Доработка 4-х тактника Атлант-48

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

А вот почему они ставят распредвал шестерней вперед мне не понятно, видимо просто потому, что он и так достаточно короткий

Скорее всего другая причина -
Угол наклона штанг что бы уменьшить .
Есть один момент - штанги в такой системе самая каверзная вещь , они обладают массой и кинетической энергией при возвратно поступательных движениях.
Если они будут под углом , на них растет нагрузка , ломаться они может и не будут , но будут резонировать что приведет к неплотному закрыванию клапанов на определенных оборотах.
Дальше сила инерции будет удерживать клапан от своевременного закрытия при большой массе штанги.
Поэтому штанги стараются делать предельно легкими и что бы они стояли идеально в вертикальном положении.
----------------------
Вот я вижу “свой” 4Т с шестернкой на валу и промежуточной как положенно 1к2 , и приводной ремень к распредвалу ( валам).
Почему не сразу как например у вебры - избежать попадания масла на ремень.
А вот от промежуточной шестерни к распредвалу уже передаточное 1к1 .
Вот условно я так вижу свой мотор - виртуальный.
---------------------
Конечно все сказанное это просто мысли в слух…

arkadievich

По поводу штанг - совершенно верно. Штатные штанги Атланта весили ок. 3.6гр, переделанные из ОС-овских всего 2.0гр (за пару).

arkadievich

Крепление впускного патрубка переделал - теперь черед за выхлопом. Посадил фланец на винты М4, предварительно увеличив диаметр выхлопного канала в головке до 12мм с 10мм и посадив на локтайт бывшую накидную гайку (которая все равно треснула). Торчащий конец гайки фрезеровал заподлицо. Получилось вот так.

Dimon11
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Вот я вижу “свой” 4Т с шестернкой на валу и промежуточной как положенно 1к2 , и приводной ремень к распредвалу ( валам). Почему не сразу как например у вебры - избежать попадания масла на ремень. А вот от промежуточной шестерни к распредвалу уже передаточное 1к1 .

В вебрах ремень замасливается из за того что сифонит золотник, т4-15 не замасливается, потому что на промежуточном приводном валу стоит сальник резиновый. И ОПС 120 с системой OHC и приводом 2:1 не страдает замасливанием. Вообще конфигурация ремня типа OHC ОПС, или DOHC от конли по весу легче будут переднеременных…

arkadievich:

По поводу штанг - совершенно верно. Штатные штанги Атланта весили ок. 3.6гр, переделанные из ОС-овских всего 2.0гр (за пару).

А у ОС-а штанги пустотелые?

ЕВГЕНИЙ-ARM
Dimon11:

А у ОС-а штанги пустотелые?

Самое главное они цельно стальные.
Картер алюминиевый , штанги стальные и при этом охлаждаются.
Коэффициент расширения разный у этих двух деталей .
И как раз этот момент является решающим так как с прогревом требуется увеличение размера штанги пропорционально увеличению ( возьмем за базу ось коленвала ) расстояния между осью коленвала и скажем осью коромысел.
Выпусконой клапан благодря тому что омывается выхлопными газами расширяется .
С увеличением при нагреве тарелки зазор увеличивается , при этом слегка компенсируется тем что нагрелся шток клапана ( но это незначительно по отношению к тарелке клапана).
К чему все - с нагревом зазоры увеличиваются и фазы и проходное сечение каналов в месте седел и клапанов уменьшается за счет уменьшения хода клапана и высоты подъема клапана, из-за увеличившихся зазоров.
Наверное здесь лежит ответ на тему всех 4Т которые у меня были - если мотор вывести в пиковые обороты , после некоторого прогрева двигатель начинает терять мощность.
И главное она слегка поднимается при незначительном обогащении ( богатая смесь очень эффективно понижает температуру выхлопных газов ).
Но холодный мотор ( только что запущенный) при этом работает плохо после этой компенсации топливом.
----------------------------------
К чему веду - сделать комбинированные толкатели - алюминиевые с впрессованными наконечниками .
Но вот коза именно применительно к Атланту - ему это ничего не даст в плане температурной компенсации зазоров. Только если поэкспериментировать с размерами позволит уменьшить вес штанг.
Вот если бы штанги работали в теле картера и не охлаждались так интенсивно при полностью открытом исполнении как сейчас - эффект был бы более чувствительный.
-------------------------------------
Поэтому только ременная передача позволит избавиться от недостатка описанного мною.
Дальше если рассмотреть схему работы ( ремень спереди или сзади ) , можно поймать плюс от расширения картера после нагрева - фазы будут меняться так как будут смещаться.
Незначительно , но это будет весомая компенсация.
Дальше если сделать разрезную шестерню и сделать в ней три- четыре под углом паза.
В эти пазы вставить штифты которые связывают фланец и шестерню - то можем реализовать функцию изменения фаз при увеличении оборотов.
Т.е. мы реализуем центробежное изменение фаз.
---------------------------------------------------------
Модельные моторы сильно отстают своим развитием он прогресса .
Сейчас я дам оценку отстования примерно так лет на 60.
Причем реализация иногда не требует глобального усложнения.
Имхо лень производителей - если покупают и так , зачем делать лучше – это их логика.

