Li-Ion аккумуляторы типоразмера 18650
Интересно стало, почему некоторые модели 18650 можно заряжать как LiHV, а некоторые как Lipo, обычно до 4,2 вольта?
В тырнете находил информацию, что обычные модели 18650 перезаряжали больше 4,25 вольта ( максимально допустимое напряжение).
Ничего фатального от перезаряда не обнаруживали, судя по отзывам.
Сам я заряжал аккумуляторы только до максимально допустимого напряжения, согласно даташитам, у некоторых моделей оно малость отличается.
Решил я провести эксперимент с перезарядом. Сначала посмотреть, что получится при 4,2-3 вольта, потом 4,25-3 вольта, потом 4,3-3 вольта и 4,35-3 вольта.
Как для LiHV думаю провести несколько циклов, посмотреть как это будет влиять на деградацию (уменьшение ёмкости).
В эксперименте будет участвовать LG HE4 (самая малоемкая банка в наличие, меньше времени займет). Ток заряда 1,3А, ток разряда 2,5А.
Взял на Али корпус повербанка на 4 шт. 18650.
Поставил аккумуляторы, какие были в наличии. Через какое-то время узнал, что мой павербанк заряжает до 4,35 В.
Заказать аккумуляторы с повышенным напряжением никак не соберусь. Вот уже год обычные 18650 заряжаются до 4,35 В и пока живы.
Вот уже год обычные 18650 заряжаются до 4,35 В и пока живы.
Обнадеживает😒 Результат по емкости впечатляет.
Сначала разрядил 4,2-3 вольта, получилось 2182 mAh.
Разряд 4,25-3 вольта, 2304 mAh.
Заряд свыше 4,25 вольта проводился в два этапа, сначала стандартным током до 4,25, потом пониженным током 0,5А на банку, побоялся “утрамбовывать” аккумулятор большим током в конце заряда. Сама зарядка снижает ток слишком позно на 1S ( почти как “быстрый заряд”).
Разряд 4,3-3 вольта, 2399 mAh
Осталось проверить 4,35-3 вольта и прогнать несколько циклов.
Осталось проверить 4,35-3 вольта
Проверил, ожидаемо получилось больше 10% слитая емкость чем при разряде 4,2-3 вольта.
Это и подтверждается, в интернете находил информацию, у высоковольтных энергоплотность больше чем у LiPo.
Дальше я решил не заморачиваться с зарядом в два этапа, а тупо зарядить как LiHv до максимального напряжения, с стандартным током заряда 1,3А (1250mА не настроить на моей ЗУ).Никакого нагрева, взрыва и тому подобного, страшилки тырнета не подтвердились 😃
Потом разрядил как LiHv до минимально в этом режиме 3,2 вольта.
На втором цикле разряда емкость не уменьшилась, незначительное увеличение емкости списываю на погрешность прибора, изменение температуры в комнате.
Попробую ещё прогнать несколько циклов для проверки.
Наверно это повлияет на ресурс, зато можно будет снимать емкость в более высоком диапазоне напряжение. Разряжать до 2,8 вольта уже думаю не стоит, минимум до 3 вольт.
Ну и конечно я не призываю так делать, это просто мой эксперимент, на практике с силовыми аккумуляторами ещё предстоит проверить.
Попробую ещё прогнать несколько циклов для проверки.
Провел и ещё 5 циклов, ничего плохого невыявлено, емкость сливается в пределах +/- 20mAh.
Что удивительно, ниже 3,2 вольта, остается не больше 250 mAh, стандартный остаток около 10%.
У меня такое впечатление, что заряжая как LiHv и разряжая до 3,2 вольта, удалось просто сместить диапазон напряжения.
Цель проста, при такой же мощности потребления получить меньше ампер.
Есть конечно в продаже ICR 18650 liHv, только разрядный до 2С не впечатляет.
Например datasheet-pdf.com/…/ICR18650D1-Datasheet-LG-786100
Александр, получается от 4.35 до 4.2В 300мА\ч ?
Александр, получается от 4.35 до 4.2В 300мА\ч ?
Почти, но у меня банка Б/У 2016 года выпуска, летала в сборке 4S, в фонарике.
В последних тестах я её заряжал до 4,40 вольта, максимальное напряжение выставляемое моей ЗУ для LiHv, в состояние покоя замер показал 4,38 вольта!
получилось “утрамбовать” больше 10%.
Я думал колесо изобрёл, а нет, всё уже испытано 😃 Нашёл такой пример в тырнете. Один и тот же вид аккумулятора, заряжали как LiPo и LiHv,
В высоком напряжение меньше просадка и больше емкость, проще говоря энергоплотность больше.
Но, как говориться есть и минусы, это подтвердило сравнение даташитов разных видов аккумуляторов с одинаковой емкостью.
Увы, чем больше энергоплотность, напряжение - тем меньше ресурс.
