FPV и Радиобой

Van_Der_Graaf
anatoliy18:

2 мая мы решили собраться

работаю, к сожаленью (( а вот с 3-го свободен, могу подъехать…

anatoliy18
Van_Der_Graaf:

а вот с 3-го свободен, могу подъехать…

В таком случае подготовимся, поищу ленточки)

Van_Der_Graaf

состоялось мое первое погружение в эту тему, Анатолию спасибо, а подробно завтра напишу )

Van_Der_Graaf

Для начала просто отчитаюсь, а потом буду транслировать мощный поток сознания ))

  1. Площадка: пустырь со строительным отвалом на окраине города Чехова, с одной стороны новостройки, с другой лес, с третьей железка, с четвертой какие-то склады и ангары. Рельеф сложный. Напомнило (кусочек ностальгии для Ямщиков) Левобережную. Плюс – много ориентиров, минус – много ограничений (туда нельзя, здесь деревья затеняют, там рельеф, там помеха и т.д.). Размер полетной зоны грубо метров 300.

  2. Самолеты с фпв: хоббикинговский планерок Cloud Sky (далее “планер”) с мотором назад на пилоне, побитый жизнью и перетяжеленный; бойцовое крылышко (далее “крыло”) среднее между старым Стадиумом и новым Е-опеном. Вспомогательный самолет (буксировщик ленты двойной длины): союз-овский мессер в швейцарской окраске.

  3. фпв-оборудование: полу-шлем Quanum с того же хоббикинга, немудрящие микрокамеры на 1080, приемопередающий тракт на 5.8 600мВт. Без телеметрии, без трекера, без ничего. Ощущения от картинки – ну, я был готов к тому, что это далеко не то же самое, что снимается на пишущую, непередающую, камеру. Очень так себе, конечно, качество. НО: разобрать всё (включая другой самолет) все же можно, смену освещенности (солнце, тень, земля, небо) – отрабатывает, видимой задержки – НЕТ, глаза – не болят.

  4. Ознакомительные полеты… я почему вообще всё это так подробно – потому, что до вчерашней сессии мой фпв-опыт ограничивался парой полетов на мелкокоптере у себя в ремзоне. Так что опыт был совершенно новый и совершенно необходимый для всех, кто захочет тут что-то написать. “Рабинович напел” (с) тут не катит. “Смотрел ролики в ютубе” – тоже. Так вот. Сделав один полет на планере в обычном визуальном режиме, и один “пассажиром” (Анатолий летал, я смотрел в экран), дальше уже сделал пяток полетов по камере соло. Управлял от взлета (в т.ч. выбрасывал себе сам) до посадки не снимая шлема. В целом – справился. Ощущения – сложно, страшно, выматывает психологически и физиологически (непривычная нагрузка на вестибулярку), но захватывает. Совсем другой уровень вовлеченности, несмотря на качество картинки. На крыле сам лететь что-то не рискнул (а может, зря). Что вызывало сложности: контроль высоты, контроль угла тангажа и относительная теснота зоны – только расслабился и получаешь удовольствие от полета по плавной траектории, как надо разворачиваться резко ) Что не вызывало сложности: контроль крена, контроль скорости и контроль положения самолета в зоне (но здесь выручало обилие ориентиров, как оно было бы в огромном поле – еще вопрос). Что еще неожиданно бросилось в глаза – несмотря на достаточно спокойный характер управления планера, при управлении от первого лица все время работал рулями слишком сильно, очень хотелось настроить сильные экспоненты.

