ЯК-32

Сергей-К

ЯК-32 учебно-тренировочный реактивный самолёт для выполнения сложных возможных фигур высшего пилотажа, в том числе и перевернутых полетов. В серию не пошёл, сделано три самолёта. Первый полет в 1960 году. В конце лета этого года на барахолке форума было выложено предложение, от которого мне сложно было отказаться. Приобрёл в таком виде, как на фото. Резка известного всеми Фёдора Зюзина. Размах 2,2, длина 2,4. Масштаб 1:4,2. Проект очень интересный и подходящий мне по размерам. Стремления сделать полную копию нет, но полукопия должна получится интересной. Вся конструкция нарезана из 3-х миллиметровой фанеры. Центроплан явно слабоват - пришлось усилить дополнением основных 16мм. труб и делать вставку из 25 -ой дюралевой трубы. Результатом остался доволен. Верхнюю плоскость над площадками основных шасси зашил 1,5мм. фанерой. Изготовил стойки. Сделал механизацию хвостового оперения. Работы ещё непочатый край, но получаю от неё истинное наслаждение. Благо времени свободного много да и место есть.

vlad_den

Очень интересно! Насколько помню, Як-32 - самолет реданной схемы, то есть для турбины есть свои плюсы и минусы. Какой двигатель будет, как решаете теплоизоляцию фюзеляжа?

Ретракты для такого размера мне кажутся неподходящими. Надо ставить цельнометаллические.

Сергей-К

С теплоизоляцией проблем не вижу - экран и обтекающий поток. Ретракты, хоть и пластиковые 10-ти килограммовые, стояли у меня на Сейборе - прекрасно выдерживали жесткие посадки. Да и потом, пусть лучше они ломаются, а крыло останется целым. Надеюсь, до этого не дойдёт. А вот верх центроплана из легкой 1.5 миллиметровой фанеры должен оказаться очень практичным. Все проклеено и усилено и сомнений у меня не вызывает. Надо подумать, как усилить места крепления петель закрылков (очень слабые).

vlad_den
Сергей-К:

Надо подумать, как усилить места крепления петель закрылков (очень слабые).

Я в подобном месте на Ла-7 вклеил бобышки из твердой бальзы. Насчет ретрактов не понял: там какой диаметр штифта, может быть это не те, что я думал?
А про металлические имел ввиду такие с Али:

gfm56

Всем доброго времени. Проект очень интересный, вот только немного хотел скорректировать по истории. Было построено шесть штук. Один разбили при выполнении бочки ( пилот женщина). Крыло было подвержено запредельной нагрузке. До наших дней, в строю осталось два летающих экземпляра (аэродром Волжанка.) Один находится в музее Монино. Судьба остальных не известна. Самолет по многим характеристикам превосходил Л-29, но по политическим соображениям ,в производство запустили самолет содружественной страны. Два летающих экземпляра были доработаны . Был внедрен дополнительный лонжерон. Видел полет этого самолета.Супер.

vlad_den
gfm56:

Самолет по многим характеристикам превосходил Л-29, но по политическим соображениям в производство запустили самолет дружественной страны.

Это не совсем так. Решение принимали по двухместному учебному самолету, в СССР это был Як-30. А Як-32, так сказать, попал под раздачу, уж если двухместный не строим, то и тренировочный не нужен.

Сергей-К
vlad_den:

Я в подобном месте на Ла-7 вклеил бобышки из твердой бальзы. Насчет ретрактов не понял: там какой диаметр штифта, может быть это не те, что я думал?
А про металлические имел ввиду такие с Али:

Может бобышки, может раскосы. Пока низ не зашит, буду думать о лучшем варианте. По поводу ретрактов: PIN будет 6мм., больше и не нужно. А то зачастую так: крыло в хлам, а стойкам ничего. Очень практичные штифты получаются из валов электромоторов ( стоят недорого и всегда есть). Мои стойки получились легкие и энергоёмкие. Привод Фединой оригинальной стойки пришлось сделать из подломленного ретракта. Редукции простой сервы, которая заложена в конструкции, не хватало. Получилось неплохо. А поводу турбины пока не знаю, скорее всего сниму с Вентрикса WREN 85. Если что то подвернётся на барахолке по демократичной цене, то куплю и поставлю. Но не больше 100-ой.

