правильная посадка самолета
[quote=Val,Jun 23 2005, 00:53]
Привет forehead… 😁
я не совсем понял, при чем тут forehead, наверное, я не очень силен в языках. ну да ладно, расскажу пр посадку.
-
заход на посадку.
в просторечье называется “заход по коробочке” или просто “коробочка”. начинается с того, что вы проходите над посадочной полосой против ветра. выйдя за пределы полосы, делаете поворот от себя на 90 градусов, летите пару секунд горизонтально и ровно, затем еще один поворот на 90 радусов. таким образом самолет начинает лететь в обратном направлении - по ветру.
чтобы выполнять этот маневр красиво, держите постоянную высоту, повороты выполняйте с постоянным креном и с постоянным радиусом.
выровняйте самолет против ветра, когда самолет оказывается за пределами взлетной полосы, делаете следующий поворот на 90 градусов по направлению к себе.
наконец, последние 90 градусов, выравнивайте самолет против ветра и начинайте постепенное (градусов 3-5) снижение.
в этот момент модель должна быть точно на оси посадочной полосы, на расстоянии примерно 50-100 метров от ее начала. расстояние зависит от размера самолета, веса и т.д. определяется опытным путем.
заход на посадку заврешен. -
снижение
сбросьте газ до “чуть больше холостого хода” и продолжайте снижение. на этой стадии посадки важно держать крыло строго горизонтально а угол тангажа постоянным. другими словами самолет должен пикировать с постоянным небольшим отрицательным углом тангажа.
если ветра нет или он очень слабый как правило газ должен быть в районе холостого хода. если есть ветер, холостого хода может не хватить. вам нужна тяга для того, чтобы не остановить самолет против ветра и не свалить его в штопор.
если ветер дует не прямо вдоль полосы а с небольшим углом, продолжайте держать самолет вдоль оси полосы, подправляя модель рулем поворота. самолет будет лететь со скольжением, т.е. ось фюзеляжа будет расположена спод углом по отношению к оси посадочной полосы.
это широко распространенная ошибка - взлетать и садиться не вдоль полосы, а вдоль втера. впрочем поговорим об этом позднее. это уже нюансы.
мы рассматриваем идеальный случай, когда ветер дует точно вдоль полосы.
продолжайте пикировать до высоты примерно 1 метр. самолет должен достигнуть этой высоты примерно там где начинается полоса. в этот момент, прекратите пикирование, подав ручку высоты легким движением на себя. газ сбросьте до холостого. стадия снижения закончена. -
выравнивание
выровняйте самолет по тангажу, добившись ровного горизонтального полета.
важно не перебрать ручку на себя. при слишком большом рывке рулем высоты, самолет может резко задраться, потерять скорость, как результат потерять управляемость и свалиться. это и называется срывная скорость.
помните, для того чтобы аэродинамические рули продолжали действовать - нужна скорость руля относительно воздуха. чем меньше нагрузка на крыло, тем ниже срывная скорость, как правило.
при достаточно сильном ветре самолет может быть неподвижен относительно земли, но по прежнему управляться.
очень-очень плавным и нежным движением ручки добейтесь того, чтобы самолет принял горизонтальное положение, но не задирал нос.
начадась стадия выдерживания. -
выдерживание
ваша задача - выдержать самолет в горизонтальном положении некоторое время, не давая ему пикировать и не давая задирать нос.
поскольку тяга винта почти равна нулю, самолет движется по инерции, модель за счет собственного сопротивления автоматически начнет терять скорость и снижаться. перед самым касанием земли, немного подеберите ручку на себя, следя за тем, чтобы самолет сел на “три точки”, если это заднеколесная схема шасси. если у вас передняя стойка, самолет должен коснуться земли сначала задними колесами, и только потом плавно опустить нос.
если посадочная скорость будет слишком велика, ожидайте “козления” - самолет отскочит от земли и затем снова приземлится и т.д. тут все определяет только опыт. если модель летит горизонтально и не снижается, значит либо тяга винта все еще велика, либо ветер слишком силен. надо слегка подзадрать нос или сбросить до упора газ. если вы чувствуете, что полосы вам не хватает, чтобы закончить маневр, лучше плавно добавьте газ и зайдите на посадку снова. лучше зайти на посадку десять раз, чем один раз грохнуть модель.
как правило эта стадия, самая важная, отсутствует при посадке у большинства чайников. и наоброт, обратите внимание, как садятся чемпионы. весь посадочный маневр четко разделен на эти пять стадий. -
посадка
как только самолет коснется земли, считайте все самое страшное позади.
