Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом

Concord
MihaD:

Поясните методику, пожалуйста.

Методика в первых 6-и строках моего поста выше

MihaD:

ЗЫ. Не знаю планеров, которым достаточно 5С!

Мой Omei (800 г полетный) имеет движек с рабочим током 12 А и винтом 14x7. Стат. тяга около 700 г

MihaD

Не всякая новая хорошая батарея выдаст номинальную емкость даже при токе 1С. Мало ли что на этикетке написано. То есть 6 минут при токе 10С не будет никогда. С новья будет 5.30, например. А при 5 минутах - в помойку? И что с того, что емкость на 10% упала? Ну, и высаживать батарею за 5 минут без контроля температуры - это жесть. “Вскрытие показало, что больной умер от вскрытия” (С) Спасибо, конечно, за методику, но пользоваться не буду.
Я думал над подобным методом. Он комплексно оценивает снижение емкости и рост iR. Но расчеты показывают, что вклад iR при безопасном нагреве батареи будет незначительным, а емкость и при 1С можно померить.

Concord:

Мой Omei (800 г полетный)

И что, там стоит батарея 2400мач весом 200г? Это планер? 😃 Я придираюсь, конечно, но если в планер весом 500г поставить мотоустановку весом 300г, то он перестанет быть планером. Станет тренером, например.

Concord
MihaD:

Я думал над подобным методом.

Все проще. С помощью сигнализатора (пищалки) я засекаю время, когда худшая банка начнет просаживаться ниже 3,2-3,3 В. Если меньше 5 мин, то либо на переборку батареи, либо на “легкий труд”. Дальше летать с такой нагрузкой - только губить оставшиеся банки. Переборку затевать есть смысл, если банка повреждена механически (помята), а обычно - в помойку.
Про потерю емкости батареей я бы вообще не говорил. Емкость почти не изменяется, уменьшается способность к токоотдаче.

MihaD:

Ну, и высаживать батарею за 5 минут без контроля температуры - это жесть.

Если при токе в 10С температура растет так, что рука еле терпит, то, конечно, в помойку

MihaD:

И что, там стоит батарея 2400мач весом 200г? Это планер?

Это не спорт для меня, поэтому стоит в планере/тренере то, что дожило до “легкого труда”. Обычно 2100 3S-4S.

MihaD
Concord:

Все проще

Да не совсем. Вы с какой точностью ток выдерживаете? И как? газом по амперметру? А 5% от 300 секунд - это 15 секунд.

Concord:

Емкость почти не изменяется, уменьшается способность к токоотдаче.

Не соглашусь. Голословно.

Concord:

Если при токе в 10С температура растет так, что рука еле терпит, то, конечно, в помойку

А причину со следствием не путаете? Я бы сказал: Если хоть раз нагрел так, что рука еле терпит - в помойку!

И вообще, в помойку или нет, можно по полету определить, без всяких тестов. Это не интересно.
Более того, если у Вас паки умирают через 25 циклов, я тоже без всяких тестов могу сказать, что делать. Только не надо мне говорить, куда пойти. 😃
А то Вы в этой теме один останетесь. 😃

Concord
MihaD:

Только не надо мне говорить, куда пойти.

С чего Вы это? За 10 лет я никого на форуме еще не посылал.

MihaD

Я ж смайликов поставил.
Тема интересная, я тоже люблю чего-нибудь померить.

Concord

Разрядил старую пилотажевскую батарейку 950 мАч током 0.9 А. Отданая емкость 775 мАч, что составляет 81% от номинала (по этикетке). Время разряда 55 мин. К сожалению, не провел этот тест 3 года назад, когда батарея была новой.
При разряде током 2.2-2.3А (больше разрядник не дает). Емкость составила 709 мАч, время 18 мин! Температура батарейки уже под 40 (теплее тела).
Сейчас состояние этой батарейки (номер 90 в таблице по ссылке) совсем не очень. 😦
Считаю, что потеря емкости не критична.
…streamphoto.ru/…/2ef1c71c2c1272ddd5e8515af000f389…

А17
MihaD:

Сколько пак проживет, зависит, на мой взгляд, от его температуры в процессе разряда. 40 гр Цельсия - бужет жить долго и счастливо. 50 - сдохнет достаточно быстро. 60 - почти мгновенная смерть.

Наверно не стоит так категорично заявлять.
По собственному опыту: аккум Гиперион G3 5000 6S на вертолёте летом в жару после полёта температура max=62град. (измерялось ифракрасным термометром - китайским) это было два с половиной года назад. Аккумулятор на сегодняшний день имеет порядка 200 циклов, зарядка всегда током примерно 15-16А. И хоть и не новый но рабочий. Недавно поддулся немного - но тут я сам виноват. Долго не летал, поставил аккум на циклирование. А после забыл перегнать в режим хранения. Через полтора месяца стал готовить к полёту - циклировал - а он под дулся. Но всё равно летит.

MihaD

В общем-то, я не был категоричен. И поэтому написал “на мой взгляд”. ИК-термометры на небольших температурах и на глянцевой поверхности показывают, мягко говоря, не очень… Но с тем, что на вертолете в жару 62С может быть - не спорю.
Результат впечатляющий. На поляне у вертолетчиков половина паков дерижабли напоминают. Делитесь секретами.
Сколько отсечку ставите, или сколько процентов емкости вылетываете? Циклирование в процессе - это гиперионовская рекомендация? Помогает?

