Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Обмен опытом
Сегодня измерил сопротивление участвовавших в эксперименте батарей зарядником ICharger 208 (у знакомого).
Результаты получились очень интересные.
Всё сведено в одну кучу, которая и предлагается вашему вниманию в приложенном .zip файле.
Concord, спасибо за подсказку! 😃
Хм…Получается, мой метод, + - лапоть дает такой же результат в значениях 😃. Я сразу сказал, что нет там 2-3 мОм, что показывает зарядник. Ребят а токоотдачу Вы как считаете? По буржуйской методике определения добротности?
Сегодня померил внут. сопр. моих “трешек” Турниги 2200 от 20 до 40 циклов. У всех примерно по 30-35 мОм на банку. Это тоже 9-10 С
А как реально? Какое напряжение (можно контролировать побаночной пищалкой со светодиодами) при нагрузочном токе 40а? Предполагаю 2200 еще рабочие.
измерил сопротивление участвовавших в эксперименте батарей зарядником ICharger 208 (у знакомого).
О чем и вел речь:
для обмена данными требуется одинаковое (покупное) оборудование у всех. Либо самодельное (оно точнее). Иначе никакого смысла. Только отслеживание динамики изменения. Т.е. стало хуже в 2 раза. Все.
Получается, мой метод
Поставил на зарядку, выставил ток зарядки 4.2А, смотрю напряжение показывает зарядник 16.7В, потом переключил, чтобы посмотреть по-баночно напряжение, вижу все банки ровно 3.83В. Хмм… не понял… 3.83х4 = 15,32В, а общее напряжение в данный момент на силовых клеммах зарядник показывает 16.7В, куда делись еще 16.7 - 15.32 = 1.38В???
- Вы не можете измерить сколько выдает зарядник, а сколько присутствует на батарее. Цепь замкнута. Напряжение одинаково.
- Что бы увидеть куда делось часть напряжение, тебуется влезть с цешкой внутрь батареи. Чисто символически.
- Зарядный ток не постоянен. Он пульсирует. 4.2А среднее его значение. Величина тока усредняется по периоду. Напряжение батареи обычно измеряется в паузе.
Можно сунуть осциллограф и посмотреть в реале.
Ребят а токоотдачу Вы как считаете?
Ветка всего 2 страницы. Ссылка была приведена выше.
По буржуйской методике определения добротности?
Добротность - термин для определения параметров катушки индуктивности. Она показывает, во сколько раз реактивное сопротивление катушки на резонансной частоте выше сопротивления потерь. К батареям никакого отношения не имеет. 😦
3.83х4 = 15,32В, а общее напряжение в данный момент на силовых клеммах зарядник показывает 16.7В, куда делись еще 16.7 - 15.32 = 1.38В
Вот и я о том же ("Удивительно, что общее сопр. акков получилось больше: 165-195 мОм, т.е. среднее (1/3) - 55-65 мОм
"). Сопротивлением проводов это не объяснить (силовые толще и контакты золоченые).
Ребят а токоотдачу Вы как считаете? По буржуйской методике
Да
Всё сведено в одну кучу
Как я понял, Вы, побаночно замеры не делали. Что такое относительньная погрешность в процентах (153…)
Как я понял, Вы, побаночно замеры не делали. Что такое относительньная погрешность в процентах (153…)
Да, побаночно не измерял.
Относительная погрешность показывает на сколько процентов отличается результат полученный мной от результата полученного при помощи iCharger.
Добротность - термин для определения параметров катушки индуктивности. Она показывает, во сколько раз реактивное сопротивление катушки на резонансной частоте выше сопротивления потерь. К батареям никакого отношения не имеет.
Да, все верно, но тут у нас не форум радиолюбителей! Думаю все понимают о чем речь, Добротность, эффективность, К.П.Д. батареи - называйте как хотите, говорить будет все об одном и том же. Термин добротность в батареях не я придумал, мне он тоже не очень нравится. Мне больше нравится просто эффективность батареи. А чтобы правильно сравнивать эффективность двух батарей, на мой взгляд нужны следующие параметры:
- внутренне сопротивление батареи, среднее (Rобщ);
- токоотдача, теоретическая (Imax);
- емкость батареи;
- количество банок в паке или общее напряжение (Uном)=4.2В;
- вес батареи (G), гр.
Из указанного выше, мы можем измерить:
- внутренне сопротивление (пусть даже зарядником или по стандартной методе, важно относительное сравнение),
- вес - (весы есть у каждого или данные производителя),
- напряжение - измеряем тестером без нагрузки,
- емкость-смотрим на этикетке производителя.
