FunJet Multiplex (FPV) F.A.Q. по тюнингу

slobodan

дом2

Попробовал Hyperion 750 w 4400 kv, винт 6 х 4, регуль Hyperion 90a, просадки при взлете нет , 10 взлетов, 10 посадок, кидаю левой рукой, звук похож на формулу 1…

pdv=

Яж ведь где то тут писал, что и как запускать…а кручение джета при пуске с руки это плохой акк не отдающий положенный ток! Проверено!

kimu

Слетал вверх на 1050 метров, дальше не пустил фрскай. На 2/3 газа забрался за 60 секунд и сожрал только пол батарейки (около 650 мАх на 6s).

А вот нанотеховская батарейка всё-таки оказалась говном… на 4 полёте две банки просели до 2,5 В против 3,5-3,6 В на остальных -__-
Вторая на очереди.

siderat
pdv=:

а кручение джета при пуске с руки это плохой акк не отдающий положенный ток!

А причем тут акк, если у джета элевоны не обдуваются, и на старте скорость мала, реактивным моментом заваливает налево. По крайней мере у меня так было.

Gabberg

Согласен с Вами, господа пилоты!

Этот эффект винта ощущается на каждом старте. Сам использую винт 5х5 силовая установка 3S 3600kv.
При стартах в безветренную погоду едва успевал выруливать.
С винтом 6х4, грохнул тушку на взлете, хотя до этого десятки полетов без крашей. Когда я зашвырнул его в небо и потянул рули на себя, с ужасом понял, что он не управляется и заваливается в левый крен. Бах!

С тех пор моя техника старта изменилась. Бросаю джет строго вверх и жму до упора. Тяга у него больше единицы (в моем случае коэффицент тяги К-1,9 единиц) и в любом случае ускорение будет вверх. Его просто прет!
В момент старта Funjet с винтами больше чем 5х5 момент винта в любом случае скручивает тушку в левую бочку. Поэтому пусть ее скручивает при вертикальном полете. Как показала практика при наборе высоты в 15-20 метров над головой адекватное управление Фанджетом полностью восстанавливается, т.к. он уже успевает набрать необходимую скорость. А дальше крути в любую сторону!

Потрясающий самолет!

pdv=
siderat:

А причем тут акк, если у джета элевоны не обдуваются, и на старте скорость мала, реактивным моментом заваливает налево.

да момент есть бесспорно! его и надо закидывать немного с правым креном, но если акк не тянет самолет он не наберет нужную начальную скорость и тем самым будет не управляем!
по крайней мере у меня так было.

Gabberg:

С винтом 6х4, грохнул тушку на взлете, хотя до этого десятки полетов без крашей. Когда я зашвырнул его в небо и потянул рули на себя, с ужасом понял, что он не управляется и заваливается в левый крен. Бах!

то же летаю с винтом 6*4 и тоже заваливал его! но после замены акумулятора на новый 2650мач 35С все стало запускаться как надо!ИМХО

1 month later
kimu

Поставил на свой фанджет батарейку 6s 2600 мАх (от вертолёта 500 класса…), теперь он весит около 1050 грамм 😈
Поведение в воздухе практически не изменилось, всё также ровно летает, никуда не валится и отлично планирует, только минимальная скорость выросла с 45 до 58 км/ч (ниже в горизонтальном полёте опустить не даёт, чуть опускает нос и разгоняется обратно). Зато время полёта на полном газу выросло до 3 минут, а на 70-150 км/ч можно пролетать все 10.

kimu
kimu:

Поведение в воздухе практически не изменилось

Летает то он также хорошо, но после четвёртого взлёте с большой батарейкой нарисовалась проблема. нагрузкой на крыло 73,3 г/дм2 запустить с руки его не так то просто, а для вертикального взлёта нужен движок раза в 1,5-2 мощнее.

Отсюда вопрос. До какой скорости и какой катапультой можно разогнать самолёт 1,1 кг весом?

Danilov_A
kimu:

Отсюда вопрос. До какой скорости и какой катапультой можно разогнать самолёт 1,1 кг весом?

Danilov_A:

… При самостоятельных стартах 8 из 10 бросков закончились скоропостижным приземлением. … После этого было принято решение делать катапульту.
Для изготовления понадобились: 3 рейки 30х40х2000; шпилька М8х1000 попиленная на 3 куска; 6 гаек-барашков М8 + 6 гаек М8 с фиксатором; 2 плоских уголка; 2 болта М5 + 2 гайки; 4 самореза.
Сама стойка сборно-складная. Можно сложить до плоского состояния и разобрать до состояния “связка палок”.
Далее, резина: 4 штуки 3мм и 4 штуки 4мм рыболовной резины по 15м. Метры видимо тоже резиновые, т.к. все куски разной длины. Но это не очень важно, т.к. при растяжении разница не видна. К резине с дальней стороны крепится стальное кольцо, еще два кольца крепятся к шнуру (веревке) с другого конца. Шнур с кольцами делится примерно пополам и этим местом крепится к резине.
Дополнительно требуется основной якорь - большой ломообразный штырь для забивания в землю. И штырь поменьше для спускового устройства. У меня в качестве штыря поменьше шпилька М12 с заточенным концом.
Спусковое устройство - длинная палка с отверстием на конце и “ногой”-опорой посередине. Со стороны выглядит как детские качели.