А17

Ничего волшебного 😃. Жёсткого 3D я не летаю. Хорошие аккумуляторы. Хорошая зарядка(сначала Гиперион 720, потом PL8), разряженными никогда не хранил, даже с поля домой вёз заряженными. Хранение всегда в режиме хранения. Зимами когда летаю мало, периодически раз месяц- полтора 1 циклирование(моя собственная инициатива). В полёте разряжал обычно до 7-10% … бывало и до 0% … После разряда ниже 15-10% банки немного расползаются по напряжению но тут же при начале заряда восстанавливаются.
Летаю всегда по таймеру.
На всех своих моделях использую Гиперионы G3(Ли-по, Ли-фе).
Купил недавно Валкеровский Мини СР(дома полетать), стоковые аккумуляторы уже при 20 циклах прилично потеряли ёмкость а сейчас при 40 циклах время полёта с 6мин сократилось до 4мин. … 😦 … вобщем жду когда придут мелкие Гипперионы…😉

Китайский термометр конечно не эталон но ±5 градусов наверно даёт.

1 month later
MihaD

Разобрался, как iCharger меряет внутреннее сопротивление. Нажал на кнопку: чик, и готово.
Если плохо видно, то 0,4 сек импульс 10А. Похоже, синусоидальный, но больше 10Гц логгер не пишет.

troff

Какой смысл измерять внутреннее сопротивление сборки если оно зависит от внутреннего сопротивления каждого элемента, которое, в свою очередь, непостоянно и зависит от тучи факторов - степень заряженности, нагрузки, температуры, истинной ёмкости и пр.химии. Круглого коня в вакууме меряете товарищи.

Concord

Все равно результат интересный, то что используется переменный ток (похоже все таки 2 Гц - период 0.4-0.5 с). Значит результат будет совсем другой нежели при ручном замере на ступеньке.
Удивляет то, что не видно запаздывания просадки напряжения от тока. У меня на логгере это заметно.

MihaD

Почему переменный? Один импульс. Даже на переменном можно не учитывать сдвиг фазы и результат не будет зависить от емкостной составляющей.
В общем, методы на всех измерителях и зарядниках разные, и сравнивать проблематично.
Просто на iCharger буржуи ссылаются часто, вот и обзавелся. И термодатчик в ем есть. Интересно на разных устройствах одну и ту же батарею померить. Мой ACE больше показывает, процентов на 20-30, даже если пытаться провода вычитать.

troff
MihaD:

В общем, методы на всех измерителях и зарядниках разные, и сравнивать проблематично.

Так они потому и разные что этот параметр невозможно измерять точно, вот и изгаляются кто во что горазд выдумывая метОды, а по сути подгоняют некие измерения под результат, каковым в конечном итоге является емкость элемента и его способность отдать определенный ток без ущерба для себя.

MihaD
troff:

является емкость элемента и его способность отдать определенный ток без ущерба для себя.

Да, все правильно.
А Вы можете предложить метод измерения этого результата, то есть истинного качества аккумулятора? Достоверный и доступный при наличии оборудования некосмической стоимости?

sasha2

Можно соорудить очень мощный реостат, погружаемый в емкость с водой для охлаждения. Этим нагружать аккумулятор на его заявленный ток и мерять температуру банок. Показателем будет время, за которое аккумулятор нагреется например до 50 градусов, если раньше не опухнет.

MihaD

Ну, например. Это действительно самый близкий метод к реалиям. Но метод относится к классу “разрушающего контроля”, если до 50 греть 😃 . Метод требует уточнения. И равных условий для разных акков.
Может, 20С для всех, и сколько по времени или по % емкости продержится до роста температуры на 20 градусов? И емкость брать с этикетки, или реальную? Батарею с датчиком термоизолировать, а то сами датчики и их крепление разное.
Метод, кстати, нечувствителен к некоторому отклонению тока, если мерить именно проценты емкости. Так что простенький ваттметр подойдет. И спираль в ведро с водой.

Concord

Для меня теперь абсолютно очевидно, что наиболее точным параметром “здоровья” батареи является величина просадки напряжения при “стандартном нагружении”. По сути это и есть внутреннее сопротивление. Эту просадку легко мерить и следить за деградацией батареи побаночно.
Что выбрать в качестве “стандартного нагружения” - можно обсуждать. Я свой вариант показал здесь пост #136

MihaD:

Почему переменный? Один импульс.

Я так предположил, глядя на график с вашего логгера.

MihaD:

Даже на переменном можно не учитывать сдвиг фазы и результат не будет зависить от емкостной составляющей.

Согласен, если период много больше запаздывания. Но на сравнимой частоте, из за инерции и амплитуда (просадка) будет другой, зависящей от частоты.

troff
MihaD:

А Вы можете предложить метод измерения этого результата, то есть истинного качества аккумулятора? Достоверный и доступный при наличии оборудования некосмической стоимости?

Конечно. Каждую банку разрядить, и после зарядки, опять же каждой банки отдельно, зарядник покажет истинную емкость банки. Только толку от этого мало, банки слегка отличаются по характеристикам, поэтому разряд батареи будет неравномерный. Дорогие аккумуляторы как раз и отличаются побаночной стабильность, да и то относительной.

Concord
troff:

зарядник покажет истинную емкость банки

В данном случае вы высказались не по теме. Здесь обсуждается именно измерение внутреннего сопротивления.