Например у обычного ICR ресурс до 500 циклов, а у ICR HV пишут о 300.
Это подтверждается и на примере других типов аккумуляторов, свинцовые с малой энергоплотностью, а ресурс очень большой, или LiFePo4 тоже с нехилым ресурсом.
Тут как говорится, как будем катать аккумулятор. Если каждый день делать по циклу 18650, тогда понятно, в заряде как LiPo можно прокатать ресурс за 2-3 года, если не так часто пользоваться, то его скорей убьют не циклы, а просто время хранения.
Если заряжать как liHv, можно будет катать резвей, но для частого использования ресурс сократиться.
Сегодня зарядил Samsung 30Q 3S3P как LiHv, при разряде на модели не так уж много прибавилось в емкости, всего на 650 mAh больше чем как заряжая до 4,2.
Пока не знаю в чем причина, возможно сами аккумуляторы уже потеряли за два года эксплуатации.
Возможно это особенность этих аккумуляторов. Проверю ещё Sanyo GA, сколько прибавиться емкость.
Проверю ещё Sanyo GA
Проверил на 2S1P, заряд в LiHv показал всего на 164 mAh больше.
Не знаю почему, но это явно не 10% прибавка.
Опасно все это) Я по слепоте включил на зарядке хай вольт ,а подключил обычные лионки ГА , зарядились до 4.35 на плечо,были горячие.Почему я и заметил. Так что лучше с акками поаккуратнее-горят как ракета , нагреваются почти до красна .
Опасно все это) Я по слепоте включил на зарядке хай вольт ,а подключил обычные лионки ГА , зарядились до 4.35 на плечо,были горячие.Почему я и заметил. Так что лучше с акками поаккуратнее-горят как ракета , нагреваются почти до красна .
это качественные акки были!-потому, пока прокатывает перезаряд!
у меня перезаряд какой то китайщины 18650 , В режиме HV (случайно забыл переключить зарядник!) -закончился взорвавшимися батареями!
приятного мало, вся квартира в графитовом порошке, чуть без глаза не остался!
славо богу без попыток возгорания-просто бух!
PS да кстати, батареи взорвались не сразу, снял с зарядника,горячии, потом через секунд 30 рванули (видимо, пошли не обратимые какие-то реакции внутри)
у меня перезаряд какой то китайщины 18650 , В режиме HV (случайно забыл переключить зарядник!) -закончился взорвавшимися батареями!
Возможно на убитые или старые банки подавался большой ток. Вот и нагрев и всё остальное. Смотрел видео, загорелся самодельная сборка из китайских 26FM, хоть и заряжали до 4.2 вольта, подбирать нормально надо банки в сборку, если большие токи эксплуатации.
Я правильно понимаю, что для 30Q нормальный долгосрочный (до выработки ёмкости) ток разряда - 2C на банку?
Я правильно понимаю, что для 30Q нормальный долгосрочный (до выработки ёмкости) ток разряда - 2C на банку?
Для 30Q долгосрочный до 15А.
… снял с зарядника,горячии, потом через секунд 30 рванули (видимо, пошли не обратимые какие-то реакции внутри)
Полопались все банки в батарее или часть уцелела?
Я правильно понимаю, что для 30Q нормальный долгосрочный (до выработки ёмкости) ток разряда - 2C на банку?
Никакой аккумулятор не любит 100% разряда емкости, даже если будет малый ток, умирают они быстрей.
Конкретно для 30Q - 15А (5С) можно грузить постоянно до 2,8 вольта на банку, если ниже- то уже начинается перегрев (>70С).
А так с них можно непрерывно слить 2Ач током 20А, потом перерыв чтобы остыл градусов на 20.
Вообще они не сильно уступают VTC6 по токоотдаче, до минуты их можно нагрузить даже 30А!
Самое главное, чтобы в аккумуляторе оставалось на меньше 5-10% от всей емкости (в зависимости от тока разряда), и желательно чтобы не перегревался больше 70 градусов.
Полопались все банки в батарее или часть уцелела?
Обе две!
перегрев (>70С).
Судя по графику на 6-й странице даташита, нагрев до 70 градусов при разряде током 15А будет где-то при напряжении 3.2. Мне вообще такая температура эксплуатации кажется экстремально высокой, субъективно хочется держать в пределах 40, максимум - 50 градусов.
Судя по графику на 6-й странице даташита, нагрев до 70 градусов при разряде током 15А
При каком токе элемент наберет температуру 70 градусов - больше зависит от того, чем и насколько плотно обмотана собранная батарея. Если оболочка сборки плохо проводит тепло и ему некуда уходить, если оболочка работает термосом и исключает циркуляцию воздуха- 70 градусов можно в конце концов и при трех амперах набрать. И элементы, расположенные в центре сборки будут иметь более высокую температуру в сравнении с крайними.