  5. Полеты с лентой. Их было сделано всего три, но до полного разряда батарей. Два раза я на мессере буксировал ленту, а Анатолий охотился за мной на крыле, один раз Анатолий управлял мессером, а я пытался охотиться на планере. Первые получались лучше, поскольку мессер для меня родной (а для Анатолия – крыло) и я усиленно старался “попасть в прицел” крылу и все время комментировал свое положение и маневры. В итоге в каждом полете Анатолий видел меня раз по десять за полет из хорошей атакующей позиции, какое-то время сопровождал, и делал не менее пяти настоящих качественных атак (иногда по две-три за заход) в ленту, которые имели шансы завершиться отрубом… Но не завершились – такое и в обычном бою бывает (наждачки не было, да и вряд ли бы она сработала при атаке ровно сзади на почти одинаковой скорости). Так же было много быстрого мелькания в поле зрения. Когда я гонялся на планере – было не так гладко, хотя Анатолий и вполне справлялся с мессером, но комментировал не всегда, плюс я все-таки еще не столь опытен – НО все же раза три-четыре видел его из атакующей позиции и совершил пару типа атак. Еще несколько раз он промелькнул “в прицеле” на встречных и поперечных. Видел в воздухе ленту – а летали на “шамановском” лавсане, который с одной стороны цветной, а с другой белый, очень это в тему пришлось. Так увлекся, что высадил батарейку в ноль и упал в зоне )

(продолжение следует)

anatoliy18

А вот и карта места полётов. Красным отмечена стоянка, куда подлетать опасно. Жёлтым места где нельзя летать низко. Красные крестики это приблизительные места падений, вызванных помехами и потерей сигнала, за год с небольшим. Искать самолёты по лесу не хочется😁. За ближними деревьями самолёты падали 3 или 4 раза. Железная дорога на юге в 600 метрах от места старта, Там уже теряется управление. Падение на склоне под местом старта я не отметил, было и такое. Ветер был южный или юговосточный. Самолёты ощутимо сносило к домам.
Отмеченная жёлтым область на западе почему-то притягивает самолёты. После нескольких падений проще вообще запретить туда летать. Да и вообще когда самолёт улетает к домам страшновато.

Bah

Я давно летаю ФПВ на разных моделях и для себя понял, что для боя очень важно соблюсти скорость маневра с реальным прототипом. (во загнул)
То что происходит в небе при обычном RC бое в варианте с фпв никак не воспроизвести. Слишком резкие маневры ипри которых даже хедтрекер не поможет. Возможно нужно искусственно ограничить углы управляющих поверхностей для ФПВ боя, тогда полетная зона будет ограничена 25мв видео (около 300м в москве) искать соперника будет непросто и поэтому вместо догфайта возможно нужно делать другие правила.

anatoliy18
Bah:

Слишком резкие маневры ипри которых даже хедтрекер не поможет.

Вообще мне с бойцовки с углом обзора 100 градусов было большей проблемой обнаружить и не потерять из видимости. Камуфляж работает, на фоне земли проскакивает прозрачная тень. На фоне неба устойчивый силуэт.
Резкие манёвры с управлением через камеру должны сгладиться. Можно попробовать вешать ленту на длинную нитку, тогда она будет немного прямее двигаться.
Я заметил что лента уходит ниже самолёта. Прицелившись на самолёт видел ленту внизу, в вираже так-же она оказывалась под пузом и чтоб срубить пришлось бы потерять самолёт из виду.
Ограничивать зону боя и мощность сигнала не стоит. Найти самолёт и застроить атаку проще издалека. Вблизи с реальным пулемётом на истребителях были те же проблемы что и у нас сейчас.
В следующий раз постараюсь записать видео с земли чтоб можно было оценить дистанции. В полёте по прицелу как-то не очень получалось.

Bah:

соблюсти скорость маневра с реальным прототипом

Однако 20 секунд вираж очень просторный. 10 секунд тоже довольно долгий. Если соблюдать не время виража, а его радиус. 200 метров для 12 масштаба это 16 метров. При нашем плохом зрении это довольно далеко.

Van_Der_Graaf

Про самолеты.

Бытует единодушное мнение, что они для этого дела должны быть

  1. огромные
  2. медленные
  3. со “спокойным” характером полета

Я заочно тоже так считал, но сейчас, по некотором размышлении, скорректировал бы так:

