правильная посадка самолета

an2an
collapse:

Мы, это я и Leshij, ты его вроде по Ясенево должен знать (если я не путаю).

Все верно, правда я его не видел год, а-то и больше. Значит от того, что он на Боровку перебрался…

collapse:

ЦТ вроде верная - 45 град в пикировании на холостых - морду дежит ровно, по траетктории…
Ну, надо прилетаццо скорее всего. Вряд ли самолет виноват. Скорее всего голова еще не адаптировалась под новые ощущения…

Дык, центровка-то для пилотажу хорошая, а для посадок - задневатая. А как в перевернутом полете стало? Ручку на себя еще тянуть не приходится? 😃

collapse
an2an:

А как в перевернутом полете стало? Ручку на себя еще тянуть не приходится? 😃

в инверте -все спокойно 😃 почти нейтрально, что так, что так ( у меня триммер чуть вверх сдвинут, чтоб в инверте ровнее идти). Даже забываться стал, главное на посадку не зайти случайно таким макаром 😁

an2an
collapse:

в инверте -все спокойно 😃 почти нейтрально, что так, что так ( у меня триммер чуть вверх сдвинут, чтоб в инверте ровнее идти). Даже забываться стал, главное на посадку не зайти случайно таким макаром 😁

Так-так. Похоже, что центровка таки задняя… Что значит: “триммер чуть вверх сдвинут”? Самолет в прямом полете опускает нос? Прежде чем проводить тэсты центровки по 45o пикированию, надо его оттримировать в ровный прямой полет, если оттримировать его как ты пишешь, то потом можно огрести заднюю центровку, т.к. кривой тример ты пытаешься скомпенсировать догрузкой задницы…

collapse
an2an:

Так-так. Похоже, что центровка таки задняя… Что значит: “триммер чуть вверх сдвинут”? Самолет в прямом полете опускает нос? Прежде чем проводить тэсты центровки по 45o пикированию, надо его оттримировать в ровный прямой полет, если оттримировать его как ты пишешь, то потом можно огрести заднюю центровку, т.к. кривой тример ты пытаешься скомпенсировать догрузкой задницы…

Не-не, при проверке ЦТ триммер на ровный полет стоит, естессно 😃

ЕВГЕНИЙ-ARM
collapse:

Первая проблема - регулярный перелет полосы.
Второй момент - здорово потряхивает на выдерживании по тангажу, и он норовит морду задрать все время, при сбросе скорости…

Похожие проблемы с похожей моделью ->
Вот и причина отсутвия стойки кроется в этом ( завязана узлом) - ждет карбоновую от приморцев.
Но я больше списываю на свою полосу и не слетанность с самиком ( хотя полетов 20 сделал как минимум) - не могу понять её на посадке. Самик в воздухе идеален , фиксируется четко и держит идеально зафиксированное положение. Профиль симметрия что то типа НАСА .Углы установки крыла отбиты идеально в нули , центровка для пилотаги отбита тоже ( к примеру при выполнении бочки не размахивает хвостовым оперением) - как по писанному 25% . Перевернутый небольшая подтяжка рулем на себя. Но на посадке мука - я немогу погасить скорость и высоту.
Нагрузка небольшая , размах 1325 и вес с полным баком примерно 2100-2300 ( не помню точно уже ) , хорда крыла хорошая 290 в корне , на законцовках 190.
Но первый момент полоса , она у меня короткая - 40 метров . Заходить приходится на посадку метров за 100-150.
Но минус что во второй половине лета трава в поле высотой 1200 и я над травой иду на 1 метре выравнивая самик на полосу. Причем скорость у неё большая и если прозеваеш то оказываешся хоть и над полосой , но увы уже модель рядом с тобой и садить её не реально из-за короткой полосы.
В результате выйдя на полосу высота 2,5 метра ( иду на очень малом газе - видно лопасти как крутятся). Начинаю гасить скорость - она не хочет на отрез . Если начинаешь давать руль от себя то набирает скорость. Идет и все на этой высоте , но когда скорость падает она делает плюх если высоту не погасил или попытался по писанному погасить рулями, а чтоб её уменьшить нужно вести модель еще долго . Если садить плавно , то она еще летит метров 70 плавно снижая высоту и садится мягко уже далеко за полосой. Что бы задирала морду - не замечал . А вот то что любит длинный заход на посадку и на малой высоте - это её коронка.
-------------------------
Но моя, это настоящая пилотага . Полосу в этом году буду удлинять в двое ( в этом году уже не один на ней буду и легче станет с травой бороться) . Но у вас в этом проблемы нет.
Причем таких заморочек, тоже как и вы на других дранках не замечал , садил всегда без напряга.
----------------
Но это еще ерунда , мелкий БИП Ультимейт - 40 , тот с посадкой более интересный - там нагрузка на крыло большая ( просчитались производители с весом) и совсем другие заморочки .

