Easy star (FPV) моей мечты или F.A.Q. по тюнингу этой модели.
А можно я в этой теме спрошу про “Easy star” 😃?
На своем экземпляре я наблюдаю непонятное для меня явление - крен на правое крыло при работающем моторе… Непонятка в том, что самолет кренится в ту же сторону, куда крутится мотор! При этом, планирует самолет ровно и видимые перекосы в конструкции отсутствуют!
Помнится, в теме уже кто-то жаловался на подобное явление, но искать лень…
Наблюдалось ли еще у кого подобное и как боролись? Я бы и сам мог побороться с этим креном, если бы понял, чем он вызван?
Да! Мотор у меня 2213-20, 1450KV, 200W, на небольшом пилоне, винт 7х6…
Понимаю, что мотоустановка нештатная, но я бы не удивлялся, если бы самолет крутило в противоположную от вращения винта сторону! А тут наоборот 😦…
Выходит, что у нас с Вами весьма схожая проблема. Только у меня еще и носом вниз клюет, приходится РВ триммировать на максимум вниз. Не нашли решения?
Значицца так: Выставляем самолет в ровное планирование, а дальше делаем в аппе миксы на газ (крен в соотв. сторону + руль высоты). Вариант два - поставить копилот или иную стабилизацию и разом забыть про все проблемы
Не нашли решения?
Пока нет…
Хочется уже наконец поставить камеру.
Ставьте и летайте! Когда интерес переключается на управление по камере, многие проблемы перестаешь замечать или привыкаешь…
делаем в аппе миксы на газ
Делал… Помогает… Но нужно повозиться (взлет-посадка-настройка, взлет-посадка-настройка…)
поставить копилот или иную стабилизацию и разом забыть про все проблемы
Все не получится! Одни проблемы решаются (самолет, действительно, летит ровно), но другие появляются - у меня, например, перестает поворачивать налево, поскольку ход рулей практически выбран системой стабилизации…
Меня, все-таки, больше интересует (как я уже писал выше) сама физика или аэродинамика явления - крен в сторону вращения винта, а не в противоположную?! Самолет ровный, насколько это возможно для его конструкции… В планирующем полете, даже на скорости (при резком снижении) его никуда не тянет… Но стоит дать газу, и он начинает заваливаться на правое крыло…
Я уже задумал демонтировать с него часть оборудования (с хвостовой балки), ибо, насколько помню, с “голой” балкой он у меня летал ровно… А сейчас у меня на балке закреплен видеопередатчик, антенна и серва РН… Может, из-за этого поток от винта завихряеися как-то не так?😦
например, перестает поворачивать налево, поскольку ход рулей практически выбран системой стабилизации…
Фишку в помойку, копилот ставьте на чувствительность 50% и будет Вам счастье, рулите руддером !
А винт противоположного направления вращения из интереса не пробовали?
Фишку в помойку
У меня АП от Smalltum…
винт противоположного… вращения
Был бы он под рукой, может и попробовал бы… ради интереса…
Но заморачиваться с его добычей только ради пробы - не буду… Надо найти причину такого поведения в существующей конфигурации…
Пока нет…
Ставьте и летайте! Когда интерес переключается на управление по камере, многие проблемы перестаешь замечать или привыкаешь…
Дык так даже взлетать проблематично. Модель весьма сильно тянет вниз и вправо. Тут просто взять и закрыть глаза не получится. Как уже писал выше, приходится триммер РВ и РН выкручивать практически максимально вниз и влево. При этом на большом газу самолет все равно вроде бы сносит вправо… Стоит газ сбросит, сразу наоборот левый крен. Приходится все время держать его на ручке. Что даже при визуальном контакте не так просто и надоедает.
Вот у меня с весом 1050 грамм центровка подобрана таким образом, что нормальное положение элеватора для горизонтального полета на токе 5 ампер - 2-3 мм вверх ! А когда газуешь он блинчиком прет вверх !
Дык так даже взлетать проблематично.
Ваш случай страннее моего… Если самик у Вас “ровный”, то что-то не так с ЦТ, настройками рулей или навыков управления не хватает… Я со своим Изиком в режиме ручного управления справляюсь без проблем! А вот, у автопилота “мозги съезжают” от таких выкрутасов подопечного… От чего эффективность автопилота стремится к нулю! Что и заставило меня проблемой озадачиться… Но без камеры я на нем летал всего один вечер - настраивал и привыкал… Потом поставил оборудование и налетал с ним уже достаточно много… Летаю, правда, в радиусе 2 км, один раз ради интереса слетал на 3 км…
Дык все хвалят Изик за его способность к самостабилизации. Что из любого крена сам встает в горизонт. У меня в точности до наоборот. Если не трогать триммеры и выставить рули в ровное положение, отпустив все ручки он через несколько секунд стремительно начнет кренится вправо и полетит морковкой вниз. И этот эффект правого крена практически невозможно компенсировать даже на максимальных расходах, т.е. в лево не развернуться. Насчёт опускания носа в низ тоже не понятно… Ясно точно, что это не задняя центровка, ибо тогда бы наоборот задирал нос вверх.
Центровка проверена согласно мануалу? Точка в точку? Правое крыло не тяжелее левого? Уравновесить грузиком не пробовали? Ну и фото модели со всех ракурсов - в студию.
С сильно передней центровкой он летит как кирпич и как по рельсам, проверьте цт - он должен быть на 1,5-2 см вперед от рекомендуемой
Центровка проверена согласно мануалу? Точка в точку?
Центровка по мануалу хороша для массы по мануалу (650-700 грамм).
В PFV варианте нужно смещать центровку вперед. Примерно 15 мм на каждые 500 грамм излишка. 😃
Рассмотрите случай непараллельности горизонтального стабилизатора и крыльям. Другой вариант - мотор и вертикальный стабилизатор не лежат на одной прямой.
