Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом

EugeneV

Для интереса измерил сопротивления 6-ти батарей разной ёмкости, “степени убитости” и с разными C.
Все батареи заряжены “на хранение”.

Измерял по “классической” и “классической наоборот” 😃 методикам двумя разнотипными зарядниками.
При этом одним заряднком измерял напряжение вначале на малых токах, затем на больших. Другим зарядником вначале на больших, затем на малых.

Второй вариант на мой взгляд точнее т.к. второе измерение происходит практически без “просадки” напряжения. Т.е. в той же точке, где было завершено измерение при большом токе.

Сопротивление при разряде получается больше на 5-10% чем при заряде.
Правда у одной батареи получилось наоборот… Четыре раза перемерял…

Результаты кратко выглядят так:

Зарядник: Turnigy A-6-10 200W

При заряде больший ток - до 4А, но не более 2С, малый ток - 0.1А
При разряде 2А и 0.1А соответственно (не зависимо от С).
Точность замеров - до сотых долей вольта.

Заряд_________Разряд

Rhino 1250 3S 20C 2010
0.095652174___0.094736842

Turnigy 1.3 3S 30C 2011
0.136_________0.147368421

Zippy 2200 3S 20C 2010
0.141025641___0.157894737

Nano 2200 3S 25C 2011
0.092307692___0.094736842

Nano 2200 3S 45C 2011
0.074358974___0.078947368

Nano 2200 3S 45C 2012
0.074358974___0.078947368

А полные в Excel-овском файле сюда не выложить 😦

Concord
EugeneV:

А полные в Excel-овском файле сюда не выложить

Можно выложить таблицу, запакованую в архив.

Concord
scarto:

А что у Вас там на заднем плане?

scarto

Эта плата для одновременной зарядки, на измерения не влияла т.к. сегодня была опробована первый раз )))

Concord

А ссылочку на эту плату не дадите?
Согласно расчету калькулятора истинная токоотдача этих нано-теков - 10 С 😦

scarto
Concord:

Согласно расчету калькулятора истинная токоотдача этих нано-теков - 10 С

У них уже циклов было около 60-70

Concord

Сегодня померил внут. сопр. моих “трешек” Турниги 2200 от 20 до 40 циклов. У всех примерно по 30-35 мОм на банку. Это тоже 9-10 С 😦
Удивительно, что общее сопр. акков получилось больше: 165-195 мОм, т.е. среднее (1/3) - 55-65 мОм
Корреляции с количеством циклов не заметил.

EugeneV

Сегодня измерил сопротивление участвовавших в эксперименте батарей зарядником ICharger 208 (у знакомого).
Результаты получились очень интересные.

Всё сведено в одну кучу, которая и предлагается вашему вниманию в приложенном .zip файле.

Concord, спасибо за подсказку! 😃

Изм внутр сопр.zip

drozd79

Хм…Получается, мой метод, + - лапоть дает такой же результат в значениях 😃. Я сразу сказал, что нет там 2-3 мОм, что показывает зарядник. Ребят а токоотдачу Вы как считаете? По буржуйской методике определения добротности?

saaas
Concord:

Сегодня померил внут. сопр. моих “трешек” Турниги 2200 от 20 до 40 циклов. У всех примерно по 30-35 мОм на банку. Это тоже 9-10 С

А как реально? Какое напряжение (можно контролировать побаночной пищалкой со светодиодами) при нагрузочном токе 40а? Предполагаю 2200 еще рабочие.

EugeneV:

измерил сопротивление участвовавших в эксперименте батарей зарядником ICharger 208 (у знакомого).

О чем и вел речь:

saaas

для обмена данными требуется одинаковое (покупное) оборудование у всех. Либо самодельное (оно точнее). Иначе никакого смысла. Только отслеживание динамики изменения. Т.е. стало хуже в 2 раза. Все.

drozd79:

Получается, мой метод

Поставил на зарядку, выставил ток зарядки 4.2А, смотрю напряжение показывает зарядник 16.7В, потом переключил, чтобы посмотреть по-баночно напряжение, вижу все банки ровно 3.83В. Хмм… не понял… 3.83х4 = 15,32В, а общее напряжение в данный момент на силовых клеммах зарядник показывает 16.7В, куда делись еще 16.7 - 15.32 = 1.38В???

