правильная посадка самолета
Я не отношу себя к хорошим пилотам .
Сколько тренировал заход ( по нескольку полетов подряд одни заходы ) и все не могу настроится - скорость посадочная большая и не как не настроюсь.
Флопы - ??? не думал над этим.
Ну… я себя тоже в общем не считаю хорошим пилотом (хотя, а кто себя им считает? единицы 😉), но пилотом, тем не менее, стабильным.
Стабильным для того чтоб нормально взлететь, сесть, не терять голову в сложной ситуации. На облетах коленки не дрожат. Погода - не препятствие. Чужими хлипкими дровами порулить дают.
Ну, типа как автомобилист лет 7-8 за рулем. Не инструктор по экстриму, но из категории чайников вроде уже вышел 😃
И вот эта ситуация с экстрой меня сильно вывела из равновесия. При том что посадки - любимый этап полета. Кто меня по полям знает - видели - 80% моего полета - конвееры до посинения.
А тут такое… Но, есть положительная тенденция 😃 Наметилась сегодня. В поле приехали с Алексем (Leshij). Он был без самолета, и все посадки специально наблюдал со стороны.
Я обычно сажусь как - делаю проход вдоль полосы метрах в 20-30 от нее (навстречу), разворачиваюсь виражем на полосу (как раз попадая в “створ”) начинаю снижаться, одновременно корректируя курс, снизившись начинаю прибирать газ, выхожу на выдерживание в полу-метре от земли, сбрасываю газ до холостых, стараясь удерживать самолет горизонтально, и жду касания. Самолет как правило с выдерживания садиться сам, без дерганья ручками…
Первая посадка - криво. Вертикално грохнулся на полосу, даже одна галоша с колеса слетела. Чуть погнул одну стойку. Причина - встал на дыбы перед касанием, и свалился. Незачет.
Следующая посадка - завел издалека, садился на приличной скорости. В момент когда скорость начала падать, и ждешь касания - самолет начал задирать нос. Я принудительно дал чуть ручку от себя, нос опустился, но самолет при этом сильно просел ниже. Коснулся зачетно, легкая пробежка. Итог - зачет, перегрузка почти нулевая. НО. Дача ручки от себя на выдерживании - вот что меня продолжает смущать. На самом деле, этот этап очень короткий - максиум секунда, и перебрать ручкой от себя так, что можно грохнуть винтом или капотом об полосу - как нефиг делать. А это уже напряг.
Посадка вторая - тоже самое. Касание идеальное, пробежка - все супер. Но опять же, эта дача ручки от себя. Она ненормальная. Чужое какое-то движение. Второй раз сделаное удачно и в меру, но никто не гарантирует третьего раза, или пятого или десятого… Вот тут Леший вспомнил про флапероны. Что при небольшом опускании закрылкоы вниз самолет чуть наклоняет морду вниз (а я вспомнил по хотпоинту, что при поднятии их вверх, самолет как раз встает на дыбы). вот я сейчас и думаю - надо попробовать лугкий выпус флаперонов, на 3-4 градуса буквально. Теоретически, это должно компенсировать поднятие морды вверх… Проверить не получилось, т.к. в момент замены акка ударил ТАКОЙ заряд снега, что видимость упала метров до 30, и пришлось срочно запихивать самолет в машину и сваливать с поля 😉
ЗЫ. Вообще, сегодня летали конечно по большой охоте. Внуково (500 метров до нас) давало 6 м/с, с порывами до 11, реально было 8-10 точно, правда временами стихало 😃) Лучшая погода, для понимания вопросов с посадкой 😃 Но уж больно эта тема покоя не давала, поехал специально из за нее…
2 collapse
Вопрос. Вот ты написал, что сначала вдоль полосы к себе модель, а уже потом на полосу заворачиваешь. Т.е. непосредственно на посадке модель летит от тебя?
Интересно было бы услышать доводы за, просто в своей провинции 😃 с такой посадкой не сталкивался - всех, кого знаю да и сам тоже - модель при посадке летит на себя, при верно расчитанной траектории касание происходит в непосредственной близости от пилота и оч. удобно контролировать ситуацию в момент касания.
