Двухдвигательная мотоустановка для FPV модели. За и против, конкретные реализации, готовые модели и самодел.

А-50
Papercut:

Зависит от диметра винта конечно.

Вообще то разница зависит от скорости полёта и шага.

Papercut:

Вот цитата:

Зачем ? Уж сколько раз было сказано, что большая авиация и модели - “две большие разницы”. Кстати, в ней явно есть ошибка.

Papercut:

можно установить на любой практически самолет любой схемы.
Вы бы минусы озвучили?

Сейчас есть большой выбор эффективных, надёжных моторов и винтов, удовлетворяющих практически всем “модельным” размерам/весам и обоснованной необходимости в двухмоторной соосной установке просто нет.

Papercut:

Мелколет - это какие размеры?

Ну, с точки зрения многомоторности, всё, что меньше 6-8кг.

Papercut
А-50:

Зачем ? Уж сколько раз было сказано, что большая авиация и модели - “две большие разницы”. Кстати, в ней явно есть ошибка.

Вполне может быть. Я пока просто информацию собираю.

А-50:

Сейчас есть большой выбор эффективных, надёжных моторов и винтов, удовлетворяющих практически всем “модельным” размерам/весам и обоснованной необходимости в двухмоторной соосной установке просто нет.

Ну пусть у меня паранойя) летать приходится в достаточно густонаселенной местности, в подмосковье куда ни плюнь в дачу попадешь) хочется иметь запас прочности.

А-50:

Вообще то разница зависит от скорости полёта и шага.

Согласен. Там же так и написано, что такая разница в шаге - это при максимальном КПД в полете на скорости.
Вообще мне думается, что для соосников из бесколлекторных движков эта разница в шаге вообще не критична, т.к. они приводятся независимо, а не через редуктор. Ну да, в итоге второй мотор будет не догружен - ну и хрен с ним.

AsMan
А-50:

Насчёт ровно дюйма не уверен.
Фишка в том, что в соосной схеме второй винт работает в потоке, который “разогнан” первым.
Примерно дюйм получается для коптеров на висении.

Интересно, На каком растоянии от винта формируется поток. В шагах…

kimu
AsMan:

Интересно, На каком растоянии от винта формируется поток.

Ламинарный - ни на каком.
А такой как есть, рваный, формируется ещё до винта. Поток то дозвуоквой.

А-50
Papercut:

Ну пусть у меня паранойя) летать приходится в достаточно густонаселенной местности,

На общую надежность электролёта мотор влияет мало, если он не откровенное г-но. В этом плане проще и целесообразнее поставить хороший мотор и грамотно его эксплуатировать. По силовой установке больше вероятность отказа регулятора. Опять же - грамотный подбор по параметрам из надежных моделей + герметизация от влаги.
Наибольшая вероятность отказа на РУ моделях у электроники и радиосвязи.
Пока они исправны ЛА управляем, даже без двигателя, и его можно, по крайней мере, безопасно для окружающих уронить. Ну и грамотное размещение места старта(пункта управления) и планирование самого маршрута полёта.

Papercut:

второй мотор будет не догружен - ну и хрен с ним.

А зачем такая СУ? Греть атмосферу?
Уж если так волнует безопасность по СУ, делайте легкий аппарат с высоким АК и грамотно подобранной ВМГ. ВМГ, при ненапряженном режиме работы будет практически вечной, по сравнению с самим ЛА.

kimu:

А такой как есть, рваный,

Кстати, в соосной ВМГ из спаренных двигателей винты расположены близко и фактически работают в пульсирующем потоке, что создает дополнительную динамическую нагрузку на лопасти (да и на сами моторы). Я бы не сказал, что это добавляет надёжности.
Уж если так хочется двух моторов, расположенных на одной оси, делайте высокоплан-парасоль и ставьте один двигатель перед крылом, второй сзади. (Посмотрите тему про Мини_Эльф) И моторы стандартные, без соосной экзотики, и проще рассчитать параметры СУ.

Papercut
А-50:

По силовой установке больше вероятность отказа регулятора. Опять же - грамотный подбор по параметрам из надежных моделей + герметизация от влаги.

Я вообще мотор и регулятор как единое целое рассматриваю. Все равно одно без другого бесполезным становится.
Какая герметизация? А теплообмен у него как идти будет? Да и где вы там влагу найдете, если в облака не лазить? Я со своих регулей наоборот со всех посрезал термоусадки нафиг, практически не греются теперь.

А-50:

А зачем такая СУ? Греть атмосферу?

Если мотор не догружен, то атмосферу греть он не будет, наоборот. И если суммарный расход тока для двух моторов будет равен или меньше, чем для одного при той же тяге - игра стоит свеч.

