Easy star (FPV) моей мечты или F.A.Q. по тюнингу этой модели.

Олег#

если машина позволяет то просто тупа склеить
у меня позволяет
( магниты 100% не помогают)
внутри … у меня там ничего не греется
акум тёплый и рег тёплый

img-fotki.yandex.ru/get/…/0_12b2f_95adb8f9_orig

milancrash

Спасибо. Машина не очень позволяет (на дачу не удобно будет ездить 😃 )
Ладно буду придумывать потом выложу что получилось.

roman_fpv

И пол года не прошло, доделал наконец своего Изю:

Мотор вынес, выкос никакой не делал, откорректировал угол наклона.
На руль сегодня наклею карточку пластиковую для лучшей управляемости.

Пора заказывать видеопередатчик и камеру с очками ))

baychi

Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу подытожить свой годичный опыт по доводке EasyStar под FPV. Опыт основан на 4-х моделях: 2-х родных EasyStar от Multiplex и двух клонов - HawkSky и CloudsFly (все модели имеют почти одинаковые исходные характеристики). Хотя все иллюстрации будут относиться к последней модели- клону ClousdsFly (на котором сейчас летаю), большинство решений годится для оригинального EasyStar.

  1. Мультиплекс и клоны.
    Вопрос неоднократно обсуждался, поэтому скажу так: по летным характеристикам Multiplex - лучше всех. CloudsFly немного уступает ему качеством крыльев, но намного более продуман по конструкции: предустановлен хороший БК двигатель, машинки и тяги РН и Рвубраны внутрь, каналы вентиляции проходят через весь фюзеляж, эффективно охлаждая аккумулятор и регулятор. Имеются элероны.
    Худший вариант HawkSky - уступает родному по качеству материала (приходилось усиливать) и очень сильно по качеству крыльев. Вся электроника из комплекта RTF - “дерьмо” и подлежит замене.

  2. Доработки планера.
    Передние кромки крыльев армированы скотчем. Это помогает при посадке в толстую траву или мелкий кустарник.
    Крышки в крыльях, закрывающие канал несущего прутка, помимо надежной вклейки усилены армированным скотчем по всей длине. Это помогает избежать выхода прутка наружу и складывания (ломки) крыльев за пределами прутка (имело место при резком выходе из пикирования).
    Место крепления элеронов, РН и РВ усилено армированным скотчем. На родном Multiplexe это менее актуально, но у клонов через 2-3 месяца эксплуатации рулевые поверхности норовили оторваться.
    Дополнительное усиление соединения крыльев поначалу не требуется. Но после нескольких крашей и разбалтывания, были добавлены - несколько витков изоленты на несущий пруток для увеличения трения и липучка типа “репейник” на торцах крыльев.

  3. Выбор и доработки оборудования (радио и FPV)
    Считаю, что альтернативы 2.4 ГГц, при полетах в Москве или в компании - нет. Поэтому РУ - строго на 2.4 ГГц. Приемник - Futaba 7 или 8 каналов (R617FS или R608FS). Приемник доработан выводом наружу сигнала RSSI (уровень принимаемого сигнала) и сигнала FailSafe (от красного светодиода). Дополнительные сигналы подключены к телеметрии и выводятся на OSD.
    Из соображений совместимости, видео выбрал на 1.2 ГГц (возможные варианты 900 Мгц и 5.8 ГГц). Видеопередатчик - LawMate 1000 мВт. Как вариант - ставил 500 мВт, но, по неизвестной до сих пор причине 500 мВт от LawMate сгорают в течении 1-2 месяцев (только у меня сгорело 2 шт.). Антенна на модели - вибратор 5/8 длины волны. По сравнению со штаным 1/4 волновым штырем, обеспечивает усиление 1-2 дБ, за счет более плоской диаграммы направленности.
    Телеметрия и автопилот от Smalltim. GPS приемник 5 Гц LocoSys (на 1 Гц GPS летать намного менее комфортно, да и автопилот требует 5 Гц)