  1. Вы не можете измерить сколько выдает зарядник, а сколько присутствует на батарее. Цепь замкнута. Напряжение одинаково.
  2. Что бы увидеть куда делось часть напряжение, тебуется влезть с цешкой внутрь батареи. Чисто символически.
  3. Зарядный ток не постоянен. Он пульсирует. 4.2А среднее его значение. Величина тока усредняется по периоду. Напряжение батареи обычно измеряется в паузе.
    Можно сунуть осциллограф и посмотреть в реале.
drozd79:

Ребят а токоотдачу Вы как считаете?

Ветка всего 2 страницы. Ссылка была приведена выше.

drozd79:

По буржуйской методике определения добротности?

Добротность - термин для определения параметров катушки индуктивности. Она показывает, во сколько раз реактивное сопротивление катушки на резонансной частоте выше сопротивления потерь. К батареям никакого отношения не имеет. 😦

Concord
saaas:

3.83х4 = 15,32В, а общее напряжение в данный момент на силовых клеммах зарядник показывает 16.7В, куда делись еще 16.7 - 15.32 = 1.38В

Вот и я о том же ("Удивительно, что общее сопр. акков получилось больше: 165-195 мОм, т.е. среднее (1/3) - 55-65 мОм
"). Сопротивлением проводов это не объяснить (силовые толще и контакты золоченые).

drozd79:

Ребят а токоотдачу Вы как считаете? По буржуйской методике

Да

EugeneV:

Всё сведено в одну кучу

Как я понял, Вы, побаночно замеры не делали. Что такое относительньная погрешность в процентах (153…)

EugeneV
Concord:

Как я понял, Вы, побаночно замеры не делали. Что такое относительньная погрешность в процентах (153…)

Да, побаночно не измерял.

Относительная погрешность показывает на сколько процентов отличается результат полученный мной от результата полученного при помощи iCharger.

drozd79
saaas:

Добротность - термин для определения параметров катушки индуктивности. Она показывает, во сколько раз реактивное сопротивление катушки на резонансной частоте выше сопротивления потерь. К батареям никакого отношения не имеет.

Да, все верно, но тут у нас не форум радиолюбителей! Думаю все понимают о чем речь, Добротность, эффективность, К.П.Д. батареи - называйте как хотите, говорить будет все об одном и том же. Термин добротность в батареях не я придумал, мне он тоже не очень нравится. Мне больше нравится просто эффективность батареи. А чтобы правильно сравнивать эффективность двух батарей, на мой взгляд нужны следующие параметры:

  • внутренне сопротивление батареи, среднее (Rобщ);
  • токоотдача, теоретическая (Imax);
  • емкость батареи;
  • количество банок в паке или общее напряжение (Uном)=4.2В;
  • вес батареи (G), гр.

Из указанного выше, мы можем измерить:

  • внутренне сопротивление (пусть даже зарядником или по стандартной методе, важно относительное сравнение),
  • вес - (весы есть у каждого или данные производителя),
  • напряжение - измеряем тестером без нагрузки,
  • емкость-смотрим на этикетке производителя.
  • Токоотдачу сложно измерить, поэтому придется доверять производителям. Тогда эффективность батареи (назовем его как у буржуев - FOM) можно будет рассчитать:

Мощность развиваемая батареей:
Рмах= (Uном-Imax х Rобщ.) х Iмах

FOM = Рмах / G (Вт/гр).
Потому, что важно не отвлеченное число - токоотдача, а токоотдача конкретной батареи. ИМХО конечно, готов обсуждать 😃!

MihaD

Вспомнили на минутку про температуру, и опять забыли.
По моим прикидкам 1 градус - 10% сопротивления, 20 градусов - снижение в 4 раза.
А при нагреве ядра акка до 50 градусов этому ядру кирдык настает.
На планере импульсный режим работы, я снимаю с нанотеха 800мач 25-30А, 2 взлета по 25-30 сек, сливается 50% емкости. Сезон отлетали нормально.
На пенолете теплоизолирую плоскости наружных банок, а со всех боковин хороший обдув. Акки те же. Летаю по 6 минут, напряжение после отстоя пены 3,75в/банку, так и храню.
На вертолете я бы собирал акк из двухбаночных и располагал бы эти части отдельно.
Гиперион запрещает ставить отсечку ниже 3,4в/банку, и правильно делает!
Измерения при “комнатной” температуре - пустое, я так думаю.

