Козлище на посадке. Какова его природа и как с ним бороцца?

migarik

Извините, я не гуру, но вставлю свои пять копеек. У меня не джет, а импеллерный Sport jet и он ведет себя точно так же. Стоит чуть жестче приложить его к полосе и он начинает козлить и чем дальше тем больше. А причины тут две, как мне кажется. Первая - это шасси без амортизирующего эффекта, а вторая, извините,Вы не умеете или боитесь сажать самолет. Вы не сажаете, а бросаете самолет на полосу. Как-то так.

pilot43

Чтобы козел не превратился в прогрессирующий необходимо задержать ручку в положении чуть-чуть на себя. Тогда самолет после отделения будет сохранять положительный тангаж и оттормозившись в воздухе плавно приземлится. Распространённой ошибкой является отдача ручки от себя при отделении и энергично на себя перед касанием. Это и приводит к прогрессирующему козлу, как на видео ТС. Необходимо отличать козление от взмывания. Я бы определил это так: если модель отделилась от ВПП после касания на высоту выше уровня глаз, то лучше выполнить уход на второй круг. Если высота отделения менее этого уровня - задержите ручку, обеспечив небольшой положительный тангаж и производите посадку с перелетом. В пределах ВПП, если её длина это позволяет.

ADI
migarik:

или боитесь сажать самолет. Вы не сажаете, а бросаете самолет на полосу. Как-то так.

Значит наоборот, пилот слишком смел и отважен 😃

Губанов_Игорь
El_Chupacabra:

Есть у нас один самолёт,///Или причина не в ногах?

В позапрошлом году от и до прошел все это на таком же Хоке. Причины три, решать нужно в комплексе

Первая: на передней стойке установил как можно более мягкую пружину, выкинув оригинальную. Чем мягче, тем лучше
Вторая: излишне передняя центровка, сейчас уже не помню точно, но подвинул значительно назад (сколько именно подскажут владельцы подобных Хоков)
Третья: при заходе на посадку нельзя скидывать газ полностью, нужно “поддувая” турбиной гасить скорость на выдерживании углом атаки самолета.

Комплекс этих мероприятий позволил выполнять практически идеальные посадки

migarik
ADI:

Значит наоборот, пилот слишком смел и отважен 😃

Это не смелость, а скорее не уверенность или очень хочется сделать как можно лучше, а получается по Черномырдину. С такими шасси самолет нужно хорошо выдерживать и притирать к полосе сначала основные, а потом переднее колесо.На видео хорошо слышно: " держи, держи." Но…😃 и поскакали.

Пермяк
El_Chupacabra:

Есть у нас один самолёт, и поставил он для некоторых из нас загадку. Посадки через одну с козлением

Всем привет ребята! Посмотрев видео пришел к след. выводам… Необходимо увеличить экспоненту по РВ. На обоих посадках глиссада была сломана по тагажу, подрывом в верх. следствием придерживая модель не допускать раннего касания, что видно. пусть пролетит лучше дальше но эффект будет 100 процентов… Посему и притормаживать надо дальше от полосы… На глиссаде у земли постоянно подыгрывать РВ, не сильно. Я тоже долго искал это решение на своем тренере и нашел. И еще, по закрылкам… У меня закрылки выведены не на тумблер а на потенциометр сбоку передатчика… В чем + ? Прежде всего я пропорционально задаю угол. Любой. В зависимости и от ветра и для настройки оптимального взлетного и посадочного угла прямо в полете. Просто супер!

ADI
migarik:

Это не смелость

С такими шасси самолет нужно хорошо выдерживать и притирать

Я пошутил.

Не выдерживаются самолеты с передней центровкой.

El_Chupacabra

Спасибо всем ответившим. Наверно последнее в этом сезоне погодное окно захлопнулось и возобновим полёты теперь не скоро. С центровкой… да, возможно. Пока принято решение начать с уменьшения угла выпуска закрылков. Хотя я бы тоже сменил пружину в носовой стойке и двинул для начала центровку назад миллиметров на 15.

pilot43

Пружина не играет здесь абсолютно никакой роли…

mazay79
pilot43:

Пружина не играет здесь абсолютно никакой роли…

абсолютно правильный комент.
причина:
повышенная скорость захода,
+несоразмерное движение РУС на посадке.

прогрессирующий “козел”

  • совпадение взятия РУС “на себя” с моментом касания.
Сергей-К
Сергей-К:

В момент касания колеса должны быть немного подторможены. Тогда в момент касания будет торможение и прижим носа к полосе. Повторяю: только немного, понятно по каким причинам

Да, может мой совет и неправильный и я сам так конечно не делал - просто не было такой проблемы козления. Тогда объясните, почему ни один производитель самолетов (1:1) не раскручивает дорогостоящие колеса перед посадкой, а жжет их об ВПП. А ответ прост: раскрутка колес при касании создаст, хоть небольшое, но торможение.

helifox
Сергей-К:

Да, может мой совет и неправильный и я сам так конечно не делал - просто не было такой проблемы козления. Тогда объясните, почему ни один производитель самолетов (1:1) не раскручивает дорогостоящие колеса перед посадкой, а жжет их об ВПП. А ответ прост: раскрутка колес при касании создаст, хоть небольшое, но торможение.