  4. ВМГ
    На CloudsFly производителем установлен БК мотор типа “колокольчик” с 1800 об/В и максимальной мощностью 200 Вт. Винт 5х5. Статическая тяга при 200 Вт (3LiPo на 20 А) составляет 750 гр. Скорость потока - 30-35 м/c. Такую ВМГ считаю оптимальной.
    Родной мультиплексовский коллекторник всегда менял на БК. Были варианты движков с kV от 1000 до 1800 и винтами от 8х6 до 5х5. Винты большого диаметра дают существенную скрутку модели вокруг продольной оси и проблемы с установкой двигателя на штатное место. Скрутку лечил миксом Газ->РН (или элероны). Скрутка особенно заметна на винте 8х6. 7х5 - гораздо комфортнее. 5х5 - компенсации по скрутки не требует. Все винты в той или иной степени дают “пикирующий эффект” - наклоняя нос модели вниз при больших оборотах. Компенсирую это дело миксом Газ->РВ: аппаратура позволяет сделать регулируемый микс и выбирать оптимальную компенсацию в зависимости от положения ЦТ и ветра.
    Регулятор недорогой от Vfly на 25 А. Регулятор охлаждается потоком воздуха, проходящим через отверстия в фюзеляже. Считаю вопрос охлаждения регулятора немаловажным. Видел как даже с 15 А регулятор, закрытый наглухо в пенопласте, вспучивал последний, А регуль с 20 А нагрузкой сгорал через 2 месяца.

  5. Видеокамера.
    Сейчас на модели стоят 2 камеры: цилиндр (BU45S 480 твл) с широким углом обзора (ок 100 гр.) на носу для видео на землю с OSD и HD камера Sony MHS-PM1 для качественной съемки на борту. Вес 1-й камеры 40 г, 2-й - 110 г. В будущем хочу сделать 1-ю камеру управляемой по наклону и горизонту через HeadTracker. 2-я камера съемная и крепится чисто механически. Ранее летал с одной HD камерой. Качество картинки у нее лучше, но немного не хватает угла обзора (45 градусов).

  6. Размещение оборудования.
    Видеопередатчик вынесен на хвост, как можно дальше от приемных антенн. Причин тому 3. 1) Удаление мощного ВЧ излучателя - наилучший способ борьбы с помехами на РУ и GPS. 2) Видеопередатчик требует эффективного охлаждения, на хвосте он обдувам со всех сторон и даже потоком от пропеллера (после полета модуль - чуть теплый). 3) Небольшой сдвиг видеопередатчика вперед и назад позволяет управлять ЦТ, компенсируя его уход от разных аккумуляторов и наличия 2-й камеры.
    GPS приемник - на носу фюзеляжа. Провод от GPS пропущен через ферритовое кольцо (4-5 витков). Кольцо размещено ближе к GPS модулю. Это позволяет максимально отстроится от помех видео и двигателя.
    Аккумулятор расположен в носу внутри фюзеляжа. Считаю, что перед акком никакой электроники быть не должно, если вы не хотите ее потерять.
    Приемник стоит за аккумулятором. Усики антенн вынесены наружу: вертикальная немного удалена от фюзеляжа, горизонтальная - закреплена снизу, поперек фюзеляжа. Так сделано для оптимального приема при полетах на дальность: сигнал меньше затеняется другими элементами.
    Автопилот и телеметрия единым бутербродом лежат на аккумуляторе. Датчик тока телеметрии вынесен ближе к регулятору двигателя. После регулятора расположены фильтры: низкочастоный из индуктивности и 2-х емкостей для защиты питания видеопередатчика от помех двигателя и ВЧ кольцо (на него намотан весь кабель к видео) - для защиты остальной электроники от видео.
    Антенна видеопередатчика смотрит вертикально вниз (это дает наименьшее затенение видеосигнала при полетах на дальность). При посадке и в транспортном положении антенна, за счет шарнира, поворачивается вдоль фюзеляжа.
    Пирометры автопилота установлены по совету Тимофея. Горизонтальная 4-ка поднята на 7 см над центром крыла. Вертикальная пара- сбоку, напротив передней кромки правого крыла. Это обеспечивает пирометрам максимальный обзор и возможность небольшой регулировки по перекосу.
    HD камера крепится по центру фюзеляжа на пилоне. ЦТ камеры близок к ЦТ модели.
    Способ крепления камеры к пилону- липучка и резинки. Считаю что при морковках и жестких посадках вылет камеры с резинок меньшее зло, чем вылет жестко закрепленной камеры с разрушением фюзеляжа.
    Для поиска модели в высокой траве в фюзеляж встроена “пищалка” - модуль, начинающий громко пищать при отсутствии движений на сервах в течении 1 мин. Несколько раз помогало найти модель.

