Летающее крыло для FPV

Maxbl4

Всем привет!
Довольно долго я думал о том, что надо построить какой-то самолёт подходящий для FPV. В последний месяц проблема встала ребром, потому что наш клон изи стара мы с братом разбили в прах 😃
Сидел, изучал чертежи, даже пытался свой нарисовать. Но всё как-то не сходилось. И тут наткнулся на вот эту модель: Голубой гигант.
В нём меня очень сильно привлекли две вещи:

  1. Очень простая постройка и доступность материалов.
  2. Его уже строил один из участников форума и высказал свои положительные отзывы

В общем я закупил подложку под ламинат 3мм и 6 мм х 1000м х 500мм и в субботу вечером засел за строительство. Выглядело это примерно так:

Постройка крыльев и фюзеляжа заняла около 4-5 часов вечером.
За следующий день ещё где-то за 5 часов сделал элероны, уши, зашкурил всё и обклеил скотчем.
Ну и вчера вечером ещё где-то за 1-1.5 часа неспешного ковыряния приделал мотор и подсоединил тяги к элеронам. В итоге получился вот такой вид:

Т.к. раньше я не управлял летающим крыло, решил, что надо делать разные цвета на все плоскости, чтобы точно определять какой стороной лечу 😃 Как показал облёт - не зря.

По инструкции полётный вес этой конструкции 300-400 грамм, тогда он может летать как планер, в динамике. Т.к. я строил первый раз, то не хотелось заморачиваться и я активно применял термоклей, в итоге вес пустого планера получился 360 грамм и 585 с электроникой (но без камеры и передатчика). При этом центровка оказалась сильно задней, тогда я загрузил нос примерно до 150 грамм балласта. Полётный вес стал около 730 грамм. Балласт сыграл роль временной замены камеры и передатчика с батареей.

В общем шёл в поле с некоторыми сомнениями, которые полностью развеялись после запуска. Пару раз бросил без движка в траву. Крыло летело ровно, но как-то резко вниз клевало. Ну подумал, что просто скорости не хватает и надо запускать с мотором. Первый запуск показал, что элероны слишком сильно смотрят вниз и надо всё время тянуть ручку на себя плюс ещё я дал много газу и эта штука стала летать реально быстро. В общем кое как посадил, поставил триммер посильнее на себя и запустил ещё раз.
Вот тут и начался кайф - летит как по рельсам, мелкие порывы ветра вообще не замечает. Отлично выдерживает и высоту и крен.
Как у всех крыльев очень острое управление по тангажу, но при этом всё равно есть самовыравнивание, то есть если отпустить ручки - он выйдет в горизонт, хотя не так резво как этого бы хотелось, но всё равно неплохо.
Устойчивость по крену вообще интересная получилась - если бросить ручки, то он сам выйдет на полёт по большим кругам. То есть не совсем ровно, а с небольшим наклоном на бок (на любой как ему понравится в этот момент) и дальше я реально секунд 30 ручки не трогал - крыло сделало полный оборот и вернулось почти в туже точку откуда начало лететь. Потом поднялся ветер и его начало сносить, пришлось брать управление на себя.
Но вообще такое поведение мне очень нравится, в случае чего его можно вот так забросить в вираж и шапку поправить или чаю попить 😃))

Хоть я и не большой эксперт и моё мнение не надо считать особо важным, но мой вердикт - это супер самолёт. Очень легко построить, очень хорошо летает и удобно транспортировать, т.к. без хвоста такое крыло в любую машину легко влезает. На следующей неделе постараемся поставить на него камеру и посмотрим картинку с борта. Надеюсь, что будет лучше, чем с изистара, по крайней мере на вид летит очень ровно и по крену спокойный. А то на многих видео раздражает, когда пилот правит самолёт элеронами и камера колбасится.

Чуть позже выложу видео полёта со стороны.