ЕВГЕНИЙ-ARM
ЕВГЕНИЙ-ARM:

центровка для пилотаги отбита тоже ( к примеру при выполнении бочки не размахивает хвостовым оперением) - как по писанному 25% .

Тут немного запутался - чтоб не пинали.
При передней центровке наблюдается обычно при выполнении бочки размахивание хвостовым - модель выполняет как бы спираль. При задней она как раз творит то что вы описываете - задирает морду .
У вас наверное всетаки задняя , тут вы и получили как раз все в купе - особенность Экстры + все манеры посадки " дешного самика" .
В принципе сколько видел видео 3D ( у нас нет проф. 3D пилотов) - посадки у них не блещут той грациозностью как у классических пилотаг.

Ricaro
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но первый момент полоса , она у меня короткая - 40 метров . Заходить приходится на посадку метров за 100-150.

Если садить плавно , то она еще летит метров 70 плавно снижая высоту и садится мягко уже далеко за полосой. Что бы задирала морду - не замечал . А вот то что любит длинный заход на посадку и на малой высоте - это её коронка.

У меня такая же ситуация с парой моделей. И полоса короче. Выхожу из положения либо флапперонами, либо спойлеронами - увеличивают сопротивление, можно быстро сбросить скорость.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Я не отношу себя к хорошим пилотам .
Но больше списываю свою не слетанность к нервозности. Модель идеальная получилась во всем - сама моделька , мотор , вес и куча других моментов.
Отсюда небольшая нервозность на посадке , заходиш и нет той уверенности как на моделях на которые уже отношение расходного материала.
Я уже хотел заказать вторую модель чтоб убить это чувство в себе. В воздухе душа поет от управления самиком , как посадка начинаешь стараться и как в пословице - сильно хорошо , не есть хорошо. Пока там выправиш , там подправиш на посадке , а она уже прошла полосу , на второй заход .
Сколько тренировал заход ( по нескольку полетов подряд одни заходы ) и все не могу настроится - скорость посадочная большая и не как не настроюсь.
Флопы - ??? не думал над этим.
------------------------------------------------------
Но если к теме вопроса , задирает мордой - нужно пробывать смещать центровку, так себя самы ведут обычно из-за центровки.
Ну и проверить еще угол установки крыла - хотя мало вероятно.

collapse
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Я не отношу себя к хорошим пилотам .
Сколько тренировал заход ( по нескольку полетов подряд одни заходы ) и все не могу настроится - скорость посадочная большая и не как не настроюсь.
Флопы - ??? не думал над этим.

Ну… я себя тоже в общем не считаю хорошим пилотом (хотя, а кто себя им считает? единицы 😉), но пилотом, тем не менее, стабильным.
Стабильным для того чтоб нормально взлететь, сесть, не терять голову в сложной ситуации. На облетах коленки не дрожат. Погода - не препятствие. Чужими хлипкими дровами порулить дают.
Ну, типа как автомобилист лет 7-8 за рулем. Не инструктор по экстриму, но из категории чайников вроде уже вышел 😃
И вот эта ситуация с экстрой меня сильно вывела из равновесия. При том что посадки - любимый этап полета. Кто меня по полям знает - видели - 80% моего полета - конвееры до посинения.
А тут такое… Но, есть положительная тенденция 😃 Наметилась сегодня. В поле приехали с Алексем (Leshij). Он был без самолета, и все посадки специально наблюдал со стороны.
Я обычно сажусь как - делаю проход вдоль полосы метрах в 20-30 от нее (навстречу), разворачиваюсь виражем на полосу (как раз попадая в “створ”) начинаю снижаться, одновременно корректируя курс, снизившись начинаю прибирать газ, выхожу на выдерживание в полу-метре от земли, сбрасываю газ до холостых, стараясь удерживать самолет горизонтально, и жду касания. Самолет как правило с выдерживания садиться сам, без дерганья ручками…

