Необходимая и достаточная обкатка Saito FG-14B

foxtrot

Тоже подозреваю, что это неправильный Мотюль и делают его из неправильных кокосов. Думаю почистить все и погонять еще без глушителя на забедненной игле малого газа (пока новый цилиндр в пути). Может попробую с другими маслами, все равно с этим цилиндром наверное все закончилось - летать наверное можно, но весь самолет будет в масле…

Есть правда еще мысли, что дело может быть и не в Мотюле, а в сильно открытой игле малого газа - 5 оборотов на заводе открывают. Я закрыл на 2,5 и все еще не дошел до забеднения. Теперь понятно, почему до закручивания этой иглы холостые (~2000) были где-то на пол хода дросселя - там как раз начинала работать игла малого газа, а она была сильно открыта (для обкатки), вот мотор на малом газу и забогащался по максимуму (до границы воспламенимости такой смеси). После закрытия иглы дроссель тоже удалось закрыть больше - т.е. диапазон хода дросселя при тех же оборотах расширился. Может из-за этого столько кокса внутри - не выветрился еще. Я же не мыл мотор перед закручиванием иглы. Кстати после этого на модель граздо меньше осело мазута - вообще минимум.

15 days later
foxtrot

Ну вот пришел новый цилиндр, но я пока решил погонять на стенде со старым, кстати работает нормально и мазуты не так уж много - в детстве от комодов раз в 10 больше было. Так что летать можно, лишь бы в выхлопное окно сор не попадал. Вчера мучил его часа 3 наверное (1 литр гари), чтобы определить скока сажи будет от мотюля на нормальных рабочих настройках (не обкаточных). Попутно нужно было заценить работу с прокладкой (под цилиндром) из алюминиевой фольги 0,1 мм (раньше такой бутылки с молоком/кефиром запечатывали), а также был тест вибро-помпы от Perrypumps.

После переборки компрессия у движка заметно увеличилась, но к концу теста стала прежней (хоть и не слабой). После вскрытия, чистки, промывки опять выросла - видимо сажа на выхлопном клапане сказывается, а может банально масло, наносимое при сборкие, ее увеличивает.

Настроил режим (9200 - пик с APC 14x6, выставил иглой 8800-8900), замерил температуру инфракрасным термометром. После 30-40 секунд максимальных оборотов - раскочегарился до 120 град (на улице было градусов 10-12). Точность термометра ±километр, боюсь как бы нагрев был не больше.

Помпа не работала совсем… была закреплена на стенде (к мотору не подлезть), думаю из-за этого - не хватает ей там вибрации, с метанольной такие же проблемы были пока не прикрутил ее непосредственно к болтам крепления движка к мотораме. Потестим еще на модели.

После пробы помпы двиг с полным баком совсем отказался работать. Кое-как запускался и при открытии дросселя более 4-4,5 тыс. оборотов режим был рваный, мотор глох, большой иглой режим улучшался, но глох еще резче. Три версии - либо в карб нельзя подавать давление (что-то повредилось внутри, хотя перед штуцером карба было ответвление - обратка), либо из помпы (или линии обратки) в карб попал мусор, либо свеча обуглилась (была черной, но не сказать, что совсем засраной), прокалить ее было нечем. Решил выжечь все оставшееся топливо (чтобы посмотреть потом сажу) и ехать домой. Скушав где-то 2/3 бака режимы мотора сами собой восстановились… Странно, но в начале испытаний он нормально работал и с полным баком.

Подозреваю дело было в свече - после разборки центральный электрод оказался серым и слегка белесым, хотя в поле все было равномерно черным - видимо кокс как-то выветрился за полчаса на 4 тыс. оборотов. Сегодня проверим, как оно будет с полным баком работать. Сегодня еще попробую другую помпу Perry, которая от пульса давления в картере работает.

Мотюль себя частично реабилитировал - по состоянию свечи, работает приемлемо. Частично, потому что все равно много (ИМХО) крупиц кокса в камере и на клапанах, хотя на этот раз с клапанов он стирался тряпкой совсем без усилий, т.е. не сказать, что это был нагар. Тока со штока клапана его пришлось оттирать, как в прошлый раз - с пристрастием.

Если кто разбирал карб Saito 14/20, подскажите на будущее давление ему подавать можно? Там нет каких-нибудь хрупких мембран?

foxtrot

Еще пол литра ушло - примерно час работы. Отстроил все режимы практически идеально, только на 5200 оборотов двиг немного забогащен - слышно по более резкому звуку (гоняю без глушителя) и при пережатии трубки немного раскручивается - в этом месте как раз начинается диапазон регулировки большой иглы и заканчивается диапазон для малой иглы. Можно прибеднить малую иглу, тогда весь диапазон получается в оптимальном режиме, но при резкой даче дросселя с холостых движок стремится заглохнуть. Так что пришлось оставить так.