Ну летаю я тоже стабильно и давно перестал ронять самики по причине своей ошибки - чаще по рас***у и отказам как последствие аппы. Но моя самолетина заставила меня прикупить этот агрегат , два последних капризных самика , навели на мысль что в какой то момент зароботал неправильную привычку или что то упустил , раз так напряжно с посадкой ( хотя сам удивлен , не замечал проблем , да и в симе сажу легко самоли к ногам ) . Тут как будто сглазили.
Чтож начнется сезон и начну работать , над проблемой либо своих навыков на более дешевой технике . Или надеюсь поможет понять что не так в самике.
Еще приморцы порадовали , к моему дню варенья подарили мне этот самоль www.nitroplanes.com/magpie50.html . Так что в этом году буду решать проблему с навыками посадки, техники сейчас предостаточно будет.
Но боюсь что все вернется на круги своя - с пилотагами все ОК , а экстра так и будет вредным аппаратом.
----------------------------------------
Дача ручки от себя на выдерживании - вот что меня продолжает смущать.
Честно говоря , на посадке для меня это тоже непривычная вещь.
Напомню, что сложность посадки очень сильно зависит от турбулентности над полосой.
Не знаю, как у других - но бывает состояние, когда не обращаешь на турбулентность внимания - а она есть и вносит свой вклад: как то выдерживаешь-выравниваешь модель на высоте полметра, а ее раз - и об асфальт плашмя! 😃
Самое подлое, что сила ветра и турбулентность не всегда связаны положительной зависимостью, по силе ветра адекватно оценить полетные условия удается не всегда…
Зато в штиль, особенно под вечер, модель вовсе сама садиться чуть ли не с брошенными ручками - и при этом настолько ровно, как даже в симуляторе не часто бывает! 😃
Я тут подумал на тему кабрирования при снижении скорости. Формально вроде как только две причины. Либо выкос движка вниз большой, либо центровка задняя (ну, вообще-то, может еще быть на толстых несимметричных профилях, но тут симметричные). У меня на Капе были схожие симптомы, когда центровка была на 15 мм дальше от кромки крыла, чем нужно.
Если верить методичкам, проверить просто:
- на вертикали вверх со среднего/малого газа дать полный газ, если потянет в сторону шасси - большой выкос вниз.
- в перевернутом ручка должна быть чуть от себя, если в нуле или на себя - слишком задняя.
2 collapse
Вопрос. Вот ты написал, что сначала вдоль полосы к себе модель, а уже потом на полосу заворачиваешь. Т.е. непосредственно на посадке модель летит от тебя?
Нет, на посадке модель идет как бы на меня (справа налево, или наоборот). Т.е. я лицом к полосе, а там, в зависимоти от ветра, справа она идет, или слева.
Просто делаю лишний проход вдоль полосы, как бы половина коробочки. Чтоб полосу почувствовать и настроиться.
Касание - по разному - иногда прямо передо мной, иногода на уровне меня, иногда чуть перлетев меня. На экстре вон часто перелет большой получается - касаешься метрах в 15-20 после пролета самого себя…
если верить методичкам, проверить просто:
В общем, надо все еще раз проверить как следует. И выкос, и ЦТ еще раз (точно выствив триммеры в “0”), проверить стаб (насколько ровно вклеен), угол атаки крыла… Не может нормальный самолет так садиться… Самолет с шасси у меня - наверное
20-й уже по счету будет - никогда такой проблемы не было…
Напомню, что сложность посадки очень сильно зависит от турбулентности над полосой.
Я сейчас больше склоняюсь к выводу, что ветер (разумный - до 6-7м/с) - больше психологический напряг вносит, чем реальный.