Как это работает: отмеряем минимум 4 длины резины между штырями по линии ветра (запуск против ветра), забиваем их в землю, натягиваем резину, на штырь спускового устройства сначала одеваем палку с дыркой, потом кольцо. Для спуска надо просто наступить на другой конец палки. Просто, дешево, быстро в изготовлении. Далее устанавливаем катапульту и самолет так, чтобы второе кольцо оделось на крюк самолета.
Крюк буксирный был изготовлен из прутка 5 мм (электрод), нарезана резьба, в самолете проделана дырка, вклеено усиление из куска карбоновой пластины снаружи и куска деревянной линейки изнутри.
При запуске РВ на максимум вверх.

Набросал схему. Желтая фигня - спусковое устройство. Саму стойку катапульты не стал рисовать, вроде и так все понятно.

Надо сделать еще замечание. Чем ближе крюк к ЦТ модели, тем больше будет при старте задирать нос. Планера, стартующие при помощи резины, вообще летят вертикально вверх, но это уже не катапульта.
Я сделал наугад, расстояние от крюка до ЦТ у меня довольно большое, более 100мм. Летит горизонтально, разгоняется до приличной скорости, на которой становится управляемым.

Старт.wmv

Видео самого полета неясное и размытое.

Сейчас использую синюю резинку, как в этом посте:

slides:

Катапульта рулит. Рулит вообще для любых условно тяжелых в запуске с руки безшассейных ЛА. Резинка покупается эта
Для старта моделек до 1,5 кг

Для моделек до 3 кг

Общие рекомендации:

  1. Делается крючок в брюхо модели таким образом, чтобы сам крючок торчал на 17-19 градусов от ЦТ вперед. (простым языком для джета это будет на 2,5-3 см вперед от точки ЦТ).
  2. Крючок лучше выпилить из пластины стеклотекстолита или алюминия 1,5 мм. Пластинку взять около 8 см в длину, разрезать конторским ножом брюхо джета и вклеить туда эту заготовку. Просто проволока вырвется из элапора с мясом.
  3. Резинка привязывается к колышку вбитого в землю за 90-100 метров от точки старта.
  4. Обязательно сделать леер до 20-30 метров в длину. Леер можно сделать из материала для рыболовного поводка. Чтобы он не прорезал резинку в точке соединения с резинкой пропустить через кусок трубки для внутривенной капельницы или той же трубочки, что и хайстарт.
  5. На модельном конце леера прикрепить кольцо для ключей (около 2 см в диаметре). Данное кольцо и одевается на крючок модели.

Процесс запуска следующий :

  1. Втыкаем кол (отвертка, монтировка, штырь) в 90-100 метрах от точки старта.
  2. Разматываем резинолеерочный кабель.
  3. Одеваем кольцо на крючок модели.
  4. Натягиваем резинку с таким усилием, чтобы красная тянула килограмма 2-2,5, синяя 3-4 кг (то есть достаточно сильно !)
  5. Рука правая на пульте, модель в свободной левой руке. Держите крепче !
  6. Нос модели вверх под 30 градусов к горизонту.
  7. Даем газ, не более 40%. Держите крепче !!!
  8. Толкаем модель согласно ее вектору и удерживаем крен/тангаж.
  9. Не спеша прибавляем газ - модель уходит с кольца.

ЗЫ парашютик тормозной для леера не нужен.
ЗЗЫ. Силиконовый хайстарт не любит солнца (ультрафиолета) !

Удачи !

easystar hi-start

На видео резинка сделана из доночной рыболовной резинки (6 или 8 нитей, не помню точно)
Леер короткий и это ошибка !

У меня все старты с катапульты были удачные.

kimu
Danilov_A:

резина: 4 штуки 3мм и 4 штуки 4мм рыболовной резины по 15м.

А можно по подробнее сколько метров резины, той что с ХК, и на сколько тянуть (или её тоже раза в 4?).
И по видео понял что газ включаете когда уже приличную скорость наберёт, верно?

Danilov_A

Метраж резины - сколько приехало, т.е 10 метров. В 4 раза. По газу - да.

siderat
kimu:

запустить с руки его не так то просто

Взлетаете с включенной стабилизацией? Я ставил гардиан, пару раз взлетал нормально, правда тогда ветер был сильный, может это помогло.

kimu
siderat:

Взлетаете с включенной стабилизацией?