- Токоотдачу сложно измерить, поэтому придется доверять производителям. Тогда эффективность батареи (назовем его как у буржуев - FOM) можно будет рассчитать:
Мощность развиваемая батареей:
Рмах= (Uном-Imax х Rобщ.) х Iмах
FOM = Рмах / G (Вт/гр).
Потому, что важно не отвлеченное число - токоотдача, а токоотдача конкретной батареи. ИМХО конечно, готов обсуждать 😃!
Вспомнили на минутку про температуру, и опять забыли.
По моим прикидкам 1 градус - 10% сопротивления, 20 градусов - снижение в 4 раза.
А при нагреве ядра акка до 50 градусов этому ядру кирдык настает.
На планере импульсный режим работы, я снимаю с нанотеха 800мач 25-30А, 2 взлета по 25-30 сек, сливается 50% емкости. Сезон отлетали нормально.
На пенолете теплоизолирую плоскости наружных банок, а со всех боковин хороший обдув. Акки те же. Летаю по 6 минут, напряжение после отстоя пены 3,75в/банку, так и храню.
На вертолете я бы собирал акк из двухбаночных и располагал бы эти части отдельно.
Гиперион запрещает ставить отсечку ниже 3,4в/банку, и правильно делает!
Измерения при “комнатной” температуре - пустое, я так думаю.
Мощность развиваемая батареей:
Рмах= (Uном-Imax х Rобщ.) х Iмах
Забыли скобки:
Рмах= (Uном-(Imax х Rобщ.)) х Iмах
😉
Да, все верно, но тут у нас не форум радиолюбителей! Думаю все понимают о чем речь, Добротность, эффективность, К.П.Д. батареи - называйте как хотите, говорить будет все об одном и том же.
Давайте говорить конкретными терминами, что бы собеседник и сам говорящий понимал о чем идет речь. Иначе зайдем в такие дебри! 😉
Термин добротность в батареях не я придумал, мне он тоже не очень нравится. Мне больше нравится просто эффективность батареи.
Под термином “эффективность батареи” я понимаю энергию на грамм веса батареи.
Забыли скобки
Со скобками нормально. Арифметика. Первыми действиями выполняются умножение и деление. Затем сложение и вычитание.
- внутренне сопротивление батареи, среднее (Rобщ);
Что такое среднее (Rобщ)? Как его получить?
токоотдача, теоретическая (Imax);
Вы имеете ввиду С-рейтинг на этикетке? Вся наша тема говорит о том, что это С не имеет к реальной жизни никакого отношения
емкость батареи;
Какая? Опять с этикетки? А реальная (заливка после отсечки или пищалки) на 20-30% а то и 50% меньше!
(Uном)=4.2В
Это Uном говорит только о химии, что у Вас в руках литий-полимер и то, только в заряженном состоянии.
Тогда эффективность батареи
Это удельная (по массе) мощность. Не знаю кому она интересна, так как увеличение тока - это уменьшение полетного времени. Например, постоянный ток в 10С говорит о том, что полетное время не превысит 6 мин (1Ач/10А=1/10ч). Исключение могут составить планеристы, где использование аккумуляторов импульсное, о чем писал Михаил.
На мой взгляд, самый интересный показатель для хоббистов - это цена за один полет (цикл). Если Rino в два раза дороже Zippy, но держить в 3 раза больше циклов без заметной деградации, то они дешевле (парадокс) в расчете на 1 полет!
Лет пять назад, когда появились полимеры (Kokam) я прикинул - батарея в 50$ отходила 50 циклов, т. е. цена 1 полета оказалась 1$! Теперь этот показатель для хороших батарей снизился в 7-10 раз!
Так что предлагаю взять за основу сравнения все же забугорный опыт (Rвн) и калькулятор, но методику получения этого пресловутого внутреннего сопротивления надо стандартизировать.
PS Можно, конечно, плюнуть на эти замеры, а взять за порог использования батареи - падение емкости до отсечки (срабатывания сигнализатора). Она определяется при зарядке. Но отданная емкость сильно зависит от температуры окр. воздуха и стиля полета. Т.е. придется делать контрольный разряд в стабильной температуре (дома), например, током 10С.
Подниму тему.
Что-то никто не отреагировал на мое предложение стандартизовать методику определения Rвн., поэтому подкину еще пару мыслей:
- Выбрать в качестве рабочего тока разряда ток в 10 С (по этикетке) как наиболее типовой ток разряда на моделях. Как этого добиться? Я могу предложить шунт (нихромовую проволоку от плитки). Длинной спирали легко можно отрегулировать ток разряда. Разъемы, конечно, у шунта д.б. надежными, выдерживать температуру спирали. Шунта желательно два (зачем - читай ниже), которые можно подключать быстро.
