Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Небольшое продвижение - сделали мотораму и крышку из термопластика. Примерил, вроде нормально получается. По чисто металлической версии тоже продвижение есть - шатун, поршень гильза (правда гильзу немного укоротить надо).
По пластику выявилась проблема - он не держит напряжений, после “запрессовки” подшипников не сразу, а через неделю - полторы появились трещины. И при том сквозные, несмотря на довольно толстый носок. Прийдется вставлять (вплавлять) закладные детали для устранения этого недостатка.

arkadievich

Сегодня собрал А-48 с перешлифованной гильзой на ф41.8мм и валом с вольфрамовыми вставками. Все работает, интересное наблюдение - вибрация уменьшилась и стала практически “горизонтальной” вместо “вертикальной”. Видать с противовесами немного перестарался - титановый шатун сильно легче стального.

1 month later
arkadievich

Наметилось небольшое продвижение по новому мотору - сделали коромысла, крышку клапанов, часть корпуса ГРМ. На фото еще для сравнения коромысла от Саито-300го.

otrak
arkadievich:

Пока что карб висит на впускной трубе как на фото. В дальнейшем хочу поставить его на заднюю стенку картера.

Пока немного доработал шестерню привода распредвала - облегчил сверлением отверстий в шестерне (на фото). Правда появилось желание просто перенести шестерню в сторону цилиндра - но это позже.

собираю тоже двигатель,но вот пал вопрос про шестерни,можно ли их от чего либо подобрать и где?с уважением

arkadievich

Можно подобрать из стандартных, правда например шестерни с m1 z36 это шестерни от настольных станков шириной 8…12мм - очень тяжелые, потребуют дополнительной обработки.

1 month later
arkadievich

Еще один небольшой шаг вперед - сделали детали клапанного механизма - ось коромысел, тарелки, пружины, наконечники штанг коромысел.
Получилось как на фото, тарелка с сухарями для примера от Атланта-48.

12 days later
arkadievich

Потихоньку приближаемся к заветной цели…

newman

Иван Аркадьевич! Не томите. Тема очень интересная!!! Надеюсь, Вы, заранее собираете технологические карты и эскизную КД. Напоминаю Вам - категорически очень хочется получить в руки и на самик Ваш двигатель!

arkadievich

Пока по изготовленным моделям делаем запчасти и вносим изменения в проект. Тяжеловат моторчик получается - на весах мотор без валов, клапанов, поршня, шатуна… Но есть возможность уменьшить вес - стенки картера толстоваты, ребер многовато и пр., одним словом дорабатываем. По ходу пьесы разрабатываем рабочую документацию, без нее невозможно заказать изготовление - 3Д-моделей недостаточно. Изготовили 3 катера, из них один брак. Таким образом без РД дороговато получается… Но пару моторов каких получится соберем, осталось сделать валы и распредвалы, остальное есть.

1 month later
arkadievich

Немного изменили конструкцию в части упрощения и простоты сборки. Получилось как на фото. Основные размеры поршневой группы сохранены. В этом варианте вес получается (по расчету) 1180гр., без моторамы, но ее вес в пластике около 40 грамм.
Карбюратор надо будет заменить на впрыск, тем более, что коллеги с Поймы уже его работоспособность пробовали на ДАшке-50 - работает.

arkadievich

По первому варианту мотора произошло небольшое продвижение - подсобрал ГРМ, (к сожалению на чертеже не написал, что распредвалов 2 штуки…), вал и недостающий распредвал обещали на следующей неделе сделать. С шатуном проблемы, материала нужного нет, решили делать из сталь20 с цементацией на 0.5мм в районе “ушей” подшипников. С гильзой прошиблись - все хорошо, но посадочный поясок сделали не с той стороны - прийдется переделать. Но это все поправимо, а вот с клапанными втулками проблема - на нашем старом оборудовании не могут правильно сделать боковой вход (подрезают посадочное место клапана), прямо хоть руками бормашинкой делать. Решили в результате сделать как на автомобилях - втулка отдельно, седло отдельно, правда это потребует переделки головки.
Сделал выпускной патрубок, все вместе теперь выглядит как на фото.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