  1. Большой размер – не самоцель. Видеть “противника” это помогает не слишком. Могу сказать с уверенностью: с моим вирпильским опытом (и Петр об этом тоже говорил) я с очень высокой вероятностью увижу ДВИЖУЩУЮСЯ цель ЛЮБОГО размера, если она будет в поле обзора. А раз вижу я – смогут и другие. Я ж не сверхчеловек ) Да и, прямо скажем, метр, два метра – большая ли это разница, когда смотришь, скажем, с пятидесяти? Проведите эксперимент, и, скорее всего, придете к выводу, что либо вы видите оба предмета, либо оба не видите. Так что размер модели, по большому счету, определяется с одной стороны, удобством ношения фпв-оборудования (СОЮЗ для этого все же чутка маловат), а с другой, как это ни приземленно, бюджетом. Я лично реалист и не верю ни в какие золотые горы в этом направлении, как и в радиобое вообще. Мы занимаемся этим сами и исключительно для себя, а я ни на трубе, ни на печатном станке не сижу, и для меня финансовые моменты – даже в отношении любимого хобби – имеют не последнее значение. Так что я склонен считать, что метр-полтора. А это, внезапно, АСЕС (по размеру). Или пилотажки.

  2. Важна не только и не столько абсолютная скорость, сколько размер динамического диапазона. Ну то есть разница между минимальной и максимальной. Ну то есть возможность лететь И быстро, И медленно. Просто медленно летящий самолет – это во многих ситуациях проблема. Как и быстрый. Технически это выглядит так, что нагрузка на крыло должна быть небольшой, а мотосетап – достаточно злым. Фактически, хорошая союз-овская бойцовка тут подходит гораздо лучше того же вчерашнего планера. Хорошая пилотажка, наверное – еще лучше.

  3. так же дело обстоит и с маневренностью. Она не должна быть просто СПОКОЙНОЙ, она должна позволять как спокойное, так и активное, руление. Но она должна быть очень устойчивой на траектории. И тут снова оказывается, что этим задачам отвечают хорошие “копийные” бойцовки и хорошие пилотажки.

Вывод: на данный момент нет нужды заниматься постройкой специальных планеров под это дело. АСЕС, как вторая (в облегченном сетапе), так и перша (особенно перша!), пилотажки (скорее классические, чем 3Д) – вполне подойдут. Я лично планирую начать с Харрикейна, заряженного под 10-15 класс. К тому же он у меня цвета НУ ОЧЕНЬ яркого )

Bah:

для боя очень важно соблюсти скорость маневра с реальным прототипом. (во загнул) То что происходит в небе при обычном RC бое в варианте с фпв никак не воспроизвести. Слишком резкие маневры ипри которых даже хедтрекер не поможет

Тут дело внезапно упрощается тем, что, если другой самолет тоже летит по фпв, то ведь он тоже летит очень плавно ) В процессе наших вчерашних экспериментов мы к фпв-крылу тоже ленточку привязали. Одинарную. В какой-то момент мне на мессере стало скучно, и я сделал всего ОДНУ атаку. Надо ли говорить, что она увенчалась отрубом, винтом, точно посередине ленты ) Никогда мне не было целиться так легко, как в самолет, летящий по фпв ))) Потому что даже какой-нибудь пионер, первый раз взлетевший в бою – пусть не уворачивается, но его как-то мотает, уносит, и т.д., а тут – полет настолько удобен и предсказуем…

Bah:

Возможно нужно искусственно ограничить углы управляющих поверхностей

это приведет к тому, что летать на этом будет сложно и опасно. На взлете, на посадке, просто в ситуации, когда надо будет быстро уйти от земли, дерева и т.д.

Van_Der_Graaf

Про фпв-оборудование.

  1. Конечно, очень хотелось бы иметь картинку покачественнее. В этом свете буду крайне благодарен за инфу, какая из передающих камер на сегодняшний день самая хорошая. За хорошую вещь готов раскошелиться )) Скажем, на чём летают дрон-рейсеры? Вообще, кстати, считаю, что их опыт надо изучить в первую очередь, т.к. из практикующихся сейчас фпв-полетов их задачи ближе всего к нашим.

  2. Линк: Анатолий считает, что здесь стоит иметь запас (600мВт), дабы иметь минимум помех по видеоканалу. Думаю, вес и цена тут не настолько велики, чтобы экономить, нет?

  3. На чем смотреть: ранее в этой ветке видел мнения, что шлемы для нашей задачи получше очков из-за более крупного экрана. Вообще у меня к тому, в чем вчера пробовал, нареканий не возникло совершенно. Будут ли какие-то преимущества от очков вообще и от крутых (фэтшарк и тд) в частности? Надо же что-то себе купить, а я в полной растерянности. Очень жду советов бывалых!

