Реактивный пилотаж FAI F-3-S, 3-4октября г.Старица

Таролог

И участники и организаторы и спортсмены, выступили на высоком уровне. Во время соревнований были нештатные ситуации: поломка турбины, потеря сигнала…, но самолёты были на земле, на шасси!!! Ни одна модель не выкатилась с ВПП, не скапотировала и т.д. Это говорит о высоком уровне участников, а значит о высоком уровне этого класса авиамоделей. Всем спасибо, пойдём тренироваться…

Дядя_Витя

Теперь поговорим о полетах с точки зрения судьи. Страсти улеглись, эйфория прошла, пора разобрать полеты. Простите, друзья, буду говорить неприятные вещи, но это необходимо для повышения мастерства. Не буду переходить на личности, а отмечу общие тенденции и ошибки, за которые снижал оценки. Первое, большинство пилотов не выдерживают курс на взлете, причины разные, начиная от явных ошибок руления, кончая спецификой самолета. Большинство моделей ложилось на ветер и уходило к кромке полосы, далее следовал отрыв и исправление курса, выглядело скверно. Конечно, был сильный боковой ветер и очевидно сказалось отсутствие опыта взлетов с боковиком. Называть пилота, который не испытывал этих проблем я не буду, сами все видели. Далее, сильно плавает удаление, от фигуры к фигуре оно изменяется, порой у некоторых пилотов выходы из фигур получались под большим углом к полосе. Меньше всего этим страдали пилоты имеющие опыт F-3A, что заметно повышало их оценки. У многих сильные проблемы с уровнем полета, то в небеса, то к земле тянет. Войти в фигуру и выйти из нее на одной высоте у большинства не получалось. Сильно досаждала рваная динамика полетов, особенно у фенов. Я понимаю, в голове опасение, хватит ли электричества на весь комплекс? Поэтому излишне убирали газы на снижениях, а потом давай снова разгонять. В результате на половинках кубинки модель повисала, теряла динамику, перед следующей фигурой разгонялась вновь. Смотрелось по детски… Вполне можно было не так сильно убирать газы, тем более сильный ветер и на половинках кубинки модели повисали, а затем просто падали вниз, вместо красивой траектории. Центровка полета страдала практически у всех, даже опытные пилоты в погоне за верностью траектории упускали из вида центр зоны и фигуры получались со смещением, я понимаю, ветер, и Учитывая , что состязания первые новичков пилотажников за это сильно не карал, а с опытных снимал очки за пролет центра. О посадках пока говорить не хочу, был разочарован наблюдая посадки даже сильных пилотов, особенно знаете кого, матерился весь вечер. А вот Андрей Язоничев приятно удивил и порадовал, на аварийном самолете совершил блестящий заход и можно сказать образцовую посадку. Многие скажут , а что тут такого, ну сел и сел? А вы представляете дрожь в руках, пустоту в брюхе и ожидание катастрофы? Тут многие опытные начинают чудить… А Андрюха мобилизовался и блестяще выполнил очень сложный заход и разворот по ветру вышел точно в створ и мягчайше сел.
Теперь обобщу все… Для первых состязаний в этом классе уровень пилотов, особенно фенов оказался весьма высок, боролись с сильными спортсменами на Джетах и в результате оценки не сильно ниже. Конечно до уровня пилотов F-3A, новичкам еще очень далеко, но надо расти над собой, превозмогать… Я очень надеюсь, что к будущим состязаниям в этом классе уровень пилотов поднимется, главное, что почин совершен и первые состязания прошли успешно.

Zigzak

Всем привет!)) Наконец-то у нас зарождается очень интересный класс пилотаж на реактивных моделях. По мне так он очень импонирует тем, что пилотаж выполняется моделях максимально приближенных к настоящим, а ещё лучше прототипам с убирающимися шасси, закрылками ну конечно звук мало отличающееся от реального самолета. Пилотаж смотрится очень эффектно и динамично. Сам пилотаж довольно сильно отличается от F3A, другое все и динамика и радиуса и работа газом и сектора к которым надо привыкать и тренироваться. Как говорится только жопа часы спасут от кривых фигур разных высот и удалений при пилотировании))) У меня вообще получилось спонтанно приехать, да и летел на реактиве в этом году первый раз да и в тур сразу, было очень не легко собраться и на это осмелится, но желание и любовь к реактиву пересилило все трудности! Вылез и смог настроится можно сказать только из-за большого соревновательного опыта. Было очень приятно со всеми пообщаться, познакомится в очень душевной обстановке. Очень надеюсь, что нас любителей реактивной тяги станет на следующий год больше Спасибо огромное организаторам и затейщикам данного мероприятия и в следующем году готов поучаствовать в организационном процессе. Думаю можно рассмотреть какой-нибудь однодневный этап у нас на полосе в Лобано. Олег Захаров большой молодец и огромное спасибо! Было очень круто !!!

