Стереоскопическое ( 3D ) FPV

Dreadnought
sashaNar:

на днях попробую вывести на хеды 3д

Отлично! Пожалуйста, о результатах расскажите.

sashaNar:

видео на передатчик брал с левой

Там всё как-то хитрее по-моему. С левой брал - только левого глаза изображение? Тогда стерео именно FPV не получится. То есть в записи он получит стерео, это да, но не живьём. Надо же стереосигнал как-то сгенерировать. Я ничего не знаю пока про то, как гопры выдают из себя сигнал.

sashaNar

Еще не попробовал. Ибо облет нового самолета штука такая.
Гопры выдают обычный композит. И летал он с не в 3д.

13 days later
Dreadnought

Ссылки на производителя OLED модулей для очков.
oriscape.en.alibaba.com/…/Module.html#products
Модуль 800х600 с поддержкой 3d:
…alibaba.com/…/SVGA_module_New_invented_technology…
Видоискатель на 1 глаз 640х480:
…alibaba.com/…/View_finder_Mncocular_module.html
Очки на основе модуля 800х600:
…alibaba.com/…/3d_SVGA_video_glasses_highest_resol…

А этот экземпляр заслуживает особого внимания:
…alibaba.com/…/2012_new_invention_hunting_lenses.h…
Это видоискатель в корпусе и с резиновым наглазником. Дисплей 640х480,
понимает обычный AV вход. Питание +5В.

Dreadnought
Володимир:

FOV 32

Да, погано, согласен. Я пока сориентировался на мониторчики автомобильные. Жду. Как приедут, затестирую, обязательно сообщу о результатах.

Dreadnought

И, кстати, замерил FOV у меня, когда я сижу перед 19" монитором компьютера. 55 градусов.

Володимир

“При неподвижном положении головы поле зрения человека охватывает угол 54 градуса по горизонтали, 27 градусов вверх и 10 вниз от уровня глаз – по вертикали.”(с) про раскладку товара на полках в магазине 😉

1 month later
Dreadnought

Итак, докладываю. Пришли мониторы с dx.com dx.com/…/5-0-led-display-screen-car-rear-view-stan…

Я их тут же подключил и проверил. Они действительно имеют разрешение 800*480. Без дураков.

Так что теперь я начинаю городьбу стерео-фпв шлема. Наверно, эта штука будет громоздкой, но попробовать уже очень хочется.

Dreadnought

Итак, докладываю о развитии темы. Сделал прототип стерео-фпв шлема. Собрал и передающую сторону и приёмную. Приёмопередающие комплекты 5,8ГГц 0,4Вт с фокстека. Пока шлем получился слишком громоздким - порядка 1кг без батарейки. Дальше буду думать над облегчением его. Пока же- принципиально- объёмную картинку вижу. В пределах квартиры - ловит и через стены. Уносил в другую комнату передающий комплект, выставлял в окно . База 0,5м как и планировал. Объекты ближе 3-4 метров не воспринимаются нормально. А вот более далёкие- отлично. Удивило то, что у приёмника и передатчика не все каналы совпали. Изначально поставил - правый глаз на 8й канал, а левый на 1й. Включил - правый сразу запустился, а левый - переставил на 2й, потом на 3й - и на третьем только заработало.
Вот фотографии моих результатов. Поскольку тема стереоскопическая - выкладываю в перекрёстных стереопарах.

17 days later
Dreadnought

Сегодня совершил первый взлёт в своей системе стерео-fpv.

Вот, гляньте, как я модифицировал крепление - теперь она не висит на голове. Удобно тем, что можно всегда оторваться от вида из камер и взглянуть на аппарат со стороны.Плюс ничего не давит на нос 😃. Пока выводы следующие:

  1. Уж раз начал летать фпв, нефиг туда сюда дёргаться от вида с борта на вид с места управления.
  2. Я отлично вижу объём, всё работает, но я не смог понять - достаточно ли полуметровой базы, или надо ещё побольше сделать.
  3. При резких дёрганьях камеры я вижу рассинхрон камер. Объекты начинают иметь двойные края отстоящие чуток друг от друга. Но только на больших скоростях. При обычном плавном перемещении - вообще этого не заметно.
    Сегодня был изрядный ветер. Толком полетать не получилось. Но я смог поднять вертолёт, отлететь в сторону, вернуться по камере к себе.
    Буду практиковать дальше. Это был буквально творой мой фпв полёт. Адреналину преизрядно хлебнул.
    Как видно из фотографий - я сделал выносной модуль с двумя приёмниками и батарейкой. Это сделано на пробу. Чтобы можно было цепануть пассажирские очки не к моим, а напрямую к приёмникам. Кстати об очках : большое спасибо выражаю Дмитрию dimonkit - он мне ассистировал в полёте. Он настроил свои фпв очки на один из моих каналов - и тоже мог видеть картинку с борта.
SnakeFishbk
Dreadnought:
  1. Я отлично вижу объём, всё работает, но я не смог понять - достаточно ли полуметровой базы, или надо ещё побольше сделать.

