Зимние полеты. Комфорт управления из теплой машины.

Pav_13
msv:

Не уверен, что мои решения будут кому-то полезны…

В том-то и дело! Я тоже не уверен, что если опишу здесь конструкцию антенны, то повторить ее сможет кто-либо, кроме имеющих “радиолюбительское прошлое” (или настоящее) 😉… Всеж-таки, и приборы кое-какие нужны… и навыки тоже кое-какие не помешают… Да и делать такую антенну не имея 50-ти Омного выхода на пульте (я уже писал об этом) смысла нет…

Кстати, антенна с магнитным креплением для 35 МГц, мне кажется, не очень удачное решение… Получается, противовесом штырю работает кусок оплетки питающего кабеля длиной от основания антенны до феррита… Потом все это воодружается на металлическую поверхность, которая через емкость на оплетку малопредсказуемым образом взаимодействует с антенной… Даже если эту конструкцию настраивать прямо на месте установки - эффективность будет не та…
В нашем автопарке антенны (42 МГц) крепятся на водосток… Причем, в месте крепления необходимо обеспечивать очень хороший контакт с кузовом автомобиля… Как только из-за ослабления крепежа или ржавчины сопротивление контакта возрастает до нескольких десятком Ом - антенна перестает работать… Поэтому основной прибор для починки антенн - китайский мультиметр 😁
Будет настроение и время - попробуйте переделать антенну, задействовав в качестве противовеса кузов автомобиля “напрямую”…

Veres:

Длинна полноразмерной четвертьволновой антенны…

Ваши расчеты верны для “штыря” в его классическом виде… Такую антенну можно сделать, продырявив точно по центру крышу достаточно большого автомобиля и воодрузив на это место на изоляторе полноразмерный штырь… Подстроить “по-месту” все-равно придется, но с расчетами совпадать более-менее уже будет… Вот только, найдутся ли желающие дырявить крыши своих авто 😛?!
Да и опять же… в который раз - нет у RC-пультов выхода под такие антенны! Куда ее подключать будете?

Всеж-таки, если целью ставить не рекорды дальности, а комфорт, то решение, предложенное автором темы, самое доступное… Просто, подойти к его реализации надо, надеясь не только на “авось” 😉

AsMan
blade:

Дело то в том, что 1/4 -это как в ПДД “помеха справа”: если не знать основы, из которой всё остальное берётся, никуда не доедешь. Так и в теории радиопередачи: все остальные формулы получаются именно из соотношения 1/4 L

На одной помехе справа, далеко не уедешь:-)

Ключевое слово здесь теория. Похожая на правду, но теория. Как то один хороший человек сказал: “То что происходит вблизи антены одному богу известно”. В близи, это десятки длин волны.

Я все это к тому говорю, что нельзя так категорично утверждать, что решение топикстартера не работоспособно, ровно как и тщательно настроенная в лаборатории система, может совсем не так работать в поле. Очень много нюансов.

Adekamer
Veres:

Длинна полноразмерной четвертьволновой антенны - 1/4L*K, где К -коэф. укорочения зависящий от соотношения L/d, где d диаметр вибратора. В нашем случае это примерно - 0,98 (определяется по графику) т.е.длинна штыря примерно =1,79м для средней частоты 40 мегагерцового диапазона.

на самом деле коэф укорочение - это коэф учитывает паразитную емкость на конце антенны - которая “удлиняет” антенну
и этим многие пользуются, поэтому например, важно учитывать и оксидную пленку на антенне 😃 а вот петлевые (рамочные ) антенны не имеют этой паразитной емкости - а кто то наоборот, в целях минимизации геометрических размеров конструктивно увеличивает эту паразитную емкость
(раньше была фотка дедка с диполем на аппе с блюдцами на концах 😃 )
и как говорит Pav_13 про особенности монтажа авто антенн - полно нюансов (вплоть до места установки антенны)

поэтому уважаемый AsMan: не надо защищать топикастера - если Вы понимаете КАК это работает - то должны понимать что рабочее решение конечно возможно - но с вероятностью выиграша и в казино и в лотерею 6 из 36 в спортлото одновременно

DVE
Adekamer:

(раньше была фотка дедка с диполем на аппе с блюдцами на концах 😃 )

Эх, чувствую, скоро до ЕН-антенн дело дойдет 😃

PS: А вообще, неплохо бы разделить ветку на 2 темы, “управление из машины” и “антенны для FPV”.

