Бортовой подкал на ATMega88(сорри за возвращение к теме, но наболело)

Mikele_P

Извините, братья форумчане, натыкался я тут на тему про подкал на PIC16F628, где братан зажал прошивку.
Понимаю, что не всем это очень интересно. Но мне нужна помощь, авось кто подскажет.
Простите. Не буду сюда репостит свою тему с родного сайта. Ее можно найти там.

Задача быала:

  1. Сделать “зажигалку” на не Никель Кадмие, а на ЛиПо. При том чтоб “дожечь” “полудохлые остатки” силовых аккумов.
  2. Получить три в одном: контроллер разряда аккума, BEC и бортовой подкал/зажигалку.

А вопрос такой (даж два или три):

  1. Как “по колхозному” микроконтроллером детектировать К.З. на свечке?
  2. Что все-таки случилось при моей первой попытке (см. тему)?
  3. Может быть кто-то даст какие-то еще более ценные советы или переразведет схему с более полезным размещением компонентов?

Ну и, если кому-то достаточно, можете брать себе. Не жалко. 😉

16 days later
JIexa21

Еще бы исходник дал…
А по обрывам и КЗ: тупо меряем ток в цепи свечи. Ноль - обрыв, больше 0,33 - КЗ. Схем амперметров с резистором и меряющим на нем падении опере предостаточно. Рекомендую для этих целей LM2904. Он есть и в смд исполнении. Обвязка минимальна.

Mikele_P
JIexa21:

Еще бы исходник дал…

Так лежит же все на RC42?! Там даже ASM исходник. Правда уже не самой последней версии.

JIexa21:

А по обрывам и КЗ: тупо меряем ток в цепи свечи. Ноль - обрыв, больше 0,33 - КЗ. Схем амперметров с резистором и меряющим на нем падении опере предостаточно. Рекомендую для этих целей LM2904. Он есть и в смд исполнении. Обвязка минимальна.

Хотелось бы определять КЗ до того, как включать силовой полевик. Вводить еще одну цепь? С ограничением по току?

JIexa21

Исходник не заметил… Погляжу еще раз.
За те несчастные доли секунд, за которые среагируем на КЗ, ничего полевику не будет. Это раз. Два - можно включить последовательное сопротивление в половину сопротивления свечи. Теоретически 1.5/2/0.33 = 2 ома. Рассеиваиваемая мощность: 1.5 * 0.66 = 1 Вт. Округляем все и получаем что на плату надо добавить четыре параллельных резистора по 10 ом типоразмера 0805… Зато можно мерить на нем падение напряжения и переводить все это в ток и не иметь никаких проблем ни с КЗ ни с обрывом.

Mikele_P
JIexa21:

Два - можно включить последовательное сопротивление в половину сопротивления свечи. Теоретически 1.5/2/0.33 = 2 ома. Рассеиваиваемая мощность: 1.5 * 0.66 = 1 Вт.

Сопротивление свечи 0.3-0.5 Ом. Ток в 0.33А на 12.5 В. При 1.5В 3-4А. т.е. 4-6Вт.
Да и ставить в последовательность свечке еще сопротивление – ИМХО не вариант. Аккумулятор используется как бортовой. Не хотелось бы его нагружать бесполезной нагрузкой.

JIexa21

Я вообще не совсем понял претензии: т.е. КЗ на свече это нормально, а вот если будет резистор, то нет. 😃
Мое дело предложить. Вот я и предложил замерять ток, включив последовательно со свечой шунт.
Обычно для измерения тока в цепи используют резистор в 10 раз меньшего номинала, чтобы зря на нем мощность не рассеивать - 0,2 ома. И ток по-другому не померить, если заранее не знать сопротивление шунта.
Кстати, а зачем вообще подкал? Может проще топливо сменить?

V_Alex

Вы, как шунт начнете подбирать, имейте в виду, что ток через свечку идет импульсный. При сопротивлении свечки 0,4 Ома и 2 банках лития ток будет около 15А, при 3 банках - около 22А. Это если свечка уже горячая. У холодной свечки сопротивление вдвое меньше. Но это уже больше к подбору полевика и батарейки относится. В реале токи будут чуть поменьше из-за потерь на разъемах и проводах. Из-за импульсных токов питать от одной 2-баночной батарейки борт и подкал не стоит. А вариант с 3 банками ИМХО изначально бессмысленный.
Чтобы получить на свечке постоянные паспортные 2-4 А, нужно колхозить полноценный импульсный стабилизатор с выходом на 1,2-1,5 В, а уже им с контроллера управлять. Тогда и бортовой аккумулятор спасибо скажет 😃
На контроллере такое сделать проблематично, на его частотах дроссель придется размером с кирпич вешать.

Mikele_P
JIexa21:

Я вообще не совсем понял претензии: т.е. КЗ на свече это нормально, а вот если будет резистор, то нет. 😃

То, что сейчас КЗ не тестируется – это обоснованный риск. А пустая трата энергии – так и будет пустой тратой.
Просто нужно что-то третье.

JIexa21

Кстати, а зачем вообще подкал? Может проще топливо сменить?

Это скорее прикурка от LiPo, а не от ненадежного и долго заряжающегося NiCd. Да и таскаться по полю теперь проще. Минус один причиндал.
Да и возможность “прикурить” в воздухе, если начнет подглыхать. А чтоб не подглыхал надо не топливо, а всю движку на более дорогую менять. А, как известно, жаба бывает непобедима. 😃

V_Alex:

Из-за импульсных токов питать от одной 2-баночной батарейки борт и подкал не стоит. А вариант с 3 банкам ИМХО изначально бессмысленный.

Это-то понятно. Просто изначально не продуманная схемотехника не позволила 2S. Драйвер для полевого транзистора IR2103 не завелся от 2х банок. 😦 У него работее напряжение от 10В. А т.к. я собирал все из “металлолома”, то пока сойдет.

V_Alex:

Чтобы получить на свечке постоянные паспортные 2-4 А, нужно колхозить полноценный импульсный стабилизатор с выходом на 1,2-1,5 В

С этого и начиналось. Но т.к. не вышло ничего полезного – махнул рукой и сделал просто ШИМ.

DeltaGold
V_Alex:

Чтобы получить на свечке постоянные паспортные 2-4 А

2-4 А, так много?

У меня амперметр на подкале стоит: уже на 2 А свечка светится как лампочка, а однажды начал увеличивать ток, так на 3,5-4 А свеча перегорела.

Завожусь летом на токе меньше 1 А с пол-оборота (OS 46FX). Зимой можно 1-1,5 А дать. Может разные свечи бывают, но у меня так.

Mikele_P
DeltaGold:

2-4 А, так много?
У меня амперметр на подкале стоит: уже на 2 А свечка светится как лампочка, а однажды начал увеличивать ток, так на 3,5-4 А свеча перегорела. Завожусь летом на токе меньше 1 А с пол-оборота (OS 46FX). Зимой можно 1-1,5 А дать. Может разные свечи бывают, но у меня так.

Ток измеряли китайским мультиметром подоткнув 1 банку никель-кадмия. Получилось чуть больше 3А. Но делать устройство не имея запаса по току – неразумно. Вдруг попадется что-то совсем тугое. Свечки, естественно, разные. 😃 Есть холодные, там проводок толще. Греть ее сложнее. Есть фирмовые, а есть Китай… Я пока баловался с разработкой, попалась советского производства. Так ту я даже согреть не смог, пока напряжение 3 вольта (никель кадмия) ни дал.