Потряхивает кончно, но я не припомню, чтоб кто-нибудь при мне из за ветра самолет на посадке разложил, даже самый первый чайник на фанерном тренере… Но что иногда напрягает - это да…
Я сейчас больше склоняюсь к выводу, что ветер (разумный - до 6-7м/с) - больше психологический напряг внос…
Да в том то и дело, что на ветер вообще пофиг (покуда двигателя хватает против него лететь), но вот когда насыпь перед полосой или посадка на край склона горы - где турбулентность особенно злая…
Я в общем тоже особо не напрягался никогда - но вот случай буквально сегодня был:
Метровый мелколет в полкило, ветер в районе 6 метров. Наколбасившись в воздухе, начинаю баловаться посадками. Посадил, покатался во всех направлениях, снова взлетел и т.д. Ветер строго поперек полосы, а на обочине - сугроб в полметра высотой и шириной пару метров. Завожу очередной раз по крутой глиссаде (чтобы выдерживать лишь непосредственно вблизи асфальта, без преждевременной колбасни) с выключенным мотором, выравниваю вдоль полосы (за сугробом теневая зона, удается ровно лететь поперек ветра), когда высота стала 20-30 см расслабился и практически бросил ручки: вертикальная погашена, глиссада пологая, посадка строго по плану. Тут налетает порыв, самолет находится в зоне турбулентности строго за сугробом - правую консоль резко поднимает и аппарат переворачивает к **** об асфальт! 😃 Вырвало из шарниров правый элерон и треснул киль.
Суть: даже в ветер 12 м/с с таким безобразием не сталкивался, модель колбасило, но чтобы преворачивало… Сказалась полная неожиданность - может успел бы скомпенсировать крен, если бы ожидал такой подлянки!
Самолет был починен прямо на поле, даже триммировать не пришлось, когда вылетывал последнюю батарейку.
Зато напрасной самоуверенности при полетах поубавилось! 😃 😉
В общем, надо все еще раз проверить как следует. И выкос, и ЦТ еще раз (точно выствив триммеры в “0”), проверить стаб (насколько ровно вклеен), угол атаки крыла… Не может нормальный самолет так садиться… Самолет с шасси у меня - наверное
Проверяйте все , есть у китайцев слабость криво устанавливать крылья.
Вот что они сволочи натворили на моем маленьком злине
Это я увидел сразу присобрав модель .
И вот так пришлось менять установку крыла чтоб отбить нули
Так как на электричке сложно приспособой GP проверить углы , для проверки своего глазомера сделал так И линейкой относительно реек еще раз проверил - косоглазые одно слово – уроды.
У настоящего самоля есть такое что крыло имеет угол атаки 1,5 градуса , но не 7-мь же как впиндюрили урки.
Так что промерьте еще раз .
Потому как скорость и длинная пробежка на посадке это для Экстр нормально , а вот чтоб мордами к верху …
*******************************************
Но есть один момент - когда уходят углы установки крыла , бочка получается всегда спиральная . И причем чем больше скорость витков тем сильнее машет хвостом …
Вроде простейшая фига , а вот у многих самиков этот элемент не получается строго относительно оси фюза по двум причинам - угол атаки и центровка.
Но есть один момент - когда уходят углы установки крыла , бочка получается всегда спиральная . И причем чем больше скорость витков тем сильнее машет хвостом …
Чур меня, чур! 😉 Бочка ровная. А вот обратная петля с малым радиусом - выворачивает вбок. “Водопад” - нереально вообще. На большом радиусе - все нормально… Прямые петли - тоже все в норме на любом радиусе.
Не знаю, связано-ли, но еще добавлю.
В попытке висеть и на ноже - ощущение нехватки рудера (хотя расход не меньше 45 град, а площадь его огромная)
Перевернутый плоский штопор - легко и непринужденно. Не такой плоский, как может у мэтров 3Д 😃 (моську чуть опускает) но входит в него охотно, быстро, и без проблем… Выходит тоже легко - только брось ручки в ноль…
Причем мои ощущения совпадают с ощущением Лешего, который на нем пробовал полетать… Т.е. это не мои личные глюки 😉
Предположения.
На обратной петле выворачивает из-за сдвинутого триммера руля направления. А триммер в свою очередь
зависит от выкоса двигателя. На АРФ- ах часто делают так - выкос двигателя вправо, руль направления вклеен влево.
Зачем так делают я пока не знаю. На зальных самолетах двигатель ставлю четко по нулям, иначе начинает куда нибудь тянуть.
Именно на обратной петле это проявляется т.к. руль направления снаружи и он эффективно работает, а на прямой петле он затенён фюзеляжем.
На висении можно попробовать экспоненты убрать. Поприятнее будет.
На ноже нелетит из-за:
винта с малым шагом - не хватает скорости потока или просто скорости,
слабая серво,
сказывается выкос дигателя(правый и левый нож сильно отличаются).