Стабилизации нет, только телеметрия. В воздухе он итак как бронепоезд стабильный и послушный.
С тяжёлой батарейкой первые 3 взлёта как по маслу, а потом 2 раза подряд воткнул в планету… конфигурация не стандартная, мотор ещё на 1 КВт, а батарейка которую на 2 КВт ставят чтоб летал минут 10. Сейчас до кучи сижу батарейку по легче присматриваю.

8 months later
tomtom

Заканчиваю сборку версии с ЦПГО от Hivolt (Александра). Вес 400, мотор 100вт, (12в, 8-9А в статике на полном газе, 1800 кв, винт 5х5, вес мотора 30г). Акк 3s 800. Цпго основной канал и замикшировано на элевоны (на тумблере). Плюс задняя кромка основного крыла корректируется крутилкой. Вдоль фюза тонкостенная угольная трубка диаметром 10мм от мочки носа да моторамы (15г). ПГО из 3мм бальзы, плюс потолочка для профиля, обтянуты ораковером. Серва hitec 65mg.

Задумана как первая экспериментальная утка, а продуктов от мультиков у меня много разных, качество приятно радует.

Для закидывания правой рукой сделал микс с неиспользуемого РН на элевоны (100%). Теперь при броске правой, под контролем и газ и крен на одном стике левой рукой.

tomtom

Вернусь домой, будут. Итоги первого облета - может летать в очень широком диапазоне скоростей, но реакция на рв очень зависит от скорости. На большой эволюции просто ураганные. Зато можно из пикирования выйти мгновенно даже у земли и плавно шлепнуться на пузо. В качестве решения настроил микс расхода рв от газа. Еще очень не хватает рулей направления, буду ставить. В планах добавить стабилизацию Multiplex MULTIGyro G3

tomtom

Вот, как обещал, фото. Носик сделан из стеклоткани по матричной технологии.
В сочетании с трубкой вдоль фюзеляжа на морковки теперь пофиг.

Кому интересно:
Из “Полиморфуса” (пластик, который при опускании в кипяток становится как пластилин, остывая становится очень прочным, таких циклов сколько угодно) сделана форма путем облепливания носа, когда остыла, в нее запихан еще полиморфус и получился болван. Ими и формовал. Чтобы сдернуть с болвана чуть опустил в кипяток и легко стянулось.

Duschman
tomtom:

В сочетании с трубкой вдоль фюзеляжа на морковки теперь пофиг.

Чудес не бывает… Не нос, так крылья будут отваливаться.😉

tomtom:

Задумана как первая экспериментальная утка,

Может ошибаюсь, но для Фанджета ПГО абсолютно чужеродный элемент. Его фишка-скорость. При ВМГ в 100 Вт сильно заметно не будет, а вот при мощностях от киловатта поведение его скорее всего измениться, и не в лучшую сторону.

kimu
tomtom:

Вот, как обещал, фото.

ПГО бы на 2 сервы, как элевоны… хотя сам не пробовал.

Duschman:

Не нос, так крылья будут отваливаться.

При весе в 400 грамм ничего от него не отвалится. А фишка у фанджета в аэродинамике позволяющей хорошо летать на практически любых скоростях, пока вес позволяет.

tomtom

Уж больно легко у него сминается мордочка 😦 С трубкой и стеклянным носиком энергию удара поглощает не сминание носа, а зарывание в землю без повреждений в стиле F3J. Проверил пару раз пока настраивал ЦТ.
Переднее ЦПГО дает возможность резко переложить тангаж на любой скорости, например выйти из пикирования у самой земли и плюхнуться на пузо (пробовал). С ростом скорости его расход надо однозначно уменьшать. Сейчас хочу переделать ПГО с почти плоского на кларк-Y и чуть изменить форму (будет как приложены бальзовые заготовки на фото)

kimu:

ПГО бы на 2 сервы, как элевоны… хотя сам не пробовал.

Покурил много тем про утки - это мало что дает, плечо не то, значительное усложнение конструкции и вес. Кроме того некоторые таким управлением загоняли утят в хитрый спиральный штопор.

Вот тема которая сподвигла на сей проект, к сожалению закрытая
rcopen.com/forum/f81/topic68736
Не все ходят проторенными путями, мы идем в обход! Зачем? - просто интересно.

Gabberg

Думал на счет ПГО. Но тоже соглашусь с тем, что это усложняет и утяжеляет конструкцию, а у Фанджета и без этого шикарная аэродинамическая форма.
Его главная фишка - это огромные скорости 😃))
Единственный косяк, который я иногда замечал у него - неконтролируемое рысканье по курсу при сбросе оборотов. С чем это связано не понимаю, пытался менять центровку, но лучше всего, когда она установлена по паспорту. Если добавить в конструкцию ПГО, то нужно сразу доставать шаманский бубен и начинать курить мануалы по настройке управления уток.

Господа, если у кого есть удачный опыт, то распишите подробнее!