпочтительно интегральные амортизаторы из жесткой и вялой пружин, еще лучше с пневмо демпфером. 3). Вторая посадка была бы на 100%, но не увилел в момент касания отжатия РВ. 4). Переднюю стойку пожестче, может чуть покороче, а амортизатор вилки колеса помягче и с небольшим ходом 10-15 мм.
Готов по умолчанию считать, что пилот хорошо владеет техникой посадки - на видео нет серьезных ошибок, явно приводящих к козлению.
Оси колес основных стоек слишком позади центровки (раннее касание передней стойкой). Насколько сильно уплывает центровка с пустым баком?
Еще вопросы к топикстартеру:
1.есть ощущение, что основные стойки во втором эпизоде неестественно выгнуты назад. Так и должно быть, или согнулись от “козлов” ? Стойки нормально убираются?
2. во время взлета отрыв происходит легко, или с “подрывом” ?
Как вариант, удерживать самолет на основных стойках после косания до снижения скорости и затем уж опускать носовую
ввиду возможных вышеизложенных причин - нереально
а это не применимо к джетам ??? vas-ershov.com/pilotam/08-kozlenie.html
это применимо ко всем. Именно об этом документе я говорил ранее.
Разница лишь в том, что настоящий борт в целом - постоянен геометрически и по весу (поэтому речь только о мастерстве пилота), а в модельках еще все плавает в зависимости от рук и самой модельки.
Второе торможение…
Вы тут видимо всерьёз решили всех повеселить 😃 То, что вы именуете вторым торможением на самом деле является пятном контакта при посадке с обратным курсом. Не более того.