Всё это собственная практика. У меня был Як похожего размера.
Предположения.
====================
Всё это собственная практика. У меня был Як похожего размера.
Угумс… Спасибо, очень разумные мысли. 😃
“Век живи - век учись”, что называется…
Завтра поеду летать, попробую прибрать тример в ноль перед петлей… РН правда, чуть тримером сдвинут 😉
Если что-то получиться-попробую подобрать выкос поменьше …
В общем, как-то решилось с посадкой. Тупо, но действенно - как я не упирался, но Леший после 10-го неудачного захода на полосу (дал ему сесть попробовать;)) уговорил меня зайдействовать флепроны. Сделал расход градусов 5, и Леший, взлетев, спокойно сел со скоростью пешехода с первого захода… Я попробовал, оказалось что садиться чуть ли не проще чем на пенолете, мне понравилось, и я решил что на этом и остановлюсь. Т.е. реально сваливание отдвигается на такую границу, что можно сажать чуть ли не перашютируя… В общем - аминь 😃
Заодно, пока шли пляски с бубнами вокруг посадки, оттримировали все рули в ноль при отвесном пикировании без мотора. После получения ноля по все рулям настроили выкос (уменьшили). Самолет теперь прет на вертикаль свечкой, не притрагиваясь к рулям. Жалко только, акков не хватило не настройку ЦТ с новыми верными условиями - улетали акки так, что отсечка случилась сразу после посадки, на рулежке… 😃 15 минут на моторе 1,2 квт - вообще недурно последний акк долетали 😃
Завтра если будет погода, займусь ЦТ и проверкой его пилотажных способностей…
ОЧень удивляет чувствительность к рулям. Угол отклонения РВ при 1-м (малом) расходе - около 2-3 град ( ❗ я боялся что не взлетит) - хватет чтоб спокойно делать петлю с малым радиусом 😵 Элероны - 20%(малый) 30% (полный). Уже на 20 крутит как кофемолка… В штопоре ощущение что самолет просто порвет центробежной силой… В общем - жесть… На до кк ниь затащить его повыше, и дернуть ручку, сделав расходы 125%… 😁 Интересно, что с ним будет…
А в ветер посадка с закрылками не будет ли требовать куда больше нервов? 😉
Интересно - флопы убрали тенденцию задирания носа …
Интересно - флопы убрали тенденцию задирания носа …
Не, на флопах он наоборот чуть вспухает (хотя нос не задирает специально).
Просто при сильном снижении посадочной скорости эти неприятности переносятся в другое русло - можно корректировать глиссаду на последних метрах с изрядным спокойствием и холодной головой…
Вообще, интерестно… Леший, при первых попытках посадки задирание носа не отмечал, а его больше напрягала невозможность спрогнозировать скорость “подлета” , и рост чувствительности руля высоты по мере приблежения к земле (несмотря на суперзажатые расходы). Даже были непроизвольне касания полосы колесами с последующим отрывом и заходом на очереной круг…
Я вот сейчас думаю, а не было ли мое ощущение следствием сильной чувствительности к ручке на высокой посадочной скорости, который Леший тоже отмечал… Вообще, дать полетать кому-то еще - самый интерсный и более объективный вариант…
А в ветер посадка с закрылками не будет ли требовать куда больше нервов? 😉
У нас последний месяц все время ветер, довольно сильный 😃 Без ветра летать - вот что не привычно и подозрительно 😃
Все сегодняшние тесты были тоже с ветерком…
Просто при сильном снижении посадочной скорости эти неприятности переносятся в другое русло
Тогда как в рекламе - я вас понимаю . Вы получили дизкомфорт , только по своему от того что и меня не приводит в чувства восторга но уже по своему образу восприятия.
Мне пока не хочется переделывать управление - одна машинка на элеронах.
Можит удасться найти вариант борьбы другим способом. Но у вас еще и самик типа что 3D - с развитыми упровляющими.
Но как понял , примерно одинаковые эмоции - в небе самик просто идеален и летать удовольствие , а вот портит все именно непонятно откуда взявшаяся проблема посадки.
Самое что меня удивляет в поднятой вами проблеме - связь . Ведь пропорции самолета только относительно одинаковые , если подойти более шепитильно , это просто модели ( разными нагрузками, площадями , площадями упровляющих элементов и пр. ) но что так их объединяет по своим свойствам ???.