P.S. …
Еще из области если бы…
Последние несколько лет Пежо устанавливает двигатель ЕР6 , разработанный совместно с БМВ.
Есть прикольная фишка в этих моторах - механизм подъема впускных клапанов.
В моторе стоит эл.заслонка , но она выполняет не совсем свою функцию , больше как элемент при отказе механизма подъема клапанов.
А вот за счет изменения высоты подъема клапанов , реализуется функция всем привычной заслонки .
Т.е. обороты двигателя , а точнее управление его цикловым наполнением воздухом реализовано за счет изменения открытия впускных клапанов.
В модельной практике это тоже реализуемо - путем простого эксцентрика на оси коромысел к примеру.
Единственное прийдется изменить схему топливопадачи - хитрый японец Ямада давно решил это в модельном исполнении зарегистрировав это патентом и выпуская новые серии своих модельных моторов.

Dimon11
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Наверное здесь лежит ответ на тему всех 4Т которые у меня были - если мотор вывести в пиковые обороты , после некоторого прогрева двигатель начинает терять мощность.
И главное она слегка поднимается при незначительном обогащении ( богатая смесь очень эффективно понижает температуру выхлопных газов ).

К чему веду - сделать комбинированные толкатели - алюминиевые с впрессованными наконечниками .

Поэтому только ременная передача позволит избавиться от недостатка описанного мною.

У 4Т моторов с прогревом уменьшается коэффициент заполнения цилиндра ТВС с ростом температуры, отсюда и некоторое снижение мощности от пика при прогреве. Обогащение как раз увеличивает этот коэффициент за счет снижения температуры при испарении метанола. Вебры, к примеру, тоже страдают снижением мощности при прогреве, но у них нет клапанов, и фазам от того смещаться не получается. Для повышения мощности нужно непосредственный впрыск организовывать, что собственно говоря, мы и наблюдаем у Ямады.
Про штанги у ОСа я спросил чисто для справки. В Эньях, к примеру, стоят как раз пустотелые толкатели и пустотелые штанги. От того Энья, видимо, и крутит 12500 без всяких намеков на зависания, несмотря на то, что она длинноходнее Саиты.
У ременной передачи свои недостатки, главный из которых, как для меня , малый срок службы (постоянно держу комплект ремней в запасе).

ЕВГЕНИЙ-ARM
Dimon11:

Про штанги у ОСа я спросил чисто для справки. В Эньях, к примеру, стоят как раз пустотелые толкатели и пустотелые штанги.

Теорию опустим, тем более о цикловых воздуха и топливной смеси.
Но ОС не практикует пустотелые штанги , отсюда до 80-х размеров могу утверждать точно есть маленькая болезнь - моторы которые пользователь перекручивает просят ремонт или замену головки очень быстро.
А перекручивают легко установив легкий винт и гоняя модель с этим винтом не работая газом на фигурах .
Доходило до того что клапан проваливался в седло.
При этом таже саита страдает от этого гораздо меньше.
Прогара как принято видеть не наблюдаем - но выработка тарелок прогрессирует.
О причинах мы можем только гипотетически рассуждать - может как раз мы наблюдаем дефект который спровоцировали большие массы деталей участвующих в возвратно поступательных процессах + более теплонагруженные головки в отличии от той же саиты.

Dimon11:

и фазам от того смещаться не получается.

Как же не получается - все прекрасно смещается и по другому не может быть - расстояние от шкивов увеличивается по отношению холодный или горячий двигатель.
У вебры есть мелкий 4Т - 40 , выпускается в двух вариантах головы - с впускным патрубком спереди и с впускным патрубком взади - моторы получились разные по мощности и по крутящемуся моменту.
У одной с прогревом фазы уходят на опережение , у другой наоборот.
Увеличение длинны ремня на всего 0,4мм - дают разброс по углам до 4 градусов.
Более точно мне лень рисовать в масштабе 10 к 1 для измерения…
-------------------
Другое если вы имели в виду не фазы а коэффициент подъема клапанов - тут да у Вебры этот момент не оказывает своего воздействия.

arkadievich
Dimon11:

А у ОС-а штанги пустотелые?