Veres

…“ровно как и тщательно настроенная в лаборатории система, может совсем не так работать в поле. Очень много нюансов.”

Такие системы всегда окончательно настраиваются непосредственно на объекте, где она будет установлена, а дома или в лаборатории проходят только предварительную настройку.

Dronavt

Господа! Нету сил уже отслеживать этот спор. Он происходит регулярно как только дело касается самого святого - антенн. Такая же перепалка возникала с видеопатчами, видеоштырями и т.д.
Уже вроде как определились, что кому шашечки, а кому и ехать. Кто-то будет строить идеальную антенну и пока он ее не настроит самолет в воздух не поднимется, кто-то бросит на елку кусок провода и будет спокойно летать не вдаваясь в то, что по науке это работать не имеет права.
На форуме ни кто ни кого не заставляет повторять его решения. Здесь просто делятся информацией. Все, что не из магазина моделист подключает на свой страх и риск. И это все прекрасно понимают. Хотя и магазин - далеко не гарантия работоспособности устройства.
Топикстартер продемонстрировал, что этот вариант работоспособен. Оснований не доверять этому ни у кого нет. Если у кого-то возникнет желание его повторить - ни кто не сможет ему этого запретить. О чем тогда спор?
PS Многие правильные вещи появились в результате нарушения технологий и игнорирования теоретической невозможности появления оных.

soki

Извините, друзья, за навязчивость, но чтобы окончательно и в последний раз развеять миф о моем безрассудном везении, надо наверное повторить информацию из первого поста. А поскольку в этой ветке я не постил видео, к которому ссылался, то вот оно.

Обратите внимание, хотя это было упомянуто и в первом посте, что на самолете стоит вертикальная антенна. Длина этой антенны была подобрана экспериментально (1м для R149DP 72MHz). Всевозможные расположения и длина провода соединяющего передатчик и антенну на крыше тоже была подобранна экспериментально, и выяснено, что нет особой разницы между 1м или 1.5м проводом. Более того, на самолете стоит много раз проверенный и настроенный автопилот, работа которого в паре с Co-Pilot была проверенна в за полчаса до полета в пробном полете выключением передатчика в разных ориентациях самолета на разных курсах. Кроме того, напряжение в верхнем левом углу отображает силу сигнала управления (с RSSI). И это был мой не первый дальний полет. Поэтому адекамеровское “а тут крокодил на телескоп провод в окно и вперед к покорению горизонтов (про другую ересь не хочу писать)” бред. Если вы ничего не умеете делать, а только писать “я великий теоретик”, то для вас может этот успех и сравним с выигрышем в три лотереи одновременно.

msv
Pav_13:

Получается, противовесом штырю работает кусок оплетки питающего кабеля длиной от основания антенны до феррита… Потом все это воодружается на металлическую поверхность, которая через емкость на оплетку малопредсказуемым образом взаимодействует с антенной…

Естественно без массивной металлической поверхности в основании ничего не работает ни в теории, ни на практике… 😃 В основании магнита приклеена широкая шайба из медной фольги, к которой припаяна оплетка кабеля и конденсатор Г-звена. Она, на расстоянии лако-красочного покрытия до кузова, дает достаточную емкость с кузовом. Проверено экспериментально. Пробовал раскидывать дополнительные противовесы, но это оказалось излишним и практически не влияло ни на резонансную частоту, ни на сопротивление антенны. А вот когда подклеил к этой шайбе тряпочку, что бы случайно не поцарапать крышу авто, параметры заметно уплыли, пришлось оторвать…
ЗЫ Боюсь не все представляют, что такое теория… Вспомним Максвелла, Планка и иже с ними и содрогнемся… 😃 Здесь только упоминаются азбучные истины… Может и они не указ… Надо попробовать антенну из деревяшки выстругать, вдруг да дальше полетит…

Dronavt
msv:

Надо попробовать антенну из деревяшки выстругать, вдруг да дальше полетит…

Если при этом сможете продемонстрировать положительные результаты полета, то с удовольствием приму к сведению и буду иметь в виду для повторения в случае необходимости.