  7. Философские вопросы

Нужны ли Изе элероны? В общем случае - не нужны (но и не мешают). Так как он прекрасно рулится РН, а на пилотаж типа бочек - и с элеронами не способен. Дело в том, что эффективности элеронов на низких скоростях (5-10 м/с взлет/посадка) недостаточно для управления моделью, без РН. А на крейсерской скорости 10-15 м/c элероны мало что добавляют к действиям РН. Ну разве - для экспериментов с гироскопом могут быть полезны. Или в качестве резервного способа управления при отказе РН. То есть, РН на EasyStar и руление им - обязательно, а элероны - вспомогательный орган.

Нужен ли Изе гироскоп? Малополезен. Ставил гиру на элероны - полет на двигателе становится более стабильным, при планировании - держит до последнего, сваливание на крыло происходит гораздо позже (но намного резче). Но! Для видеосъемки лучший режим полета Изи - естественное планирование. Ни гироскоп ни пирогоризонт не дают лучшей стабилизации, и защиты от вибрации, чем планирование на минимальной скорости.
При наличии автопилота с функцией стабилизации - гироскоп не нужен однозначно, так как проигрывает автопилоту по всем параметрам.

Нужен ли автопилот? Нужен. При дальностях за переделами видимости и тем более свыше 1 км - это надежный помощник и средство спасения модели. У меня на сегодняшний день было как минимум 3 случая, когда без АП модель была бы гарантированно потеряна.

  1. Наземное оборудование
    Передачик Futaba 12FGA (2.4 ГГц, 100 мВт). При полетах на дальность на антенну передатчика надевается рефлектор.
    Видеоприемник от Lawmate. Антенны: направленный патч с усилением 6-7 дБи или коллинеарный штырь с круговой диаграммой и усилением 5 дБи. При наличии Diversity приемников или блоков (у меня пока нет), обе антенны стоит использовать одновременно.
    Патч доработан - вместо 50 см кабеля с 2-мя разъемами для присоединения к приемнику, установлен SMA разъем для прямого подключения. Думаю выиграл на этом 1.5-2 Дб усиления.
    Приемник с антенной устанавливаются на штативе высотой около 1 м. При управлении я стою сзади и немного сбоку от штатива. Разнесение антенн РУ и видео - порядка 1.5 м.
    После приемника подключен разветвитель AV сигнала (это лучше чем разветвлять антенну). К разветвителю подключены: 1) Очки Siabex (640х480). 2) Pinacle Video Transfer (пишет картинку на USB флэшку) и 3) Explay M20 (плеер с записью, выполняет так-же роль доп. дисплея). Необходимость использования 2-х пишущих аппаратов вызвана потенциальной ненадежностью обоих: Pinacle любит останавливать запись при потере сигнала, а Explay - зависает по неизвестным причинам.
    Видеооборудование питается от аккумулятора 3LiPo 910 мАч (хватает на 1.5-2 ч). Очки - через преобразователь 12/5 В.

  2. ТТХ и прочие результаты.
    Вес модели с 2-мя камерами и акком 3S 2100 мАч - 1050 г.
    Потребляемая мощность:

  • вся электроника кроме двигателя - 6-9 Вт (ток 0.6-0.8 А);
  • двигатель на максимальном режиме - 200 Вт (ток 18-20 А);
  • двигатель в крейсерском режиме (набор высоты 2 м/с или горизонтальный полет 60 км/x) - 100-120 Вт (ток 10-11 А);
  • двигатель в режиме удержания высоты (на скорости ок 30 км/x) - 40-50 Вт (4-5 А).
    Время полета с включенным двигателем - до 15 мин;
    Максимальная скорость полета (на 200 Вт в горизонте) - 80 км/ч;
    Скорость сваливания (без двигателя) 20-25 км.ч
    Скороподъемость. Макс: 4 м/c (при 200 Вт и V=30 км/ч); Оптимум: 2 м/с при 100 Вт.
    Скорость снижения в планировании - 1.2 м/c при V=40 км/ч.
    Максимальное аэродинамическое качество - 8-9.
    Достигнутые результаты:
    По дальности - 2.4 км. На сегодняшний день дальность ограничена дальнобойностью РУ (в режиме - передатчик без рефлектора). Видеотракт имеет некоторый запас (судя по чистоте картинки). Теоретически при использовании рефлектора, дальность должна увеличится до 3-3.5 км
    По высоте: 750 м (выше пока не лета). Предполагаю потолок в районе 1000-1500м, связанный с общей энергетикой модели.