Нет, просто пруток диаметром 2мм

ЕВГЕНИЙ-ARM:

К чему веду - сделать комбинированные толкатели - алюминиевые с впрессованными наконечниками .
Но вот коза именно применительно к Атланту - ему это ничего не даст в плане температурной компенсации зазоров. Только если поэкспериментировать с размерами позволит уменьшить вес штанг.
Вот если бы штанги работали в теле картера и не охлаждались так интенсивно при полностью открытом исполнении как сейчас - эффект был бы более чувствительный.

Точно так - причем алюминий взять с большим КТР и приблизить к цилиндру и еще лучше сзади в тени цилиндра. На Атланте это тоже частично реализуемо - шестерню я перекинул ближе к цилиндру, теперь осталось сдвинуть ближе к клапанам крепление коромысел, а последние укоротить. До размера Саитовских не получится, но миллиметров на 5 - 8 с каждой стороны можно.

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

теперь осталось сдвинуть ближе к клапанам крепление коромысел, а последние укоротить.

У вас уменьшится плечо, уйдет открытие клапана ( высота подъема клапана ), или все получается нормально?.
Или Вы оба плеча укоротите что бы оставить пропорции плеча ?

arkadievich:

причем алюминий взять с большим КТР

Но при этом наконечники штанг лучше всего делать стаканчиком .
Если просто сверление и туда запрессовать штыри , они начнут расшатываться и повылетают.

Dimon11
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Как же не получается - все прекрасно смещается и по другому не может быть - расстояние от шкивов увеличивается по отношению холодный или горячий двигатель.
У вебры есть мелкий 4Т - 40 , выпускается в двух вариантах головы - с впускным патрубком спереди и с впускным патрубком взади - моторы получились разные по мощности и по крутящемуся моменту.

Евгений, если такова Ваша вера, разубеждать не буду - но на самом деле фаза не смещается, поскольку ремень натянут и нет механизма натяжения ремня, т.е. набегающая и сбегающая длины ремня равны. К тому же, насколько я помню, вся линейка Т4-40 (их там три двигателя), заявлялась с одинаковыми параметрами (про автомодельный точно не помню). Однако, если посмотреть на их устройство, это сомнительно, в первую очередь за счет различной конфигурации каналов на всасывании/выхлопе, а это как раз изначально на коэффициент заполнения ТВС влияет. Про Т4-15 не буду объяснять, но там тоже не влияет - проверено экспериментально.

ЕВГЕНИЙ-ARM

А теперь посчитайте скорость патока на оборотах выше 10000 , и количество воздуха и скорость теплообмена.
Вы уверенны что воздух проходящий с большой скоростью , и имеющий контакт всего 0,000*мсек успеет нагреться так в коротком патрубке что упадет цикловое наполнение именно воздухом ?
Не верю,так как падение мощности доходит до 40%.
При этом ставил кучу экспериментов устанавливая на впускной коллектор различные виды теплообменников .
Эффект равен ровно нулю.

Dimon11:

Про Т4-15 не буду объяснять, но там тоже не влияет - проверено экспериментально.


Мне это говорили кулибины с гаражей которые перетрясали моторы под 80-й бензин методом подкладывания дополнительной прокладки. Но при этом мычали почему метка шестерни рапредвала уезжала в сторону от заводской. Потерю мощности списывали на менее качественный бензин опять же мыча когда сравнивали два мотора где такую же конверсию делали правильным путем - подрезая донышко поршня…

Dimon11:

К тому же, насколько я помню, вся линейка Т4-40 (их там три двигателя), заявлялась с одинаковыми параметрами (про автомодельный точно не помню).

У меня их нет к сожалению.
Но по отзывам эта версия более динамична

www.moteur-ancien.com/980/
Чем эта

К сожалению нет возможности проверить на практике.
Но здесь ваша теория не работает.
У вас (в 15см3)есть зависимость от температуры воздуха по двум причинам -
у вас воздух нагревается в картере и прилично и самое главное используется эффект нагнетания в отличии от атмосферной классики .
А что не хватает простым моторам когда у них патрубок короткий и нет повышенного давления во время впуска?

ЕВГЕНИЙ-ARM
Dimon11:

но на самом деле фаза не смещается, поскольку ремень натянут и нет механизма натяжения ремня, т.е. набегающая и сбегающая длины ремня равны.

И еще одно заблуждение.
Самый близкий пример так как далеко ходить не надо открутив пару винтов, это мною перетрясенный микрофрезер проксон

Хоть шпиндель и на шарикоподшипниках и имеет минимальное трение , но когда работает даже в холостую, одна часть ремня натягивается до струны а другая ослабляется постоянно вибрируя.

