Чертежи ТРД

Александр_А_Н

Ну расчитать лепестковый газодинамический подшипник это одно, а вот сделать его так, чтобы он работал, это совсем другой случай:)
Да, на рабочем режиме, когда ротор плавает, особых проблем с температурами нет. Но вот при старте, а особенно при останове, когда ротор имеет сухое трение о лепестки, самый критический момент. На лепестки наносят специальное покрытие, вот на фотке оно такое коричневое, это фторполимерное покрытие. И проблема то в том что оно держит только около 200 градусов. Поэтому его возможно применять в холодной зоне. Для горячей зоны нужно применять другие покрытия, но их нет, надо вкладывать деньги в НИОКР, чтобы найти хорошее покрытие. Так что твой тезис о способности работать в очень широком диапазоне температур не верен. В минусе, да работает замечательно (турбодетандеры для воздухоразделительных установок), а вот высокотемпературные лепестковые подшипники это очень сложная задача и в России еще пока не решенная.

АДэшник

Кстати, микротурбины, которые строят америкосы имеют газодинамические подшипники. Подшипники скольжения, я смотрю, в модельных ТРД тоже не получили распространения…

Александр_А_Н

Да у американцев эта проблема более разработана, чем у нас. И не только на микротурбины, но и на побольше двигатели ставят. Но все это еще в экспериментах.
А еще один недостаток забыл написать, не любят такие подшипники большие перегрузки. особенно газовые. Чуть только расчетную превышает нагрузка, происходит касание вала о корпус (лепестки), появляется сухое трение и на высоких оборотах происходит практически мгновенный разогрев и приварка лепестков к ротору. Покрытие антифрикционное не спасает:)

АДэшник

Короче, эти подшипники для “тепличных” условий…

Hartman

Ага. Только нужно еще вещь упомянуть: на слишком больших оборотах там все не только приварится, но и порвет стальной движок, как Тузик газету 😈 И плакали денюжки. затраченые на его изготовление 😦

Александр_А_Н

для Хартмана: ничего там не порвет. Да, лепестки под замену, потому что их там не остается почти:) Ротор вполне можно и этот же использовать, заново притерев и отполировав его. Откуда у тебя такие сведения что все порвет? Есть опыт?

для АДэшника: на данном этапе их развития, да для эксплуатации с ограничениями. Но наука на месте не стоит. 😃

Hartman
Александр_А_Н:

для Хартмана: ничего там не порвет. Да, лепестки под замену, потому что их там не остается почти:) Ротор вполне можно и этот же использовать, заново притерев и отполировав его. Откуда у тебя такие сведения что все порвет? Есть опыт?

для АДэшника: на данном этапе их развития, да для эксплуатации с ограничениями. Но наука на месте не стоит. 😃

Лепестков точно не останется. Но вал компрессор-турбина может быть поврежден (это только логические размышления).
О науке - она не стоит на месте: с 1942 года нацисты вели розработки тарелок на антигравитационных движках (поэтому, когда нефть кончится, моделировать мы будем тарелки, тоесть через лет 50) 😃

АДэшник

Вот у наших заграничных друзей в турбинах стоят гибридные подшипники металл-керамика. Я так и не понял какие у них рабочие условия? То что обороты до 150 000 держать должны это понятно, то что высокой точности это тоже, но как быть с высокой температурой и отсутствием смазки???.. Вот поинтересовался о лепестковых подшипниках у профессионалов, вот что они мне сказали:

"Только на заказ и делаем.
Для расчета нужны следующие данные:
частота вращения, масса ротора, условия работы.
Минимальный диаметр радиального подшипника - 11 мм, осевого - 37мм (пята).
Максимальная рабочая температура 250 гр.С.
Комплект опор (два радиальных и один осевой двухсторонний стоит 20…30 тыс. руб. "

VTR
АДэшник:

Вот у наших заграничных друзей в турбинах стоят гибридные подшипники металл-керамика. Я так и не понял какие у них рабочие условия? То что обороты до 150 000 держать должны это понятно, то что высокой точности это тоже, но как быть с высокой температурой и отсутствием смазки???.. Вот поинтересовался о лепестковых подшипниках у профессионалов, вот что они мне сказали:

"Только на заказ и делаем.
Для расчета нужны следующие данные:
частота вращения, масса ротора, условия работы.
Минимальный диаметр радиального подшипника - 11 мм, осевого - 37мм (пята).
Максимальная рабочая температура 250 гр.С.
Комплект опор (два радиальных и один осевой двухсторонний стоит 20…30 тыс. руб. "

Зачем все так сложно - может просто купить пару таких металло - кермических подшипников за 50 евро пара?
И кто сказал что отсутствует смазка? Подшипники смазываются тоненькой струйкой топлива (в которое добавлено 5% турбинного масла) - через
специальные иглы-трубки.
Может не изобретать постоянно велосипед?
Может для начала ознакомиться с реально уже работающими конструкциями?

АДэшник
VTR:

Зачем все так сложно - может просто купить пару таких металло - кермических подшипников за 50 евро пара?

Ну про газовые подшипники это так для справки, а где вы видели гибридные подшипники пару за 50 евро? Сцылочку дадите на магазин?

Hartman

А что если делать подшипники из искуственного рубина - почти не стирается (видел сравнение металического и рубинового протезов для ног - металический стерся, рубиновый целый), твердее него только алмаз, относительно дешевый - за болванку обёмом 2л платить около 400 доларов.
Делается то ли в Днепропетровске, то ли в Харкове.

Constantine
Hartman:

А что если делать подшипники из искуственного рубина - почти не стирается (видел сравнение металического и рубинового протезов для ног - металический стерся, рубиновый целый), твердее (тверже) него только алмаз, относительно дешевый - за болванку обёмом 2л платить около 400 доларов.
Делается то ли в Днепропетровске, то ли в Харкове.

фантастика.
и чего это мы все сидим и не бежим в Харькив?
для экспериментирования - нужно сделать сначала что-то работающее, потом сделать много работающего, и поняв как оно происходит - экспериментировать.

VTR
Hartman:

А что если делать подшипники из искуственного рубина - почти не стирается (видел сравнение металического и рубинового протезов для ног - металический стерся, рубиновый целый), твердее него только алмаз, относительно дешевый - за болванку обёмом 2л платить около 400 доларов.
Делается то ли в Днепропетровске, то ли в Харкове.

А что если камеру сгорания покрывать вольфрамом, корпус позолотой, а компрессор - платиной?
Кто-нибудь что-нибудь начнет просто делать, сторить, эксплуатировать или так и будет флуд разводить?
Этот сайт задумывался как место обмена информацией людей которые хоть что-то делают.
Мы отлетали на 15-ти турбинах 2000 полетов - проблем со стандартными подшипниками не было -
этот вопрос не требует улучшения…

toreo

МОДЕРАТОР
Я последний раз предупреждаю киберстроителей турбин, особенно тех, кто моложе 25.
Этот раздел предназначен для обсуждения ЛЕТАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ с ТУРБОРЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.
Если ваш прожект не укладывается одновременно во все четыре слова - значит ваш прожэкт не для этого раздела. Пользуйтесь разделами “Другие”, а еще лучше “На экспертизу”

Тема закрыта.