Ведь и размах хороший ( это не куцый ейдж) и плечи . Вот интересность.
Причем в небе летал на своей на очень маленькой скорости ( у меня не забудьте просто пилотага) .
Она летит уверенно , не валится , медленно и красиво рисуя фиги .
Чтож я пока не летаю , но ваш опыт надеюсь поможит и мне найти общий язык с мой моделью…
Вообще, много непонятного, и много того что расходится с моими теоретическии представлениями.
У Лешего был Эйдж, 3D-шный очень злой и верткий самолетик. Разахом поменьше (115 вроде - что не добавляет ему плавности по сравнению с экстрой). Я как то раз перехватил управление, взяв у Лешего пульт, когда тот был в воздухе. Покрутившись немного, стал сажать. Налет на тот момент на нем у меня был от силы пару минут. Сел совершенно спокойно, при том что Эйдж заметно короче, ЦТ заднее некуда (Леший все 5D из него выжимал 😁), и тем не менее - вполне комфортный при посадке…
А флепроны… они мне всегда мешали - я ставил экспериметы с хотпоинтом .40, хотел безопасно для стоек шасси плюхаться на ухабистую грунтовую ВПП, который мы год назад пользовались. В итоге - отказался и от флепронов, и от спойлеронов…
Скорость снижается, да, но самолет вел себя как-то слишком автономно 😃 То же самое получалось и с лазилетом - тот хоть садился вообще сам, но я пробовал опускать закрылки, и то же, эффет был только отрицательный… поэтому я сначала очень скептически отнесся к Лехиной идее попользовать флапсы… Но оказалось что именно на этом самолете - это работает полезно…
У нас последний месяц все время ветер, довольно сильный 😃 Без ветра летать - вот что не привычно и подозрительно 😃
+1 !
но по личному опыту* (в ветер) порой не то, что без закрылков - даже без выдерживания комфортнее садиться: разгоняя модель по более крутой, чем планирует сама, глиссаде и выравнивая в последний момент - и турбулентность меньше влияет, и нервы не надо перенапрягать, мучительно ожидая, когда-же пепелац наконец снизится к асфальту 😃
* на правах мнения дилетанта-любителя, которому безразличны соревнования и наплевать на выверенный до миллиметров пилотаж 😛
* на правах мнения дилетанта-любителя, которому безразличны соревнования и наплевать на выверенный до миллиметров пилотаж 😛
+1 😁
Единственно, щас появляется стойкое желание начать “выверять” пилотаж. Отсюда стремление получить идеально точный самолет, которому не нужны всякие закрылки, и прочее, чужеродное веяние… 😃 Чтоб во всем винить только собственные кривые руки.
Как Евгений правильно заметил - в небе все идеально, а вот портит все посадка. Ну, пусть будет с закрылками садиться…
А ветер… ну мы стараея летать до 6-7м/с. Если сильнее - уже комфорта нет, да и о пилотаже говорить не приходиться - когда самолет сдувает с фигуры - какой смысл в небо подниматься… А до 6м/с - этот чемодан изрядно весит (2,5кг) , такой ветер в принципе не помеха…
Насчет ровного самолета категорически согласен!
Но столкнулся банально с тем, что нехватает собственного опыта при постройке (готовые модели не покупаю принципиально). Вроде все знаешь - какие размеры поверхностей, какие расходы, какой профиль, и летают, в целом, нормально… Но, как говориться, дьявол кроется в мелочах!
Когда доходит дело до точных настроек модели, чтобы заставить ее лететь идеально ровно во всех направлениях - возникает стойкое желание следующую модель оснастить раздельными регулировками каждого элемента планера в отдельности, пожертвовав минимальным весом ради возможности настроить все идеально в нули… Ибо сделать планер сразу идеально ровным не выходит - обязательно где-нибудь, да вылезет небольшой перекос! 😃
Это, правда, уже оффтоп, зато о наболевшем! 😉
Евгений, только сейчас обратил внимание на одну деталь на фотографиях. У Вас нет ощущения (или это фото такое), что вал мотора смотрит чуть вверх от оси саолета? Какой-то “верхний” выкос получается…