Опять о Бипланах или помогите разобраться

dr_Wagen

Любимое направление самолеты Первой мировой.
Собираю и летаю легкие (до 100 гр.) бальзовые электрички размахом 400-600 мм.
(Sopwith Pup, Albatros DIII, Fokker DVIII, Fokker DVII)
Облетав вчера фоккер Д7 (600 мм) не выдержал и решил написать.

Все мои бипланчики страдают одной проблемой. На определенных режимах полета (в основном скорость/газ) самопроизвольно делают резкие петли.

  1. Чем меньше моделька тем кувырки более резкие.
  2. Петли (в зависимости от углов установки крыльев) могут быть как вверх так и вниз.
  3. Взаимное расположение крыльев и углы могут изменять условия для получения этого эффекта но он есть всегда.

Например облетывая фоккер: при первом - старт с руки и резкое кабрировани; при втором (установил угол атаки обоих крыльев в 0) - старт нормальный, набрал высоту захожу в легкое пике, как только скорость доходит до определеннного уровня - опять резкий кульбит вверх.

Что особенно бесит, так это то, что близкий по размерам и весу ЕРР-шный Игл,
летает “как по рельсам” и совершенно не подвержен таким болезням.

Вообщем - прошу помощи клуба 😃

PS Если я не в тот раздел написал - перекиньте плиз.

Concord

Скорее всего крылышки гнуться. Расчальте бипланную коробку тоненким угольком, особенно на кручение.

dr_Wagen

спс, за быстрый ответ, но как ни странно крылышки гнутся у ЕРР-шного игла 😃 у моих бальзовых с этим все впорядке. И кстати Альбатрос был с расчалками.

dr_Wagen

Я просто хочу понять что-же может вызвать настолько резкую реакцию (как дал на полную РВ), физику. И ничего в голову не приходит 😦

По компоновке планера - классика бипланная, ток ГО стоит горизонтально.

6wings

болтается что-нибудь ))
Проверьте как следует - с усилием.
Или флаттер. Реальная штука, кстати.

Да, и еще: проверьте на земле - не уходят ли сервы на полном газу? (при больших токах)
А то, чудеса разные бывают…

dr_Wagen

Андрей, спасибо. Но еще раз скажу - на всех моих бипланах такое. Ну не болтается же на всех ?
Технологии навески рулей разные, машинки и привода то-же, эксперементирую пока. 😃
А вот монопланчег Фоккера, DVIII совсем не подвержен этому.

А флаттер… ну не знаю, это все слоуфлаеры…

6wings:

Да, и еще: проверьте на земле

Проверю, спс

6wings

Владимир, я тоже очень люблю байпы, но пилотажные. Их у меня было порядочно - и маленькие (60 см), и побольше (1.20). И пена, и бальза. Никто из них в таких склонностях замечен не был. Поэтому тут что-то необычное. Проверяйте, в т.ч., связку регулятор-приемник-сервы под нагрузкой. И обязательно надёжность крепежа батареи (ЦТ). Кроме того, если Вы как либо экспериментируете с моторамами, проверяйте стабильность выкоса. В начале своей модельной деятельности я, например, любил по-всякому подпружинивать и амортизировать двигатель. Но это чревато. Пришлось отказаться. Уже давно 100% жесткий крепеж.

dr_Wagen

Угу, проверю, но насчет глюков электроники - врядли, я достаточно часто держа самолет в руках проверяю на полном газу куда его потянет, вроде не было. Да и движки креплю мертво. Бальзу всегда просто подпилить или подклеить что б выкос подрегулировать.

Я вот сейчас делаю тестовую модель где хочу проверить гипотезу о “хорошем поведении Игла” из-за стреловидности верхнего крыла. Т.к. эта идея кажется мне наиболее вероятной. Еще у него на одной оси двигатель и ГО.