С помпой Perry (та что от импульсов давления работает) примерно так же, только в том же месте на 5200 эффект еще более выражен - мотор заливает, работает нестабильно. Если так оставить, то свечку точно засрет и тада режимов не будет совсем. Попробовал на последок еще с длинной трубкой от бака - 22 см, режимы почти не изменились, лишь бы они еще на перегрузках не плавали. Так что летать пока буду без помпы, а ее скорее всего на дым систему пущу.

У свечи изолятор электрода остался серо-сизый, слека бежевого оттенка с белесым налетом - на мой взгляд можно оставить смесь как есть.

Алексей_Vgg
foxtrot:

изолятор электрода остался серо-сизый, слека бежевого оттенка

Так а масло какое теперь используете? Тот же Мотюль 700?
А на зажигалку, 6 вольт по мануалу?
Моя Саитка уже вылетела из Америки. Хочется на момент ее получения уже быть во всеоружии, и сразу приступить к обкатке.
И еще, касательно масла:

  1. Горизонт рекомендует Evolution. Цена 9-15 долларов прим. за литр. Пока не нашел от куда бы его заказать.
  2. Изготовитель “сватает” RACING SPEC PRO2T. Без доставки 3 000 иен. 340 баксов (кажись за пол литра).
    Может лить масло, из доступных в нашем Отечестве? Какое?
foxtrot

Да, пока тот же самый Мотюль 700. Мотюль Scooter Power и Мотюль Card Racing (более дымное - масленный выхлоп) не нашел. Масло для свечи подходит, но все равно кокс внутри мотора мне не нравится, пока ничего лучшего нету. Закзал на компанию 6 канистр Evolution в toyhobby.ru, приедут к концу октября.

В общем на обкатке больше часа забогащенным (большая игла по мануалу 1 1/3 - 1,5 оборота, маленькую не трогать) больше часа не гоняйте - засрет свечу капитально + засрет все вокруг. После этого большую иглу можно выставить по мануалу (пик - забеднение - обратно пик - минус 300 оборотов, с APC 16х4 выставил 8900-9000), а малую нужно обязательно прикрыть до нормальных режимов. Я ее завернул на 3 - 3 1/4 - 3,5 оборота. С такими настройками гоняем мотор еще 1-1,5 часа на 4-5 тыс. оборотов с нечастыми перегазовками (по 10-15 секунд) до 7-9 тыс., после этого проверяем свечку - если сильно в саже, моем, протираем нашатырем и прокаливаем, за одно не помешает прополоскать сам мотор - я бы снял ему голову, вынул клапана и все от туда вымыл-вычистил, но для этого нужна прокладка (родная - одноразовая). Далее окончательно тестим все режимы. Финальная доводка режимов должна быть обязательно на хорошей/чистой свече, а то будет долгая тренеровка мозгов без результата. Кстати если свеча в саже то после выставления правильной смеси кокс с изолятора сам выветрится - у меня так получилось.

Нормальный режим во всех положениях дросселя опознается кратковременным пережатием питающей трубки: от 5 тыс. и выше мотор не раскручивается а как правило резко (дроссель макс. открыт) или (ближе к 5 тыс.) с небольшой задержкой но без раскрутки! пытается заглохнуть (отпускаем - опять работает), на 3-2 тыс. оборотов пусть он при пережатии трубки немного прибавляет обороты а потом пытается глохнуть (слегка забогащенный). И последнее - с холостых резкая дача дросселя (без фанатизма) мотор должен раскрутиться за секунду - полторы до максимальных оборотов. Если резко глохнет малую иглу открыть на 45-90 град (лучше 2 раза по 45 с проверкой), если раскручивается медленно - таким же макаром ее прикрыть. А еще лучше закрывать ее по 45 градусов пока не появится провал и попытка заглохнуть при даче дросселя (забедненный режим), после чего начать ее открывать по 45 градусов, пока этот эффект не пропадет - будет минимальная забогащенность при надежной перегазовке.

Забогащенность для этого моторо - зло для свечи, а плохая свеча - зло для всего мотора.

Питание на коробке зажигания написано 4,8-6В. Выставил 4,95 - у меня DC-DC преобразователь после липольки (12 В) стоит - работает без проблем.

