Легкоплавкие припои, или о вреде снобизма

EagleB3

Вчера чуть не долбанул свой “Метройд-М”. Перед выездом в поле на столе все было супер, а проверка перед забросом показала, что не работает правый элерон.

…Когда я паял бортовые кабели, то решил все сделать изяЧно. Без оплавленных проводов, коротким прикосновением маленького паяльничка. И потому паял сплавом Розе (кто не знает - температура плавления 93…95 градусов). Паечки получились - заглядение. Поверху термоусадочка цвет-в-цвет. И осаживание термоусадочки над зажигалочкой.

Поняли, да? Температуры зажигалочки хватило. Контачило только благодаря прижиму термоусадкой. Хорошо, что обнаружилось на земле.
Самдурак, в общем.

Пересобрал все соединения на обычный ПОС-61, с зачисткой на 15мм, скруткой и пропайкой скрутки. Теперь надежней, чем на “Боинге”…

Baobook
EagleB3:

…Когда я паял бортовые кабели, то решил все сделать изяЧно. Без оплавленных проводов, коротким прикосновением маленького паяльничка. И потому паял сплавом Розе (кто не знает - температура плавления 93…95 градусов).

галием тоже хорошо паять … и паяльника не надо … прямо пальцем можно …

Alex_64

Это не снобизм, кмк. Если бы серебром ну может. А это иначе называется 😃

РД00
EagleB3:

Теперь надежней, чем на “Боинге”…

Как-то раз с великим изумлением услышал, что в бортсети самолетов 1:1 пайка не применяется вообще. Только обжимаемые клеммы. Почему-то считается надежнее.

Так что исходный вариант, с прижатием термоусадкой, хоть и не работал, но был идеологически правильнее 😃

EvgenyKazan
РД00:

Как-то раз с великим изумлением услышал, что в бортсети самолетов 1:1 пайка не применяется вообще. Только обжимаемые клеммы. Почему-то считается надежнее.😃

В ШР-ах - пайка. Припоем ПОС-61, жидкая канифоль и протирка спиртом от остатков канифоли…

Alex_64
РД00:

Как-то раз с великим изумлением услышал, что в бортсети самолетов 1:1 пайка не применяется вообще. Только обжимаемые клеммы. Почему-то считается надежнее.

Байка.

sergee
РД00:

Как-то раз с великим изумлением услышал, что в бортсети самолетов 1:1 пайка не применяется вообще. Только обжимаемые клеммы. Почему-то считается надежнее.

Теоритически соединения с “холодной сваркой” (обжимные, монтаж накруткой) имеют вероятность отказов ниже паянных (особенно в условиях вибрации). Но только если жестко выполнять условия по материалам и качеству покрытий , технологии обжима и т.д. , а контролировать качество на выходе намного сложнее чем паянного (посмотрел на пайку и дал по шее монтажнику 😃). Так что в у нас в стране так это толком и не прижилось;)

РД00
EvgenyKazan:

В ШР-ах - пайка. Припоем ПОС-61

Вот, правильно я изумлялся.

sergee:

Теоритически соединения с “холодной сваркой” (обжимные, монтаж накруткой) имеют вероятность отказов ниже паянных (особенно в условиях вибрации).

Да, слышал именно про вибрацию - на границе пролуженного и непролуженного многожильного провода постепенно идет отрыв по одной жиле.

Собственно, мне это регулятор БК за год-полтора продемострировал - он был без термоусадки, при ремонте три провода фаз на плату оказались висящими на отдельных жилках.

baychi
sergee:

Теоритически соединения с “холодной сваркой” (обжимные, монтаж накруткой) имеют вероятность отказов ниже паянных (особенно в условиях вибрации). Но только если жестко выполнять условия по материалам и качеству покрытий , технологии обжима и т.д. , а контролировать качество на выходе намного сложнее чем паянного (посмотрел на пайку и дал по шее монтажнику 😃). Так что в у нас в стране так это толком и не прижилось;)

В энергетике и электрике (например домашняя проводка) - прижилось - все соединия обязательно механические. Пайка и сварка допустимы, но как дополнение к механическому соединению. Низковольтные цепи - через клеммы, высоковольтные - обжим и специальнрые муфты.

