Чертежи ТРД

dimonp

Добрый день, уважаемые коллеги!
Достаточно долго эксплуатируем технику на моторах 46 размера. Это либо небольшие пилотажечки, либо модели фанов. В загашниках у нас есть ещё моторчики 61 калибра. Как-то давно, ковыряясь в инете, ковырнул там вот такой чертёжик:
В описании (на сколько я смог разобраться) говорят, что эта моделька расчитана на эксплуатацию с моторами от 46 до 61, т. е. то, что надо. В связи с этим вопросик, может кто-то уже строил самик именно по этим чертежам, интересует с каким мотором эксплуатировали, какой вес получился, какая энерговооружённость, на какой пилотаж можно расчитывать (как с 46 мотором, так и с 60), и вообще, возможно в процессе постройки были какие-то тонкости, косяки… Подскажите, а то не хочется по граблям ходить 😕
А пока можете поздравить нас с почином, в эти выходные приступили к строительству, пока получается вот так:.
Заранее всем спасибо за подсказки и помощь 😃

P_33

Посмотрите сайт разработчика правда ниче не понятно aerobenavente.iespana.es
Самая нормальная экстра- имхо
Сам хочу такой строить под радугу10

Htyrman

Dimonp, здравствуйте, я тоже начинаю строить подобие Экстры по этим чертежам. Подобие потому что носовую часть планирую шириной 9см., а крыло с лонжероном из верхней и нижней полок. Но вопрос в другом: на этом
чертеже фюзеляж в плане сверху на 6см короче, чем сбоку. До последнего шпангоута «Н» всё одинаково, а дальше эта разница в 6см. На мой взгляд, на плане сбоку хвостовое оперение от большей по размерам Экстры, я решил строить хвостовое оперение по размерам плана сверху, а как поступили вы.

pentajazz

я уже встречал такие чертежики…
конструкция лонжерона вызывает не то что сомнения, а возмущение.
тем более для .61 мотора и подразумеваемого экстремального пилотажа.
надо переделать в нормальный вид, две полки, стенка и нормальные нервюры, ЦЕЛЫЕ, не разрезанные.
да и сами чертежики, скорее набросики напоминают.

вот нормальные чертежи Катаны, просто как пример.
www.skyflex.air.ru/cgi-bin/bsdcc/bsdcc.pl?94
немного перекроив форму крыла и фонаря кабины получаем Экстру…
уменьшаем чертеж, строим.
тут еще есть Экстра, но не смотрел, у меня нечем открыть
www.skyflex.air.ru/cgi-bin/bsdcc/bsdcc.pl?80
а вообще все тут
www.skyflex.air.ru
там еще есть…

lyoha

Вполне достаточный лонжерон. Если пересчитать в масштаб и сделать не под 0.61 куб. дюйма, а под 61 куб. см, то и тогда вполне достаточно. Именно для 3D. Там работает не лонжерон, а целиком лоб( так называемый D-box или D-tube). Клеевой шов в разрезанной и склееной нервюре все равно прочнее бальзы.

P_33
lyoha:

Вполне достаточный лонжерон.

У камиказы именно такой лонжерон.

dimonp
Htyrman:

, я решил строить хвостовое оперение по размерам плана сверху, а как поступили вы.

😦 интересный косяк, я его не заметил. До оперения ещё не добрался, только-только начал строить фюзель, за основу взял вид сбоку.
По кострукции лонжерона пока не определился. У меня тоже вызывает некоторое недоверие предложенная конструкция, я на всех своих самиках применял двухполочный лонжерон со стенками. Однако хочу сказать, что на сайте-источнике есть ещё чертежи “Камикадзы” (там такой же лонжерон), мы их строили, я как обычно, а приятель строго по чертежу, в эксплуатации никакой разницы, а ремонтопригодность пока проверять неприходилось 😃

dimonp

Вот последние фотки подошли:

Вообще, мелковастенький получается, казалось, что будет больше 😃

Htyrman
Htyrman:

На мой взгляд, на плане сбоку хвостовое оперение от большей по размерам Экстры

Пересчитал оперение, оно соответствует размаху. Только на виде сбоку стабилизатор
шире чем надо, его надо делать согласно виду сверху. А на виде сверху фюзеляж
должен идти дальше стыка саб. и руля высоты.

dimonp:

Вообще, мелковастенький получается, казалось, что будет больше 😃

Тогда так. 😁

dimonp

Вчера вечерком немного потрудился. Обшивал верхушку морды:

