правильная посадка самолета

giantflier_2

привет фолкс,
понаблюдав как за начинающими пилотами на поле нашего клуба, так и за многими “опытными” асами, я нашел, что многие даже не имеют понятия что такое посадка. народ часто гробит самолеты по той простой причине, что не знают, что такое посадка, и с чем ее едят.
большинство пилотов садят самолет интуитивно, просто буквально “постепенно приближаясь” к земле, полагаясь на везение.

между тем, еще лет двадцать назад один умный человек объяснил мне как осуществляется приземление самолета. с тех пор, поняяв как это делается, я ни разу не имел проблем с посадкой самолета и, если я и разбивал модель, то только по каким-то другим причинам.

думаю что всем будет интересно узнать, что посадка любого самолета состоит из пяти, четко разделяемых стадий.
вот они:

  1. заход на посадку
  2. снижение
  3. выравнивание
  4. выдерживание
  5. посадка

если кого-то интересует что из себя представляет каждая стадия посадки, могу расписать подробнее.

Uri_Kim

Было бы интересно и познавательно.

mokys2
Uri_Kim:

Было бы интересно и познавательно.

Я бы тоже послушал особенно последние три пункта. Так как это самая сложная для меня фигура пилотажа 😵

Val

привет фолкс,

Привет forehead… 😁

если кого-то интересует что из себя представляет каждая стадия посадки, могу расписать подробнее.

А слабо сразу руководство …

giantflier_2

[quote=Val,Jun 23 2005, 00:53]
Привет forehead… 😁

я не совсем понял, при чем тут forehead, наверное, я не очень силен в языках. ну да ладно, расскажу пр посадку.

  1. заход на посадку.
    в просторечье называется “заход по коробочке” или просто “коробочка”. начинается с того, что вы проходите над посадочной полосой против ветра. выйдя за пределы полосы, делаете поворот от себя на 90 градусов, летите пару секунд горизонтально и ровно, затем еще один поворот на 90 радусов. таким образом самолет начинает лететь в обратном направлении - по ветру.
    чтобы выполнять этот маневр красиво, держите постоянную высоту, повороты выполняйте с постоянным креном и с постоянным радиусом.
    выровняйте самолет против ветра, когда самолет оказывается за пределами взлетной полосы, делаете следующий поворот на 90 градусов по направлению к себе.
    наконец, последние 90 градусов, выравнивайте самолет против ветра и начинайте постепенное (градусов 3-5) снижение.
    в этот момент модель должна быть точно на оси посадочной полосы, на расстоянии примерно 50-100 метров от ее начала. расстояние зависит от размера самолета, веса и т.д. определяется опытным путем.
    заход на посадку заврешен.

  2. снижение
    сбросьте газ до “чуть больше холостого хода” и продолжайте снижение. на этой стадии посадки важно держать крыло строго горизонтально а угол тангажа постоянным. другими словами самолет должен пикировать с постоянным небольшим отрицательным углом тангажа.
    если ветра нет или он очень слабый как правило газ должен быть в районе холостого хода. если есть ветер, холостого хода может не хватить. вам нужна тяга для того, чтобы не остановить самолет против ветра и не свалить его в штопор.
    если ветер дует не прямо вдоль полосы а с небольшим углом, продолжайте держать самолет вдоль оси полосы, подправляя модель рулем поворота. самолет будет лететь со скольжением, т.е. ось фюзеляжа будет расположена спод углом по отношению к оси посадочной полосы.
    это широко распространенная ошибка - взлетать и садиться не вдоль полосы, а вдоль втера. впрочем поговорим об этом позднее. это уже нюансы.
    мы рассматриваем идеальный случай, когда ветер дует точно вдоль полосы.
    продолжайте пикировать до высоты примерно 1 метр. самолет должен достигнуть этой высоты примерно там где начинается полоса. в этот момент, прекратите пикирование, подав ручку высоты легким движением на себя. газ сбросьте до холостого. стадия снижения закончена.

  3. выравнивание
    выровняйте самолет по тангажу, добившись ровного горизонтального полета.
    важно не перебрать ручку на себя. при слишком большом рывке рулем высоты, самолет может резко задраться, потерять скорость, как результат потерять управляемость и свалиться. это и называется срывная скорость.
    помните, для того чтобы аэродинамические рули продолжали действовать - нужна скорость руля относительно воздуха. чем меньше нагрузка на крыло, тем ниже срывная скорость, как правило.
    при достаточно сильном ветре самолет может быть неподвижен относительно земли, но по прежнему управляться.
    очень-очень плавным и нежным движением ручки добейтесь того, чтобы самолет принял горизонтальное положение, но не задирал нос.
    начадась стадия выдерживания.

