Срыв в незапланированный штопор и как выводить?
Вопрос собственно в том, как правильно вытащить самолёт при неожиданном сваливании в штопор. Причину сваливания не буду конкретизировать, ну допустим потеря скорости на резком развороте с большим креном и срыв в штопор.
Столкнулся с этим явлением уже второй раз на небольших самолётах. Весной потерял из-за этого Фантазию F3A на втором десятке полётов, а недавно также свалился Як до этого отлично отлетавший больше полусотни полётов. В случае с Яком думаю, что виной стал отвалившийся под термоусадкой штекер от одного из проводов мотора, соответственно провал по тяге+ потеря скорости на развороте, хотя самолёт не очень срывной и прекрасно летал и на меньших скоростях.
Так собственно вопрос, вернее два:)
- как выводить из незапланированного штопора, газ в пол и работаем только элеронами на вывод?
- если нет возможности дать оборотов(см. выше почему) есть какой-то шанс спасти модель имея хотя метров 5-7 высоты или это уже гарантированные дрова?
Зы: Як был восстановлен в тот же день, но снова повторить такую ситауцию очень не хотелось бы. “Поможите, чем могёте”(с) в плане советов конечно:)
ЗыЗы: на симе несколько раз также сваливались и большие пилотаги и всегда до самой земли они упорно не хотели выходить из штопора, значит элероны не помощник в такой ситуации или есть какой секрет, а может слово волшебное?😃
Волшебных слов несколько: НЕ ДОВОДИ ДО КРАЙНОСТИ…😒
Волшебных слов несколько: НЕ ДОВОДИ ДО КРАЙНОСТИ…😒
😁 обычно в таких случаях успеваешь сказать только одно “б***ь”😉
Если есть запас высоты - 5-6 м давить на газ и рулями задирать нос , если нет высоты- см предыдущий пост…
И пипец обеспечен! Вы это любому знакомому лётчику расскажите…
Штопор - это прежде всего вращение на ЗАКРИТИЧЕСКИХ углах атаки, то есть на срыве! При выводе прежде всего останавливаем вращение. Причём с помощью РН, так как элероны малоэффективны (вспоминаем - крутимся на закритических углах). Затем набираем скорость, а это прежде всего “морду” вниз, а потом газу. Если с газом проблема - набираем скорость пикированием до восстановления эффективности рулей. Далее выводим в ГП. Но… Как всегда есть “НО”. Это всё справедливо для довольно больших и инертных моделей (либо 1:1) и при запасе высоты. Небольшие модели (ок 1.5 м в размахе) выходят из штопора практически сами, достаточно просто отпустить рули в нейтраль. А вот в отсутствие запаса высоты полезно будет перестать давить РВ “на себя” (хотя-бы в нейтраль) и дать полный газ (если с мотором порядок).
Вобщем правило всегда одно: остановить вращение и набрать скорость! Дальше по обстановке. Ходя действительно, иногда только и успевают “выдать в эфир” одно слово…
Если есть запас высоты - 5-6 м давить на газ и рулями задирать нос , если нет высоты- см предыдущий пост…
кстати - довольно частая ошибка, задирать нос для выхода из штопора, теряя тем самым скорость… хотя - если тяга у модельки 2+😵
неоднократно пытался свалить разные модели в настояший штопор
не получается
срыв с вываливанием легко
штопор - нет
не входят модели в настоящий штопор
срыв - вываливание - потеря высоты метров 5-10
далее более или менее отвесное пикирование
выход - ручка на себя и газу
И пипец обеспечен! Вы это любому знакомому лётчику расскажите…
Штопор - это прежде всего вращение на ЗАКРИТИЧЕСКИХ углах атаки, то есть на срыве! При выводе прежде всего останавливаем вращение. Причём с помощью РН, так как элероны малоэффективны (вспоминаем - крутимся на закритических углах). Затем набираем скорость, а это прежде всего “морду” вниз, а потом газу. Если с газом проблема - набираем скорость пикированием до восстановления эффективности рулей. Далее выводим в ГП. Но… Как всегда есть “НО”. Это всё справедливо для довольно больших и инертных моделей (либо 1:1) и при запасе высоты. Небольшие модели (ок 1.5 м в размахе) выходят из штопора практически сами, достаточно просто отпустить рули в нейтраль. А вот в отсутствие запаса высоты полезно будет перестать давить РВ “на себя” (хотя-бы в нейтраль) и дать полный газ (если с мотором порядок).
Вобщем правило всегда одно: остановить вращение и набрать скорость! Дальше по обстановке. Ходя действительно, иногда только и успевают “выдать в эфир” одно слово…
Ну все ты правильно написал… классика жанра…
но есть один момэнт… некоторые модели имеют просто зверскую тяговооруженность, на борту нет пилота и ограничения по перегрузке, зато есть огромные рули с отклонениями в 65градусов и опытный не теряющий ориентацию пилот на ручках.
Снэпы возле самой земли с любого положения и с любой скорости видел?. Никакого неуправляемого штопора. Все под контролем , даже если это серия снэпов.