Первая посадка - криво. Вертикално грохнулся на полосу, даже одна галоша с колеса слетела. Чуть погнул одну стойку. Причина - встал на дыбы перед касанием, и свалился. Незачет.
Следующая посадка - завел издалека, садился на приличной скорости. В момент когда скорость начала падать, и ждешь касания - самолет начал задирать нос. Я принудительно дал чуть ручку от себя, нос опустился, но самолет при этом сильно просел ниже. Коснулся зачетно, легкая пробежка. Итог - зачет, перегрузка почти нулевая. НО. Дача ручки от себя на выдерживании - вот что меня продолжает смущать. На самом деле, этот этап очень короткий - максиум секунда, и перебрать ручкой от себя так, что можно грохнуть винтом или капотом об полосу - как нефиг делать. А это уже напряг.
Посадка вторая - тоже самое. Касание идеальное, пробежка - все супер. Но опять же, эта дача ручки от себя. Она ненормальная. Чужое какое-то движение. Второй раз сделаное удачно и в меру, но никто не гарантирует третьего раза, или пятого или десятого… Вот тут Леший вспомнил про флапероны. Что при небольшом опускании закрылкоы вниз самолет чуть наклоняет морду вниз (а я вспомнил по хотпоинту, что при поднятии их вверх, самолет как раз встает на дыбы). вот я сейчас и думаю - надо попробовать лугкий выпус флаперонов, на 3-4 градуса буквально. Теоретически, это должно компенсировать поднятие морды вверх… Проверить не получилось, т.к. в момент замены акка ударил ТАКОЙ заряд снега, что видимость упала метров до 30, и пришлось срочно запихивать самолет в машину и сваливать с поля 😉

ЗЫ. Вообще, сегодня летали конечно по большой охоте. Внуково (500 метров до нас) давало 6 м/с, с порывами до 11, реально было 8-10 точно, правда временами стихало 😃) Лучшая погода, для понимания вопросов с посадкой 😃 Но уж больно эта тема покоя не давала, поехал специально из за нее…

ADF

2 collapse

Вопрос. Вот ты написал, что сначала вдоль полосы к себе модель, а уже потом на полосу заворачиваешь. Т.е. непосредственно на посадке модель летит от тебя?

Интересно было бы услышать доводы за, просто в своей провинции 😃 с такой посадкой не сталкивался - всех, кого знаю да и сам тоже - модель при посадке летит на себя, при верно расчитанной траектории касание происходит в непосредственной близости от пилота и оч. удобно контролировать ситуацию в момент касания.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ну летаю я тоже стабильно и давно перестал ронять самики по причине своей ошибки - чаще по рас***у и отказам как последствие аппы. Но моя самолетина заставила меня прикупить этот агрегат , два последних капризных самика , навели на мысль что в какой то момент зароботал неправильную привычку или что то упустил , раз так напряжно с посадкой ( хотя сам удивлен , не замечал проблем , да и в симе сажу легко самоли к ногам ) . Тут как будто сглазили.
Чтож начнется сезон и начну работать , над проблемой либо своих навыков на более дешевой технике . Или надеюсь поможет понять что не так в самике.
Еще приморцы порадовали , к моему дню варенья подарили мне этот самоль www.nitroplanes.com/magpie50.html . Так что в этом году буду решать проблему с навыками посадки, техники сейчас предостаточно будет.
Но боюсь что все вернется на круги своя - с пилотагами все ОК , а экстра так и будет вредным аппаратом.
----------------------------------------

Дача ручки от себя на выдерживании - вот что меня продолжает смущать.

Честно говоря , на посадке для меня это тоже непривычная вещь.

ADF

Напомню, что сложность посадки очень сильно зависит от турбулентности над полосой.

Не знаю, как у других - но бывает состояние, когда не обращаешь на турбулентность внимания - а она есть и вносит свой вклад: как то выдерживаешь-выравниваешь модель на высоте полметра, а ее раз - и об асфальт плашмя! 😃

Самое подлое, что сила ветра и турбулентность не всегда связаны положительной зависимостью, по силе ветра адекватно оценить полетные условия удается не всегда…

Зато в штиль, особенно под вечер, модель вовсе сама садиться чуть ли не с брошенными ручками - и при этом настолько ровно, как даже в симуляторе не часто бывает! 😃

Ricaro

Я тут подумал на тему кабрирования при снижении скорости. Формально вроде как только две причины. Либо выкос движка вниз большой, либо центровка задняя (ну, вообще-то, может еще быть на толстых несимметричных профилях, но тут симметричные). У меня на Капе были схожие симптомы, когда центровка была на 15 мм дальше от кромки крыла, чем нужно.
Если верить методичкам, проверить просто:

  • на вертикали вверх со среднего/малого газа дать полный газ, если потянет в сторону шасси - большой выкос вниз.
  • в перевернутом ручка должна быть чуть от себя, если в нуле или на себя - слишком задняя.
collapse
ADF:

2 collapse

Вопрос. Вот ты написал, что сначала вдоль полосы к себе модель, а уже потом на полосу заворачиваешь. Т.е. непосредственно на посадке модель летит от тебя?

