Рассуждения на тему самолета для 3д

asw
6wings:

не будем путать разные вещи: есть всё ж таки статическая и динамическая неустойчивость. Для начала.
Что же касается Эджиков, то они неустойчивы по сравнению не только с Ту-154, но даже с обычными Экстрами. И, мало того, что способны вертеться вокруг передней кромки, но и требуют посткомпенсации рулями после маневра (если, конечно, не задвинуть центровку совсем уж вперед).
И, что характерно, при этом не просаживаются на хвост ни в прямом, ни в инверсном полёте. Т.е. летят ровно.
Задумайтесь, плз.

ЭЭЭ…извиняюсь шо встряю в интеллектуальную беседу, но как известно из букваря-самолетко, он же завсегда крутится вокруг центра тяжести, а значица вокруг передней кромки он может крутиться только если туды загнать ЦТ. Вы точно уверены что у ЭДЖа там центровка? И при этом он в норме и инверте летит без компенсации???
По-моему все попутали…

Alfa3
asw:

он же завсегда крутится вокруг центра тяжести,

Саша, извини, но можно полюбопытсвовать, на чем основано это утверждение?

6wings

Александр, я летывал не на одном Эджике и характеры у них всех похожие. Я сам давно хочу досконально разобраться с особенностями именно этого самолёта потому что мне очень нравится его поведение. Центровка у тех, на которых летал я, никогда не была по передней кромке - ставить её так было бы абсурдом для этого самолёта. Обычно где-то 25-35% САХ. Но при этом они крутятся именно практически вокруг кромки (может, чуть заднее - вокруг фонаря) и, что характерно, прекрасно крутятся не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной тоже - на ноже.
Что касается нормального и инверсного полёта, то нормальный я обычно настраиваю без компенсации вообще, а инверсный - немного на ручке.

Андрей, безусловно сказываются конструктивные особенности именно Эджей. Давно пора с ними разобраться по-настоящему и по большому счёту 😃 Но особого разноса центра масс там обычно нет, на небольших моделях хвостовые машинки ставятся под фонарем и соотношение веса хвоста к носу не отличается ничем особенным от других моделей.
Я в этом сезоне буду облетывать как минимум пару небольших Эджиков (1.20) - Экстрим-Флайтовского и Пилотажевского (Гиперион в девичестве). Буду экспериментировать дальше, о результатах расскажу, а может и увидимся как-либо. Было бы очень интересно познакомиться лично 😃

asw
Alfa3:

Саша, извини, но можно полюбопытсвовать, на чем основано это утверждение?

это даже не аэродинамика. а просто физика
результирующий вектор аэродинамических сил приложен к центру давления, а вращение происходит вокруг центра тяжести…
непойму, я шо открыл вам Америку?

ДАВ
Alfa3:

Саша, извини, но можно полюбопытсвовать, на чем основано это утверждение?

Дима, это просто физика. Всё и везде крутится вокруг центра массы (или, что то же самое - ц.т.), если не имеет точки опоры (т.е. жесткой оси или привязки). Это знание ещё из древней Греции.

6wings:

а может и увидимся как-либо. Было бы очень интересно познакомиться лично 😃

))) Давайте! )))

Alfa3
ДАВ:

Дима, это просто физика. Всё и везде крутится вокруг центра массы (или, что то же самое - ц.т.), если не имеет точки опоры (т.е. жесткой оси или привязки). Это знание ещё из древней Греции.

В древней греции не было Эджей.

Маховик в вакууме - согласен. Но не самолет в воздухе! Там еще плоскости и воздух.

Или я таки открыл Амэрику?

6wings

ну вот, появился повод ускорить досборку второго (Пилотажевского) Эджика 😃
А Вы в каких краях, Андрей?

asw
6wings:

ну вот, появился повод ускорить досборку второго (Пилотажевского) Эджика 😃
А Вы в каких краях, Андрей?

митинско-красногорские они😁

ДАВ

Это по происхождению. А по аэродрому приписки - уже, скорее, Тушинский. )))

6wings

ясна 😃
Кстати, хочу выступить в поддержку Димы насчет ЦТ:
если бы дело обстояло так, как вы с Александром излагаете (всё всегда и везде крутится вокруг центра масс), то даже при совершенно либеральных цетровках 15-20% САХ, вокруг кромки должны были бы крутиться практически все самолёты.
Однако, мы такого не наблюдаем, верно? 😃
Даже если рули поставим под 90 гр и смикшируем РВ с элеронами в противофазе (хотя, последнее наверняка несколько улучшит тенденцию, особенно при хорошем обдуве)

ДАВ

Не-а. Не соглашусь. Мы, глядя на фигуры пилотажа со стороны, на самом деле наблюдаем траекторию. Частенько замысловатой формы. В этом то и вся загвоздка!
Однако, не забывайте, что все собственные вращения самолета при полете по этой траектории происходят вокруг его центра массы. Центр массы неразрывно связан с самолетом. Соответственно, и система координат, в которой рассматривается вращение самолета по осям, связана с самим самолетом. И в этой связанной СК все вращения выглядят довольно просто, т.к. не учитывается относительная скорость движения самой этой СК.
А траектория фигуры пилотажа связана с земной системой координат. И скорость движения связанной с самолетом системы координат нам видна. Вот и создается впечатление, что вращение идет как-то ну очень сложно!)))
Пример не про самолет, но про относительность впечатления.
Луна. Она облетает Землю и мы видим только одну сторону ее поверхности. А на самом деле Луна совершает полный оборот вокруг своей оси за период, равный периоду ее вращения вокруг Земли. Поэтому ее “невращаемость” - лишь кажущееся явление. В системе координат, связанной с лунным ц.т. вращение есть.
Прикольно? ))))

Alfa3

Тогда вообще бред получается.