Сергей-К

Все петли самолёта сделаны из текстолита. Вклейка снаружи не внушает доверия, поэтому решил сделать технологические отверстия, через которые возможно будет вставить стопора из булавок, проклеить эпоксидкой и закрыть отверстия без ухудшения внешнего вида той же пленкой, какой и будет в последствии обтянут самолёт. Посадочные места петель закрылков усилил 3-х миллиметровой фанерой.

helifox
Сергей-К:

….той же пленкой, какой и будет в последствии обтянут самолёт….

Серега, а почему не стеклом 25 и под покраску?
До сих пор жалею, что в своё время не перетянул Аванти стеклом. Пленка таки дешевит

АК47

А я перетянул стеклом Аванти и покрасил. Хорошо получилось и по весу не о чем, а стекло 49.

Не выдержала Серега, душа поэта открыл тему модели. Ну и правильно сделал, я тебя в этом поддержу и поделюсь своими разработками.

Сергей-К

Почему пленка? Да просто мне очень нравится с ней работать. Ремонтопригодность тоже не сбрасывается со счетов. Волнистости фюза и крыльев, которые неизбежны на деревянных конструкциях, стеклом не убрать. Веса добавится после покраски все равно больше, чем после пленки. Да и элементов копийности таких не достичь ( расшивка, заклепки ). Так что на собрании КБ в одном лице решение принято - однозначно плёнка. Причём расцветка будет военно-маскировочная (зелёный, серый, голубой) с красными звездами Советской Армии. На этих самолетах такого не было, ну а мне так захотелось.

vlad_den
Сергей-К:

( стоят недорого и всегда есть)

Сергей, пришли ссылку, где покупаешь 6 мм валы, а то у нас это проблема.

Сергей-К

Володя, покупал здесьwww.fasrshop.ru. Да они везде есть. Расходная запчасть для бесколлекторника. Валы цементированы и шлифованы по точный размер. Гнутся при больших усилиях, что и хорошо.

vlad_den

А ретракт рассверливал? Они, вроде, изначально под 5 мм?

Сергей-К

Да, в сверлильном станке. Сплав поворотного кулака достаточно твёрдый. Цапфы 6-ти миллиметровые и имеют небольшой люфтик в корпусе. Если вставить латунные втулки, то будет просто замечательно.

АК47

Парни, вы хотели песен? Они у нас есть!!! Вашему вниманию представляется модель самолёта ЯК-32. На первой фото мы с первой моделью. На втором фото второй и третий образец данной модели и на третьей фото третья модель и установлена турбина. Третья модель в воздухе не была. Не успели, потому что вторую модель потеряли из за потери сигнала аппаратуры. Жаль, прямо на глазах. Хороший тренер был. Но две первых модели это разработки и нарезка Фёдора, который я ему и заказал изготовить и нарезать и оплатил. Вот почему у меня есть исходники. Но мы пошли дальше, потому что Фёдор с нами не пошёл. Мы сделали свой проект и лазерную нарезку на хорошей фанере. Если кому надо - не откажем. В первых проектах большой минус центроплан, хотя минусов там как блох. Первая модель и упала из за того что крыло оторвало по фюзеляжу. Да я в процессе покажу и фото и видео и расскажу. Простите за объемность высказываний. Так вот я буду собирать четвертую модель к полетному сезону и она будет окрашена в Яковлевский цвет Красно - белый. Вот на данной конструкции я под расскажу до чего мы докатились, вернея Я. После отрыва крыла мы вторую модель в центроплане усилили тремя слоями стекла. Вот эта корка и держала. Так информация: вес модели сухой 11600гр. размах 2200мм. Центровка от передней кромки по фюзеляжу 160мм. На данный период - 6 полётов на первой модели и проигранный коньяк Павлу Михалычу и 26 полетов на второй модели. Всё это началось в далеком 2018 году. К сборке я преступил в ноябре. А в Волжанке за эти годы я был три раза. Лично знаком с Максимом Мироновым- сильный человек и прекрасный пилот. Я ему весьма благодарен за поддержку и помощь и за разрешение. Мы там облазили с его подачи все яки всё сфоткали. Я имею образцы краски. Есть жгучее желание с моделью в Волжанку в 22 году к нему в гости. В этом не срослось и за неудач. Продолжение следует…😁

