Козлище на посадке. Какова его природа и как с ним бороцца?

El_Chupacabra

Есть у нас один самолёт, и поставил он для некоторых из нас загадку. Посадки через одну с козлением

Владелец модели занимается самоедством в некотором смысле, считает, что причина козления в недостаточном налёте и надо просто учиться летать. Трудно конечно оспорить тезис, что налёта много не бывает, но как мне кажется причина не в пилоте а в модели. Что может быть не так? Стойки шасси для травы, и не имеют гасящих колебания амортизаторов. Приобретать комплект ног с газомаслянными амортизаторами за 2400 евро не вариант в принципе. Может быть, укоротить переднюю ногу, что бы его придавливало к полосе при касании передней стойки? Или причина не в ногах? Что скажут более искушенные товарищи?

Борисов

Оси колес основных стоек слишком позади центровки (раннее касание передней стойкой).
Насколько сильно уплывает центровка с пустым баком?
Где-то на форуме была прекрасная статья про козлищ, может, кто-то сохранял ссылку.

pilot43

Причин на мой взгляд две: слишком высокая скорость на посадке и слишком передняя центровка.
О высокой скорости можно судить хотя бы по тому, что при попытке выравнивания модель уходит в набор высоты, а должна гасить скорость и продолжать снижаться.
Думаю, имеет смысл уменьшить скорость захода после 4 разворота километров на 15-20 на меньших оборотах двигателя с таким расчётом, чтобы на глиссаде модель устойчиво снижалась при положительном угле тангажа. Нормальной при этом будет такая поступательная скорость, при которой с увеличением тангажа модель не будет взмывать, а будет и дальше гасить скорость и касаться земли. То есть смысл такой: скорость на глиссаде должна быть такой, чтобы крыло не имело избытка подъёмной силы и увеличение угла атаки на выравнивании приводило лишь к кратковременному гашению вертикальной скорости с дальнейшим снижением, а не переходу в набор высоты.
Надеюсь, что понятно изложил.
PS А модель удивительно прочная 😃

Airliner-rc

ИМХО центровка передняя. Отсюда и скорость захода на посадку высокая. А козёл от скорости получается. Шасси не при чем. При такой скорости крыло слишком хорошо летит, поэтому от земли самолет и отрывает.
Для эксперимента можно попробовать уменьшить угол отклонения закрылков - козёл будет меньше. Сдвинув центровку назад получим бОльший угол тангажа ну и все остальное что Володя сказал. Я это на своем 777 проходил - садишся с закрылками козлит, с чистым крылом - нормально.

Сергей-К
Airliner-rc:

Для эксперимента можно попробовать

В момент касания колеса должны быть немного подторможены. Тогда в момент касания будет торможение и прижим носа к полосе. Повторяю: только немного, понятно по каким причинам.

pilot43
Сергей-К:

В момент касания колеса должны быть немного подторможены. Тогда в момент касания будет торможение и прижим носа к полосе. Повторяю: только немного, понятно по каким причинам.

Это плохой совет.

Airliner-rc
Сергей-К:

В момент касания колеса должны быть немного подторможены.

это чтобы передняя стойка через макушку вылезла? 😃

ADI
El_Chupacabra:

Может быть, укоротить переднюю ногу, что бы его придавливало к полосе при касании передней стойки?

По опыту с Турбинатором, укороченная на 2см от мануала передняя стойка, очень сильно расширила границы посадочных скоростей, при избыточно передней центровке.
Только после этого взлет резковатый получился, в конце полосы, ранее отрывался после любой кочки , но с приведением центровки в норму, думаю все исправится.

migarik

Извините, я не гуру, но вставлю свои пять копеек. У меня не джет, а импеллерный Sport jet и он ведет себя точно так же. Стоит чуть жестче приложить его к полосе и он начинает козлить и чем дальше тем больше. А причины тут две, как мне кажется. Первая - это шасси без амортизирующего эффекта, а вторая, извините,Вы не умеете или боитесь сажать самолет. Вы не сажаете, а бросаете самолет на полосу. Как-то так.

pilot43

Чтобы козел не превратился в прогрессирующий необходимо задержать ручку в положении чуть-чуть на себя. Тогда самолет после отделения будет сохранять положительный тангаж и оттормозившись в воздухе плавно приземлится. Распространённой ошибкой является отдача ручки от себя при отделении и энергично на себя перед касанием. Это и приводит к прогрессирующему козлу, как на видео ТС. Необходимо отличать козление от взмывания. Я бы определил это так: если модель отделилась от ВПП после касания на высоту выше уровня глаз, то лучше выполнить уход на второй круг. Если высота отделения менее этого уровня - задержите ручку, обеспечив небольшой положительный тангаж и производите посадку с перелетом. В пределах ВПП, если её длина это позволяет.