из сталь20 с цементацией на 0.5мм в районе “ушей”

Почему не весь?
Сырой металл для такой детали как-то тавой… Имхо, 0.5 мм закалённой стали по всей площади даст существенную прибавку прочности, поскольку при попытке изгиба, например, наибольшие напряжения как раз на поверхности…

arkadievich

Ну он не совсем сырой, предварительно термообработан, после цементации можно получить HRC 59-63. А если сделать насквозь будет как стекло.

МАЯТНИКФУКО

О сквозной цементации никто не говорит, меня смутила именно фраза “в районе ушей”, то есть я понял так, что само тело шатуна будет защищаться от цементации…

Марат

В прошлые времена шатуны на полтинники, на 125-ки и Чзеты делали из 12ХН3А - сырой, затем меднили, сошлифовывали медь в местах, которые должны были цементироваться и затем калили и шлифовали. Т.е. тело шатуна оставалось практически сырым и ничего с ними не случалось - шатун работает на сжатие-растяжение, а не на изгиб или излом…

МАЯТНИКФУКО
Марат:

шатун работает на сжатие-растяжение, а не на изгиб или излом

Потеря устойчивости по сути близка к изгибу в части напряжений. Хотя сам предел устойчивости зависит от модуля упругости, который у всех сталей примерно одинаков, вернётся ли стержень, кратковременно потерявший устойчивость к прежнему виду зависит от предела упругости, а он в свою очередь может меняться в разы при росте концентрации углерода и после термообработки.
Однако, видимо, именно так и делают, т.е. само мясо не цементируют… Завтра если не забуду пильну шатун дашки, однако, поскольку он меднёный, результат немного предсказуем.

arkadievich

Правильный подбор материалов отдельная задача, сейчас надо хотя бы конструкцию отработать и нормальную рабочую документацию сделать для изготовления, вместо эскизов - иначе слишком ошибок много при изготовлении деталей и не все можно исправить.
И уже сейчас понятно, что конструкцию надо делать проще, иначе дороговато получается.

МАЯТНИКФУКО
МАЯТНИКФУКО:

поскольку он меднёный, результат немного предсказуем

Таки да, мясо у дашки мягкое, твердые только дорожки и торцы ушей…

Марат
arkadievich:

Правильный подбор материалов отдельная задача

Я думаю в основных случаях не надо изобретать велосипед - всё уже давно опробовано и великолепно работает…

arkadievich

Это что великолепно работает? В диапазоне мощности 5 - 25 л.с. реально авиационных 4-т моторов с авиационным ресурсом, насколько мне известно, нет. Удельные параметры современных авиационных 4-т моторов малой мощности не лучше, чем у DB-601 образца 1938 года. Ну а так - да, материалы те же, практически ничего нового. Но ведь что-то надо бы уже улучшить, не все же на Саитах с ресурсом всего 10-ки часов (в авиационном режиме) летать.

Марат
arkadievich:

В диапазоне мощности 5 - 25 л.с. реально авиационных 4-т моторов с авиационным ресурсом

НУ так главная проблема в отсутствии спроса на такие моторы - где бы в авиации вы применили моторы до 25 л.с, причём удовлетворяющии требованиям по надёжности и моточасам, считающимися нормой в авиации??? Такие моторы будут золотыми по цене.
А так посмотрите линейку моторов Rotax - очень даже ничего для малой авиации… да и не только.
Кстати, вчера был на модельной выставке, разговаривал с ребятами с Kolm Engines, покрутил их моторы в руках - честно скажу, не торкнуло… Как-то всё полукустарно сделано, даже форма рёбер охлаждения указывает на какой-то собственный подход, но как мне кажется не подкреплённый теорией…

arkadievich:

Ну а так - да, материалы те же, практически ничего нового.

Я именно это и имел ввиду…