  4. выдерживание
    ваша задача - выдержать самолет в горизонтальном положении некоторое время, не давая ему пикировать и не давая задирать нос.
    поскольку тяга винта почти равна нулю, самолет движется по инерции, модель за счет собственного сопротивления автоматически начнет терять скорость и снижаться. перед самым касанием земли, немного подеберите ручку на себя, следя за тем, чтобы самолет сел на “три точки”, если это заднеколесная схема шасси. если у вас передняя стойка, самолет должен коснуться земли сначала задними колесами, и только потом плавно опустить нос.
    если посадочная скорость будет слишком велика, ожидайте “козления” - самолет отскочит от земли и затем снова приземлится и т.д. тут все определяет только опыт. если модель летит горизонтально и не снижается, значит либо тяга винта все еще велика, либо ветер слишком силен. надо слегка подзадрать нос или сбросить до упора газ. если вы чувствуете, что полосы вам не хватает, чтобы закончить маневр, лучше плавно добавьте газ и зайдите на посадку снова. лучше зайти на посадку десять раз, чем один раз грохнуть модель.
    как правило эта стадия, самая важная, отсутствует при посадке у большинства чайников. и наоброт, обратите внимание, как садятся чемпионы. весь посадочный маневр четко разделен на эти пять стадий.

  5. посадка
    как только самолет коснется земли, считайте все самое страшное позади.
    если конечно на полосе не окажется ям или коровьих какашек.

вот такие дела

MinHerz

Огромное спасибо за такие можно сказать бесценные советы вывалого.Есть однако один момент, который хотелось бы прояснить.Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу “совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем”!Почему это конечно всем понятно, но поясните это пожалуйста в вашем руководстве.В какой момент это делаем, на земле?Куча народа вообще выключает двигатель до вашего пункта 1, кто-то во 2 и т.д.Дело согласитесь не маловажное уметь сесть с не работающим двигателем, как и умение посадить с полность рабочим а заглушить когда модель уже на земле.

tlvct

видили бы вы посадки наших бойцов и тем более посадку в отведенную зону! 😂 это как серпом по я… забылиб ы сразу про все заходы, выравнивания, удержания и прочее

NailMan

Тема актуальная, большой спасибо за разъяснения.

Однако к предложению MinHerz-а, еще попрошу если конечно не секрет разъяснить посадку самолета в траву, причем я как понимаю высокая трава и лужайка существенно влияют на сей торжественный момент окончания полета.

Если у самолета снято шасси, то вроде все понятно, на стадии 3-4 выключаем двигатель чтобы не косил лужайку, и плюхаемся на брюхо.

А вот если кривая судьбы при посадке занесла самолет с шасси(для нормальной ВПП) в траву - как действовать?

tlvct
NailMan:
  • как действовать?

подвесить и мягко плюхнуть на брюхо

vovic
MinHerz:

Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу “совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем”!

Это верно только в двух случаях - при посадке самолета без шасси (на брюхо) и при посадке самолета в высокую траву.

Наш же заокеанский коллега описал классическую схему посадки моторного самолета на подготовленное поле. Там есть еще п.6 - рулежка самолета по полю к ногам пилота или к месту стоянки самолета. Настоящему пилоту негоже таскать самолет по полю руками. 😃

NailMan

vovic
А если трава коротенькая? Свежесбритая газонокосилкой. Или типа того?

Glinco

Если с шасси - скапотирует гарантировано.
Я М24 вывесил и он коснулся сначала хвостом, потом шасси. Но все равно скапотировал. Трава была в виде палок - веток, как после бритья 😃, длиной 20 см. Довольно жесткая.
Дима.

vovic

Вчера подготовили поле - газонокосилкой бензиновой выкосили на лугу полосу 10 на 50 метров. Облетали Экстру трех-метровую с мотором DA-100. Самолет изумителен. Посадка - отличная.
Просто, оценивая подготовку ВПП, нужно сравнивать оставшуюся высоту стерни и диаметр колеса шасси. Если они примерно равны, а стерня мягкая - прекрасно взлетают и садятся моторные модели.
Если стерня после укоса жесткая, как после зрелой пшеницы - конечно скапотирует. Надо ж думать, где косить. 😃

DAZZLER

у тя приводнение на “5+” не дрейфь 😃

mokys2:

Я бы тоже послушал особенно последние три пункта. Так как это самая сложная для меня фигура пилотажа 😵

giantflier_2

Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу “совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем”!