ADI
migarik:

или боитесь сажать самолет. Вы не сажаете, а бросаете самолет на полосу. Как-то так.

Значит наоборот, пилот слишком смел и отважен 😃

Губанов_Игорь
El_Chupacabra:

Есть у нас один самолёт,///Или причина не в ногах?

В позапрошлом году от и до прошел все это на таком же Хоке. Причины три, решать нужно в комплексе

Первая: на передней стойке установил как можно более мягкую пружину, выкинув оригинальную. Чем мягче, тем лучше
Вторая: излишне передняя центровка, сейчас уже не помню точно, но подвинул значительно назад (сколько именно подскажут владельцы подобных Хоков)
Третья: при заходе на посадку нельзя скидывать газ полностью, нужно “поддувая” турбиной гасить скорость на выдерживании углом атаки самолета.

Комплекс этих мероприятий позволил выполнять практически идеальные посадки

migarik
ADI:

Значит наоборот, пилот слишком смел и отважен 😃

Это не смелость, а скорее не уверенность или очень хочется сделать как можно лучше, а получается по Черномырдину. С такими шасси самолет нужно хорошо выдерживать и притирать к полосе сначала основные, а потом переднее колесо.На видео хорошо слышно: " держи, держи." Но…😃 и поскакали.

Пермяк
El_Chupacabra:

Есть у нас один самолёт, и поставил он для некоторых из нас загадку. Посадки через одну с козлением

Всем привет ребята! Посмотрев видео пришел к след. выводам… Необходимо увеличить экспоненту по РВ. На обоих посадках глиссада была сломана по тагажу, подрывом в верх. следствием придерживая модель не допускать раннего касания, что видно. пусть пролетит лучше дальше но эффект будет 100 процентов… Посему и притормаживать надо дальше от полосы… На глиссаде у земли постоянно подыгрывать РВ, не сильно. Я тоже долго искал это решение на своем тренере и нашел. И еще, по закрылкам… У меня закрылки выведены не на тумблер а на потенциометр сбоку передатчика… В чем + ? Прежде всего я пропорционально задаю угол. Любой. В зависимости и от ветра и для настройки оптимального взлетного и посадочного угла прямо в полете. Просто супер!

ADI
migarik:

Это не смелость

С такими шасси самолет нужно хорошо выдерживать и притирать

Я пошутил.

Не выдерживаются самолеты с передней центровкой.

El_Chupacabra

Спасибо всем ответившим. Наверно последнее в этом сезоне погодное окно захлопнулось и возобновим полёты теперь не скоро. С центровкой… да, возможно. Пока принято решение начать с уменьшения угла выпуска закрылков. Хотя я бы тоже сменил пружину в носовой стойке и двинул для начала центровку назад миллиметров на 15.

pilot43

Пружина не играет здесь абсолютно никакой роли…

mazay79
pilot43:

Пружина не играет здесь абсолютно никакой роли…

абсолютно правильный комент.
причина:
повышенная скорость захода,
+несоразмерное движение РУС на посадке.

прогрессирующий “козел”

  • совпадение взятия РУС “на себя” с моментом касания.
Сергей-К
Сергей-К:

В момент касания колеса должны быть немного подторможены. Тогда в момент касания будет торможение и прижим носа к полосе. Повторяю: только немного, понятно по каким причинам

Да, может мой совет и неправильный и я сам так конечно не делал - просто не было такой проблемы козления. Тогда объясните, почему ни один производитель самолетов (1:1) не раскручивает дорогостоящие колеса перед посадкой, а жжет их об ВПП. А ответ прост: раскрутка колес при касании создаст, хоть небольшое, но торможение.