Maxbl4

Ещё мне понравилось, что он может летать в большом диапазоне скоростей и скорость реально меняется пропорционально газу. То есть можно лететь потихоньку или очень быстро. При этом на малой скорости из-за небольших поверхностей элеронов управление становится очень вялым. Но всё равно самолёт управляется и не срывается, а скорее начинает парашютировать. Кстати конструкция получилась довольно прочной, во время одного из первых полётов хотел подальше зайти на посадку и когда подлетал к себе зацепил крылом дерево и упал носом в землю с высоту метра 4 без разгона. В итоге только чуток смятый нос, который быстро расправился.

HunterFly
Maxbl4:

Модератор.

Огромная цитата удалена. Граждане, уважайте время и трафик своих коллег, пожалуйста.

Да, супер самолетик!

e2000

Что такое “подложка под ламинат” ?
Как соединены кромки крыльев?
Где 3 мм, а где 6 мм?

Maxbl4

Я строил по чертежам и описанию с указанного сайта.
Если коротко, то 3мм обшивка крыльев, остальное 6мм.
Подложка под ламинат - это у нас в таком виде можно купить депрон листовой на строительном рынке. Это тоже самое, что и потолочка, только бывает разной толщины и размер 1000х500, а не 500х500 как у обычной потолочки.

Кромки вдоль или поперёк? 😃
Вдоль два куска обшивки с передней кромки склеил армированным скотчем, перед окончательной сшивкой на шов можно нанести клея для потолочки (титан и т.п.), сшивку задней кромки делал термоклеем. Он быстро застывает, так что удобно. Но он очень тяжёлый, на форуме слышал хороший метод - зашивать заднюю кромку тоже на титане, но чтобы не держать долго капельками термоклея прихватить, а когда титан засохнет термоклей оторвать. Правда я честно говоря переднюю кромку вообще забыл проклеить сначала, поэтому уже в собранное крыло просто налил немного жидкого foam safe циакрина.
Если же вопрос про стык консолей, то его сначала просто в стык на термоклее, что уже даёт большую прочность, но ещё про запас как в оригинальном описании сверху и снизу по полоске потолочки на клее.
Ещё я лажанулся в том, что когда сделал две консоли крыла на радостях сразу их склеил и получил геморрой с вырезанием дырки в боковине фюзеляжа, пришлось несколько раз примерять. Лучше до склейки консолей обвести на бумажке или прямо на будущем фюзе контур, вырезать и примерить.

e2000

Спасибо, излазила магазин, но ничего подобного нет.
Под ламинат они предлагают такую мягкую фигню в рулонах, крыло из нее явно не получится.
На потолок - такие квадратные плиты, сделанные из материала типа опилок, довольно толстые.
Слова “депрон” не понимают.
Как жить дальше.

foxfly
e2000:

Под ламинат они предлагают такую мягкую фигню в рулонах, крыло из нее явно не получится.

Правильно предлагают: у нас это называется “флизелин”, только он действительно мягкий.
А то, что имеет ввиду автор- это действительно похоже на тонкий пенопласт, только более прочный.
Применяют его для формовки лотков под нарезанную колбасу и плошек под лапшу быструю.
Только в продаже его- не видел ни разу 😦
Надо искать там, где упаковочные материалы продают оптом.
Или по фирмам, где упаковку формуют вакуумным способом (там же обычно и стаканы- тарелки одноразовые делают )
P.S.
А “крыло” для FPV не годится: стабильность по “тангажу” у него отсутствует в принципе, уже много раз об этом говорилось 😦

Maxbl4

Если дерпрон не понимают, можно ещё спросить XPS.
А в Москве как я уже говорил на строительных рынках надо поискать, там есть и мягкая в рулонах и вот такая подложка листовая.
Про стабильность: вы видео смотрели? Была там нестабильность? То, что я могу бросить ручки управления на 30-40 секунд и самолёт даже не меняет траектории за это время - нестабильность? 😃
Я сказал, что стабильность по тангажу маловата, но она есть. Просто самолёт немного резко реагирует на руль высоты, пришлось до 50% ограничить расход, чтобы поплавнее было.
Ещё думаю попробовать построить второй такой же, только стреловидность сделать побольше.