  4. Телеметрия или иные “подсказки”: с одной стороны – это усложнение, вес, перегрузка картинки и т.д… Но с другой – не хватает авиагоризонта и высотомера (притом желательно в каком-то наглядном виде, типа цветной шкалы, а не просто цифр). Надо хоть, что ли, на стекле очков полоску прочертить и настроить положение камеры на совмещение реального горизонта и этой полоски в ровном полете… а с высотой что делать? Вопрос открытый…

  5. Управление обзором. Этот пункт я все же по-прежнему считаю – пусть в перспективе – обязательным. Но трекеры – это на первых порах сложно. Для первого захода думаю просто поставить одну серву с крестообразной или круглой качалкой, на которую приделать камеру, а воткнуть эту серву в незадействованный канал РН, и, соответственно, управлять ей левым стиком. Пока так.

Вроде по этой части пока больше вопросов нет…

anatoliy18
Van_Der_Graaf:

сегодняшний день самая

Я свою брал по рекомендации дальнолётчиков. И дело не только в камере…

Van_Der_Graaf:

(600мВт), дабы иметь минимум помех

это оптимальная мощность. Больше может забивать других и много кушать, а меньше не пробьёт кустики или подведёт на ровном месте.

Van_Der_Graaf:

шлемы для нашей задачи получше очков из-за более крупного экрана.

Дело вкуса. Кому-то нравится телевизор. Я выбрал шлем из-за большего угла обзора, дизайна, цены и наличия отдельного приёмника. Самый дешёвый вариант это приёмник для смартфона и картонные очки.

Van_Der_Graaf:

Телеметрия или иные “подсказки”

Они замедляют сигнал. Когда пинг больше это плохо. Да и чаще всего простой полёт в районе взлёта не требует систем стабилизации и всего такого…

Van_Der_Graaf:

в незадействованный канал РН, и, соответственно, управлять ей левым стиком

Интересная мысль. Я пока на бойцовке довольствуюсь её вёрткостью. В горячке боя можно забыть совсем про поворот камеры. Для новичка каковой я сейчас и так сойдёт, а на будущее приделаю микро джойстик на два невостребованных канала.

anatoliy18

Забыл упомянуть. Камера очень желательна со сменным объективом. С приклеенным не навести на резкость. Если в резкости что-то близкое, то не факт что будет видно предметы вдали. Из-за этого при низком полёте может какая-нибудь берёзка внезапно возникнуть из ниоткуда Я всегда старался наводить на бесконечность, тогда и вблизи и вдали примерно одинаково.

smg2000

Если экран 16:9, то камера 2.1
Если экран 3:4, то - 2.8
Камера CCD более контрастна и позволяет видеть мелочи, CMOS сглаживает изображение.

Bah

дрон рейсеры ограничили мощность видео 25-200мв именно из-за помех друг другу. там это самоя большая проблема при полете 4 и больше одновременно. Есть миникамеры сразу передатчиком, они минимального веса и недорого стоят (1500р за комплект) На мой взгляд это вполне рабоче решение. вот сравнение двух таких камер

Van_Der_Graaf:
  1. Управление обзором. Этот пункт я все же по-прежнему считаю – пусть в перспективе – обязательным.

ничего сложного в этом нет, сам трекер стоит недорого или если самосбор то совсем недорого и он на земле (не ломается), а вот поворотка для камеры может быть разной и тут вес играет роль. Я летал с одной и двумя сервами и оба варианта лучше чем ничего.

Van_Der_Graaf
Bah:

дрон рейсеры ограничили мощность видео 25-200мв именно из-за помех друг другу. там это самоя большая проблема при полете 4 и больше одновременно.

ну у нас пока более двух не скоро будет, но есть же, в принципе, передатчики с переключаемой мощностью, вот, думаю, можно с ними поэкспериментировать.