И еще, чета надо делать с глушителем и переходником - эта гиря под 60 гр. там совсем не нужна - любой контакт с землей, даже несильный - цилиндр в минус (хотя он и без глушителя работает нормально). Пришел мне мягкий глушитель (гофра), попросил еще коллегу точнуть из дюраля адаптер под 90 град (вместо фирменного - 29 гр.), между цилиндром и адаптером будет небольшая дюралевая трубочка с надрезом/лыской, чтобы в случае чего она ломалась первой. В адаптер сделаем еще штуцер для дым-системы (может когда пригодится).

Dimon11
foxtrot:

Если кто разбирал карб Saito 14/20, подскажите на будущее давление ему подавать можно? Там нет каких-нибудь хрупких мембран?

rcopen.com/forum/f89/topic185744

Алексей_Vgg
foxtrot:

чета надо делать с глушителем и переходником

Мотор буду ставить на копию. С ним же заказал “Райт англ адаптер” и “Гибкий глушитель”. Наверное такие же, как у Вас.
Винт на обкатку планирую ставить “Mастер айскрю”, 14х6, с широкой лопастью. Он вроде бы по тяжелее и будет играть роль маховика.
Где то вычитал, что лучше 13х6. Так что если ошибаюсь - поправьте.

foxtrot:

Закзал на компанию 6 канистр Evolution в toyhobby.ru, приедут к концу октября.

Мне там озвучили срок - конец ноября. Весь в сомнениях.

foxtrot
Алексей_Vgg:

Мне там озвучили срок - конец ноября. Весь в сомнениях.

Выбирать особо не приходится - как привезут так привезут. Да и зимой грят бинзинки не очень летают (типа зажигание глючит), так что уже будет некритично, путь хоть в декабре его отгрузят, активно этот мотор будет эксплуатироватья скорее уже в следующем сезоне.

Адаптер с гофрой весят 61 грамм и все это держится на выхлопном окне - разломает его при первой возможности. Я через это уже прошел, вывод сделал - нада делать разрушаемый переходник/адаптер от цилинда до гофры - из дюраля. Если выдержит температуру выхлопа - будет зер гут. У дюраля отжиг на 500 град, плавится на 650. Голова цилиндра алюминиевая, вроде нагрев держит.

Да на копии надо позаботиться об охлаждении. У меня открытый мотор нагревался до 120 град. (а термометр необязательно точно показывает - может и больше) на макс оборотах (40 сек.). Не знаю это много или нет, но под капотом еще больше раскочегарится.

Алексей_Vgg
foxtrot:

Да и зимой грят бинзинки не очень летают (типа зажигание глючит),

У меня как раз, поздней осенью - зимой, полеты только начинаются. Может сделать “шубу” для модуля зажигания?
А по маслу, Вы все таки думаете что Мотюль 700 лучше, чем Карт Рэйсинг или Скутер Пауэр?

foxtrot

У меня просто другого Мотюля из вышеперечисленных нет, в местных конторах такого даже не знают. Искал вообще-то Сутер Пауэр. Предлагали Скутер Эксперт, но мне оно не понравилось, не помню уже почему - или не синтетика или не 2Т или еще что. Так что пришлось взять то что было из упоминаемых на этом форуме - 700.

Тут выше предлагался также Кастрол мото-рейсинг кажись, может его попробую следующим или уже Evolution придет, пока закончится 700-й. Где-то на форуме также ликви моли упоминался.

foxtrot
Dimon11:

Saito FG20 - вопросы

Дмитрий, спасибо за ветку. Кажись раньше ее уже читал, перечел еще раз, особенно про ваш успех с перри.

Вопрос, вы обратку перед штуцером карба в бак делали? Все таки давление там может быть дюже избыточным.

По настройке. Отстроил FG-14B без Перри и после подключения разумеется мотор был сильно залит повсему диапазону - звук был очень резкий и мотор не раскручивался в любом положении дросселя, если кратковременно не пережмешь питающую трубку, отпускаешь после раскрутки - опять тарахтит. Это было ожидаемо - все таки давление, хоть и с обраткой, большую иглу закрыл почти на пол оборота, малую - где-то на оборот-полтора. Пробовал так же уменьшать давление помпы (вывертывал винт на 2 оборота).