Насчет основного отличи от Ваших - у меня не пилотажки, а очень медленно леты, с мизерной нагрузкой на крыло и в угоду копийности совсем не симметричные.

butt

есть вероятность выхода из строя аппаратуры Р\У,у меня такие фокусы встречались после 3 лет эксплуатации

BlockBuster
dr_Wagen:

Я просто хочу понять что-же может вызвать настолько резкую реакцию (как дал на полную РВ), физику. И ничего в голову не приходит 😦

По компоновке планера - классика бипланная, ток ГО стоит горизонтально.

Я люблю бипланы, но кроме как аэробатических с симметричными профиля крыла больше дела не имел. Зная, что есть такая вещь в Английском языке(по Русски Я к сожалению не знаю как это называется) -> разнитца установки углов крыла называется -> Decalage(Декалаж) При этом когда верхнее крыло стоит под позитивным углом называется - позитивный декалаж, а когда под отрицательным углом, то соответственно негативный декалаж. При позитивном декалаже у бипланов есть тенденция задирать нос с увеличением скорости, так что попробуйте небольшой в пару градусов негативный декалаж.

Даже в Вики есть про декалаж, к сожалению не на Русском. Там говорится, что верхнее крыло обычно выставляется под несколько негативном угле установки крыла(wing incidence), или другими словами с негативным декалажем.

en.wikipedia.org/wiki/Decalage

dr_Wagen

Да, спасибо, я знаю это в теории. И я “игрался” немного со взаимным расположением. Эффект есть, но он плавный, не “взрывной”.

Я немного проиллюстрирую на примере 410 мм альбатроса.

www.youtube.com/watch?v=JDBWD0oI5Rg

На взелете и как припечатало в конце. Это был второй облет и легкий ветерок. Не совсем показательно, но тенденция очевидна 😃

Yurich

Похоже на слишком заднюю центровку. При увеличении скорости на несимметричном профиле Ц.Д. крыла смещается вперёд, проскакивает Ц.Т. - и получаем статически неустойчивую модель.

dr_Wagen

Эт. всем так почему-то кажется. Но ЦТ был на 1/3 от передней кромки верхнего крыла. Насчет гуляния ЦД - самая вероятная врсия, но я не могу понять почему у Игла этого нет. Может собака порылась в том что у него крыля ЕРР плоские, вообще без какого либо профиля ???

6wings

Он у Вас вообще ровно не летит. Это ненормально.
Действительно, похоже на слишком заднюю центровку.

dr_Wagen

ну там еще ветерок, порывами мешал 😃 для 55 гр. модельки это фактор.

BlockBuster
dr_Wagen:

ну там еще ветерок, порывами мешал 😃 для 55 гр. модельки это фактор.

dr_Wagen:

Эт. всем так почему-то кажется. Но ЦТ был на 1/3 от передней кромки верхнего крыла. Насчет гуляния ЦД - самая вероятная врсия, но я не могу понять почему у Игла этого нет. Может собака порылась в том что у него крыля ЕРР плоские, вообще без какого либо профиля ???

Всё равно похоже на заднюю центровку, кстати а что это за кит(конструкторский набор)? В бипланах центровка идёт по верхнему крылу плюс в расчёт берётся вынос переднего крыла(Stagger)! Если вы не учли вынос переднего(верхнего) крыла, то вот вам и получился биплан с задней центровкой.

dr_Wagen
BlockBuster:

Всё равно похоже на заднюю центровку

Я в рассчетах, или скорее прикидках ориентировался на книгу
The Triplane and The Stable Biplane

по ней вроде все хорошо 😃
Ну и просто с выключенным мотором бросаю с руки, тот - же альбатрос плавненько планирует вниз (вес/размер позволяет делать такой экспресс тест).

BlockBuster:

кстати а что это за кит

dpcmodels.homestead.com

Мне нравится бальза Дэйва и ассортимент 😃

6wings

Вообще-то, 33% - это центровка для хорошего 3Д ))
Вам надо около 25%, а может, и меньше даже.
Так что, сдвигайте вперед и ориентируйтесь по ровному полёту - чисто практически.