В целом доволен 😃

Sanya

Красиво получается!! Ждем когда гаргот еще будет… 😃

dimonp
Sanya:

Красиво получается!! Ждем когда гаргот еще будет… 😃

Ну собственно уже есть:

Вроде ничего получилось 😃. Только есть вопросик один:
В предложенной конструкции зашивка гаргрота кверху сходится в достаточно острое ребро, так вот интересно это сознательное изменение формы (понятное дело так технологичнее), или всё же действительно на реальных “Экстрах” такая же форма? Я, пересмотрев кучу фоток, нигде такой не видел, везде верхушка более плавная 😕

lyoha

дык скруглите шкуркой. Здесь это скорее для удобства сборки сделано. Если не лень поработать еще чуть-чуть, то рекомендовал бы верх гаргрота упилить шкуркой на длинном бруске миллиметров на 6 вниз(вместе с верхушкой шпангоутов и стрингером) а потом наклеил бы сверху бальзовую планку толщиной те же 6 мм.

alexejnic

Заложил Экстру 300S под бензиновый полтинник

dimonp

Сегодня исполняется десятый день с того момента как я начал строить “Экстру”. Вот что получилось:
😃
Под пивко, процесс идёт особенно замечательно, а главное вроде не плохо получается в итоге. Главное не допускать передозировки 😛

7 days later
Htyrman

Красиво у вас получается.
Вот мой проект по мотивам этого чертежа.

Лихо вы облегчили шпангоуты «А» и «В» с учётом установки 61двс, у меня будет 46.
Чем будете зашивать низ фюзеляжа? на чертеже 3мм пластина без указания материала,
у меня мысль сделать пару стрингеров и зашить 2мм бальзой.

dimonp
Htyrman:

Красиво у вас получается.
Вот мой проект по мотивам этого чертежа.

Лихо вы облегчили шпангоуты «А» и «В» с учётом установки 61двс, у меня будет 46.
Чем будете зашивать низ фюзеляжа? на чертеже 3мм пластина без указания материала,
у меня мысль сделать пару стрингеров и зашить 2мм бальзой.

У вас тоже не плохо. Надеюсь, будете периодически информировать о ходе строительства 😃
Про шпангоуты. Думаю нормально будет, у меня там ввиду отсутствия лёгкой фанеры всё из берёзовой сделано, хоть и много дырок, всё равно тяжеловато получилось. Может и моторамную коробку всю просверлю. В полёте не развалится, а расчитывать на морковки бессмысленно, в самолёте много других, куда более слабых мест. Думаю радости будет не на много больше, если среди бальзовой трухи в случае крэша мы найдём абсолютно целую морду.
Про брюхо. Собственно уже всё срубил. Сильно не заморачивался поставил бальзу 3мм. Сначала приклеил боковые клинья, потом их прошкурил (выровнял по шпангоутам) и потом приляпал собственно нижнюю обшивку. Получилось довольно почётно.

Теперь дальше.
Посидев некоторое время и почесав свой ум, решил собрать крыло, так как делал всегда, т.е. двухполочный лонжерон и стенки. Вчера присобрал консоли на лонжеронах и кромках. Сложив всё что готово в одно место, остался доволен:

Htyrman

До ваших темпов постройки мне конечно далеко.


Касаемо прочности, тут я с вами согласен. Но после ознакомления с мануалом(1.2мб.) к Киту Экстры от Great Planes, где деталей в фюзеляже почти в два раза больше, так и подмывает, что-нибудь усилить. Я, например не удержался и вклеил горизонтальную площадку под стабилизатор.

Силин_Николай

[ Думаю радости будет не на много больше, если среди бальзовой трухи в случае крэша мы найдём абсолютно целую морду.
[/quote]
Получится довольно тяжелый. Слишком много площади зашито бальзой. Нужно больше облегчений, легкости конструкции. Небойтесь, когда обтянете пленкой сразу появится жескость. А так и 61 маловат будет. Конечно экстра не фан но всеже. Мотораму надо было собрать в шип и прорезать большие окна, жескости у 3мм фанеры хватит.

DraKino

Получится довольно тяжелый. Слишком много площади зашито бальзой. Нужно больше облегчений, легкости конструкции. Небойтесь, когда обтянете пленкой сразу появится жескость. А так и 61 маловат будет. Конечно экстра не фан но всеже. Мотораму надо было собрать в шип и прорезать большие окна, жескости у 3мм фанеры хватит.