если конечно на полосе не окажется ям или коровьих какашек.
вот такие дела
Огромное спасибо за такие можно сказать бесценные советы вывалого.Есть однако один момент, который хотелось бы прояснить.Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу “совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем”!Почему это конечно всем понятно, но поясните это пожалуйста в вашем руководстве.В какой момент это делаем, на земле?Куча народа вообще выключает двигатель до вашего пункта 1, кто-то во 2 и т.д.Дело согласитесь не маловажное уметь сесть с не работающим двигателем, как и умение посадить с полность рабочим а заглушить когда модель уже на земле.
видили бы вы посадки наших бойцов и тем более посадку в отведенную зону! 😂 это как серпом по я… забылиб ы сразу про все заходы, выравнивания, удержания и прочее
Тема актуальная, большой спасибо за разъяснения.
Однако к предложению MinHerz-а, еще попрошу если конечно не секрет разъяснить посадку самолета в траву, причем я как понимаю высокая трава и лужайка существенно влияют на сей торжественный момент окончания полета.
Если у самолета снято шасси, то вроде все понятно, на стадии 3-4 выключаем двигатель чтобы не косил лужайку, и плюхаемся на брюхо.
А вот если кривая судьбы при посадке занесла самолет с шасси(для нормальной ВПП) в траву - как действовать?
- как действовать?
подвесить и мягко плюхнуть на брюхо
Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу “совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем”!
Это верно только в двух случаях - при посадке самолета без шасси (на брюхо) и при посадке самолета в высокую траву.
Наш же заокеанский коллега описал классическую схему посадки моторного самолета на подготовленное поле. Там есть еще п.6 - рулежка самолета по полю к ногам пилота или к месту стоянки самолета. Настоящему пилоту негоже таскать самолет по полю руками. 😃
vovic
А если трава коротенькая? Свежесбритая газонокосилкой. Или типа того?
Если с шасси - скапотирует гарантировано.
Я М24 вывесил и он коснулся сначала хвостом, потом шасси. Но все равно скапотировал. Трава была в виде палок - веток, как после бритья 😃, длиной 20 см. Довольно жесткая.
Дима.
Вчера подготовили поле - газонокосилкой бензиновой выкосили на лугу полосу 10 на 50 метров. Облетали Экстру трех-метровую с мотором DA-100. Самолет изумителен. Посадка - отличная.
Просто, оценивая подготовку ВПП, нужно сравнивать оставшуюся высоту стерни и диаметр колеса шасси. Если они примерно равны, а стерня мягкая - прекрасно взлетают и садятся моторные модели.
Если стерня после укоса жесткая, как после зрелой пшеницы - конечно скапотирует. Надо ж думать, где косить. 😃
у тя приводнение на “5+” не дрейфь 😃
Я бы тоже послушал особенно последние три пункта. Так как это самая сложная для меня фигура пилотажа 😵
Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу “совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем”!
никогда не видел таких странных наставлений.
я конечно же описал классический маневр. жизнь всегда вносит свои коррективы. когда я сто лет назад гонялся в классе F3D, приходилось ВСЕГДА сажать самолет с заглушенным двигателем, просто потому, что конструкция двигателя не предусматривала радиоуправляемого карбюратора. мы просто глушили двигатель и планировали на посадку, имея один единственный шанс совершить посадку.
если же у вас не гоночная модель, то глушить двигатель я, считаю, неразумно. представьте пассажирский лайнер заходит на посадку, пилот глушит двигателя и объявляет, что он постарается использовать единственный шанс посадить самолет.
пассажиры в полной тишине делают в штаны и молятся за спасение души. глупо.
как я уже сказал, если вы чувствуете, что пролетаете ВПП, лучше дать газу и зайти на посадку снова. если нужно - еще раз и еще, и еще, пока не приземлите модель правильно и благополучно.
я вообще в начале сезона первые несколько полетов только и делаю, что захожу на посадку и снова взлетаю, чтобы восстановить все навыки. мне вообще нарвится выполнять этот маневр - посадку.
глушу я двигатель только после того, как окончательно уверен, что модель на земле. обычно я подгоняю самолет обратно как только можно ближе к себе и потом только глушу мотор.
что касается травы, то у нас в клубе лужайка косится регулярно и взлетать и садиться на нее одно удовольствиие.