helifox

Андрей а на коньяк Паше за что попал? 😃😃

XASAN
АК47:

Мы там облазили с его подачи все яки всё сфоткали.

Классные модели! Вы тормозной щиток не закладывали у модели? Вроде у 1:1 самолета он должен быть, но информации и на фото не могу найти. Снизу, под кабиной, где центроплан.
Видео полетов модели будет?

АК47

На 11 полётов спорили. А у нас в 6 полете крыло оторвалось и видео есть и журнал полётов. Посадочный щиток штука интересная, но пока мы его в конструкцию не заложили, пока без него дел хватает.

Сергей-К

Андрей, пришли пожалуйста фото створок в закрытом и открытом виде. А то мне самолёт достался без колесных арок. Мудрю что то похожее.

olegca-xuligan

Андрей и еще один Андрей.Давай те по подробнее освещайте строительство ЯК-32.Желательно детальные фото и комментарии.Тут я думаю еще есть несколько людей,кто строит эту модель в том числе и я.Всем интересно.

Сергей-К

Соединительную скобу половинок рулей высоты, которую Федор заложил в своей конструкции, оставил без изменения. Диаметр проволоки увеличил до 3мм., а саму скобу согнул из закалённого крючка, которые используют для удержания в сжатом состоянии автомобильных амортизаторов. Не лопается, невероятная упругость. Конструкция Фединого привода позволит быстро ставить и снимать половинки стабилизатора при перевозке модели.

АК47

Не Серёга, не делай ты эту скобу. Если ты эту скобу с тягой поставишь , в итоге получишь страшный люфт рулей. Что для полета не приемлемо. И ещё, ставь сервы в киль с тягами на прямую на руль высоты и на киль. Поверь мне, что эта Федина конструкция Филькина грамота. Я в свое времяэту конструкцию собрал и потом всё это переделывал. Я постараюсь перед праздниками Як на стапель поставить чтобы вам все показать. Так и фотки надо посмотреть по поводу изготовления этого узла. Я выложу.

ZigZag_ZZ

Я видел этот узел(правильный ) у Андрея, весьма годный, поверьте, вживую, типа руками, не в пример исходному, поверьте у него это не первый самолёт…

Сергей-К

Андрей, у меня все зазоры выбраны, если и остался небольшой люфт, то только на непреклеенных петлях и в самих сервах. Машинки в киль ставить не хотелось бы, центровка уже и так чувствуется задняя ещё без установленной турбины. Между половинок рулей зазора вообще никакого нет. Достоинство такой конструкции - нет наружных кабанчиков. Вклею петли, поставлю новые сервы и посмотрю на исходные люфты. До флатера надеюсь не дойдёт. Любой совет конечно же очень ценен и не прислушиваться к нему нельзя. Каждый видит по своему, а соответственно и делает. Тот же центроплан у тебя усилен по своему, а у меня совсем по другому. Но ты сам говоришь, что крыло оторвалось в полёте. Как же так? Изначально не предусмотрел? Это сразу видно в этой конструкции. А потом запредельные нагрузки оторвали крыло и на настоящем самолете.