Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом
Хорошая батарейка.
К сожалению, разные методы измерения дают разные результаты. Так что информацию Вы получили в основном для “внутреннего” употребления.
Воспроизвести данный алгоритм вручную врядли возможно. Попробуйте его расшифровать хотя бы.
А на разряде этот PowerLab умеет мерить iR?
Нет, на разряде он мерить не хочет.
Ну по сути, если полагаться на калькулятор то получается что не может этот пак выдать в постоянке большой ток. А по факту выдает. Получается способы измерения разные.
Любой пак может выдать любой ток, вплоть до тока КЗ.
Сколько пак проживет, зависит, на мой взгляд, от его температуры в процессе разряда.
40 гр Цельсия - бужет жить долго и счастливо.
50 - сдохнет достаточно быстро.
60 - почти мгновенная смерть.
Эта температура зависит от способа нагружения, “силы” обдува, и температуры обдувающего воздуха в значительно большей степени, чем от внутреннего сопротивления.
Отсюда полный разборд в оценках батарей разными пользователями. У одних дохнет, у других работает.
Конкретный пример.
У меня 4 пака Нанотех 3s 850мАч весь сезон затягивали планер 1,2кг. И вполне живы. Ток 25А (30С), 2 затяжки по 30 сек с большим перерывом.
Эти же паки при токе 5С (4А) в конце полного разряда до отсечки 3,2в/банку нагреваются с 24 до 40 градусов. Тест на столе без обдува.
Сопротивление сейчас 22-30 мОма на банку, в зависимости от метода.
Ну, и какой из этого вывод? Вопрос риторический…
Почему разные люди по разному оценивают здоровье своих батарей? Потому что предъявляют разные требования. Например, одним для планера достаточно тока в 5С. И батарея отдает его годами, несмотря на то, что вн. сопротивление давно перевалило за 20 мОм. Другим для импеллерника нужен разряд не менее 20С при батареях 3000 мАч и выше, но уже после 20-30 полетов батарея этого не может дать, хотя вн. сопротивление не более 10 мОм.
На мой взгляд самым точным и очевидным способом тестирования здоровья батареи является разряд токами разной величины с записью логов U и I*t. Т.е. например, прогнать батарею на самолете с различными винтами.
Это, конечно, неудобный и шумный метод, но зато объективный. Мы получаем ту энергию [в мАч] и время, которую может отдать батарея при разных нагрузках (I [А]). Да, есть опасность перегреть батарею, ведь нагрузка на месте от винта больше и обдув хуже. Но не обязательно гонять на максимуме (максимум можно экстраполировать с известной погрешностью).
Текущую же оценку деградации батареи можно проводить на одной и той же нагрузке (например, на лампе при одинаковой температуре батареи) по падению напряжения. Практика показывает, что это достаточно точный метод.
Для моих приложений батареи длительно (более 5 мин) отдающие менее 10 С считаю негодными (ставлю на планер или в шуруповерт).
Несколько наблюдений:
малые батареи имеют больший показатель С. Это кажущееся преимущество, просто один и тот же ток делится на меньшую емкость.
малые батареи деградируют медленней, т.к. их легче охладить (особенности теплопередачи - выделение тепла меньше на единицу площади поверхности).
батареи длительно (более 5 мин) отдающие менее 10 С считаю негодными
Поясните методику, пожалуйста.
ЗЫ. Не знаю планеров, которым достаточно 5С! Какой же глупец такую батарею таскать будет? 20-40С уже ближе к истине. Но с
Потому что предъявляют разные требования.
ПОЛНОСТЬЮ согласен.
Поясните методику, пожалуйста.
Методика в первых 6-и строках моего поста выше
ЗЫ. Не знаю планеров, которым достаточно 5С!
Мой Omei (800 г полетный) имеет движек с рабочим током 12 А и винтом 14x7. Стат. тяга около 700 г
Не всякая новая хорошая батарея выдаст номинальную емкость даже при токе 1С. Мало ли что на этикетке написано. То есть 6 минут при токе 10С не будет никогда. С новья будет 5.30, например. А при 5 минутах - в помойку? И что с того, что емкость на 10% упала? Ну, и высаживать батарею за 5 минут без контроля температуры - это жесть. “Вскрытие показало, что больной умер от вскрытия” (С) Спасибо, конечно, за методику, но пользоваться не буду.
Я думал над подобным методом. Он комплексно оценивает снижение емкости и рост iR. Но расчеты показывают, что вклад iR при безопасном нагреве батареи будет незначительным, а емкость и при 1С можно померить.
Мой Omei (800 г полетный)
И что, там стоит батарея 2400мач весом 200г? Это планер? 😃 Я придираюсь, конечно, но если в планер весом 500г поставить мотоустановку весом 300г, то он перестанет быть планером. Станет тренером, например.
Я думал над подобным методом.
Все проще. С помощью сигнализатора (пищалки) я засекаю время, когда худшая банка начнет просаживаться ниже 3,2-3,3 В. Если меньше 5 мин, то либо на переборку батареи, либо на “легкий труд”. Дальше летать с такой нагрузкой - только губить оставшиеся банки. Переборку затевать есть смысл, если банка повреждена механически (помята), а обычно - в помойку.
Про потерю емкости батареей я бы вообще не говорил. Емкость почти не изменяется, уменьшается способность к токоотдаче.
Ну, и высаживать батарею за 5 минут без контроля температуры - это жесть.
Если при токе в 10С температура растет так, что рука еле терпит, то, конечно, в помойку
И что, там стоит батарея 2400мач весом 200г? Это планер?
Это не спорт для меня, поэтому стоит в планере/тренере то, что дожило до “легкого труда”. Обычно 2100 3S-4S.