А-50:

Уж если так волнует безопасность по СУ, делайте легкий аппарат с высоким АК и грамотно подобранной ВМГ. ВМГ, при ненапряженном режиме работы будет практически вечной, по сравнению с самим ЛА.

Я не рассматриваю отказы от усталости и выработки ресурса, я рассматриваю форс мажорные отказы, а по-моему личному опыту даже самая брендовая и новая электроника бывает горит на ровном месте.

А-50:

Наибольшая вероятность отказа на РУ моделях у электроники и радиосвязи.

Отказ радиосвязи и видеолинка страхуется автопилотом, отказ автопилота страхуется пилотом, по вашей логике получается, что и автопилот нафиг не нужен - лишний вес возить только, а применять придется раз в пятилетку.

А-50:

Уж если так хочется двух моторов, расположенных на одной оси, делайте высокоплан-парасоль и ставьте один двигатель перед крылом, второй сзади. (Посмотрите тему про Мини_Эльф) И моторы стандартные, без соосной экзотики, и проще рассчитать параметры СУ.

Вашу точку зрения я понял. Спасибо за мнение)

Мне вот одно не понятно, почему многие так резко негативно относятся к многомоторникам и соосникам в частности, в плане применения для FPV, при этом сами ни разу не пробовали? А те немногие кто попробовал по-моему вполне довольны)

Dacor
Papercut:

А те немногие кто попробовал по-моему вполне довольны)

Где можно отзывы почитать?

Papercut
Dacor:

Где можно отзывы почитать?

Да даже в этой теме уже пара-тройка человек проскакивали, которые летают на двух-моторниках на постоянной основе. Пообщайтесь с ними.

Dacor

Соосную схему пользовал только Asman (в этой ветке по крайней мере) - и у него от нее впечатление не очень:

AsMan:

Ток сгорел после часов десяти наработки. ИМХО подобные чуда чисто приколоться:-)

Papercut
Dacor:

Соосную схему пользовал только Asman - и у него от нее впечатление не очень:

ASMAN так и не ответил мне толком какие он пропеллеры там использовал, судя по тому, что он проговорился про деревянные, он использовал там не комплектные пропеллеры, да и если почитать обсуждение этих установок на Хоббях, то можно выяснить, что стоит туда пропеллеры на дюйм меньшего диаметра ставить, чем те, которые с ними по-умолчанию идут. А криво подобранными пропеллерами сжечь двигатель - нефиг делать. В любом случае я себе на пробу возьму одну такую, попробую, потом отпишу впечатления.

AsMan

Были штатные винты деревянные 10х4 оба. Мотор пыхнул не от перегруза, а от низкого качества самого мотора.

kimu
Papercut:

почему многие так резко негативно относятся к многомоторникам и соосникам в частности, в плане применения для FPV

Соосник (два пропеллера рядом на одной оси) из самолётных пропеллеров:

  • повышенная в разы неизлечимая вибрация;
  • сильное снижение КПД на обоих движках;
  • сложности с подбором шага для адекватной работы даже для какого-то одного фиксированного значения оборотов, а на малом и полном газу будет твориться неизвестно что;
  • сложность изготовления привода пропеллеров;
  • при отказе одного движка, второму придётся тратить энергию на раскрутку нерабочего пропеллера повисшего тормозным щитком рядом с рабочим.

Всех этих недостатков лишены остальные двухмоторные схемы.

ehduarg

Счастливые люди. У меня два самолета потеряно за два года. Причины какие угодно, но только не двигатель с регом. Сейчас снова буду делать и не знаю чем комплектовать видео, РУ. Зато носитель рег. мотор без вопросов. Эх лучше бы наоборот. И дешевле и мозг цел.

Papercut
kimu:
  • сложности с подбором шага для адекватной работы даже для какого-то одного фиксированного значения оборотов, а на малом и полном газу будет твориться неизвестно что;

Скажем так, что, при фиксированном шаге, а у нас у большинства фиксированный шаг используется, и с одним пропеллером неизвестно что твориться, т.к. максимальной эффективности он достигает на определенной скорости на определенных оборотах, а все остальное время КПД его оставляет желать лучшего. Тем более, что у нас не редукторная схема, и не ДВС, и мотор сам подстроится под скорость потока, что первый, что второй.
Да, у соосников шаг надо будет подбирать, но вполне решаемо по-крайней мере добиться КПД на крейсерской скорости не меньшего, чем у аналогичного по мощности одиночного мотора.

kimu:
  • сильное снижение КПД на обоих движках;

Зависит от режима. Учитывая что FPV летается на оптимально подобранных оборотах\скорости\шаге и газ дергать часто не приходится - не факт, что эффективнсоть будет хуже. Для пилотажки какой-нибудь - да, нафиг не надо.

kimu:
  • сложность изготовления привода пропеллеров;

В промышленных мастштабах никаких сложностей нет, два мотора плюс один дополнительный подшипник. Дома на коленке конечно не сварганишь такое.

ehduarg:

Сейчас снова буду делать и не знаю чем комплектовать видео, РУ.