Adekamer

ну раз пошла такая пьянка - расскажу и вам про свой рекорд на дальность:
Кратко: применение ртути в антеннах позволяет работать с кратной частотой антенны. Сигнал разлаживается на спектр гармоник, и есть возможность принимать частоты на несколько порядков выше или ниже тех, для которых имеются размеры антенна. Также у антенны гладкая поверхность, что позволяет работать с крайне высокими частотами.
Ртуть - уникальный металл (ещё есть галлий - плавиться в руках от температуры тела), обладает большой поляризуемостью и низким скин - эффектом - что как раз и надо в антенной технике. Заклинаю от опытов со ртутью! Яд! Ещё ртуть растворяет многие металлы (образует амальгамы) что ограничивает её область применения в антенном хозяйстве.
Выше 800 Mhz начинаются “танцы с бубном” т.е шаманство и эмпирический подход. Материал проводников антенны и его свойства играют на ВЧ существенную роль. А иначе зачем полируют волноводы и вибраторы? Для снижения “скин - эффекта”! У ртути он минимален т.к она предельно гладкая. Энергия Вч распространяется практически только по поверхности проводника… Поэтому в коаксиальном кабеле можно применить медную трубочку вместо сплошного провода… Вообще парадокс: проводником энергии в коаксиале служит диэлектрик а провод и оплётка нужны чтобы “загнать” энергию в этот самый диэлектрик… В аудиофильской хайэнд технике, например используется обескислороженная медь.
ну в общем попали “как-то” в руки два ртутных выключателя (стеклянные стержни длинной 150мм толщиной 30мм с выводами по краям), подключил два провода вместо антенны и на концы прикрутил концевики
поставил их как два вибратора и через RFS12-50J кабель на передатчик ( у меня санва вг-800 с модифицированной сверхрегенеративной схемой выходного каскада в режиме В.
ну на 9 км мне улететь не удалоось (батарейки банальноб не хватило) но вот дааже на соседнем поле все кто не на 2.4 попадали в хлам ! тк на 40мгц стандартные приемники не имеют автоматического аттенюатора на входе!
а 2.4 ловили помехи и дропали пакеты!

а вот вариант шикарной антенны обратный диск-конус!

Дми-III-й
Adekamer:

а вот вариант шикарной антенны обратный диск-конус

А что у этого веника есть “конус” и где все таки спрятался “диск”? 😉

Vladimir_T
Pav_13:

…Кстати, антенна с магнитным креплением для 35 МГц, мне кажется, не очень удачное решение… Получается, противовесом штырю работает кусок оплетки питающего кабеля длиной от основания антенны до феррита…

Мне не понятно, почему никто не вспомнил про антенну 5/8 длинны волны. Эта антенна имеет замечательное свойство, ей не нужно заземление как 1/4 вибратору, устанавливается на крыше магнитом, правда великовата немного, а так замечательно.

soki
Vladimir_T:

Мне не понятно, почему никто не вспомнил про антенну 5/8 длинны волны.

Заранее сложно сказать, на какую антенну настроен передатчик/приемник. Могут быть какие-то реактивные элементы (катушки, конденсаторы или что-то меняющее емкость), которые меняют входной импеданс, и видимо он может быть разный, для приемников/передатчиков на разных частотах. Именно поэтому простое изменение масштаба антенн не дает аналогичного результата при переходе от 72 MHz к 40/35 MHz. Даже приемники одной частоты могут быть настроены на разные антенны. Вот пример - как я уже говорил Futaba R149DP 72MHz “любит” 1 м антенну, а Futaba R5114DPS “предпочитает” 1.5 метра (3/8 длинны волны), причем оба приемника имеют примерно одинаковую чувствительность со своими любимыми антеннами. Может быт даже R149DP чуть выигрывает.

