Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом
Как? Я о таком способе не слыхал
Вы никогда не разряжали аккумулятор, контролируя напряжение каждой банки?
Может, кого заинтересует.
rcopen.com/forum/f88/topic268488
Спасибо Юрий! Хорошая мысль сделать в качестве нагрузки параллельную батарею ламп. Например, из габариток от Жигулей (21Вт). Если нагрузить акк, например, 4-я параллельными лампами, то ток возрастет примерно в 4 раза. Остается сделать переключатель с одной лампы на 4, и можно спокойно измерять падение напряжения на каждой банке последовательно одним мультиметром. На одной лампе расход акка будет незначительным, а 4 лампы включать кратковременно.
Вы никогда не разряжали аккумулятор, контролируя напряжение каждой банки?
Конечно разряжал, но Вы написали “Вы жалуетесь на емкость? Вот ее и мерьте, по просадке напряжения.” Емкость измерять по просадке напряжения я не умею 😃
За программу в Excell спасибо, только мой логгер (пишущий рег EFly) не дает открыть данные в читаемом формате
Спасибо Юрий! Хорошая мысль сделать в качестве нагрузки параллельную батарею ламп. Например, из габариток от Жигулей (21Вт).
А мне “спасибо”? 😃
Используя два различных потребителя (например лампы от автомобиля)…
…в соседнем авто магазине
😒
Брал на HK 7 in 1 meter
меряет в том числе и сопротивление по-баночно, как только получил все свои батареи померил… одну пришлось отложить на крайний случай.
О какие приборы есть!
Емкость измерять по просадке напряжения я не умею
Я тоже 😃
Емкость банок можно измерить, разряжая побаночно небольшими токами. Или разряжать большим, пока на худшей не упадет до 3в, а потом остальные проверить, сколько осталось.
Константин. Вы задачу поточней сформулируйте.
На хоббях еще такая штуковина есть
ВОт че умеет:
Individual Lipoly Cell Monitor 1s-8s (+/-0.01V accuracy)
Internal resistance measurement of lithium battery at the state of 2A, 4A and 1KHz
In-built temperature sensing port (sensor sold separately)
In-built rechargeable 1200mAh lipoly battery
Over voltage and reverse polarity protection
Easy to read backlit LCD display
Использовать лампочки накаливания в виде нагрузки заманчиво, но у них существенно непостоянное сопротивление. То есть для разрядки никеля их использовать заманчиво, а вот для измерений - увы 😦(
Константин. Вы задачу поточней сформулируйте
Попадалась тут где то ссылка на тему rcgroups о калькуляторе для вычисления реального разрядного рейтинга С по внутреннему сопротивлению батарей. Хотел померить вн. сопротивление своих батарей, чтобы сравнить с приведенными там данными.
Сейчас эту тему найти не могу 😦
как только получил все свои батареи померил…
Расскажите, пожалуйчста, что умеет этот девайс и какие результаты получились
Использовать лампочки накаливания в виде нагрузки заманчиво, но у них существенно непостоянное сопротивление
От чего оно зависит? А что можно придумать более стабильное в качестве нагрузки?
P.S. Cсылку нашел www.jj604.com/LiPoTool/
От чего оно зависит?
От силы тока, проходящего через лампу накаливания.
А что можно придумать более стабильное в качестве нагрузки?
Можно применить спираль из манганина. 84Cu, 13Mn, 2Al имеет мах рабочую температуру до 400 град и хороший ТКС.
Другой вариант - нагружать на регулятор тока.
Вопрос только для чего все это нужно? Для проведения разового замера и вычисления Ri подойдет любая нагрузка - лампа, нихромовая спираль или др.
Вопрос только для чего все это нужно?
Я уже все написал выше. Хочу контролировать состояние батарей. Для сравнения замеров нужны стабильные условия. Для сравнения с данными других пользователей - тоже. Ссылку на подобный банк данных и калькулятор я тоже привел выше.
Костя, а какое сопротивление нормальное? У меня на некоторых акках зарядник показывает 18, а на других 180 ( цифры условные)
Я уже все написал выше.
Вы меня не поняли.
Еще раз: для разового замера и вычисления Ri подойдет любая нагрузка - лампа, нихромовая спираль или др. Зачем Вам нужен стабильный ток разряда? Отвечаю - он ненужен. В этом заключался мой ответ.
Костя, а какое сопротивление нормальное? У меня на некоторых акках зарядник показывает 18, а на других 180 ( цифры условные)
О чем я писал выше. И что бы
Для сравнения с данными других пользователей
т.е. для обмена данными требуется одинаковое (покупное) оборудование у всех. Либо самодельное (оно точнее). Иначе никакого смылся. Только отслеживание динамики изменения. Т.е. стало хуже в 2 раза. Все.
Костя, а какое сопротивление нормальное?