При передней центровке самоль не крутися вообще, не говоря уже про вокрг передней кромки.

А при сильно задней крутится примерно вокруг нее как бешенный.

По логике оппонентов - если центровка в хвосте, то самоль вокруг хвоста штоли крутится будет???

6wings

прикольно-то оно прикольно, но только речь не совсем об этом.
Когда мы наблюдаем вращение Эджика вокруг кромки (или фонаря), никаких значимых по перемещению тректорий относительно земли нет. Вращение происходит практически НА МЕСТЕ.

asw
6wings:

прикольно-то оно прикольно, но только речь не совсем об этом.
Когда мы наблюдаем вращение Эджика вокруг кромки (или фонаря), никаких значимых по перемещению тректорий относительно земли нет. Вращение происходит практически НА МЕСТЕ.

Эка вас понесло прописные истины опровергать… Друзья, ну хоть одну маленькую популярну брошюрку-методичку по аэродинамике осильте, ну зачем же мракобесием заниматься , двадцать первый век на дворе, а вы из ДАВа Джордану Бруну щас тута делаете.

6wings

Я цитировал уже здесь книжки. Могу еще. Но теперь, мне кажется, Ваша очередь.
Напомню, что началось все со статической неустойчивости и посткомпенсации.

Добавлено:
И вообще, Александр, зря Вы, как мне кажется, переходите на личности. Никаких Дж. Бруно, никто ни на кого не нападет - сидят себе люди спокойно обсуждают. Вдруг приходит Василюк… 😁

asw
6wings:

Я цитировал уже здесь книжки. Могу еще. Но теперь, мне кажется, Ваша очередь.
Напомню, что началось все со статической неустойчивости и посткомпенсации.

Еще раз извините, шо помешал Вам изобрести велосипед.
Рекомендую хотя бы коротенький ликбез по аэродинамике перед продолжением занимательных опытов по вращению Эджа вокруг передней кромки.
www.kummolovo.ru/flying/…/airdinamic_powers.htm

6wings

Линк хороший, спасибо. Жаль только, что ничего нового для себя я там не нашел.
Продолжайте, пожалуйста, Александр, - что Вы хотели сказать конкретно?

ДАВ
Alfa3:

Тогда вообще бред получается.
…самоль вокруг хвоста штоли крутится будет???

Дима. Не торопись бредом называть то, что тебе не понятно.
Почитай еще разок все, что ранее написано.
Хотя, в последней фразе ты угадал. Центр вращения будет именно в хвосте, если, конечно, сделать несущий стабилизатор (чтобы лететь) или рассматривать схему “утка”))))
А по поводу вращения вокруг передней кромки…
Это образное выражение и кажущаяся реальность. На самом деле вращение модели происходит вокруг поперечной оси, проходящей через ц.т. самолета. Просто при этом и сам ц.т. описывает некоторую окружность (надо ли объяснять, почему?), происходит сложение двух движений, вот и создается впечатление, что вращение происходит вокруг передней кромки.
Это с земли так кажется, а если даже мысленно сядете в самолет - всё будет выглядеть по-иному.
Для наглядности такой пример из механики: две одинаковые эксцентрические шестеренки (для простоты примера) вращаются в зацеплении. Оси стоят на месте, а место сцепления перемещается из стороны в сторону. Теперь мысленно зафиксируйте одну из осей вращения. Вся конструкция начнёт ходить туда-сюда. Теперь назовем зафиксированную ось передней кромкой, а другую - осью ц.т. самолета. Вот и получится, что передняя кромка находится на месте, а другая ось выписывает кренделя (траекторию), при этом одновременно оставаясь осью вращения самолета (второй шестеренки), но зато создается иллюзия вращения вокруг именно передней кромки. Прикольно? ))))

asw
6wings:

Линк хороший, спасибо. Жаль только, что ничего нового для себя я там не нашел.
Продолжайте, пожалуйста, Александр, - что Вы хотели сказать конкретно?

Бум считать что с вращением вокруг кромки разобрались?
Об чем речь? За Эджа? Прототип представляет собой маленький спортивный самолетик с тонким профилем(очивидно поэтому Эдж) , развитыми рулевыми поверхностями, комфортно сидящим пилотом и очень мощным мотором.
Благодаря удачной посадке пилота и прочности конструкции самолет делает маневры такие при которых на ЯК-52 уже давно отломались бы крылья или пилот бы уже загнулся расчувствовавшись от перегрузок… Как говорят русские пилотажники, угловая скорость бочки Эджа такова, что судьи с земли не понимают в какую сторону была выполнена бочка.Для пилотажа оно не надо, а для адреналину и для Ред Бул Рэйс самое оно.

ДАВ

Да, Эджик - самолет крутой и резкий. Настоящий боллид!

kim51

По моему говорить о неустойчивости Эджа здесь несовсем корректно.Для этого нужно полетать на самом прототипе или послушать тех кто на на нем летает.Ну как можно судить о самолете достоверно,если производители моделей весьма вольно трактуют хорактеристики прототипа ,его конструкцию и размерения.Порой узнаешь название самолета только прочитав его на коробке.
У меня есть парочка моделей типа Эдж-метровый пенолет и 1,5метровый бальзовый. Ни на том ,ни на другом я незаметил того, о чем пишет Андрей Радионов.Не требуют они никакой посткомпенсации после маневров.Единственная разница в поведении моих моделей-это сваливание на крыло при потере скорости у 1,5м Эджа.Потолочный же свалить практически нереально-он просто опускает нос .При даче газа тут же восстанавливается полный контроль над самолетом.Видимо все же поведение модели в воздухе сильно зависит о констуктива,заложенного производителем модели вбольшей степени чем от прототипа модели.