PS: Данная модель летает с июня месяца 1-2 раза в неделю. Прошу не пугаться несколько “нетоварному” виду, старушка многое повидала. 😃

milancrash
baychi:

Прошу не пугаться несколько “нетоварному” виду, старушка многое повидала. 😃

А это что такое?

Олег#

baychi
1 что то я не увидел изика
-------
2 не увидел полёты по камере ( наверное с камерой ))
3 серу удобнее ставить в крыло без ушек и на эбаксидку ( потом если что снимаются нормальна с крыло )

а да
я истет

roman_fpv:

На руль сегодня наклею карточку пластиковую для лучшей управляемости.

Пора заказывать видеопередатчик и камеру с очками ))

карточка ни ко-кого эффекта не даст😅

делайте элероны:)

roman_fpv:

Пора заказывать видеопередатчик и камеру с очками ))

roman_fpv😅 жесть

roman_fpv
Олег#:

1 что то я не увидел изика

Решение по выносу движка выглядит так:

Есть в таком ракурсе:

Олег#

вот мне одно не понятно
я что бы летать на 2-2.5 км и то с натяжкой
сделал вот такую антенну

у некотрых вообще антенна внутри а заявляют такие расстояние ОГоГоо

может поделитесь опытом народ…
не видео а радио связь с моделькой

slides

Байчи, помидор Вы получили исключительно за 7 пункт ! Все остальное - супер.

На Изике летаю только с двуосевой гирой, причем это просто (с и без) небо и земля, без - нужна точная коррекция ЦТ, когда вес к 1 кг - ЦТ 2-3 мм и начинаются штопоры, нафих. Гира все эти вопросы решает, раскачивания при условии нелюбимых Вами элеронов даже в ветер отсутствуют (только резать их надо на всю длину, не стесняться), проблемы ЦТ тоже уходят на второй план.

с 1800 об/В и максимальной мощностью 200 Вт. Винт 5х5. Статическая тяга при 200 Вт (3LiPo на 20 А) составляет 750 гр. - не верю в чудеса ! У фанджета такая тяга на этом винте выходит в упор на 2750 об/вольт, ток под 40ампер.

Компоновка отличная, молодец.

Но есть целесообразность доработки Изи - это его вес. В этот раз я буду стремиться к 700 граммам. Пусть батарейка послабже (1600), но я и больше обычно не вылетываю из 2500, надоедает.

Сервы вклеиваю в элапор термопистолетом - попробуйте, держит мертво, склейка элементарна по выполнению, выломать серву потом можно очень аккуратно. Отсутствует эффект вытекания эпоксидки на штаны и мебель.

milancrash

Да меня тоже RC радиус очень интересует. Делитесь опытом у кого на какой аппе на сколько улетает. Какие модификации. заранее всем спасибо.

Олег#:

вот мне одно не понятно
я что бы летать на 2-2.5 км и то с натяжкой
сделал вот такую антенну

у некотрых вообще антенна внутри а заявляют такие расстояние ОГоГоо

может поделитесь опытом народ…
не видео а радио связь с моделькой

А какая аппа и приемник??

ГРИНЯ
Олег#:

вот мне одно не понятно
я что бы летать на 2-2.5 км и то с натяжкой
сделал вот такую антенну

2 км?Ты реально улетал на такую дистанцию со своей JRкой 9 72мгц(очень интересно)?и именно так как на фотке расположенной антенной вокруг углепластикового штырька:)?

milancrash
slides:

Байчи, помидор Вы получили исключительно за 7 пункт !