В www.jj604.com/LiPoTool/ можно прикинуть реальную токоотдачу и сравнить с базой данных, что люди выкладывают. Думаю, результат в 180мОм неправдоподобен. По калькулятору www.jj604.com/LiPoTool/ при емкости батареи в 2000 мАч реальная токоотдача получается 4С (8A)
Володя! Ты сам знаешь, что такие акки не летают 😃
Вот может ли быть падение емкости на 30% после 25 циклов с токоотдачей <10C - это для меня вопрос (см. мои посты выше)
Парни рекомендую почитать эту тему rc-auto.ru/forum/index.php?showtopic=16291&st=0 там, много интересного. Я предлагал мерить сопротивление так:
"Сидел я тут на досуге, заряжал свой акк, щелкал как обычно зарядник туда сюда, смотрел процесс зарядки, и тут меня осенило 😃! Поставил на зарядку акк 4S 5000мАч, и понял как в процессе зарядки можно узнать фактическое внутреннее сопротивление акка, прямо в процессе зарядки. И так. Дело было так. Поставил на зарядку, выставил ток зарядки 4.2А, смотрю напряжение показывает зарядник 16.7В, потом переключил, чтобы посмотреть по-баночно напряжение, вижу все банки ровно 3.83В. Хмм… не понял… 3.83х4 = 15,32В, а общее напряжение в данный момент на силовых клеммах зарядник показывает 16.7В, куда делись еще 16.7 - 15.32 = 1.38В??? Может кому-то это и было понятно, но для себя прям открытие сделал, как все гениальное просто!! 😃 Зарядник дает на силовые клеммы повышенное напряжение, чтобы превысить потенциал аккумулятора, ток нам известен, он постоянен в данном случае у меня 4.2А. Получается, что на весь акк подали 16,7В, а на каждой банке, то есть на балансировочном разъеме зарядник измеряет фактическое напряжение на банке 3.83В. То есть, благодаря внутреннему сопротивление акка, на всем аккумуляторе падает в сумме 16.7-15.3= 1.38В. Делим на количество банок, у меня 4, получаем 1.38 / 4 = 0,345В падает на каждой банке. А так как ток постоянный = 4.2А, то внутреннее сопротивление одной банки будет: 0.345 / 4.2 = 0.082 Ом или 82мОм. Думаю это и будет фактическое внутреннее сопротивление одной банки моего аккумулятора, а ни как не 7-8мОм, как это пишут производители, и показывает зарядник в режиме определения внутреннего сопротивления. Вообщем вот такие мысли 😃. " Может конечно я и ошибаюсь, но зато очень доступно!
Вы забыли про переходное сопротивление контакта. В данном случае аж 2 штуки. Если принять их как нормируемое для разъемов RJ45 0,035 Ом (для примера что нашел сходу). То получается что уже - 0,07 из ваших 0,082. Остается 0,012, но мы еще не считали провода. Это я к тому, что не так то просто измерить такую малую величину.
куда делись еще 16.7 - 15.32 = 1.38В???
Александр, есть так называемое “напряжение электрохимической поляризации”. У свинцовых АКБ оно по-моему 1.3 вольта (при 25 градусах цельсия) на 6-баночную батарею.
У литий-полимерных не знаю, но тоже какое-то есть.
Т.е. для того, чтобы зарядить АКБ до номинального напряжения, надо подать напряжение выше номинального на вот это самое напряжение поляризации.
Внутреннее сопротивление здесь не причём.
Может конечно я и ошибаюсь, но зато очень доступно
Думаю, Вы ошибаетесь. Но использовать зарядник для оценки Rвн. всё же возможно.
Надо в режиме разряда поставить 2 значения тока, например, 1 и 5 A.
- При малом токе (I1) записать вольтаж на каждой банке (U1). Замеры “шумят”, но среднее значение засечь можно.
- Затем дать повышенный ток (U2). Скорее всего честных 5 А зарядник не даст, у меня на батарее 2200 4S ток за 10 секунд зафиксировался на уровне 1.7А (I2). Опять записываем побаночный вольтаж (U2).
- Вычисляем дельту DU=U1-U2 [В] для каждой банки. Вычисляем дельту по току DI=I2-I1 [A].
- Вычисляем внутреннее сопротивление каждой банки Rвн/бан=DU/DI [Ом]
- Выбираем наибольшее значение Rвн. Именно эта банка и будет лимитировать токоотдачу всей батареи.
Недостатки метода:
- “шум” замеров U1 и U2
- падение напряжение U2 за время стабилизации тока I2
- установка среднего заряда батареи перед замерами и стабильный уровень температуры аккумулятора
- сопротивление балансирного разъема и проводов входит в полученное значение
Конечно, этот метод дает возможность проводить только сравнительные оценки
Недостатки метода:
- “шум” замеров U1 и U2
- падение напряжение U2 за время стабилизации тока I2
- установка среднего заряда батареи перед замерами и стабильный уровень температуры аккумулятора
Константин, метод, кстати, вполне жизнеспособный.
“Шум” замеров, мне кажется, не очень большой. Для сравнительного анализа точности вполне должно хватить.
Падение U2 за время стабилизации I2 вообще никак не влияет - главное измерить разницы U1-U2 и I1-I2 (в установившихся режимах) и чем они больше, тем выше будет точность.
А вот предварительная “установка уровня заряда” самое неприятное.
Дело в том, что внутреннее сопротивление зависит от этого самого “уровня заряда”.
И поймать этот уровень даже для одной батареи (для сравнительных измерений) не понятно как.
Лучше, мне кажется, полностью заряжать батарею (получение одинакового уровня заряда), а потом (пользуясь зарядником), разряжать разными токами.
Сопротивление вычислять по той же методике.
Если, конечно, зарядник позволяет получить приличную разницу в токах разряда.
Падение U2 за время стабилизации I2 вообще никак не влияет
Позволю себе с вами не согласиться. Пока устанавливается большее значение тока (в моем заряднике около 10 с) вольтаж аккумулятора заметно падает. Кроме полезной части (для расчета Rвн.) в это падение входит и просадка от разряда батарей
Лучше, мне кажется, полностью заряжать батарею
А вот тут то падение напряжения самое быстрое и значит паразитная просадка будет самой большой. Так что лучше мерить в середине разрядной характеристики
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1577989 (смотреть графики поста #5)