В общем после долгих плясок с бубном вернул я таки давление помпы обратно на 2 оборота, потом может опять вывернул винт на 0,5 оборота. Малую иглу тоже практически вернул на прежнее место (прикрыл только на 1/4 оборота), с помпой на низких оборотах мотор как-то ведет себя неоднозначно - при пережатии трубки глохнет не сразу (здумчиво так), но и без раскрутки, после отпускания трубки режим не обязательно возвращается к прежнему. В итоге нашел более-менее нормальные настройки максимальных и низких оборотов, но на 5200 треск стоит от перезалива (без помпы в этом месте тоже забогащенно, но не так сильно проявляется). Холостые с помпой гораздо менее уверенные, чем без нее - ощущается более высокая вероятность заглохнуть на 2000 оборотов.

Но самое неприятное с помпой, что я не смог победить и из-за чего я помпу ставить не буду - это резкая перегазовка с холостых и низких до максимальных (или даже до 5-6-7 тыс) ведет к жуткому перезаливу - пока не пережмешь трубку мотор в режим не выходит (может 3-4-5 секунды работать стабильно перезалитым дальше ждать термпения не хватает), после раскрутки отпускаешь трубку - работает нормально. Такое ощущение что 2 регулятора (в помпе и в карбе) друг-друга не понимают - как только забрало резко открывается - в него сразу взахлеб впрыскивается топливо и потом мотор долго его расхлебывает из карба, а помпа старается еще и еще туда подает. Если перегазовку делать аккуратно, плавно - то все работает как и без помпы. Закрытие иглы ХХ (и большой тоже) только нарушает режимы, но проблему не устраняет.

Помпой стал заниматься, чтобы бак подальше от мотора поставить, пока трубка 195 мм, в принципе работает нормально, но боюсь на перегрузках режим будет нестабильный. Да, когда без помпы попробовал на стенде трубку 22-23 см, мотор тоже нимного забогатился по всему диапазону дросселя - никак этого не ожидал, может ему трубка как расходный бак работает - из нее легче закачать, чем из бака? Мотор кстати очень чуйствителен к подаче топлива, дренажная трубка во время испытаний смотрела по потоку, повернул навстречу (как на модели будет) - сразу забогатился.

P.S. А я кстати не стал штуцер в картер колхозить - подключил через тройник к сапуну, мне кажись сам продавец (peerypumps.com) так советывал еще с метанольной версией саиты и помпы.

Алексей_Vgg
foxtrot:

дренажная трубка во время испытаний смотрела по потоку, повернул навстречу (как на модели будет) - сразу забогатился.

Сергей, у меня к Вам вопрос по поводу организации дренажа.
Если собирать бак как по схеме на рисунке, то очевидно в инвертном полете и на эволюциях топливо будет понемногу вытекать. Так и должно быть?

foxtrot

ИМХО зависит разных факторов. Если на земле на подставку самолет поставить вверх ногами, то может и потечет - дренажить будет через питающую трубку, вытекать из дренажной и заправочной, а может дренажить из заправочной а вытекать из дренажной или наоборот. В воздухе, если обе трубки будут смотреть на встречу потоку, то будет зависить от скорости, если наддува хватит - ничего не потечет, если нет, то может потечь аналогично подставке на земле. Есть еще фактор перегрузки - топливо будет больше скапливаться у задней стенки, т.е. из трубок может и не потеч, разве что в пикировании без тяги.

Я обычно если делаю отдельно заправочную трубку, то направляю ее вниз к днищу бака, а дренажную - вверх к потолку. В инверте их функция симметрично меняется, т.е. получается у бака две дренажные трубки - для обычного и инвертного полета. Плохо, что у пластиковых баков трубки входят в бак в центре. Раньше на кордовых пилотагах делали ввод одной дренажной через потолок и внутри бака к днищу, второй - через днище и до потолка внутри - классическая схема. Теперь, чтобы при полном баке не вытекало из заправочной, когда уровень выше места ввода трубок, необходимо наружный кембрик заправочной трубки проводить выше, а дренажной - ниже бака.

foxtrot

сделайте еще симметрично вывод заправочной трубки выше потолка бака и получится классический бак с двумя заправочными-дренажными трубками. Через одну мы заправляем в обычном положении модели на колесах, дренажжируем через вторую рубку. Через вторую трубку заправляем, когда модель в верх колесами на подставке, а через первую - дренаж.

Такой вывод наружных кембриков я и мел в виду в предыдущем посте. Хотя я бы сначала проверил - может и без него не будет ничего вытекать. Если вытекает, то заправочную заглушаю и летаю с одним дренажом, если в инверте что-то не устраивает, тогда делаю вывод кембриков, как описывал выше и обе трубки работают как дренаж для обычного и инвертного полета.

Внутри бака делаю именно как у вас в последнем рисунке.