Здесь Вы в корне неправы, как раз наоборот, дороже сделать механизм раскрутки колеса, чем заменить покрышку. В 70х годах прошлого столетия конструктора как раз и пытались сделать такой механизм, но пришли к экономической нецелесообразности (дорого) в производстве таких систем, дороже стоимости самих колес. В частности, отец рассказывал, переучившись в 1974 году на Ан-24 он застал в отряде (1 Краснодарский ОАО) самолет с экспериментальными колесами (эксплуатационные испытания), которые имели “лопасти” наваренные на покрышке, которые и раскручивали колесо при выпуске шасси, но в том же 1974 году эти колеса были сняты с самолета и канули в небытие.
А “козление” на посадке на мой взгляд, из за слишком передней центровки и как следствие повышенной скорости косания. Как вариант, удерживать самолет на основных стойках после косания до снижения скорости и затем уж опускать носовую (очень сложно, не сам ведь в кабине сидишь и “пятой точкой” ничего не чувствуешь).
Может центровку назад сдвинуть немного?

Сергей-К

Одна покрышка А-380 стоит 20 000 долларов. Меняется каждые 200 посадок. Механизмы раскрутки будут стоить не то чтобы в разы, а в сотни раз дешевле. [quote=helifox;5361731]которые имели “лопасти” наваренные на покрышке, которые и раскручивали колесо при выпуске шасси, А эти вообще копейки стоят.

helifox:

но в том же 1974 году эти колеса были сняты с самолета и канули в небытие

Да потому и канули. что от них только вред.

Airliner-rc

Покрышка а380 не стоит и 10 тысяч долларов. Все потуги с раскруткой колес были связаны именно с экономией резины и ни с чем еще. А давать советы “от балды” соратникам по несчастью нехорошо.

helifox

[QUOTE=Сергей К.;5361818]Одна покрышка А-380 стоит 20 000 долларов. Меняется каждые 200 посадок. Механизмы раскрутки будут стоить не то чтобы в разы, а в сотни раз дешевле.

helifox:

которые имели “лопасти” наваренные на покрышке, которые и раскручивали колесо при выпуске шасси, А эти вообще копейки стоят.

Да потому и канули. что от них только вред.

Чёт не понял, про какой вред Вы говорите, дорого просто производство таких колес по сравнению с выгодой полученной от экономии резины намного затратней.
Это была попытка сэкономить на резине и не более того, ни какой другой подоплеки в раскрутке колес перед косанием нет.
В карте контрольной проверки перед посадкой самолета CESSNA C-402 есть такой пункт “wheels DOWN, three green light ON, brake RELEASED”- “шасси ВЫПУЩЕНЫ, зеленые огни ГОРЯТ, тормоза РАСТОРМОЖЕНЫ”.
А Вы предлагаете садиться с подторможенными.

Airliner-rc
Bajavod:

а это не применимо к джетам ???

это к любому самолету применимо.

ДедЮз

1). Проверьте положение колес относительно ЦТ. От ТОЧКИ ЦТ (не на крыле), назад 15 градусов максимум. 2). Предпочтительно интегральные амортизаторы из жесткой и вялой пружин, еще лучше с пневмо демпфером. 3). Вторая посадка была бы на 100%, но не увилел в момент касания отжатия РВ. 4). Переднюю стойку пожестче, может чуть покороче, а амортизатор вилки колеса помягче и с небольшим ходом 10-15 мм.

Борисов

Готов по умолчанию считать, что пилот хорошо владеет техникой посадки - на видео нет серьезных ошибок, явно приводящих к козлению.

Борисов:

Оси колес основных стоек слишком позади центровки (раннее касание передней стойкой). Насколько сильно уплывает центровка с пустым баком?

Еще вопросы к топикстартеру:
1.есть ощущение, что основные стойки во втором эпизоде неестественно выгнуты назад. Так и должно быть, или согнулись от “козлов” ? Стойки нормально убираются?
2. во время взлета отрыв происходит легко, или с “подрывом” ?

helifox:

Как вариант, удерживать самолет на основных стойках после косания до снижения скорости и затем уж опускать носовую

ввиду возможных вышеизложенных причин - нереально

Bajavod:

а это не применимо к джетам ??? vas-ershov.com/pilotam/08-kozlenie.html

это применимо ко всем. Именно об этом документе я говорил ранее.
Разница лишь в том, что настоящий борт в целом - постоянен геометрически и по весу (поэтому речь только о мастерстве пилота), а в модельках еще все плавает в зависимости от рук и самой модельки.

pilot43
Сергей-К:

Второе торможение…

Вы тут видимо всерьёз решили всех повеселить 😃 То, что вы именуете вторым торможением на самом деле является пятном контакта при посадке с обратным курсом. Не более того.