Bah:

Есть миникамеры сразу передатчиком, они минимального веса и недорого стоят

что-то мне кажется это только для индора, едва ли там будет нормальная моща для наших дистанций… Хотя вес подкупает, конечно, можно на союз легко ставить

Bah:

ничего сложного в этом нет, сам трекер стоит недорого

просто это еще одна лишняя система, вес, провода, и т.д… Дойдет и до этого (притом раньше, чем до “средств поражения”), но все же это – чуть позже. Там еще есть идея перейти на управление не с пульта, а с полноценного руд-рус… Но это тоже потом

Gendalf-77
Van_Der_Graaf:

ну у нас пока более двух не скоро будет, но есть же, в принципе, передатчики с переключаемой мощностью, вот, думаю, можно с ними поэкспериментировать.

В понедельник 6-го - как изначально было задумано Анатолием, - нас могло быть как минимум трое.
У меня на борту было 200 мВт, вся площадка пробивается без особых осложнений, помех друг другу тоже замечено не было.
Что касаемо резкости маневров - как только ты “садишься в кабину”, стиль пилотирования заметно меняется, вестибулярный аппарат и возможности камеры делают свое дело.
Хэд-трекер и подвес на две оси очень и очень полезная штука, поворачивать камеру крутилкой с пульта для маневренного самолета - нецелесообразное усложнение управления.

Bob=
Van_Der_Graaf:


5. Управление обзором. Этот пункт я все же по-прежнему считаю – пусть в перспективе – обязательным. Но трекеры – это на первых порах сложно. Д…

на первых порах достаточно стоящего рядом штурмана - наводчика, который наведет очень примерно " правее и выше", а там уже перемещающиеся пара пикселей находятся без проблем.

ЗЫ
если, как и в обычном бою, атаковать не того, кто уворачивается от тебя, а того, кто атакует другого - задача сильно упрощается;)

и пионеры/вялые бойцы, летающие далеко и высоко, превращаются из недоступных, в сладкие цели:P

anatoliy18

Как насчёт повторить эксперимент завтра? Батарейки заряжены, я даже камеру на бойцовке переместил вбок чтоб винт не мешал. В принципе вместо планера можно снарядить ещё одну бойцовку.

smg2000

Вот погоня на L-39 за Туканом

yadi.sk/i/2e9hLLnUnGbUUA

Это конечно не бой. Задача была найти, подойти и встать в строй левым/правым ведомым. Не просто. Элка 4кг, Тукан около 2 кг

Разница массы и скоростей - жесть. Была бы лента, можно рубить. Гы. Если он крутиться не будет, а в реальном бою он же как вошь на гребешке!

Van_Der_Graaf
Gendalf-77:

В понедельник 6-го - как изначально было задумано Анатолием, - нас могло быть как минимум трое.

anatoliy18:

Как насчёт повторить эксперимент завтра?

завтра дождь целый день, и потом, я думаю, мне сперва надо обзавестись своей фпв-матчастью. Но продолжим обязательно.

Van_Der_Graaf
Bah:

Есть миникамеры сразу передатчиком, они минимального веса и недорого стоят (1500р за комплект)

Хм. Тут подумалось, а ведь такое можно на шокфлаер/зальник поставить. Или на чекушку. Такой эксперимент, пожалуй, стоит произвести.

Bob=:

на первых порах достаточно стоящего рядом штурмана - наводчика, который наведет очень примерно " правее и выше",

На наших еще-долго-первых порах штурман однозначно будет необходим каждому участнику. Но по нашему первому практическому опыту я уже понял, что штурман сильно выручает при первичном наведении и поиске, однако на преследовании это выглядит, например, так:
(цель: наблюдаемая было пилотом, уходит из кадра плавным левым виражом со снижением)
штурман: он слева ниже
пилот: (закладывает левый вираж круче цели, но без снижения, цель под брюхом)
штурман: нет, много, уже справа под тобой
пилот: (боится сделать сплит в очках, просто перекладывается вправо, цель, продолжая стоять в плавном левом вираже, оказывается уже хвостом к хвосту)
штурман: все, надо заново

))) С возможностью сопровождения взглядом шансов было бы побольше ))

Gendalf-77
Van_Der_Graaf:

Хм. Тут подумалось, а ведь такое можно на шокфлаер/зальник поставить. Или на чекушку. Такой эксперимент, пожалуй, стоит произвести.

Уже. Давно. Всего 5 г такой модуль, но изображение с такой камеры так себе.