ЗЫ ещё можно спросить у Брандвика как он покупает депрон, судя по его сообщениям у них во Франции с этим нет проблемы, может и в штатах можно аналогичные торговые марки найти.

foxfly
Maxbl4:

Если дерпрон не понимают, можно ещё спросить XPS.
А в Москве как я уже говорил на строительных рынках надо поискать, там есть и мягкая в рулонах и вот такая подложка листовая.
Про стабильность: вы видео смотрели?

В общем то, я всегда пишу только о том, что сам видел или пробовал 😃
И “крыло” (радиобойцовку) мы пытались применить в виде ДПЛА еще года три назад.
Да и сейчас ЭКИТ и ЗАЛА - вовсю торгуют ими.
Так видео с них всех- я видел в большом количестве.
Г…
Однозначно- крыло технологически гораздо проще изготовить, чем “классику”.
Но для использования “в свое удовольствие” - нужен классический электропланер.

Maxbl4

В целом я согласен с этими аргументами, но конкретно конструкция этого крыла как раз позволяет совершать очень спокойный, ровный полёт. В общем всё решит видео с борта. Кстати Ворона ведь тоже летает на крыльях и вроде неплохо снимает. Правда у него крылья совсем другие.
В принципе оно очень хорошо подходит для новичкого стиля управления: смотришь как оно летит, видишь, что не туда - дёргаешь ручку, опять смотришь как летит 😃))
Я думаю тут дело в низкой нагрузке на крыло - площадь 36дм2. Даже при весе в 730 грамм это получается меньше 20гр/дм2.

ГРИНЯ
foxfly:

Однозначно- крыло технологически гораздо проще изготовить, чем “классику”.
Но для использования “в свое удовольствие” - нужен классический электропланер.

Здесь я свами полностью согласен,крыло неочень понравилось и мне,а можно спросить вас Maxbl4,в какой ветер тогда летали на облёте крыла?

Maxbl4

По цифрам как другие тут не берусь сказать, но у земли ветер был не сильный. А на верху похоже был приличный постоянный ветер. Это было очень заметно по набору высоты и разнице в скорости. По моему опыту управления Wing Dragon-ом, Super Zoom-ом и Easy Star-ом могу сказать, что мне показалось, что они были бы гораздо дёрганее в такую погоду.

e2000

Почему крыло сделано не из одного куска, перегнутого пополам, а склеено из верхней и нижней половинок?

Maxbl4

У меня нет такого размера плит. Корневая хорда 300мм, то есть плита должна быть как минимум 600мм в ширину.
К тому же я пробовал делать на меньших кусках таким образом - разницы в профиле не увидел. С отдельными кусками удобнее работать.
Кстати вот видео полёта в сильный ветер сегодня:
Раз
Два
Три
Естественно заходы на посадку против ветра - видно, что самолёт местами почти останавливается но склонности к штопорению или колбасне вроде нет.

PS Самолёт нормально оттримировался и не стремился менять высоту.

e2000

Спасибо за ответы, еще вопросы - как скреиваются передние и задние кромки, встык ведь невозможно, а если кромку подрезать на угол по длине, получится острая кромочка крыла?

Maxbl4

Ну так передняя кромка и получается острая. Просто мажу клей на стык передней кромки и аккуратно сгибаю, пока задняя кромка не сойдётся. А заднюю просто около 1см по ширине промазываю клеем и соединяю. Я это делал термолеем, мне было легко, потому что стык через 30-60 секунд полностью застывал. Если клеить титаном, то получится меньше вес, но придётся как-то фиксировать стык, как минимум на несколько часов.