2.5 года назад я летал по этой причине с 1.5 метровой антенной и R5114DPS на ТвинСтаре, что смотрелось довольно странно. К белой оригинальной антенне была припаяна еще серая, поддерживаемая тонким карбоновым стержнем (без контакта), поддерживаемым в свою очередь 5-ю лесками. Интересно, что с двумя лесками появлялись колебания карбонового стержня в виде стоячей волны, которые влияли на самолет, поэтому было зафиксированы еще две точки. В полете вся эта конструкция надувалась, как парус, и растягивала антенну вертикально вверх. Улетал на 8 км, направлял кончик штатной антенны на передатчике в сторону самолета и все равно сигнал не пропадал. (Другой хороший способ проверять дальность это сложить пару колен на антенне передатчика и проверить сохранилось ли управление). И это еще был не самый футуристический дизайн, который я пробовал.

В общем, проще и практичнее всего пробовать разные антенны и сравнивать результаты.

Adekamer

Для читаюших этот (бред) топик и желающих повторить что то - настоятельно не рекомендую пускать антенну по карбону
с контактом или без

Pav_13
Adekamer:

…применение ртути в антеннах позволяет…
…а вот вариант шикарной антенны обратный диск-конус!

Я так понял - это выдержки из Вашей дипломной работы? 😁

Adekamer:

…основываясь на знаниях полученных в вузе (2303 -конструирование и проектирование радио электронных средств)

Тогда, это многое объясняет в Ваших сообщениях 😉

Vladimir_T:

Мне не понятно, почему никто не вспомнил про антенну 5/8 длинны волны.

Противовесы этой антенне нужны - без них она работать не будет…
Антенна достаточно “капризна” в настройке и сильно реагирует на изменение “окружающей среды”…
(Это из опыта постройки, настройки и эксплуатации таких антенн на 145 МГц)

Дело не в антеннах, а в умении их применять!

soki
Adekamer:

Для читаюших этот (бред) топик и желающих повторить что то - настоятельно не рекомендую пускать антенну по карбону с контактом или без

Хорош херней заниматься! Уж смешно, ей богу.

Не надо ничего переформулировать, антенна пущена не по карбону, как видно на картинке, а карбон ее поддерживает. Дальше информация не для вас. Вы ее не воспримете просто. Но так, на всякий случай, чтобы точно никто не повелся. Тонкий карбон в 10-50 см от антенны, да еще не параллельно ей не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на антенну/приемник.
Вот видео, где я с такой антенной улетел на 8 км, там кусочками видна эта самая антенна.

Pav_13
soki:

Обратите внимание… что на самолете стоит вертикальная антенна.

А проводились ли сравнения с горизонтально расположенной антенной?
Насколько оправданы “заморочки” с конструктивом “вертикала”?

soki
Pav_13:

А проводились ли сравнения с горизонтально расположенной антенной? Насколько оправданы “заморочки” с конструктивом “вертикала”?

Да, проводились на твинстаре с приемником Futaba R5114DPS 72MHz. В горизонтальной антенной вдоль фюзеляжа радиус действия был около 1.5 км-2 км, в зависимости от курса самолета относительно передатчика. Замечу, что в отличии от полета на 8.5 км в последнем видео я ни разу не словил failsafe, хотя и немного пытался.

SAN
Adekamer:

настоятельно не рекомендую пускать антенну по карбону

А где вы увидели “антенну по карбону”?

Pav_13

Сегодня была возможность сфотографировать мое “рабочее место” для FPV… Правда, прятаться в машину необходимости не было никакой - природа в наших краях слегка запуталась во временах года 😁 - около +15, голубое небо, почти штиль… Если бы не голые деревья - лето, да и только… А ведь до Нового года меньше недели!
Рекордов пока никаких не ставил (да и не уверен, что буду)… больше за компактность боролся - в дипломат все укладывается (кроме самолета, разумеется)…

DVE

Антенна Харченко, кажется?

PS: Хорошая у вас там погода, а у нас люди от падающих сосулек в больницы попадают…