Dimon11
foxtrot:

Вопрос, вы обратку перед штуцером карба в бак делали? Все таки давление там может быть дюже избыточным.

Не делал я “обратку”, потому как избыточной производительности не заметил. А давление это хорошо

foxtrot:

Такое ощущение что 2 регулятора (в помпе и в карбе) друг-друга не понимают - как только забрало резко открывается - в него сразу взахлеб впрыскивается топливо и потом мотор долго его расхлебывает из карба, а помпа старается еще и еще туда подает. Если перегазовку делать аккуратно, плавно - то все работает как и без помпы. Закрытие иглы ХХ (и большой тоже) только нарушает режимы, но проблему не устраняет.

Если внимательно смотрели, я подкачку с саиты снимал. Так как в ней нет необходимости. С саито памп систем я даже не пробовал работать, так как на внешний подпор она не расчитана…

foxtrot

Вчера первый вылет после крэша. Зря потерял 2 недели в ожидании нового цилиндра - летал на старом без глушителя. Он этому мотору не очень то и нужен, без него даже лучше - хорошо слышно в воздухе. На стенде мотор был отрегулирован оптимально, на смолет поставил - сразу забогатился. Разница только в том что дрыгатель лежит на боку и питающая трубка не из системы для перелива крови, а нормальная из тайгона (чуть большего диаметра), длина - 20 см. Большую иглу пришлось прикрыть чуть меньше пол-оборота, малую - на четверть. Бак сделал с двумя дренажными трубками (как выше обсуждалось).

В общем моторик работает приемлемо - малые и максимальные устойчивые, уверенные, нормальные перегазовки (быстрые, но с холостых без фанатизма - пинком газ давать нельзя, а забогащать малую иглу больше не хочется). Вот на 5000-5200, стрекочет перебойно - подзалит малость и, похоже, иглами это не лечится - либо стрекотание на этих оборотах, либо проблемы с холостыми, максимальными и перегазовками. Причем стрекотание больше проявляется имено в воздухе. На земле почти не заметно, хотя на этих оборотах замечена забогащенность - мотор раскручивается при пережатии трубки. Оставил пока так - летать можно, дальше видно будет, может рискну - прикрою/открою малую иглу посмотрим, как оно в воздухе отразится. На другом самолете (U-Can-Do 3D, .46) бак вплотную стоит, может эффект уйдет.

Поставил для испытаний вибро помпочку Perry (она без регулятора кстати) - идеально сбалансировала самолет без глушителя. Закрепил ее на мотораме на болтах крепления к ней дрыгателя - цилиндр помпы поперек коленвала. Работает, как и ожидалось - без проблем. Сделал обратку в бак. Большую иглу прикрыл на полоборота, максимальные стали нормальными, минимальные не выставлял - поздно было уже, может на выходных полностью все режимы с помпой попробую выставить чисто из спортивного интереса. Мотор в принципе нормально работает при такой установке бака, так что скорее всего обойдусь без помпы.

Алексей_Vgg
foxtrot:

моторик работает приемлемо - малые и максимальные устойчивые

Сергей, а после того как вынимали клапана компрессия не упала? Сколько удается получить устойчивые холостые обороты. 2500 нормально работает?

foxtrot

Я же писал, наоборот после переборки (чистка сажи-кокса) компрессия только увеличивалась, может из-за масла, наносимого при сборке. Сейчас после полетов компрессия как у нормального компрессионного двигателя - ну, может немного по слабже, чем у нового комода (помню по памяти). Так что время от времени полезно вынимать и чистить клапана - хуже им от этого точно не будет. А вот если не чистить, тогда кокс может наоборот снизить компрессию. Только прокладу надо правильную делать (я использовал алюмний), оригинальные одноразовые - слишком дорогое удовольствие.

foxtrot

Холостые для земли (Idle-down) выставил 2000 - неуверенно но держит, для полета - 2300-2500 (надежно). Можно было б и до 1700 опустить для земли, но на них режим пока совсем неуверенный - есть риск заглохнуть в течение минуты.

Алексей_Vgg
foxtrot:

время от времени полезно вынимать и чистить клапана - хуже им от этого точно не будет

Я почему спросил, - когда на калилках чистил клапана, их приходилось после этого по новой притирать. Сами не “прихлопывались”, пропускали.
Правда и наработка у движков была уже приличная.

foxtrot:

Сейчас после полетов компрессия как у нормального компрессионного двигателя

Это и хотелось услышать. Как “после полетов”.
Так что - Спасибо!