Второй способ - стенд для испытаний винтомоторной установки (этот способ имеет плюсы и минусы). Плюсы - получение х-к мотоустановки (тяги, оборотов, реактивного момента, кпд). Минусы - много шума и пыли 😃
Во время разряда нужно записывать показания U на банке, ток через равные промежутки времени. Желательно сделать несколько ступенчатых проб (регулировать газ 50-100%). Это даст замерить дельты U и I, т.е. определить Rвн.
Конечно логгер намного упрощает задачу, но не дает возможность считывать значения побаночно.
парни извините что вклиниваюсь в вашу тему.в акумах я далекий человек но у меня проблемка купленые для работы шуруповерты “макита” 14.4v 1.3 а.ч через месяц перестали держать заряд .зарядники заряжают их за 5 минут и хватает акума тоже на пятеру.что посаветуете?может какую липошку подобрать так как их выкидывать просто нет смысла.заранее благодарен
может какую липошку подобрать так как их выкидывать просто нет смысла
Я так и делаю. 2200 (пара 3S последовательно) отлично входят в коробку аккумулятора шуруповерта. Балансирные разъемы вывел наружу, по ним контролирую разряд.
надо попробывать.спасибо.а что случилось с никель кадминивыми?интерсколовские и те по пару лет ходят,а эти … и самое главное что все 3.
Китайцы туда разве что тараканов не засовывают 😃
стандартизовать методику определения Rвн
Нагрузку стандартизировать хлопотно, но можно. Но температура будет расти в процессе замера, и сопротивление падать. Или надо с обдувом, как в полете.
Я бы посоветовал греть (термостатировать) аккумулятор и тестировать зарядником на малых токах. Тоже хлопотно, но будет больше похоже на правду.
ЗЫ Все равно никто возиться не будет, так что статистику вряди соберешь 😦
могу предложить шунт (нихромовую проволоку от плитки). Длинной спирали легко можно отрегулировать ток разряда.
Нагрузку стандартизировать хлопотно, но можно.
Если нихромовая проволока, то ее потребуется поместить в емкость с холодной водой. Так на момент замеров изменение нагрузочного тока будет в небольших пределах. Иначе использовать другую проволоку (писал выше).
никто не отреагировал на мое предложение стандартизовать методику определения Rвн
Стандарт будет только для участников этой ветки. Обмен данными с другими пользователями LiPo окажется неинформативным.
Все равно никто возиться не будет, так что статистику вряди соберешь
😃
Хлопотно, ошибки в замерах при спешке, плохая повторяемость результатов. 😦
На своих батареях, без замера Re, определяю худшую банку. Ставлю на контроль и с дальнейшим ухудшением заменяю донором. Критерий пора менять - подождать определяю по результатам полета на конкретной ВМГ с конкретным стилем полета.
Конечно логгер намного упрощает задачу, но не дает возможность считывать значения побаночно.
извини, но полужирным выделена чушь собачья. тот же поверлоггер с хк читает 6 банок одновременно со считыванием с силовых разъемов. проверял. больше - проблемнее.
подождать определяю по результатам полета
Переведите, пожалуйста
извини, но полужирным выделена чушь собачья.
Извините, нахожусь в плену своих представлений, мой логгер (точнее рег. с логгером) но не дает возможность считывать значения побаночно. А с Вашими оценками (чушь собачья) - полегче!
Переведите, пожалуйста
Перевожу:
Критерий пора менять - подождать
Т.е. пришло время или еще чуть подождать?
определяю по результатам полета на конкретной ВМГ с конкретным стилем полета.
Для 3Д отбор жесче, для блинчика мягче. Может стоять ВМГ с большим потреблением, либо с длительным временем полета.
Перевод засчитан?
Или надо с обдувом, как в полете.
Вот поэтому я и предложил второй метод, самый близкий к “боевому”. Стенд как раз обеспечивает все требования по температуре и току. Особенно при использовании логгера. Предлагаю выкладывать здесь графики (% газа, U, I) разряда (скрины с экрана). Выставляем ток - 10С и с таким уровнем газа гоним до отсечки (3,2 В/б или 10 В для 3S например). Можно сделать 2-3 ступенчатых пробы (снизить газ до 50 %). Время разряда д.б. в районе 6мин для нового аккумулятора. Супеньки можно делать по времени, например, через 1,3,5 мин от старта. По кривым разряда все будет видно