Серёга_Моделист
РД00:

Как-то раз с великим изумлением услышал, что в бортсети самолетов 1:1 пайка не применяется вообще. Только обжимаемые клеммы. Почему-то считается надежнее.

Так что исходный вариант, с прижатием термоусадкой, хоть и не работал, но был идеологически правильнее 😃

Это чего за самолеты такие ?
Если говорить про военные самолеты, то в РФ везде используется пайка, по крайней мере до 1989 года (сам лично видел) везде была пайка. Далее не знаю, уже с самолетами дела не имел.
Да, вот еще чего, видел военные самолеты, которые отлетали лет 40 и все еще летали, так вот там тоже везде только пайка и никакая вибрация качественную пайку НЕ разрушила. По крайней мере мне не известно ни одного отказа в виде разрушения пайки на самолете по причине вибрации.
А обжим - он проще и дешевле, но требует применения ОЧЕНЬ качественных материалов, дабы со временем переходное сопротивление не увеличилось.

baychi:

В энергетике и электрике (например домашняя проводка) - прижилось - все соединия обязательно механические. Пайка и сварка допустимы, но как дополнение к механическому соединению. Низковольтные цепи - через клеммы, высоковольтные - обжим и специальнрые муфты.

А как в энергетике, скажем, спаять медную и алюминиевую шины ?
Правильно, никак, поэтому там ТОЛЬКО механическое соединение, причем для предотвращения гальванического воздействия на место контакта при больших токах и наличия влаги, алюминий с медью надо ОБЯЗАТЕЛЬНО соединять через стальную(железную) шайбу. Ну есть еще, конечно, алюминий и медь с помощью специальной гильзы, набитой спец. смазкой, это тоже типа обжима.
Короче, в авиамоделях думаю лучше всего именно пайка, а сами провода меж собой (однотипные) для ускорения процесса - скруткой.

Dikoy

Пайка не порлучила распространения прежде всего по-тому, что для неё нужен паяльник. А для обжима нужны руки и зубы. Особенно продвинутым - пассатижи 😃
Плюс обжим разнородных проводников, как правильно было замечено медь с люминем скручивать нельзя.

Пайка, сделанная грамотно, надёжней обжима. Только нужен правильный припой и флюс. Свою первую машину (волгу) я пропаял всю, она отъездила 9 лет без проблем с электрикой и уже 3 года ездиет не у меня.

Насчёт сплава розе - через год во влажной среде он превращается в труху. Для облудки обычно применяют сплав Вуда. Но никакой из этих справов для пайки не предназначен.
Ещё одна проблема - кислотные флюсы, типа ЗИЛа. Почему-то с древних времён у нас их очень любят. От того и головная боль.

Свинцовый припой и нейтральный флюс, и будет вам счастье.
Для низкочастотных сигналов (не выше звуковой частоты) идеален гелевый флюс ТТ: www.chip-dip.ru/product0/531847358.aspx
На ВЧ он ПРОВОДИТ!!! Если припаяете им антенну или кварц, работь уже ничего не будет. Так что будьте осторожны. А вот сервы и т.п. паять можно смело.

ADF

По теме, чтоб не оплавлялась изоляция, решения:

  1. Берем провод МГТФ - у него изоляция не плавится 😉
  2. паяем с капелькой жидкого флюса, путем мгновенного прикосновения висящей на жале каплей пос-61. Спаивает настолько быстро, что тепло дальше зоны пайки не успевает толком разойтись и даже очень нежную изоляцию не оплавляет.
  3. Термоусадку зажигалкой не надо! Лучше термофеном, или над жалом паяльника подержать пол минуты: дольше, зато нет перегрева и нет налета копоти после пламени, нет оплавленных краев термоусадки, все очень ровно.
BigDaddy

Ну и еще про надежность…
По технологическим требованиям пайка встык и внакладку запрещена.
Т.е. для припаивания проводника к контакту его предварительно необходимо механически закрепить: или вдеть в отверстие контакта и загнуть(именно загнуть!) крючком или сделать полный виток вокруг контакта. И только после этого паять. При сращивании двух проводников технология та же: предварительно облуженые и загнутые крючками концы проводников соединить, обжать и пропаять. Промывать место пайки всегда. Даже если на пузырьке с флюсом написано: “Не требует промывки”. Это просто рекламный ход.