если ваш самолет капотирует при посадке, значит скорее всего вы посадили его не правильно или стойка шасси слишком близка к ЦТ. просто отклоните ее немного вперед и самолет почувствует себя гораздо лучуше. естественно маленькая модель с маленьким диаметром колес на высокой стерне будет чувствовать себя неуютно. тут уж ничего не поделаешь.
если трава высокая, то скорее всего вы запускаете самолет с рук и это небольшая модель. как правильно сказал кто-то, на стадии выдерживания пострайтесь подвесить самолет в момент касания, добившись того, чтобы скорость стала почти равна нулю и модель мягко плюхнется в траву.
в этом случае конечно, вам придется глушить двигатель еще на стадии захода на посадку и у вас будет только один шанс.
забыл упомянуть еще одну вещь.
в момент совершения посадки, особенно на стадии выдерживания, пострайтесь не дергать ручки, а двигать их очень плавно. резкие движения рулями на маленьких скоростях всегда приводят к срыву.
впрочем нежное обращение с ручками управления должно быть правилом во время любой стадии полета. это тоже самое что водить автомобиль. неопытного водителя всегда видно на дороге за версту. машина дергается, совершает нелепые резкие маневры. сразу видно, что не водитель управляет машиной, а машина управляет водителем.
самая распространенная ошибка новичков в управлении моделью - несвоевременная корректировка отклонений модели от нужного положения. понаблюдайте внимательно как летит модель управляемая чаником.
самолет отклоняется от горизонтали градусов на 15 и только после того, как становится уже очевидно даже слепому, что крыло не горизонтально, пилот делает резкое движение, возвращающее крыло в нейтраль. потом он снова ждет очевидного и большого отклонения и только после это предпринимает парирующее движение и снова засыпает.
другими словами самолет движется непрерывно и непредсказуемо, ручки же на передатчике просыпаются лишь время от времени. все должно быть наоборот.
нужно стараться парировать МАЛЕЙШЕЕ отклонение самолета от заданной траектории. для этого ручки на передатчике должны двигаться практически непрервывно вокруг нейтрали. старайтесь не ждать отклонения модели, а как бы предсказывать его и парировать его еще до того, как отклонение станет явным и значительным.
Понакупали тут самолетов с шасси, научились летать… А теперь мы плавно подходим к организации штатных ВПП для моделистов! Всего-то надо, пройтись трактором для выравнивания полосы… далее косилкой, можно механической.
технология посадки самолета не зависит от качества полосы или типа поктрытия. если соблюдать эту технологию посадка будет максимально безопасной в любых условиях.
что касается травы, то у нас в клубе лужайка косится регулярно и взлетать и садиться на нее одно удовольствиие.
Вот в этом и главная разница заокеанских нравов и наших.
Нашим просто лень скосить траву. И выравнивать ничего не надо - всегда можно найти площадку уже ровную. Нужно просто купить бензокосу (а у меня и ручная есть для особо высокой травы) и денек поработать.
Что мы на этой неделе и сделали. 😎
Я немного не согласен с giantflier_2.
- О посадке с выключенным мотором.
Посадка с выключенным мотором хорошо планирующей модели типа тренера проще, чем с включенным, потому что в таком случае не слишком опытный пилот точно не сделает грубых ошибок, а если и сделает, то последствия будут не такими тяжелыми, как с включенным.
( От одного человека, чей отец в войну был летчиком, я слышал,
что отец ему рассказывал ему о том, что они перед посадкой моторы выключали, так проще было. )
- О выполнении инструкций.
Инструкция - это хорошо, но выполнить ее не всем и не всегда просто.
Она, к сожалению, никогда не заменит опыта.
Вот цитата из книги А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» из главы «Еще о расследовании летных происшествий»:
" Одни склонны видеть причину происшествия в недостатках конструкции, другие в несоблюдении экипажем инструкции. Бывает, что инструкцию соблюсти трудно. Чем сложнее самолет в пилотировании, сложнее инструкция, тем труднее ее соблюсти. Помнится такой случай.
Один член комиссии говорит оппоненту, пожилому тучному человеку:
- Вот вас пошлют ходить по канату под куполом цирка и дадут инструкцию: «Обеспечивайте прохождение линии действия силы тяжести Вашего тела через ось каната. Это полное обеспечение безопасности канатоходца»."
А вот еще цитата оттуда же (правда, не по теме):
" Один инженер говорит другому:
- Вот у нас был случай. В ангаре при работе в кабине сработало катапультное кресло. Сидевший в нем техник разбил голову при ударе о потолок.
Другой отвечает: - И у нас был случай. Но нашему повезло. В момент выхода кресла из кабины оно зацепилось за стоящую стремянку, перевернулось и сидящий в нем техник ударился о потолок задницей.