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Или Вы оба плеча укоротите что бы оставить пропорции плеча ?

Конечно оба и при том в нужной пропорции, чтобы ход клапана остался тот же.
По поводу наконечников - согласен, так сделано на 7-ке Зайделя. Алюминиевая трубка 2х3 мм, только я думаю надо будет вставить углепластиковый стержень. Удлинение слишком большое для такого диаметра трубки, может прогибаться в рабочем ходе.

По поводу зазоров в клапанах - после того как поставил штанги от ОСа зазоры на холодном моторе уходить перестали. На горячем они увеличиваются со штатных 0.04мм до 0.4мм, результатом этого перекрытие клапанов в ВМТ уменьшилось с 60градусов до 10градусов, в следствие чего ухудшается продувка и падает мощность.
По этой причине и решил переставить шестерню и штанги ближе к цилиндру, чтобы они грелись и компенсировали удлинение картера-цилиндра (удлиняется при нагреве до рабочего режима на 0.25мм).

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Про Т4-15 не буду объяснять, но там тоже не влияет - проверено экспериментально.

Если у Вас есть такой мотор, скажите сколько крутит с винтом МА 16х8?

ЕВГЕНИЙ-ARM
arkadievich:

Если у Вас есть такой мотор, скажите сколько крутит с винтом МА 16х8?

Этот вопрос не ко мне - к Дмитрию.
Он у нас счастливый обладатель как я понял из давних бесед полной версией этого классного моторчика - даже зажигалка есть в комплекте.

arkadievich:

По этой причине и решил переставить шестерню и штанги ближе к цилиндру

Чтож будем ждать . Так как действительно это весомая вещь в работе мотора.
И этой болезнью страдают очень многие моторы - с прогревом уменьшается время-сечение открытия клапана.
И часто именно эта потеря сильно сказывается на полете модели, чаще всего именно чуть чуть и не хватает с 4Т.
Тем более есть период для сравнения - взлетел с одним режимом и через некоторое время начинает чувствоваться дефицит.

arkadievich:

Алюминиевая трубка 2х3 мм

Еще моментик - посетите какой нибудь автомагазин где продаются зап.части к совдеповским моторам.
И спросите штанги на 402 мотор ЗМЗ ( аналоги уазовские моторы УМЗ4216 и пр.- но ульяновцы не чистоплотны и могут дрень слить в народ). Там хороший алюминий используется на штанги с ценой примерно так рублей 20-40 за штангу. Не дюраль , но очень прочный и легко обрабатывается.
Я имея возможность набрал себе вязанку и всю мелочь точу с них - алюминий просто нравится своей жесткостью.
А учитывая что это штанги , то возможно и расширение будет хорошее.

arkadievich

Носок под перестановку шестерни пришлось несколько “распилить”. Саму шестерню сделал тоньше - 4.5мм вместо 6мм да еще + фланец. Осталось укоротить распредвал и сделать посадочное место под подшипник 4х13х5 (подшипника 8х13 любой ширины не нашел). Оказалось проблемой - не нашел в Москве компанию с инструментом для работы по закаленной стали. Носок в окончательном виде получился таким как на фото, старое отверстие под шестерню потом залью смолой с алюминиевыми опилками.
С валом обошелся не совсем по европейски - отпилил болгаркой (зело каленый оказался) и отторцевал. Новый хвостовик (считай вал) для запрессовки в щеку заказал.
Еще фото для сравнения как выполнена первичная шестерня распредвала на Саито и ОСе.

arkadievich

Резать все равно пришлось бы ведущую шестерню переставлять ближе к щеке. А от щеки лишнее убрать не получилось - отверстие в валу как раз 12мм на длину больше 30мм.
Жесткость потерять не должен - длина запрессовки в щеку около 25мм при диаметре вала 12мм, коренной подшипник планирую установить тоже большего диаметра - 42мм вместо 37мм.
За советы - спасибо.

Dimon11
arkadievich:

Если у Вас есть такой мотор, скажите сколько крутит с винтом МА 16х8?

Не скажу, не пробовал ставить такой винт не разу, но 16х6 деревянный крутит где то в районе 7500. Вебра, в свое время, сделала весьма интересный двигатель, но неудачная конструкция лепесткового клапана (клапанов), на мой взгляд, никак не реализовала потенциал, заложенный в этом моторе. Тип2 тому подтверждение.

arkadievich
ЕВГЕНИЙ-ARM:

И когда он начинает булькать во все свои 6 горшков - ВАуууу

Ну положим не 6, а всего 5 горшков, но в нашем доме не считают… на По-2 стоял мотор М-11 мощностью 110лс…