А у меня всё зашито бальсой. 😜 В самолёте стоят 4 шпангоута из фруктовой фанерки, которые я до безобразия “украсил” отверстиями. И всё это дело склеено на ЦИАКРИНЕ, за исключением моторамы (кстати тоже из фруктовой фанерки, только толщиной 7 мм). А площадка для крепления крыла из бальсы 6мм, но обклеенной 1 мм фанерой, как-будто бутерброд. 😛

Я, например не удержался и вклеил горизонтальную площадку под стабилизатор.

А зачем из фанеры?.. с дырками? Я бы на вашем месте, да и на своём тоже, вклеил бальсу 10мм без дырок и усё. 😃

Htyrman

До ближайшего магазина с бальзой 200км, а лишней не нашлось.

hinkar
dimonp:

.

В шоке от фанерки, примененной для шпангоутов. У меня 50куб бензин висит на 5мм березовой фанере, 63 ямада на 3х…а тут 46 на такую вешать 😕
Веса будет много…имхо.

dimonp
hinkar:

В шоке от фанерки, примененной для шпангоутов. У меня 50куб бензин висит на 5мм березовой фанере, 63 ямада на 3х…а тут 46 на такую вешать 😕
Веса будет много…имхо.

Что хочу ответить по этому поводу?..
Да не от хорошей жизни использовал берёзовую трёшку, просто неоказалось больше ничего под рукой 😦 А движок вообще-то планирую ставить 61
Насчёт веса.
Согласен, получается немного тяжелей, чем хотелось бы. Сейчас фюзеляж в сборе с килём и стабилизатором + рули весит 450гр. В сентябре-октябре я от нефига делать срубил вот такой самик под 46 движок:

Так вот он в таком виде (абсолютно пустой внутри, но почти полностью готовый) весит менее 700гр, хотя его габаритные размеры почти такие же как и у “Экстры” (размах 1400мм), фюзеляж только по ходосочней. Приличная разница в весе получилась 😕
Однако думаю, готовая к старту “Экстра” будет весить 2500-2600, для 61 движка должно быть нормально.

papaAlex

Приветики…
Вообще странно получается - спортивные самолёты и моторы испанцы покупают у россиян, а российские хоббисты самолёты строят по испанским чертежам… Чё-то я не “въезжаю”…

Htyrman
dimonp:

. В сентябре-октябре я от нефига делать срубил вот такой самик под 46 движок:

.

Я тут начал строить крыло. Лонжероны и пер.кромка сосна 6мм., стрингр 4мм. зашивка
будет бальза 2мм. По уму, надо всё из бальзы но по ряду причин делаю так.
Dimonp на ранее выложенных фото видно, что сервы в крыле белосиней модели расположен горизонтально. Не могли бы Вы выложить фото их крепления.

dimonp
Htyrman:

Dimonp на ранее выложенных фото видно, что сервы в крыле белосиней модели расположен горизонтально. Не могли бы Вы выложить фото их крепления.

Такой способ крепления р/м мне попался где-то в инете, вот картинки от туда:

У меня получилось вот так:

Кинематика при таком способе мне понравилась.
В эксплуатации пока не пробовал, не сезон 😃
Вот думаю теперь, как на “Экстре” рулевые вкрячить, на ней элерончики покрупней будут… достаточно ли это надёжно?

papaAlex:

Приветики…
Вообще странно получается - спортивные самолёты и моторы испанцы покупают у россиян, а российские хоббисты самолёты строят по испанским чертежам… Чё-то я не “въезжаю”…

Невольно начинаешь ипытывать чувство гордости за испанских хоббистов и российских производителей спортивной техники 😃

Hartman

Ага. Только нужно еще вещь упомянуть: на слишком больших оборотах там все не только приварится, но и порвет стальной движок, как Тузик газету 😈 И плакали денюжки. затраченые на его изготовление 😦

Александр_А_Н

для Хартмана: ничего там не порвет. Да, лепестки под замену, потому что их там не остается почти:) Ротор вполне можно и этот же использовать, заново притерев и отполировав его. Откуда у тебя такие сведения что все порвет? Есть опыт?

для АДэшника: на данном этапе их развития, да для эксплуатации с ограничениями. Но наука на месте не стоит. 😃

Hartman
Александр_А_Н:

для Хартмана: ничего там не порвет. Да, лепестки под замену, потому что их там не остается почти:) Ротор вполне можно и этот же использовать, заново притерев и отполировав его. Откуда у тебя такие сведения что все порвет? Есть опыт?