А есть ли изменения угла схождения в зависимости от расстояния как у глаз или всё фиксировано?

Dreadnought

Обе камеры зафиксированы по-простому параллельно.

SnakeFishbk
Dreadnought:

Обе камеры зафиксированы по-простому параллельно.

Я смотрел по дискавери док. фильм про съёмку современных фильмов, там там камеры для 3D всегда имеют возможность управления схождением оптической оси в зависимости от расстояния, наверное не зря так делаю…

TOPTUN
SnakeFishbk:

Я смотрел по дискавери док. фильм про съёмку современных фильмов, там там камеры для 3D всегда имеют возможность управления схождением оптической оси в зависимости от расстояния, наверное не зря так делаю…

Теорий можно разных строить, а по практике достаточно делать пересечение оптических осей из расчета 0,5-1 м для человеческих глаз (стереобаза 6см). Т.е. при стереобазе 0,6м делать на дистанцию 5м. Все что дальше - мозг сам сводит хорошо, а то, что будет ближе двух метров - воспринимается плохо. При обработке видео это можно дополнительно подправить.

Dreadnought
SnakeFishbk:

управления схождением оптической оси в зависимости от расстояния

Если я правильно понимаю, то схождение оптических осей ( кажется в англоязычных терминах это будет “toe-in” влияет на то, как стереообъекты располагаются относительно плоскости кадра. Если “глаза” больше свести в кучу, то передний план выедет внутрь кадра.

TOPTUN:

При обработке видео это можно дополнительно подправить.

Да, я такую функцию наблюдаю в StereoPhoto Maker. Всегда, кстати, запихиваю весь кадр за экран. Так смотрится лучше.
Я проведу эксперимент с схождением. Благо, у меня камеры крепятся на шурупах - подложить шайбу под крайний- не проблема. И посмотрим, что получится

SnakeFishbk
TOPTUN:

Теорий можно разных строить, а по практике достаточно делать пересечение оптических осей из расчета 0,5-1 м для человеческих глаз (стереобаза 6см). Т.е. при стереобазе 0,6м делать на дистанцию 5м. Все что дальше - мозг сам сводит хорошо, а то, что будет ближе двух метров - воспринимается плохо.

Согласен. Именно поэтому если летать на расстоянии более 20 метров, то объекты всё равно будут плоскими…

Dreadnought:

Я проведу эксперимент с схождением. Благо, у меня камеры крепятся на шурупах - подложить шайбу под крайний- не проблема. И посмотрим, что получится

Спасибо. Жаль не смогу оценить результат, т.к. не имею необходимого оборудования…

TOPTUN
SnakeFishbk:

Согласен. Именно поэтому если летать на расстоянии более 20 метров, то объекты всё равно будут плоскими…

Теоретическая глубина на порядок больше. 20 метров - сильный эффект. При той маневренности и тех скоростях, что есть у небольших РУ аппаратов, 20 метров - это достаточно для выруливания.
У человека стереобаза всего 6 см, при этом теоретическая глубина эффекта до 50м (в ряде источников - 100 м), а хорошо ощутимая - менее 2 метров. Тем не менее эволюционно выжили особи именно с двумя глазами, а не с одним.

SnakeFishbk
TOPTUN:

При той маневренности и тех скоростях, что есть у небольших РУ аппаратов, 20 метров - это достаточно для выруливания.

Вот здесь интересный сборник терминов и понятий Возможно кому то пригодится…

TOPTUN:

Теоретическая глубина на порядок больше. 20 метров - сильный эффект.

Прошу дать ссылку на источник?!
Потому что вот здесь пишут про: “Эффект стереоскопического зрения и у человека с увеличением расстояния рассматрваемого объекта уменьшается и равен около 10-15 метрам.”
Конечно, при 50 см между глаз эффект будет дальше, но как я писал выше надо управлять сходимостью.
И почему производители профессионального оборудования ни делают камера с расстоянием между объективами <120 мм???
Может они что-то не понимают или не знают…
Пример стереокамеры Расстояние между объективами 31 мм!
Или вот здесь

з/s/ И поверьте, я ни из тех кто стебётся над зрителями, хотя здесь таки скудоумных много, легко вычисляются по последним 5 сообщениям. Но я не админ и за чистоту форума не отвечаю…

TOPTUN:

Тем не менее эволюционно выжили особи именно с двумя глазами, а не с одним.