никогда не видел таких странных наставлений.
я конечно же описал классический маневр. жизнь всегда вносит свои коррективы. когда я сто лет назад гонялся в классе F3D, приходилось ВСЕГДА сажать самолет с заглушенным двигателем, просто потому, что конструкция двигателя не предусматривала радиоуправляемого карбюратора. мы просто глушили двигатель и планировали на посадку, имея один единственный шанс совершить посадку.
если же у вас не гоночная модель, то глушить двигатель я, считаю, неразумно. представьте пассажирский лайнер заходит на посадку, пилот глушит двигателя и объявляет, что он постарается использовать единственный шанс посадить самолет.
пассажиры в полной тишине делают в штаны и молятся за спасение души. глупо.

как я уже сказал, если вы чувствуете, что пролетаете ВПП, лучше дать газу и зайти на посадку снова. если нужно - еще раз и еще, и еще, пока не приземлите модель правильно и благополучно.

я вообще в начале сезона первые несколько полетов только и делаю, что захожу на посадку и снова взлетаю, чтобы восстановить все навыки. мне вообще нарвится выполнять этот маневр - посадку.

глушу я двигатель только после того, как окончательно уверен, что модель на земле. обычно я подгоняю самолет обратно как только можно ближе к себе и потом только глушу мотор.

что касается травы, то у нас в клубе лужайка косится регулярно и взлетать и садиться на нее одно удовольствиие.
если ваш самолет капотирует при посадке, значит скорее всего вы посадили его не правильно или стойка шасси слишком близка к ЦТ. просто отклоните ее немного вперед и самолет почувствует себя гораздо лучуше. естественно маленькая модель с маленьким диаметром колес на высокой стерне будет чувствовать себя неуютно. тут уж ничего не поделаешь.

если трава высокая, то скорее всего вы запускаете самолет с рук и это небольшая модель. как правильно сказал кто-то, на стадии выдерживания пострайтесь подвесить самолет в момент касания, добившись того, чтобы скорость стала почти равна нулю и модель мягко плюхнется в траву.
в этом случае конечно, вам придется глушить двигатель еще на стадии захода на посадку и у вас будет только один шанс.

забыл упомянуть еще одну вещь.
в момент совершения посадки, особенно на стадии выдерживания, пострайтесь не дергать ручки, а двигать их очень плавно. резкие движения рулями на маленьких скоростях всегда приводят к срыву.
впрочем нежное обращение с ручками управления должно быть правилом во время любой стадии полета. это тоже самое что водить автомобиль. неопытного водителя всегда видно на дороге за версту. машина дергается, совершает нелепые резкие маневры. сразу видно, что не водитель управляет машиной, а машина управляет водителем.

самая распространенная ошибка новичков в управлении моделью - несвоевременная корректировка отклонений модели от нужного положения. понаблюдайте внимательно как летит модель управляемая чаником.
самолет отклоняется от горизонтали градусов на 15 и только после того, как становится уже очевидно даже слепому, что крыло не горизонтально, пилот делает резкое движение, возвращающее крыло в нейтраль. потом он снова ждет очевидного и большого отклонения и только после это предпринимает парирующее движение и снова засыпает.
другими словами самолет движется непрерывно и непредсказуемо, ручки же на передатчике просыпаются лишь время от времени. все должно быть наоборот.
нужно стараться парировать МАЛЕЙШЕЕ отклонение самолета от заданной траектории. для этого ручки на передатчике должны двигаться практически непрервывно вокруг нейтрали. старайтесь не ждать отклонения модели, а как бы предсказывать его и парировать его еще до того, как отклонение станет явным и значительным.

dimster

Понакупали тут самолетов с шасси, научились летать… А теперь мы плавно подходим к организации штатных ВПП для моделистов! Всего-то надо, пройтись трактором для выравнивания полосы… далее косилкой, можно механической.

giantflier_2

технология посадки самолета не зависит от качества полосы или типа поктрытия. если соблюдать эту технологию посадка будет максимально безопасной в любых условиях.