для АДэшника: на данном этапе их развития, да для эксплуатации с ограничениями. Но наука на месте не стоит. 😃

Лепестков точно не останется. Но вал компрессор-турбина может быть поврежден (это только логические размышления).
О науке - она не стоит на месте: с 1942 года нацисты вели розработки тарелок на антигравитационных движках (поэтому, когда нефть кончится, моделировать мы будем тарелки, тоесть через лет 50) 😃

АДэшник

Вот у наших заграничных друзей в турбинах стоят гибридные подшипники металл-керамика. Я так и не понял какие у них рабочие условия? То что обороты до 150 000 держать должны это понятно, то что высокой точности это тоже, но как быть с высокой температурой и отсутствием смазки???.. Вот поинтересовался о лепестковых подшипниках у профессионалов, вот что они мне сказали:

"Только на заказ и делаем.
Для расчета нужны следующие данные:
частота вращения, масса ротора, условия работы.
Минимальный диаметр радиального подшипника - 11 мм, осевого - 37мм (пята).
Максимальная рабочая температура 250 гр.С.
Комплект опор (два радиальных и один осевой двухсторонний стоит 20…30 тыс. руб. "

VTR
АДэшник:

Вот у наших заграничных друзей в турбинах стоят гибридные подшипники металл-керамика. Я так и не понял какие у них рабочие условия? То что обороты до 150 000 держать должны это понятно, то что высокой точности это тоже, но как быть с высокой температурой и отсутствием смазки???.. Вот поинтересовался о лепестковых подшипниках у профессионалов, вот что они мне сказали:

"Только на заказ и делаем.
Для расчета нужны следующие данные:
частота вращения, масса ротора, условия работы.
Минимальный диаметр радиального подшипника - 11 мм, осевого - 37мм (пята).
Максимальная рабочая температура 250 гр.С.
Комплект опор (два радиальных и один осевой двухсторонний стоит 20…30 тыс. руб. "

Зачем все так сложно - может просто купить пару таких металло - кермических подшипников за 50 евро пара?
И кто сказал что отсутствует смазка? Подшипники смазываются тоненькой струйкой топлива (в которое добавлено 5% турбинного масла) - через
специальные иглы-трубки.
Может не изобретать постоянно велосипед?
Может для начала ознакомиться с реально уже работающими конструкциями?

АДэшник
VTR:

Зачем все так сложно - может просто купить пару таких металло - кермических подшипников за 50 евро пара?

Ну про газовые подшипники это так для справки, а где вы видели гибридные подшипники пару за 50 евро? Сцылочку дадите на магазин?

Hartman

А что если делать подшипники из искуственного рубина - почти не стирается (видел сравнение металического и рубинового протезов для ног - металический стерся, рубиновый целый), твердее него только алмаз, относительно дешевый - за болванку обёмом 2л платить около 400 доларов.
Делается то ли в Днепропетровске, то ли в Харкове.

Constantine
Hartman:

А что если делать подшипники из искуственного рубина - почти не стирается (видел сравнение металического и рубинового протезов для ног - металический стерся, рубиновый целый), твердее (тверже) него только алмаз, относительно дешевый - за болванку обёмом 2л платить около 400 доларов.
Делается то ли в Днепропетровске, то ли в Харкове.

фантастика.
и чего это мы все сидим и не бежим в Харькив?
для экспериментирования - нужно сделать сначала что-то работающее, потом сделать много работающего, и поняв как оно происходит - экспериментировать.

VTR
Hartman:

А что если делать подшипники из искуственного рубина - почти не стирается (видел сравнение металического и рубинового протезов для ног - металический стерся, рубиновый целый), твердее него только алмаз, относительно дешевый - за болванку обёмом 2л платить около 400 доларов.
Делается то ли в Днепропетровске, то ли в Харкове.

А что если камеру сгорания покрывать вольфрамом, корпус позолотой, а компрессор - платиной?
Кто-нибудь что-нибудь начнет просто делать, сторить, эксплуатировать или так и будет флуд разводить?
Этот сайт задумывался как место обмена информацией людей которые хоть что-то делают.
Мы отлетали на 15-ти турбинах 2000 полетов - проблем со стандартными подшипниками не было -
этот вопрос не требует улучшения…

toreo

МОДЕРАТОР
Я последний раз предупреждаю киберстроителей турбин, особенно тех, кто моложе 25.
Этот раздел предназначен для обсуждения ЛЕТАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ с ТУРБОРЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.
Если ваш прожект не укладывается одновременно во все четыре слова - значит ваш прожэкт не для этого раздела. Пользуйтесь разделами “Другие”, а еще лучше “На экспертизу”

Тема закрыта.