Видимо не тем, чем до этого))) Как можно умудриться потерять самолет при отказах РУ или видео при наличии адекватного проверенного автопилота?)

kimu
Papercut:

Зависит от режима. Учитывая что FPV летается на оптимально подобранных оборотах\скорости\шаге и газ дергать часто не приходится - не факт, что эффективнсоть будет хуже.

У соосных пропеллеров КПД будет хуже по определению. Оба пропеллера работают в крайне неблагоприятных условиях и два раза за оборот получают пинок под зад от соседа. Отсюда сильные вибрации и увеличение нагрузки на моторы.

Papercut:

Скажем так, что, при фиксированном шаге, а у нас у большинства фиксированный шаг используется, и с одним пропеллером неизвестно что твориться, т.к. максимальной эффективности он достигает на определенной скорости на определенных оборотах, а все остальное время КПД его оставляет желать лучшего.

Но у соосника то с этим всёравно в два раза хуже, чем у одного винта и двух разнесённых друг от друга.

Papercut
kimu:

У соосных пропеллеров КПД будет хуже по определению.

Угу, именно поэтому Ту-95 на соосниках летает.

Gogo55

По моделям за фпв я решил двух моторни почему то картинка будет харошая и камера находится в тяло. За двигател осталос или 2 на крилом сперед в лево и право, или 1 зад крилом. КПД на двигател пред крилом е болше спрямо двигател зад крилом- ето факт. И так мой двух моторныи летит харашо и с един двг тоно и лупинг нет проблем, при почти макс газ держит 75-80км/час и то на 1 двг по хоризонтали. На клипе видно/слушно/ -37 сек един двг заглох.

При меня двг нови-разработая във воздухе и увидел как при отказе един второи вернет модел при меня без проблем!
Основны и единственыи недостатък двух моторная схема при меня ето 2х время за пред полетно и 2х время след полетно обслужване двг 2х15=30минут, друг минус я не увидел.
Но на слух и цвет таварищи нет.

kimu
Papercut:

Угу, именно поэтому Ту-95 на соосниках летает.

Слова “КПД” и “военный” самолёт стоящие в одном предложении могут быть только с обратным знаком. Никогда наши военные топливо не считали, тем более на самолёте с задачей быть “рекордно быстрым турбовинтовым”.
На таких скоростях заботиться приходится не об эффективности, а о волновом кризисе на конце лопасти (одна из тех штук благодаря которой звуковой барьер назвали именно барьером)

Papercut
kimu:

Слова “КПД” и “военный” самолёт

Вы тут слова “дальний” и “стратегический” пропустили)

А-50
Papercut:

Какая герметизация?

Элементарная. Я о ней писал уже неоднократно.
С торцов термоусадки, в которую упакован ESC, аккуратно проливается силиконовый термоклей или герметик.

Papercut:

А теплообмен у него как идти будет?

Так же, как у штатного, через термоусадку.

Papercut:

Да и где вы там влагу найдете, если в облака не лазить?

У Вас практический опыт то какой?
Существует роса на траве, дожди, снег, который тает и тоже становится водой. Или Вы только в тепличных условиях летаете?

Papercut:

Мне вот одно не понятно, почему многие так резко негативно относятся к многомоторникам

Для начала научитесь читать внимательно. Негатива к многомоторникам нет.
Просто многомоторность надо применять обоснованно.

Papercut:

Угу, именно поэтому Ту-95 на соосниках летает.

Вы хотя бы с историей развития авиации познакомьтесь. У Ту-95 пришли к соосной ВМГ, поскольку уже невозможно было реализовать мощность двигателей с винтами приемлемых размеров обычной схемы.

Papercut
А-50:

Элементарная. Я о ней писал уже неоднократно.
С торцов термоусадки, в которую упакован ESC, аккуратно проливается силиконовый термоклей или герметик.

И, простите, нахрена? Вы его под воду погружать собираетесь? А про конденсат забыли? Маринуете плату в замкнутом пространстве, где ни разу не вакуум, а самый что ни на есть воздух, причем не нулевой влажности.

А-50:

Так же, как у штатного, через термоусадку.

