Доработка 4-х тактника Атлант-48

arkadievich

Немного изменили конструкцию в части упрощения и простоты сборки. Получилось как на фото. Основные размеры поршневой группы сохранены. В этом варианте вес получается (по расчету) 1180гр., без моторамы, но ее вес в пластике около 40 грамм.
Карбюратор надо будет заменить на впрыск, тем более, что коллеги с Поймы уже его работоспособность пробовали на ДАшке-50 - работает.

arkadievich

По первому варианту мотора произошло небольшое продвижение - подсобрал ГРМ, (к сожалению на чертеже не написал, что распредвалов 2 штуки…), вал и недостающий распредвал обещали на следующей неделе сделать. С шатуном проблемы, материала нужного нет, решили делать из сталь20 с цементацией на 0.5мм в районе “ушей” подшипников. С гильзой прошиблись - все хорошо, но посадочный поясок сделали не с той стороны - прийдется переделать. Но это все поправимо, а вот с клапанными втулками проблема - на нашем старом оборудовании не могут правильно сделать боковой вход (подрезают посадочное место клапана), прямо хоть руками бормашинкой делать. Решили в результате сделать как на автомобилях - втулка отдельно, седло отдельно, правда это потребует переделки головки.
Сделал выпускной патрубок, все вместе теперь выглядит как на фото.

МАЯТНИКФУКО
arkadievich:

из сталь20 с цементацией на 0.5мм в районе “ушей”

Почему не весь?
Сырой металл для такой детали как-то тавой… Имхо, 0.5 мм закалённой стали по всей площади даст существенную прибавку прочности, поскольку при попытке изгиба, например, наибольшие напряжения как раз на поверхности…

arkadievich

Ну он не совсем сырой, предварительно термообработан, после цементации можно получить HRC 59-63. А если сделать насквозь будет как стекло.

МАЯТНИКФУКО

О сквозной цементации никто не говорит, меня смутила именно фраза “в районе ушей”, то есть я понял так, что само тело шатуна будет защищаться от цементации…

Марат

В прошлые времена шатуны на полтинники, на 125-ки и Чзеты делали из 12ХН3А - сырой, затем меднили, сошлифовывали медь в местах, которые должны были цементироваться и затем калили и шлифовали. Т.е. тело шатуна оставалось практически сырым и ничего с ними не случалось - шатун работает на сжатие-растяжение, а не на изгиб или излом…

МАЯТНИКФУКО
Марат:

шатун работает на сжатие-растяжение, а не на изгиб или излом

Потеря устойчивости по сути близка к изгибу в части напряжений. Хотя сам предел устойчивости зависит от модуля упругости, который у всех сталей примерно одинаков, вернётся ли стержень, кратковременно потерявший устойчивость к прежнему виду зависит от предела упругости, а он в свою очередь может меняться в разы при росте концентрации углерода и после термообработки.
Однако, видимо, именно так и делают, т.е. само мясо не цементируют… Завтра если не забуду пильну шатун дашки, однако, поскольку он меднёный, результат немного предсказуем.

arkadievich

Правильный подбор материалов отдельная задача, сейчас надо хотя бы конструкцию отработать и нормальную рабочую документацию сделать для изготовления, вместо эскизов - иначе слишком ошибок много при изготовлении деталей и не все можно исправить.
И уже сейчас понятно, что конструкцию надо делать проще, иначе дороговато получается.

МАЯТНИКФУКО
МАЯТНИКФУКО:

поскольку он меднёный, результат немного предсказуем

Таки да, мясо у дашки мягкое, твердые только дорожки и торцы ушей…

Марат
arkadievich:

Правильный подбор материалов отдельная задача

Я думаю в основных случаях не надо изобретать велосипед - всё уже давно опробовано и великолепно работает…

arkadievich

Это что великолепно работает? В диапазоне мощности 5 - 25 л.с. реально авиационных 4-т моторов с авиационным ресурсом, насколько мне известно, нет. Удельные параметры современных авиационных 4-т моторов малой мощности не лучше, чем у DB-601 образца 1938 года. Ну а так - да, материалы те же, практически ничего нового. Но ведь что-то надо бы уже улучшить, не все же на Саитах с ресурсом всего 10-ки часов (в авиационном режиме) летать.