PS: Дмитрий правильно советует. Либо стабилизатор стоит криво относительно крыльев, либо выкос мотора не тот.
Я ещё раз повторю, что если неправильно установлено оперение, или крыло правое тяжелее, или при любом другом дефекте планера, то эффект разворота вправо будет проявляться и в безмоторном полёте! Может он будет менее выражен (нет потока от винта), но будет…
Как гипотезу могу предложить следующую версию: киль на этом самолёте весь остаётся ниже оси винта, закрученный поток от винта правого вращения бьёт в киль только справа…
Ещё, мне интересно, каким образом связаны полётный вес и центровка? Я никогда о таком не слышал раньше… Если ЦТ вынести вперёд, то постоянно придётся отклонять РВ вверх. Сопротивление увеличивается, ход ручки уменьшается, в чём смысл? Если не следить за скоростью, то всё равно свалиться можно…
Только что вернулся с полетов… Настроил в АП миксы газ-РН(20%)… Даже чуть переборщил, но отлетал три батарейки так… Полетал над дорогой и окраиной города, дальше 2 км не улетал… Хотел подняться на километр, но на 850 м что-то заколбасило… выключил мотор и долго оттуда планировал…
Центровка у меня сейчас 63 мм от передней кромки, вес 1050 грамм… Подтриммировал немного - планирует очень полого и спокойно… Но сейчас стал вилять хвостом при включенной стабилизации и работающем моторе, и даже слегка виляет в планирующем полете при включенной стабилизации… Надо опять играться с чувствительностью и демпфированием, но не хотелось терять время -темнеет рано… Буду убирать серву РН с хвостовой балки и ставить на штатное место… Думал, что виляние хвостом из-за боудена, но с короткой жесткой тягой все так же…
закрученный поток от винта правого вращения бьёт в киль только справа…
Мне тоже что-то подобное в голову приходило… Когда я поставил серву на хвостовую балку сверху почти у киля, то эффект скручивания, мне показалось, увеличился… Уберу серву - проверю, что изменится…
По крайней мере, в тот давний вечер, когда я облетывал этот же самолет без FPV оборудования, я не обратил внимание на это скручивание… Может, его и не было…
если неправильно установлено оперение, или крыло правое тяжелее, или при любом другом дефекте планера, то эффект разворота вправо будет проявляться и в безмоторном полёте!
Давайте, во первых, различать дефекты, а, во вторых, учитывать поток от пропеллера.
При кривой установки стабилизатора, пропеллерная струя воздуха может в разы усиливать эффекты, кривого стаба. А в безмоторном полете, отклонение киля может нейтрализовываться наелоном горизонтального стабилизатора относительно крыльев, да и триммированием модела через РУ.
Центровка у меня сейчас 63 мм от передней кромки, вес 1050 грамм…
Попробуйте уменьшить до 55-60 мм. Виляние хвостом должно уйти.
Центровка проверена согласно мануалу? Точка в точку? Правое крыло не тяжелее левого? Уравновесить грузиком не пробовали? Ну и фото модели со всех ракурсов - в студию.
Вот несколько фоток. Прошу прощения за качество, под рукою был только телефон. Сделал на скорую руку 😄
Самое забавное, что у меня тренер из потолочки размахом около 1м с установленным криво крылом и задней центровкой (хотя с установленной бортовой камерой центровка нормальная) ровнее летает. Хотя тоже приходится триммировать.
Вот несколько фоток.
Кроме несколько увеличенного выкоса двигателя вверх, ничего подозрительного. По идее ось такого выкоса проходит через ЦТ, и двигатель не должен влиять на полет. Может только само вращение. Но пропеллер порядка 6-7 дюймов, это опять таки немного.
В общем, единственное с чем стоит, ИМХО, поигратьтся, это с центровкой. Попробуйте достаточно сильно сместить ЦТ вперед…
Давайте, во первых, различать дефекты, а, во вторых, учитывать поток от пропеллера.
При кривой установки стабилизатора, пропеллерная струя воздуха может в разы усиливать эффекты, кривого стаба. А в безмоторном полете, отклонение киля может нейтрализовываться наелоном горизонтального стабилизатора относительно крыльев, да и триммированием модела через РУ.
Я просто перечислил все предположения по дефектам планера, которые были предложены высше. И поток от пропеллера не исключал. Если кривые плоскости не влияют на безмоторный полёт, то их можно исключить, однозначно. Ну не может такого быть, чтобы человек при этом не замечал абсолютно никакого кренения! Ведь без мотора тоже можно достигать немалых скоростей, скажем, в пикировании. А он ясно пишет, что не замечает… Может поток от пропеллера и увеличит крен в разы, но если это 0,0000001, то умножай, не умножай… А ведь если логику включить, то этот момент кренящий вправо настолько сильный, что пересиливает момент от винта, который должен быть влево! Если выключить мотор после набора достаточно высокой скорости, то самолёт должен перейти в непреодолимое вращение… Да нет, нереально такое не заметить было… 😃
Так есть научный источник информации о необходимости выноса ЦТ вперёд при росте полётного веса, или нагрузки на крыло? Реально интересно, без шуток.
Попробуйте уменьшить до 55-60 мм
Хорошо. Попробую… У меня сейчас в носу грамм 30 грузиков… Как раз - серву с хвоста уберу, а грузики пока оставлю… Хотя, я уже года полтора летаю на фанах, поэтому слегка задняя центровка для меня привычнее… Стремление самолета носом к земле меня слегка напрягает 😃…
Хотя, я уже года полтора летаю на фанах, поэтому слегка задняя центровка для меня привычнее…
Какая разница на чем Вы летаете ? Изик далеко не фанфлай 😃