Реактивный пилотаж FAI F-3-S, 3-4октября г.Старица
Рассказали про зрелищную посадку, но не очень понятен исход.
А какой исход? Турбина в хлам, самолет цел, а пилот просто молодец. При невероятном дефиците времени, вопреки всем ожиданиям, совершил идеальный заход и мягчайшую посадку. Все были в шоке, включая судей. Лично я вопреки правилам поставил 9 за эту посадку и со мной согласились все.Очень жалко, что разрушение мотора не позволило продолжить тур, у Андрея были все шансы быть в таблице гораздо выше, он… не судьба. Жаль.
И участники и организаторы и спортсмены, выступили на высоком уровне. Во время соревнований были нештатные ситуации: поломка турбины, потеря сигнала…, но самолёты были на земле, на шасси!!! Ни одна модель не выкатилась с ВПП, не скапотировала и т.д. Это говорит о высоком уровне участников, а значит о высоком уровне этого класса авиамоделей. Всем спасибо, пойдём тренироваться…
Теперь поговорим о полетах с точки зрения судьи. Страсти улеглись, эйфория прошла, пора разобрать полеты. Простите, друзья, буду говорить неприятные вещи, но это необходимо для повышения мастерства. Не буду переходить на личности, а отмечу общие тенденции и ошибки, за которые снижал оценки. Первое, большинство пилотов не выдерживают курс на взлете, причины разные, начиная от явных ошибок руления, кончая спецификой самолета. Большинство моделей ложилось на ветер и уходило к кромке полосы, далее следовал отрыв и исправление курса, выглядело скверно. Конечно, был сильный боковой ветер и очевидно сказалось отсутствие опыта взлетов с боковиком. Называть пилота, который не испытывал этих проблем я не буду, сами все видели. Далее, сильно плавает удаление, от фигуры к фигуре оно изменяется, порой у некоторых пилотов выходы из фигур получались под большим углом к полосе. Меньше всего этим страдали пилоты имеющие опыт F-3A, что заметно повышало их оценки. У многих сильные проблемы с уровнем полета, то в небеса, то к земле тянет. Войти в фигуру и выйти из нее на одной высоте у большинства не получалось. Сильно досаждала рваная динамика полетов, особенно у фенов. Я понимаю, в голове опасение, хватит ли электричества на весь комплекс? Поэтому излишне убирали газы на снижениях, а потом давай снова разгонять. В результате на половинках кубинки модель повисала, теряла динамику, перед следующей фигурой разгонялась вновь. Смотрелось по детски… Вполне можно было не так сильно убирать газы, тем более сильный ветер и на половинках кубинки модели повисали, а затем просто падали вниз, вместо красивой траектории. Центровка полета страдала практически у всех, даже опытные пилоты в погоне за верностью траектории упускали из вида центр зоны и фигуры получались со смещением, я понимаю, ветер, и Учитывая , что состязания первые новичков пилотажников за это сильно не карал, а с опытных снимал очки за пролет центра. О посадках пока говорить не хочу, был разочарован наблюдая посадки даже сильных пилотов, особенно знаете кого, матерился весь вечер. А вот Андрей Язоничев приятно удивил и порадовал, на аварийном самолете совершил блестящий заход и можно сказать образцовую посадку. Многие скажут , а что тут такого, ну сел и сел? А вы представляете дрожь в руках, пустоту в брюхе и ожидание катастрофы? Тут многие опытные начинают чудить… А Андрюха мобилизовался и блестяще выполнил очень сложный заход и разворот по ветру вышел точно в створ и мягчайше сел.
Теперь обобщу все… Для первых состязаний в этом классе уровень пилотов, особенно фенов оказался весьма высок, боролись с сильными спортсменами на Джетах и в результате оценки не сильно ниже. Конечно до уровня пилотов F-3A, новичкам еще очень далеко, но надо расти над собой, превозмогать… Я очень надеюсь, что к будущим состязаниям в этом классе уровень пилотов поднимется, главное, что почин совершен и первые состязания прошли успешно.
Всем привет!)) Наконец-то у нас зарождается очень интересный класс пилотаж на реактивных моделях. По мне так он очень импонирует тем, что пилотаж выполняется моделях максимально приближенных к настоящим, а ещё лучше прототипам с убирающимися шасси, закрылками ну конечно звук мало отличающееся от реального самолета. Пилотаж смотрится очень эффектно и динамично. Сам пилотаж довольно сильно отличается от F3A, другое все и динамика и радиуса и работа газом и сектора к которым надо привыкать и тренироваться. Как говорится только жопа часы спасут от кривых фигур разных высот и удалений при пилотировании))) У меня вообще получилось спонтанно приехать, да и летел на реактиве в этом году первый раз да и в тур сразу, было очень не легко собраться и на это осмелится, но желание и любовь к реактиву пересилило все трудности! Вылез и смог настроится можно сказать только из-за большого соревновательного опыта. Было очень приятно со всеми пообщаться, познакомится в очень душевной обстановке. Очень надеюсь, что нас любителей реактивной тяги станет на следующий год больше Спасибо огромное организаторам и затейщикам данного мероприятия и в следующем году готов поучаствовать в организационном процессе. Думаю можно рассмотреть какой-нибудь однодневный этап у нас на полосе в Лобано. Олег Захаров большой молодец и огромное спасибо! Было очень круто !!!