Марат
arkadievich:

В диапазоне мощности 5 - 25 л.с. реально авиационных 4-т моторов с авиационным ресурсом

НУ так главная проблема в отсутствии спроса на такие моторы - где бы в авиации вы применили моторы до 25 л.с, причём удовлетворяющии требованиям по надёжности и моточасам, считающимися нормой в авиации??? Такие моторы будут золотыми по цене.
А так посмотрите линейку моторов Rotax - очень даже ничего для малой авиации… да и не только.
Кстати, вчера был на модельной выставке, разговаривал с ребятами с Kolm Engines, покрутил их моторы в руках - честно скажу, не торкнуло… Как-то всё полукустарно сделано, даже форма рёбер охлаждения указывает на какой-то собственный подход, но как мне кажется не подкреплённый теорией…

arkadievich:

Ну а так - да, материалы те же, практически ничего нового.

Я именно это и имел ввиду…

arkadievich
Марат:

Кстати, вчера был на модельной выставке, разговаривал с ребятами с Kolm Engines, покрутил их моторы в руках - честно скажу, не торкнуло… Как-то всё полукустарно сделано, даже форма рёбер охлаждения указывает на какой-то собственный подход, но как мне кажется не подкреплённый теорией…

Конструкция моторов мне тоже не очень нравится, а особенно с точки зрения эксплуатации. Параметрами моторы не блещут, но надежность и ресурс выше среднего. Что привлекает, так это настойчивость Кольма и то, что он сумел превратить хобби в бизнес.

Марат
arkadievich:

Что привлекает, так это настойчивость Кольма и то, что он сумел превратить хобби в бизнес.

В Германии с этим нет проблем вообще - был-бы стартовый капитал, остальное всё спокойно решается…

arkadievich

Со стартовым капиталом и у нас все решается, а вот без него проблема - точнее задача…

Марат

Сомневаюсь😁 для изготовления одного двигателя - да, чтобы серийно выпускать - слишком много будет желающих откусить от пирога…

arkadievich

Ближе к серии посмотрим…
А пока почти собрал первый моторчик, осталось только втулки клапанов сделать - первый комплект просадили по диаметру. Ну и везде надо дотирать, подпиливать, подшкуривать и пр. подобное. Без нормальной РКД для ЧПУшного производства иначе видимо и не получится.
Да, сделал штанги коромысел, с первого раза не получилось, пришлось делать оснастку и допиливать наконечники.
По поводу коромысел - похоже можно просто Саитовские использовать, размер почти такой, а главное соотношение плеч как к меня. Возможно и дешевле получится, чем самому ваять.

Alx1m1k

Иван а сколько % по тяге мы потеряем при заднем расположении шестерён( три шт.) по сравнению с передним расположением(две шт.-вал и распредвал) ?

arkadievich

Ничего не потеряем, механические потери в этом узле ничтожны по сравнению с потерями в паре цилиндр-поршень-кольца. Да и сама тяга в гораздо большей степени зависит от иных параметров мотора - фазы, обороты, винты, подбор материалов и пр…
При такой конструкции ГРМ можно раздельно менять распредвалы впуска/выпуска, что удобнее при отработке фаз газораспределения. Есть еще соображения зачем так, их правильность проверим когда мотор заведем.

Alx1m1k
arkadievich:

Ничего не потеряем,

???

arkadievich:

механические потери в этом узле ничтожны

так сколько в %?

arkadievich:

При такой конструкции ГРМ можно раздельно менять распредвалы впуска/выпуска, что удобнее при отработке фаз газораспределения.

это да.

arkadievich:

Есть еще соображения зачем так, их правильность проверим когда мотор заведем.

будем ждать.

arkadievich:

Да и сама тяга в гораздо большей степени зависит от иных параметров мотора - фазы, обороты, винты, подбор материалов и пр…

ну это понятно.и ещё вопрос:какая шестерня в данной конструкции самая “рисковая”?т.е. сможет "хрякнуть"в первую очередь и на замену?