ADF
BigDaddy:

… “Не требует промывки”. Это просто рекламный ход.

+100 !

Про механическое соединение проводов прежде чем паять - также подписываюсь. особенно если соединение “висячее” - т.е. будет подвержено воздействию вибраций.

sergee
BigDaddy:

Промывать место пайки всегда. Даже если на пузырьке с флюсом написано: “Не требует промывки”. Это просто рекламный ход.

Да уж ,это точно. Сьеденные дорожки и переходные отверстия только на прошлой неделе разглядывал.

Viktor1952
EvgenyKazan:

В ШР-ах - пайка. Припоем ПОС-61, жидкая канифоль и протирка спиртом от остатков канифоли…

"Я вам не скажу за всю Одессу…"но с 90х годов конкретно с “грача” Су-25 пайку в ШР заменили на холодную обжимку. Сами разъёмы стали поаккуратнее,резьбовое соединение заменено байонетным- защёлкивается за пол оборота. Старые ШР были по моему, образца 40-х -50-х годов.</p>

funtik26

можно пару слов?
пайка каким бы не был флюс и олово- ненадежна, особенно на машинах, припой превращается в труху за 3-4 года, отсюда и сгорающие машины. либо пропадающие контакты.
в телефонах все делают на пайке потому что так удобнее, контакты настолько малы- что бедные китайцы замучаются обжимать их. тем более срок службы телефона в большинстве 3-4 года, и нет механических воздействий, обычно телефон умирает от другого чего нибудь.
помню давно была куча алкателей, с припоем , который просто крошился, пропай с флюсом всех смд элементов решал проблемы за 10 минут.
паять лучше всего флюсом в виде желе, не покупайте дешевые, купите нормальный, который и не воняет, и паяется с ним лучше.
отличить можно по цвету- хороший флюс светлый, почти прозрачный, плохой флюс коричневый, так как там много смол.
для отмывки от флюса купите FLUX-off или electric degreaser маленький флакончик, только аккуратно брызгать, разьедаети много пластмасс, но и флюс отмывают идеально.

sergee
funtik26:

припой превращается в труху за 3-4 года,

вот она безсвинцовая технология во всей красе! Нормальный ПОС61 такого себе не позволяет:)

10 days later
Dikoy
funtik26:

в телефонах все делают на пайке потому что так удобнее,

А ещё можно обеспечить надёжный контакт и минимаьную длинну ВЧ цепей 😉
Свинцовый припой в труху НЕ превращается. Превращается всякое г-но, которое ничего не весит. До сих пор археологи находят римскую свинцовую посуду - как новая.
Про гелевые флюсы я уже всё написал - чудеса с ними могут быть что ой. И не вымоешь из под корпуса.

new225

Жгуты для Миг-29 - паяют - видел своими глазами год назад… 😃

spyder3

Надежна или не надёжна пайка - спорный вопрос (конечно обычными припоями). Ну во всяком случае лучше чем узлы вязать или разёмы и хуже чем цельный кусок провода

Gosha_spb
Серёга_Моделист:

причем для предотвращения гальванического воздействия на место контакта при больших токах и наличия влаги, алюминий с медью надо ОБЯЗАТЕЛЬНО соединять через стальную(железную) шайбу.

Ну и ну…!

Володимир
baychi:

Пайка и сварка допустимы, но как дополнение к механическому соединению.

Сразу видно - не паяльник 😉,

по правилам перед пайкой должна быть обеспечена механическая прочность соединения!!!