Цибульский_Андрей

Доделал небольшой фильм про первые соревнования по пилотажу в Старице. Всем спасибо, особенно погоде, тёплой компании и, конечно, “хозяину Старицы”.

KRA

Здорово!
Спасибо Андрей!
Пойдёт в домашний архив!

Цибульский_Андрей
KRA:

Здорово!
Спасибо Андрей!
Пойдёт в домашний архив!

Было очень трудно снимать маленькие самолёты. Вам спасибо за душевный разговор и тёплую компанию!

KRA
Цибульский_Андрей:

Было очень трудно снимать маленькие самолёты. Вам спасибо за душевный разговор и тёплую компанию!

Прийдется увеличивать масштаб.)))

Таролог

Хороший фильм. Очень трудно всё время находиться в гуще событий и всё снимать. Спасибо Андрею!!! Чуть позже сделаю свой короткий ролик. Вид на соревнования с воздуха.

Роторный_Олег

Андрей, спасибо большое за классный фильм про соревнования! Очень круто вышло.

ДАВ

Андрей! Фильм вызывает восторг у всех посмотревших. Выложил его в чате Старицы - громкие неумолкающие аплодисметны. Спасибо!

Цибульский_Андрей
ДАВ:

Андрей! Фильм вызывает восторг у всех посмотревших. Выложил его в чате Старицы - громкие неумолкающие аплодисметны. Спасибо!

Привет друже! Тебе спасибо за тёплый приём! Даю ссылку на фильм “Большие гуси” этого года.

7 days later
10 days later
5 months later
Дядя_Витя

Соревнования подвигли меня к созданию самолета заточенного под реактивный пилотаж. В прошлое воскресенье облетал технику.

Самолетик отлично летает и обладает не плохими пилотажными свойствами. Легко выполняет фигуры комплекса и даже немного более, например красивый срывной поворот на горке, который большинство реактивных моделей не делает из за отсутствия обдува Р.Н. В модели реализован принцип минимального разноса масс, хороших плечей и минимальных моментов инерции. Масса заправленного 7100. размах 1560, нагрузка 120г/ дм. Запас топлива 2700. Разбежка центровок заправленного и пустого менее 5 процентов Взлетная центровка 25%, посадочная 30%. Двигатель Бустер 90 за дросселированный до 6кг. Тяги хватает с избытком. Первый полет продолжался 4 минуты плюс руление, расход составил 700 г. Второй полет 6 минут плюс руление расход 1 литр. теперь красить и начинать налетывать…

vlad_den
Дядя_Витя:

Самолетик отлично летает

А говорят, реданная схема себя изжила!😉😁

Дядя_Витя
vlad_den:

А говорят, реданная схема себя изжила

Конечно редан это архаизм… Но, это один из способов избежать разноса масс и добиться высокой весовой отдачи. При проектировании я рассматривал схемы с удлинительной трубой, с двигателем в хвосте, рисовал мотор на спине и V образное оперение. После довольно долгого обдумывания я пришел к реданной схеме. Двигатель встал под передней кромкой крыла, короткая 300мм. труба отвернута вниз на 3,5 градуса, что бы струя на замывала фюзеляж и оперение, за ней короткий экран из тонкой нержавейки, что бы при запуске не подгорал фюзеляж. Конечно закона Бернулли никто не отменял и скоростная струя под оперением это скверно…, но в данном случае негативные последствия минимальны, немного разгружается переднее колесо при страгивании самолета, в полете же вообще не заметно, ни в прямом, ни в перевернутом полете. Зато выигрыш налицо. Все массивные агрегаты и топливо вблизи центра масс, все очень компактно, ни длинных трубопроводов, ни тяжелых и длинных проводов. Все располагается под объемным и легкосъемным фонарем. Доступ к любому агрегату очень легкий. Двигатель и труба закрыты легким капотом, тоже съемным. Самолет бальзовой конструкции и обтянут стеклом 25г/м на смоле л20. Что касается нагрева фюзеляжа при запуске и работе на малом газу, то его нет, при первой газовке специально щупал рукой, не греется нигде, струя тонкой пеленой растекается по земле и уходит вверх уже далеко за хвостом. Вчера покрасил, стлизовал под американский палубник, средне серый, с белым и красным, в общем кровь и бетон…

vlad_den

Очень интересно! Хотелось бы еще фотографии посмотреть с разными видами.

Дядя_Витя

Фотографии будут, немного погодя, фотоаппарата у меня нет, телефон годится для забивания гвоздей, но не фотографирует. Олег сфоткает, тогда выложу.