Хреново идет такой теплообмен, и чем больше регулятор летает - тем хуже, термоусадка начинает плохо прижимать радиатор к ключам, в итоге ПФФФ, и нету больше регулятора.

А-50:

У Вас практический опыт то какой?
Существует роса на траве, дожди, снег, который тает и тоже становится водой. Или Вы только в тепличных условиях летаете?

Два года у меня опыт (это именно полетов, работы с электроникой опыт больше, образование профильное), за это время ни разу никаких проблем с влагой не было, а вот с перегревом - были. Летал и зимой и летом, у меня вся электроника в фюзеляже расположена так, что роса, снег и т.п. туда попасть не может, да если и попадет - ничего страшного не случиться, пара капель на регуле испариться в момент. В дождь летать - идиотизм. А по Вашей теории вы заставляете электронику работать в адских условиях, при этом еще и гордитесь этим. Вы бы еще мотор герметизировали, а то что ж только на регуляторе остановились? Мотор вообще на улице висит.

А-50:

Для начала научитесь читать внимательно. Негатива к многомоторникам нет.
Просто многомоторность надо применять обоснованно.

Обоснованно, для меня отказоустойчивость - очень хорошее обоснование, я ради этого даже немного дальностью готов пожертвовать.

А-50:

Вы хотя бы с историей развития авиации познакомьтесь.

Тут что, у всех привычка такая, указывать что делать с умным видом? Сам разберусь, что почитать, в истории авиации не меньше вашего разбираюсь, поверьте.

А-50:

У Ту-95 пришли к соосной ВМГ, поскольку уже невозможно было реализовать мощность двигателей с винтами приемлемых размеров обычной схемы.

И тем не менее очень даже экономичная установка получилась. Сколько у нее КПД было, не напомните?

jusupoff

Перегрев регулятора? Разве проблема? Ну если выжимать граммы и супер-экономить вес, т.е. брать минимально достаточный, то да. Нужно думать и про его охлаждение. Можно на мотор 20А поставить 20-ти амперный, он и подешевле, а можно потерять 7-15 г и поставить 40-ка Амперный, который в термоусадке, без всякого обдува прилетает чуть тепленький.

И если речь плотно пошла про соосные винты, то их КПД выше при максимальном удалении друг от друга, т.е. схема “тяни-толкая” получается более эффективной, чем соосник при расположении винтов друг за другом.
А страницей ранее вроде как проскачил вывод, что “тяни-толкай” менее эффективный, чем два тянущих мотора на крыльях.

Papercut
jusupoff:

Перегрев регулятора? Разве проблема? Ну если выжимать граммы и супер-экономить вес, т.е. брать минимально достаточный, то да. Нужно думать и про его охлаждение. Можно на мотор 20А поставить 20-ти амперный, он и подешевле, а можно потерять 7-10 г и поставить 40-ка Амперный, который в термоусадке, без всякого обдува прилетает чуть тепленький.

Ну если в два раза запас закладывать, то может быть. Но веса жалко. Да и то, у меня на пилотажке мотор жрет максимум 18А в статике, регуль стоит на 30А, но грелся при этом так, что руку жег. Пока я его из термоусадки не выколупал, теперь горячий, но рука терпит. Вот и вся разница.
А на мелком FPV пепелаце стоял регуль 15А , при максимальном потреблении 7-8А. Пыхнул почти сразу после взлета, при этом раньше не грелся никогда, разобрал - выгорел один ключ, причем выгорел со спецэффектами, всю плату собой забрызгал. А почему? Потому, что термоусадка хреново прижимала радиатор к плате. Локальный перегрев никто не отменял. Вот такие вот дела.
Вообще для профилактики стоит регули после покупки выколупывать из термоусадки, выкидывать нахрен ну термопроводящую прокладку что в них пихают, и вместо нее забивать туда нормальную термопасту, только не КПТ какую-нить, а действительно нормальную, и притягивать радиатор либо стяжками, либо чем-нить посерьезней. Те которые на термоклей посажены в принципе можно не трогать, но термоусадку ликвидировать в любом случае.

jusupoff

Ну вот я тоже так думал раньше. Массу регулятору нагоняют разъемы на АКБ, провода, провод от BEC с ферритовым кольцом… Я думал, возьму 20-30 Ампер, они легче. Взял 30-ку. На весах сравнил ее с 40-кой - разница 6 г. Серия одна и та же одной фирмы. С 20-кой разница была бы 15 г, наверное. Но у нее и провода изначально тоньше. В общем, ИМХО, экономить вес на регуляторе в нашем случае при общем весе в 1,5+ кг… Если бы это не приводило к перегреву регулятора и предельным режимам работы, то смысл бы был.