Все проще
Да не совсем. Вы с какой точностью ток выдерживаете? И как? газом по амперметру? А 5% от 300 секунд - это 15 секунд.
Емкость почти не изменяется, уменьшается способность к токоотдаче.
Не соглашусь. Голословно.
Если при токе в 10С температура растет так, что рука еле терпит, то, конечно, в помойку
А причину со следствием не путаете? Я бы сказал: Если хоть раз нагрел так, что рука еле терпит - в помойку!
И вообще, в помойку или нет, можно по полету определить, без всяких тестов. Это не интересно.
Более того, если у Вас паки умирают через 25 циклов, я тоже без всяких тестов могу сказать, что делать. Только не надо мне говорить, куда пойти. 😃
А то Вы в этой теме один останетесь. 😃
Только не надо мне говорить, куда пойти.
С чего Вы это? За 10 лет я никого на форуме еще не посылал.
Я ж смайликов поставил.
Тема интересная, я тоже люблю чего-нибудь померить.
Разрядил старую пилотажевскую батарейку 950 мАч током 0.9 А. Отданая емкость 775 мАч, что составляет 81% от номинала (по этикетке). Время разряда 55 мин. К сожалению, не провел этот тест 3 года назад, когда батарея была новой.
При разряде током 2.2-2.3А (больше разрядник не дает). Емкость составила 709 мАч, время 18 мин! Температура батарейки уже под 40 (теплее тела).
Сейчас состояние этой батарейки (номер 90 в таблице по ссылке) совсем не очень. 😦
Считаю, что потеря емкости не критична.
…streamphoto.ru/…/2ef1c71c2c1272ddd5e8515af000f389…
Сколько пак проживет, зависит, на мой взгляд, от его температуры в процессе разряда. 40 гр Цельсия - бужет жить долго и счастливо. 50 - сдохнет достаточно быстро. 60 - почти мгновенная смерть.
Наверно не стоит так категорично заявлять.
По собственному опыту: аккум Гиперион G3 5000 6S на вертолёте летом в жару после полёта температура max=62град. (измерялось ифракрасным термометром - китайским) это было два с половиной года назад. Аккумулятор на сегодняшний день имеет порядка 200 циклов, зарядка всегда током примерно 15-16А. И хоть и не новый но рабочий. Недавно поддулся немного - но тут я сам виноват. Долго не летал, поставил аккум на циклирование. А после забыл перегнать в режим хранения. Через полтора месяца стал готовить к полёту - циклировал - а он под дулся. Но всё равно летит.
В общем-то, я не был категоричен. И поэтому написал “на мой взгляд”. ИК-термометры на небольших температурах и на глянцевой поверхности показывают, мягко говоря, не очень… Но с тем, что на вертолете в жару 62С может быть - не спорю.
Результат впечатляющий. На поляне у вертолетчиков половина паков дерижабли напоминают. Делитесь секретами.
Сколько отсечку ставите, или сколько процентов емкости вылетываете? Циклирование в процессе - это гиперионовская рекомендация? Помогает?
Ничего волшебного 😃. Жёсткого 3D я не летаю. Хорошие аккумуляторы. Хорошая зарядка(сначала Гиперион 720, потом PL8), разряженными никогда не хранил, даже с поля домой вёз заряженными. Хранение всегда в режиме хранения. Зимами когда летаю мало, периодически раз месяц- полтора 1 циклирование(моя собственная инициатива). В полёте разряжал обычно до 7-10% … бывало и до 0% … После разряда ниже 15-10% банки немного расползаются по напряжению но тут же при начале заряда восстанавливаются.
Летаю всегда по таймеру.
На всех своих моделях использую Гиперионы G3(Ли-по, Ли-фе).
Купил недавно Валкеровский Мини СР(дома полетать), стоковые аккумуляторы уже при 20 циклах прилично потеряли ёмкость а сейчас при 40 циклах время полёта с 6мин сократилось до 4мин. … 😦 … вобщем жду когда придут мелкие Гипперионы…😉
Китайский термометр конечно не эталон но ±5 градусов наверно даёт.
Какой смысл измерять внутреннее сопротивление сборки если оно зависит от внутреннего сопротивления каждого элемента, которое, в свою очередь, непостоянно и зависит от тучи факторов - степень заряженности, нагрузки, температуры, истинной ёмкости и пр.химии. Круглого коня в вакууме меряете товарищи.
Все равно результат интересный, то что используется переменный ток (похоже все таки 2 Гц - период 0.4-0.5 с). Значит результат будет совсем другой нежели при ручном замере на ступеньке.
Удивляет то, что не видно запаздывания просадки напряжения от тока. У меня на логгере это заметно.
Почему переменный? Один импульс. Даже на переменном можно не учитывать сдвиг фазы и результат не будет зависить от емкостной составляющей.
В общем, методы на всех измерителях и зарядниках разные, и сравнивать проблематично.
Просто на iCharger буржуи ссылаются часто, вот и обзавелся. И термодатчик в ем есть. Интересно на разных устройствах одну и ту же батарею померить. Мой ACE больше показывает, процентов на 20-30, даже если пытаться провода вычитать.
В общем, методы на всех измерителях и зарядниках разные, и сравнивать проблематично.
Так они потому и разные что этот параметр невозможно измерять точно, вот и изгаляются кто во что горазд выдумывая метОды, а по сути подгоняют некие измерения под результат, каковым в конечном итоге является емкость элемента и его способность отдать определенный ток без ущерба для себя.
является емкость элемента и его способность отдать определенный ток без ущерба для себя.
Да, все правильно.
А Вы можете предложить метод измерения этого результата, то есть истинного качества аккумулятора? Достоверный и доступный при наличии оборудования некосмической стоимости?