Предположу, чтобы сохранить подвижность в случае травмы/выхода из строя одного из глаз в том числе, ну и расстояние до цели определить…))

TOPTUN
SnakeFishbk:

Прошу дать ссылку на источник?!
Потому что вот здесь пишут про: “Эффект стереоскопического зрения и у человека с увеличением расстояния рассматрваемого объекта уменьшается и равен около 10-15 метрам.”
Конечно, при 50 см между глаз эффект будет дальше, но как я писал выше надо управлять сходимостью.
И почему производители профессионального оборудования ни делают камера с расстоянием между объективами <120 мм???
Может они что-то не понимают или не знают…
Пример стереокамеры Расстояние между объективами 31 мм!
Или вот здесь
з/s/ И поверьте, я ни из тех кто стебётся над зрителями, хотя здесь таки скудоумных много, легко вычисляются по последним 5 сообщениям. Но я не админ и за чистоту форума не отвечаю…

Про скудоумность - это вы жестко 😃
Если вы внимательно прочтете статью по собственной ссылке, то там же и написано: “Стереоскопический эффект сохраняется на дистанции приблизительно 0.1-100 метров.”

Максимальная дистанция вычисляется по угловому значению разрешающей способности человеческого глаза (диспаратность). Если объект на расстоянии в 100 метров имеет смещение на пол пикселя относительно бесконечно удаленного объекта, то это все еще отличимо. Так и получается 100 метров. Что бы ощутить эту разницу оба сравниваемых объекта должны содержать достаточно контрастные и четкие элементы, так как будет оцениваться не угол оптической оси, а минимально различимые смещения объектов на двух изображениях.

По вашим ссылкам термин “профессиональное оборудование” уместен, если иметь в виду профессию продавца, а не оператора. Производители продают бытовые камеры, которыми будут снимать котиков на расстоянии 0,3 метра. От сюда и стереобаза такая. Вот как снимают кино:

раздвижные стереобазы активно используются.
Вот пример стереоскопии на большой дистанции:

Про необходимость управления оптическими осями. В случае FPV это лишнее. Мозг прекрасно сводит немного перекресчивающиеся картинки. Простое объяснение, почему это работает и почему универсальная настройка лучше, чем постоянно меняющаяся:
на стерео картинке есть котик на расстоянии 1 м и обнаженная женьщина на расстоянии 10 м (допустим, что снято на стереопару GoPro и потому вопрос фокуса задавать не надо). У одних внимание будет обращено на котика, а у других на женьщину. Если ориентация камер постоянная, то взор переходя от одного объекта к другому сам моментально настраивается, а если оси камер смещать по замыслу оператора, то это может не совпадать с тем, на какой объект будет смотреть зритель и воспринимать такой материал будет менее комфортно.

Dreadnought

Раз пошёл разговор про ссылки по стерео-теме, у NASA есть проект - запустили один спутник по орбите Земли - перед ней, и один сзади. И снимают Солнце. С преизряднейшей стереобазой 😃
www.nasa.gov/mission_pages/stereo/sun/index.html
Про перефокусировку глазас ближнего на дальние объекты в стерео фотографии - подтверждаю. В том числе за это люблю такое изображение. Взор путешествует по картинке. Можно настроиться на ближний план, можно на дальний. Кстати, на вчерашнем полёте очень было хорошо можно было оценить дистанцию до, скажем, точки посадки. Там смешной момент был - я развернулся на вертолёте и движусь к “базе” а оттуда взлетает на самолёте другой моделист. В мою сторону. Так вот - его самолёт очень чётко в пространстве выделялся. Я аж давай орать мол - дорогу! 😃 Разошлись нормально, но стереоэффект порадовал.

SnakeFishbk
TOPTUN:

Так и получается 100 метров. Что бы ощутить эту разницу оба сравниваемых объекта должны содержать достаточно контрастные и четкие элементы, так как будет оцениваться не угол оптической оси, а минимально различимые смещения объектов на двух изображениях.

Согласен, но мы же смотрим через объектив камеры+монитор, у которой разрешение (800 линий по горизонтали) ниже чем человеческий глаз. И речь идёт уже о смещении несколько пикселей, как вы правильно заметили. С учётом того, что глаз спокойно видит пиксели, то вся система имеет в несколько раз меньшее разрешение и следовательно “диспаратность”.
Вы ещё не учитываете один главный параметр, это время за которое мозг строит стереокартину, со статичными объектами всё супер, а вот с динамичными грустно. С учётом частоты кадра монитора и построения изображения движущегося объекта очень сильно проявляется интерлейсинг (эффект “гребенки”). Но опять же всё теория, и практика на моно изображениях… Про минимальную контрастность изображения при движении мы просто промолчим, потому что от неё зависит время построения стереоизображения…

TOPTUN:

Вот пример стереоскопии на большой дистанции:

Опять же не наш случай, там нет движения, а картинка прикольная.

TOPTUN:

Про скудоумность - это вы жестко

Как мог подбирал слово, а так бы “вечный цинк с гвоздями” троллям.