EugeneV
drozd79:

Мощность развиваемая батареей:
Рмах= (Uном-Imax х Rобщ.) х Iмах

Забыли скобки:
Рмах= (Uном-(Imax х Rобщ.)) х Iмах
😉

saaas
drozd79:

Да, все верно, но тут у нас не форум радиолюбителей! Думаю все понимают о чем речь, Добротность, эффективность, К.П.Д. батареи - называйте как хотите, говорить будет все об одном и том же.

Давайте говорить конкретными терминами, что бы собеседник и сам говорящий понимал о чем идет речь. Иначе зайдем в такие дебри! 😉

drozd79:

Термин добротность в батареях не я придумал, мне он тоже не очень нравится. Мне больше нравится просто эффективность батареи.

Под термином “эффективность батареи” я понимаю энергию на грамм веса батареи.

EugeneV:

Забыли скобки

Со скобками нормально. Арифметика. Первыми действиями выполняются умножение и деление. Затем сложение и вычитание.

Concord
drozd79:
  • внутренне сопротивление батареи, среднее (Rобщ);

Что такое среднее (Rобщ)? Как его получить?

drozd79:

токоотдача, теоретическая (Imax);

Вы имеете ввиду С-рейтинг на этикетке? Вся наша тема говорит о том, что это С не имеет к реальной жизни никакого отношения

drozd79:

емкость батареи;

Какая? Опять с этикетки? А реальная (заливка после отсечки или пищалки) на 20-30% а то и 50% меньше!

drozd79:

(Uном)=4.2В

Это Uном говорит только о химии, что у Вас в руках литий-полимер и то, только в заряженном состоянии.

drozd79:

Тогда эффективность батареи

Это удельная (по массе) мощность. Не знаю кому она интересна, так как увеличение тока - это уменьшение полетного времени. Например, постоянный ток в 10С говорит о том, что полетное время не превысит 6 мин (1Ач/10А=1/10ч). Исключение могут составить планеристы, где использование аккумуляторов импульсное, о чем писал Михаил.

На мой взгляд, самый интересный показатель для хоббистов - это цена за один полет (цикл). Если Rino в два раза дороже Zippy, но держить в 3 раза больше циклов без заметной деградации, то они дешевле (парадокс) в расчете на 1 полет!
Лет пять назад, когда появились полимеры (Kokam) я прикинул - батарея в 50$ отходила 50 циклов, т. е. цена 1 полета оказалась 1$! Теперь этот показатель для хороших батарей снизился в 7-10 раз!
Так что предлагаю взять за основу сравнения все же забугорный опыт (Rвн) и калькулятор, но методику получения этого пресловутого внутреннего сопротивления надо стандартизировать.

PS Можно, конечно, плюнуть на эти замеры, а взять за порог использования батареи - падение емкости до отсечки (срабатывания сигнализатора). Она определяется при зарядке. Но отданная емкость сильно зависит от температуры окр. воздуха и стиля полета. Т.е. придется делать контрольный разряд в стабильной температуре (дома), например, током 10С.

7 days later
Concord

Подниму тему.
Что-то никто не отреагировал на мое предложение стандартизовать методику определения Rвн., поэтому подкину еще пару мыслей:

  • Выбрать в качестве рабочего тока разряда ток в 10 С (по этикетке) как наиболее типовой ток разряда на моделях. Как этого добиться? Я могу предложить шунт (нихромовую проволоку от плитки). Длинной спирали легко можно отрегулировать ток разряда. Разъемы, конечно, у шунта д.б. надежными, выдерживать температуру спирали. Шунта желательно два (зачем - читай ниже), которые можно подключать быстро.
    Второй способ - стенд для испытаний винтомоторной установки (этот способ имеет плюсы и минусы). Плюсы - получение х-к мотоустановки (тяги, оборотов, реактивного момента, кпд). Минусы - много шума и пыли 😃
    Во время разряда нужно записывать показания U на банке, ток через равные промежутки времени. Желательно сделать несколько ступенчатых проб (регулировать газ 50-100%). Это даст замерить дельты U и I, т.е. определить Rвн.
    Конечно логгер намного упрощает задачу, но не дает возможность считывать значения побаночно.
novichek

парни извините что вклиниваюсь в вашу тему.в акумах я далекий человек но у меня проблемка купленые для работы шуруповерты “макита” 14.4v 1.3 а.ч через месяц перестали держать заряд .зарядники заряжают их за 5 минут и хватает акума тоже на пятеру.что посаветуете?может какую липошку подобрать так как их выкидывать просто нет смысла.заранее благодарен