- Ну а потом что?
- А потом он разбился об пол."
Вот цитата из книги А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания»
О! У меня эта книга есть с дарственной надписью от Сан Саныча! Очень интересный человек, летчик-испытатель, штопорист. Сейчас на МиГе главный по штопору. А книжка - супер!
Книжку А.А.Щербакова «Летчики, самолеты, испытания» можно почитать тут.
[quote=Вячеслав Старухин,Jun 24 2005, 12:58]
Я немного не согласен с giantflier_2.
Посадка с выключенным мотором хорошо планирующей модели типа тренера проще, чем с включенным, потому что в таком случае не слишком опытный пилот точно не сделает грубых ошибок, а если и сделает, то последствия будут не такими тяжелыми, как с включенным.
фолкс
я не пишу инструкций.
я лишь пытаюсь помочь начинающим научиться летать на моих собственных ошибках.
если кто-то хочет садиться по собственной технологии - никаких проблем. хождение по граблям, кстати, широко распространенный вид спорта.
лично я считаю, что в некоторых случаях сначала надо научиться делать то, что уже отработано поколениями, а потом, основываясь на этом опыте, изобретать свой велосипед.
иногда, между прочим, и мне приходится садиться с выключенным мотором, но я не держу это за правило.
Ну, может новичкам так лучше, потому как хоть мотор и винт будут более целы, да и отвлекаться на тягу не будут.
Я, правда, электричник, но пока сажал с выключенным мотором. Правда… у нас его запустить можно. 😃
Дима.
Ну, может новичкам так лучше, потому как хоть мотор и винт будут более целы, да и отвлекаться на тягу не будут.
Я, правда, электричник, но пока сажал с выключенным мотором. Правда… у нас его запустить можно. 😃
Дима.
в этом плане электрикам проще, не поспоришь.
но иногда лучше пожертвовать пропеллером, чем всей моделью.
вообще чем чаще садишь самолет, тем лучше. навык вырабатывается и закрепляется.
я вообще рекомендовал бы начинающему В ПЕРВОМ ПОЛЕТЕ делать следующее.
после того как модель в воздухе и она оттримирована, то есть способна лететь некоторое время прямо без постороннего вмешательства без крена, пикирования и набора высоты, нужно собрать волю в кулак и перестать летать по всему небу.
забудьте про высший пилотаж и начните с того, что заставьте модель делать то, что нужно вам, а не то, что хочется ей и ветру.
для начала принудите самолет лететь прямо, строго горизонтально, без крена в течение 5-8 секунд или на протяжение 200-300 метров. затем сделайте разворот и снова летите прямо в обратном направлении.
так несколько раз в течение 3-5 минут, не больше. после того, как вы почувствуете свою модель, начинайте тренировать заход на посадку.
ваш первый полет вы затеяли для того, чтобы вернуться обратно на землю целым и невредимым.
заходите над полосой на пол-газа. каждый раз постепенно снижайте модель и обороты двигателя. после того, как вы снизили обороты до почти холостого хода, можно сказать, что вы готовы к посадке. однако, попробуйте повторить заход еще несколько раз до тех пор, пока вам не станет абсолютно ясно, как будет вести себя модель при низких оборотах винта.
после этого начинайте процедуру посадки и все время держите в голове все те пять стадий, что я описал.
стадия выдерживания - самая важная.
если не дергать самолет, а лишь поддерживать его в горизонтальном положении, он сядет сам, без постороннего вмешательства. он просто потеряет скорость и плавненько приземлится. если вам кажется, что вертикальная скорость слишком велика, аккуратно и нежненько подтяните ручку на себя, тангаж увеличится, подъемная сила слегка возрастет и скорость снижения замедлится. в этом смысле очень помогает функция эккспоненты.
поверьте мне, вы будете несказанно горды собой, когда научитесь делать правильное и красивое приземление.
Инструкция - это хорошо, но выполнить ее не всем и не всегда просто.
Она, к сожалению, никогда не заменит опыта.
Вот самое правильное, т.е. опыт не заменит ничто, пока не попробуешь… хоть семь пядей во лбу…
У меня на посадке абсолютно спокойные нервы, у сына начинает кидать самолет … как не знаю что…
Т.е. можно руководствоваться ОБЩИМИ указаниями, но садится то будете ВЫ, а не правила…
я не совсем понял, при чем тут forehead, наверное, я не очень силен в языках.
Во блин… жаргонизмы - то знаете…
привет фолкс,