Нет, на посадке модель идет как бы на меня (справа налево, или наоборот). Т.е. я лицом к полосе, а там, в зависимоти от ветра, справа она идет, или слева.
Просто делаю лишний проход вдоль полосы, как бы половина коробочки. Чтоб полосу почувствовать и настроиться.
Касание - по разному - иногда прямо передо мной, иногода на уровне меня, иногда чуть перлетев меня. На экстре вон часто перелет большой получается - касаешься метрах в 15-20 после пролета самого себя…

Ricaro:

если верить методичкам, проверить просто:

В общем, надо все еще раз проверить как следует. И выкос, и ЦТ еще раз (точно выствив триммеры в “0”), проверить стаб (насколько ровно вклеен), угол атаки крыла… Не может нормальный самолет так садиться… Самолет с шасси у меня - наверное
20-й уже по счету будет - никогда такой проблемы не было…

ADF:

Напомню, что сложность посадки очень сильно зависит от турбулентности над полосой.

Я сейчас больше склоняюсь к выводу, что ветер (разумный - до 6-7м/с) - больше психологический напряг вносит, чем реальный.
Потряхивает кончно, но я не припомню, чтоб кто-нибудь при мне из за ветра самолет на посадке разложил, даже самый первый чайник на фанерном тренере… Но что иногда напрягает - это да…

ADF
collapse:

Я сейчас больше склоняюсь к выводу, что ветер (разумный - до 6-7м/с) - больше психологический напряг внос…

Да в том то и дело, что на ветер вообще пофиг (покуда двигателя хватает против него лететь), но вот когда насыпь перед полосой или посадка на край склона горы - где турбулентность особенно злая…

Я в общем тоже особо не напрягался никогда - но вот случай буквально сегодня был:

Метровый мелколет в полкило, ветер в районе 6 метров. Наколбасившись в воздухе, начинаю баловаться посадками. Посадил, покатался во всех направлениях, снова взлетел и т.д. Ветер строго поперек полосы, а на обочине - сугроб в полметра высотой и шириной пару метров. Завожу очередной раз по крутой глиссаде (чтобы выдерживать лишь непосредственно вблизи асфальта, без преждевременной колбасни) с выключенным мотором, выравниваю вдоль полосы (за сугробом теневая зона, удается ровно лететь поперек ветра), когда высота стала 20-30 см расслабился и практически бросил ручки: вертикальная погашена, глиссада пологая, посадка строго по плану. Тут налетает порыв, самолет находится в зоне турбулентности строго за сугробом - правую консоль резко поднимает и аппарат переворачивает к **** об асфальт! 😃 Вырвало из шарниров правый элерон и треснул киль.

Суть: даже в ветер 12 м/с с таким безобразием не сталкивался, модель колбасило, но чтобы преворачивало… Сказалась полная неожиданность - может успел бы скомпенсировать крен, если бы ожидал такой подлянки!

Самолет был починен прямо на поле, даже триммировать не пришлось, когда вылетывал последнюю батарейку.

Зато напрасной самоуверенности при полетах поубавилось! 😃 😉

ЕВГЕНИЙ-ARM
collapse:

В общем, надо все еще раз проверить как следует. И выкос, и ЦТ еще раз (точно выствив триммеры в “0”), проверить стаб (насколько ровно вклеен), угол атаки крыла… Не может нормальный самолет так садиться… Самолет с шасси у меня - наверное

Проверяйте все , есть у китайцев слабость криво устанавливать крылья.
Вот что они сволочи натворили на моем маленьком злине
Это я увидел сразу присобрав модель .
И вот так пришлось менять установку крыла чтоб отбить нули
Так как на электричке сложно приспособой GP проверить углы , для проверки своего глазомера сделал так И линейкой относительно реек еще раз проверил - косоглазые одно слово – уроды.
У настоящего самоля есть такое что крыло имеет угол атаки 1,5 градуса , но не 7-мь же как впиндюрили урки.
Так что промерьте еще раз .
Потому как скорость и длинная пробежка на посадке это для Экстр нормально , а вот чтоб мордами к верху …
*******************************************
Но есть один момент - когда уходят углы установки крыла , бочка получается всегда спиральная . И причем чем больше скорость витков тем сильнее машет хвостом …
Вроде простейшая фига , а вот у многих самиков этот элемент не получается строго относительно оси фюза по двум причинам - угол атаки и центровка.