Concord

А может у Вас тяга руля высоты теряет устойчивость и “выстреливает”. Из чего она сделана?

dr_Wagen
6wings:

Вообще-то, 33% - это центровка для хорошего 3Д ))

Да но это по верхнему крылу.
Я когда то пробовал грузик добавить ( регуль, батарейка, машинки все и так впереди) 8 гр. на 55-60 граммовой модельке.
Результат нулевой. Поэтому счел что дело не в ЦТ.

Concord:

А может у Вас тяга руля высоты теряет устойчивость и “выстреливает”. Из чего она сделана?

Два варианта были испробованы:

  • карбоновая тяжка с промежуточным подвесом (1, 1.2 мм)
  • тросики из нетянущейся нити

классический боуден слишком тяжел для меня. Хотя если найду подходящую трубку - опробую.

Andry_M
dr_Wagen:

Любимое направление самолеты Первой мировой.

dr_Wagen:

близкий по размерам и весу ЕРР-шный Игл, летает “как по рельсам”

Предположу несколько причин.

  • Слишком задняя ЦТ для Ваших моделей. “Уползание” ЦД может повлечь такое поведение. Бороться только сдвигом ЦТ. ЦТ в районе 15-18% покажет - та причина или нет.
  • Слишком маленький к-нт Аго. Если Вы соблюдаете копийные пропорции, то так и получится… Игл - это модель. Там пропорции изменены в угоду нашим нуждам (моделистов).
    Просчитайте Аго и по нему сделайте выводы. Возможно придется увеличивать площадь го.

Маловероятные причины: люфт в тяге и кабанчике РВ, петли РВ, жесткость хвостовой части фюзеляжа…

dr_Wagen

Спасибо Андрей, Вы мне подкинули идею.

Andry_M:
  • Слишком маленький к-нт Аго.

Я видел что производители китов увеличивают ГО и РВ (в основном) относительно масштабного. Но как то особо не задумывался.
Думал просто не будет эффективно рулиться и ладно. А ведь в теории:

Выбранные параметры горизонтального оперения определяют допустимые пределы изменения центровки самолета от предельно передней, до предельно задней.

И это динамически изменяющися параметр.

Как говорит народная мудрость “Главное хвост” (с) 😃

PS Щас подумаю как сделать сменное ГО на той модели что щас строится для тестов. Или шайбы на края прилепить, что проще.

PPS А еще меня очень интересует вопрос - как влияет маленькое крылышко между колес (в основном на фоккерах - Axle Wing).
Есть ли у гуру наиболее вероятніе предположения ?

PPPS Привет родному городу.

Andry_M

Эх… разбросало нас по стране…

dr_Wagen:

Я видел что производители китов увеличивают ГО и РВ (в основном) относительно масштабного.

Оно самое…
Для тестов можно просто добавить площади. Или шайбы на края, или наростить РВ. Главное посчитать и знать сколько было, сколько стало.

Крылышко маленько влияет. Немного спрямляется закрученный воздушный поток. Немного влияет в режиме срыва потока. Здесь главное установочные углы. Например, когда на биплане верхнее стоит с + углом, то при некотором угле атаке на нем получаем срыв потока. В тоже время на нижнем угол атаки меньше и срыва нет. Происходит плавное снижение подъемной силы и вместо штопора - опускание носа.
Тоже и с 3-им крылышком… Установочный угол и площадь - помощь есть, но меньше.

11 months later
dr_Wagen

Andry_M

Сегодня наконец смог опровать давно сделанную можельку Тайгер Мот-а.
Еще раз хотел поблагодарить за то что открыли глаза на важность ГО.

Хотя наверно некоторая стреловидность крылышков то-же сыграла свою роль. 😃

ДедЮз
dr_Wagen:

Я просто хочу понять что-же может вызвать настолько резкую реакцию (как дал на полную РВ), физику. И ничего в голову не приходит

Физика простая и предсказуемая. 1) Низкая удельная нагрузка на крыло. 2) Большая тяговоруженность. 3) Скоростные параметры ВМГ превышают потребные (согласуется с п.2). 4) ЦТ не на месте (нужно 25…27%САХ) для маленьких моделей.
Очень интересно увидеть видео!