Доделал небольшой фильм про первые соревнования по пилотажу в Старице. Всем спасибо, особенно погоде, тёплой компании и, конечно, “хозяину Старицы”.
Здорово!
Спасибо Андрей!
Пойдёт в домашний архив!
Здорово!
Спасибо Андрей!
Пойдёт в домашний архив!
Было очень трудно снимать маленькие самолёты. Вам спасибо за душевный разговор и тёплую компанию!
Было очень трудно снимать маленькие самолёты. Вам спасибо за душевный разговор и тёплую компанию!
Прийдется увеличивать масштаб.)))
Было очень трудно снимать
Спасибо Андрей. Фильм получился душевный…
Хороший фильм. Очень трудно всё время находиться в гуще событий и всё снимать. Спасибо Андрею!!! Чуть позже сделаю свой короткий ролик. Вид на соревнования с воздуха.
Андрей, спасибо большое за классный фильм про соревнования! Очень круто вышло.
Андрей! Фильм вызывает восторг у всех посмотревших. Выложил его в чате Старицы - громкие неумолкающие аплодисметны. Спасибо!
Андрей! Фильм вызывает восторг у всех посмотревших. Выложил его в чате Старицы - громкие неумолкающие аплодисметны. Спасибо!
Привет друже! Тебе спасибо за тёплый приём! Даю ссылку на фильм “Большие гуси” этого года.
Привет друже! Тебе спасибо за тёплый приём! Даю ссылку на фильм “Большие гуси” этого года.
Андрей, спасибо огромное!
Очень красивый клип!
Народ в восторге!
Добрался до видосов…1 часть “Большая авиация”. К слову, это мой первый опыт съёмок с воздуха быстро-летящих объектов.
Вторая часть
Соревнования подвигли меня к созданию самолета заточенного под реактивный пилотаж. В прошлое воскресенье облетал технику.
Самолетик отлично летает и обладает не плохими пилотажными свойствами. Легко выполняет фигуры комплекса и даже немного более, например красивый срывной поворот на горке, который большинство реактивных моделей не делает из за отсутствия обдува Р.Н. В модели реализован принцип минимального разноса масс, хороших плечей и минимальных моментов инерции. Масса заправленного 7100. размах 1560, нагрузка 120г/ дм. Запас топлива 2700. Разбежка центровок заправленного и пустого менее 5 процентов Взлетная центровка 25%, посадочная 30%. Двигатель Бустер 90 за дросселированный до 6кг. Тяги хватает с избытком. Первый полет продолжался 4 минуты плюс руление, расход составил 700 г. Второй полет 6 минут плюс руление расход 1 литр. теперь красить и начинать налетывать…
Самолетик отлично летает
А говорят, реданная схема себя изжила!😉😁
А говорят, реданная схема себя изжила
Конечно редан это архаизм… Но, это один из способов избежать разноса масс и добиться высокой весовой отдачи. При проектировании я рассматривал схемы с удлинительной трубой, с двигателем в хвосте, рисовал мотор на спине и V образное оперение. После довольно долгого обдумывания я пришел к реданной схеме. Двигатель встал под передней кромкой крыла, короткая 300мм. труба отвернута вниз на 3,5 градуса, что бы струя на замывала фюзеляж и оперение, за ней короткий экран из тонкой нержавейки, что бы при запуске не подгорал фюзеляж. Конечно закона Бернулли никто не отменял и скоростная струя под оперением это скверно…, но в данном случае негативные последствия минимальны, немного разгружается переднее колесо при страгивании самолета, в полете же вообще не заметно, ни в прямом, ни в перевернутом полете. Зато выигрыш налицо. Все массивные агрегаты и топливо вблизи центра масс, все очень компактно, ни длинных трубопроводов, ни тяжелых и длинных проводов. Все располагается под объемным и легкосъемным фонарем. Доступ к любому агрегату очень легкий. Двигатель и труба закрыты легким капотом, тоже съемным. Самолет бальзовой конструкции и обтянут стеклом 25г/м на смоле л20. Что касается нагрева фюзеляжа при запуске и работе на малом газу, то его нет, при первой газовке специально щупал рукой, не греется нигде, струя тонкой пеленой растекается по земле и уходит вверх уже далеко за хвостом. Вчера покрасил, стлизовал под американский палубник, средне серый, с белым и красным, в общем кровь и бетон…
Очень интересно! Хотелось бы еще фотографии посмотреть с разными видами.
Фотографии будут, немного погодя, фотоаппарата у меня нет, телефон годится для забивания гвоздей, но не фотографирует. Олег сфоткает, тогда выложу.