collapse
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но есть один момент - когда уходят углы установки крыла , бочка получается всегда спиральная . И причем чем больше скорость витков тем сильнее машет хвостом …

Чур меня, чур! 😉 Бочка ровная. А вот обратная петля с малым радиусом - выворачивает вбок. “Водопад” - нереально вообще. На большом радиусе - все нормально… Прямые петли - тоже все в норме на любом радиусе.
Не знаю, связано-ли, но еще добавлю.
В попытке висеть и на ноже - ощущение нехватки рудера (хотя расход не меньше 45 град, а площадь его огромная)
Перевернутый плоский штопор - легко и непринужденно. Не такой плоский, как может у мэтров 3Д 😃 (моську чуть опускает) но входит в него охотно, быстро, и без проблем… Выходит тоже легко - только брось ручки в ноль…

Причем мои ощущения совпадают с ощущением Лешего, который на нем пробовал полетать… Т.е. это не мои личные глюки 😉

jurist

Предположения.
На обратной петле выворачивает из-за сдвинутого триммера руля направления. А триммер в свою очередь
зависит от выкоса двигателя. На АРФ- ах часто делают так - выкос двигателя вправо, руль направления вклеен влево.
Зачем так делают я пока не знаю. На зальных самолетах двигатель ставлю четко по нулям, иначе начинает куда нибудь тянуть.
Именно на обратной петле это проявляется т.к. руль направления снаружи и он эффективно работает, а на прямой петле он затенён фюзеляжем.
На висении можно попробовать экспоненты убрать. Поприятнее будет.
На ноже нелетит из-за:
винта с малым шагом - не хватает скорости потока или просто скорости,
слабая серво,
сказывается выкос дигателя(правый и левый нож сильно отличаются).
Всё это собственная практика. У меня был Як похожего размера.

collapse
jurist:

Предположения.
====================
Всё это собственная практика. У меня был Як похожего размера.

Угумс… Спасибо, очень разумные мысли. 😃
“Век живи - век учись”, что называется…
Завтра поеду летать, попробую прибрать тример в ноль перед петлей… РН правда, чуть тримером сдвинут 😉
Если что-то получиться-попробую подобрать выкос поменьше …

collapse

В общем, как-то решилось с посадкой. Тупо, но действенно - как я не упирался, но Леший после 10-го неудачного захода на полосу (дал ему сесть попробовать;)) уговорил меня зайдействовать флепроны. Сделал расход градусов 5, и Леший, взлетев, спокойно сел со скоростью пешехода с первого захода… Я попробовал, оказалось что садиться чуть ли не проще чем на пенолете, мне понравилось, и я решил что на этом и остановлюсь. Т.е. реально сваливание отдвигается на такую границу, что можно сажать чуть ли не перашютируя… В общем - аминь 😃
Заодно, пока шли пляски с бубнами вокруг посадки, оттримировали все рули в ноль при отвесном пикировании без мотора. После получения ноля по все рулям настроили выкос (уменьшили). Самолет теперь прет на вертикаль свечкой, не притрагиваясь к рулям. Жалко только, акков не хватило не настройку ЦТ с новыми верными условиями - улетали акки так, что отсечка случилась сразу после посадки, на рулежке… 😃 15 минут на моторе 1,2 квт - вообще недурно последний акк долетали 😃
Завтра если будет погода, займусь ЦТ и проверкой его пилотажных способностей…
ОЧень удивляет чувствительность к рулям. Угол отклонения РВ при 1-м (малом) расходе - около 2-3 град ( я боялся что не взлетит) - хватет чтоб спокойно делать петлю с малым радиусом 😵 Элероны - 20%(малый) 30% (полный). Уже на 20 крутит как кофемолка… В штопоре ощущение что самолет просто порвет центробежной силой… В общем - жесть… На до кк ниь затащить его повыше, и дернуть ручку, сделав расходы 125%… 😁 Интересно, что с ним будет…

ADF

А в ветер посадка с закрылками не будет ли требовать куда больше нервов? 😉