Полностью согласен
7. Философские вопросы - нужны элероны 100!! если их сделать грамотно и правильно. Очень многие делают маленькие элерончики а потом жалуются что от них толку нет.

slides:

На Изике летаю только с двуосевой гирой, причем это просто (с и без) небо и земля, без - нужна точная коррекция ЦТ, когда вес к 1 кг - ЦТ 2-3 мм и начинаются штопоры, нафих. Г

А какая гира??

Олег#

Григорий именно так и есть
но…
если изик не менее 300 метров от земли.

и самое главное скажу ещё раз
делайте изику элерону ну не летает он без них НЕ ЛЕТАЕТ.

а да уточню ранее была такая антенна как на видео “ВЫСОТА” в конце самом

сейчас приёмник поставил в хвост и антенна cтала больше

baychi
Олег#:

1 что то я не увидел изика

На фоках показан клон ClousFly - с аналогичными характеристиками. Просто это последняя модель, где учтен весь опыт. Есть более старые фотки настоящего Изи. Выложить?

Олег#:

2 не увидел полёты по камере ( наверное с камерой ))

Техническое видео и логи выкладывал неоднократно (rcopen.com/forum/f90/topic207270/1157).
Например здесь. files.mail.ru/33ZMR5
Если интересно - скачивайте и смотрите.
Роликами займусь в плохую погоду или зимой. Так как отснято много, а опыта в монтаже пока нет, не хочу выкладывать сырые клипы.

Олег#:

3 серу удобнее ставить в крыло без ушек и на эбаксидку ( потом если что снимаются нормальна с крыло )

Спасибо за совет.

milancrash:

А это что такое?

Это пирометры - датчики авиагоризонта автопилота.

Dronavt

Спасибо за полезную информацию по варианту компоновки.
Жаль, что в моем случае, при расположении передатчика на хвостовой балке возможны проблемы с сервами, которые перенесены назад для исключения длинных тяг.

slides
milancrash:

… А какая гира??

Футаба 352. Минусов 2: тяжелая, офигенно дорогая. Имхо проканает две гиры, склеенные под 90 градусов (для удобства), объединенными каналами чувствительности (хотя эстеты с 9-каналками и больше) могут себе позволить и раздельную регулировку осей. В гире однозначно должен быть режим ХХ (удержание балки), а иначе, как и писал Байчи - 😂😂😂гира нафиг не нужна:). Гирируются ессесна элероны (через У-кабель) и элеватор. Раддером рулите с включенными гирами, разворот без крена гарантирован, если правильно отстроена чувствительность гиры канала крена.😆

baychi
Олег#:

вот мне одно не понятно я что бы летать на 2-2.5 км и то с натяжкой сделал вот такую антенну

А Вам на 35-70 МГц ничего другого и не остается, как увеличивать эффективную длину. Можно еще над мощностью передатчика поколдовать, но это тупик.
На 2.4 ГГц и усиливать проще и направленность сделать можно.
Да и в чистом виде бъет неплохо:про Futab-у производитель заявлет 3 км, народ по тестам пишет больше 4-х.

baychi
slides:

с 1800 об/В и максимальной мощностью 200 Вт. Винт 5х5. Статическая тяга при 200 Вт (3LiPo на 20 А) составляет 750 гр. - не верю в чудеса

Что чудесного в 3 Вт/на грамм? Нормальная эффективность, даже не самая оптимальная для Изи. Вы в энергетике сомневаетесь? Или в характеристиках винта?

slides:

Но есть целесообразность доработки Изи - это его вес. В этот раз я буду стремиться к 700 граммам. Пусть батарейка послабже (1600), но я и больше обычно не вылетываю из 2500, надоедает.

За счет чего?
Для меня тема доработок Изи - практичеки закрыта. Хочу довести дальность РУ+видео до 4-х км. А существенно дальше он физически не улетит.
Нужна другая модель, для совсем других экспериментов… 😃

slides

Сомневаюсь и в эффективности этого винтика на таких малых оборотах и соответственно в том, что получили 750 грамм на 200 ваттах на винте меньше 9 дюймов.

А вес - посмотрите пост №7 на первой странице ветки. Вот у Арти и спросите, как это он умудрился…