Там же где сваливается в штопор через два метра и вываливается из него фактически без разгону. Правда это уже совсем другая история, ибо если пилот у земли крутит снэпы он никогда не спросит как бы побыстрее выйти из штопора…
На не совсем правильно заданный вопрос, получено много правильных ответов 😁
с помощью РН, …, а это прежде всего “морду” вниз
То есть РН в сторону, обратную вращению, и РВ от себя (если модель не в инверте) или если есть запас тяги то газом ?
На не совсем правильно заданный вопрос, получено много правильных ответов 😁
Главное смысл вопроса правильно все поняли, а форма подачи вопроса второстепенна;)
На самом деле спасибо за ответы, но в моём конкретном случае большинство толковых советов были бы тогда малоприменимы.
-высота была меньше 5 метров, разгоняться вниз некуда,
-тяговооружённость меньше 1,4 + обрыв провода у движка и как следствие отсутствие тяги,
-рули отклоняются не так сильно, как на 3D пилотагах, а максимум градусов на 20-25, правда РН градусов на 35 отклоняется и имеет большую площадь,
-РВ на себя я не давил, а до последнего пытался вытащить элеронами разгоняя самолёт вниз. У самой земли РВ всё же дал на себя и самолёт вроде начал выходить, но высоты не хватило. Ударился градусов под 60 к горизонту нижней частью морды, даже шасси остались абсолютно целыми, также, как и деревянный винт.
Вот чего я точно не делал, так это не использовал РН, надо попробовать на симе вывод с использованием РН. Предвкушая “томаты” насчёт неиспользования РН докладаю, что руддером я рулю на самолёте без проблем т.к. в общем-то являюсь вертолётчиком, а на самолёты подсел только в прошлом сезоне. Вот теперь набиваю собственных шишек в режиме ACRO, а они сильно отличаются от шишек в режиме HELI😁
-высота была меньше 5 метров, разгоняться вниз некуда,
- летать на максимальных расходах подобрав экспо для комфортного управления
- даже в такой ситуации переступить через себя и отпустить все ручки на доли секунды , в этот момент самолет остановит вращение сам
- тапку в пол до упора и только одним РВ или от себя или на себя в зависимости от положения модели ну или элеронами , но только ни в коем случае не всем сразу
иначе мотор взвоет и как потом закрутит модель можно только догадываться
-высота была меньше 5 метров, разгоняться вниз некуда,
-тяговооружённость меньше 1,4 + обрыв провода у движка и как следствие отсутствие тяги,
Если самолет штопорной ( обычно это копия), то надо всегда помнить и контролировать скорость полета, а в случае отказа мотора ни в коем случае не перетягивать ручку - попробуйте порулить планером…
Доброго здоровья Леонид.
Согласен с Александром (айролех) свой спидфайр я выводил бросив ручки, и СБРОСИВ газ самолётик сам тормазнул вращение, а потом чуть дал ручку на себя, как тока морда пошла вверх, газанул, самик пошёл на выход, шмякнулся канешна, но это уже был ,ширк, а не ,тресь!, просто не хваатило примерно метра запаса высоты. Не знаю подойдёт ли вам этот метод, самолётки у нас плюс минус пол лаптя похожи, но на моём ,планерный, профиль крыла, а это усиливает ,минус лапоть,
Хотя в вашем случаи, то есть почти на земле… наверно остаётся только …дь - в эфир, и на стапель клеиться:(
Ну все ты правильно написал… классика жанра…
…не теряющий ориентацию пилот на ручках……Все под контролем …
…Правда это уже совсем другая история…
Саш, ну ты и сам понял, что речь не о таком случае… Штопора разные бывают… И видел многое, и сам не прочь витков несколько восходящего, к примеру, завернуть если техника позволяет. Тут, как я понял, речь о НЕпреднамеренном срыве. Когда пилот САМ загоняет самолёт в штопор, он прекрасно знает как его потом “успокоить”!
И ещё… Про “ориентацию” это ты лихо завернул!😁 Хотя, знаю я одного пилота… Хоть и “ориентация” другая, но летает и строит… Очень многим поучиться!..
То есть РН в сторону, обратную вращению, и РВ от себя (если модель не в инверте) или если есть запас тяги то газом ?
Абсолютно верно!
На Як-52 в своё время прямо на приборке была нарисована белая полоса… Ручку при выводе из штопора держать по ней! Что бы элероны в нейтрали были!
А ещё есть эффект инвертирования элеронов… Но это глубоко для этой темы…
витков несколько восходящего
Подскажите, как делать восходящий штопор (что куда давить) ? И какая техника должна быть чтобы позволяла ?
Ещё раз спасибо ВСЕМ ответившим в теме:)
Вчера вечером на симе тренировался выводить пилотаги из штопора только РН, в принципе техника понятна, но с одним НО:)
Раз 20 вгонял разные самолёты сима в штопор, но всегда, как только отпускал стики, они тут же прекращали вращение и вывести в ГП не составляло никакого труда. Всё тоже самое было всегда в реальных полётах и на Яке. Он совершенно без напряга всегда прекращал вращение при стиках в нейтрали и спокойно выводился как из прямого, так и из обратного штопоров. Будем считать, что причиной моего краша была потеря скорости одновременно с потерей тяги, а также малая высота, на будущее учту все эти факторы. Всем удачных полётов;)