Двухдвигательная мотоустановка для FPV модели. За и против, конкретные реализации, готовые модели и самодел.

AsMan

Были штатные винты деревянные 10х4 оба. Мотор пыхнул не от перегруза, а от низкого качества самого мотора.

kimu
Papercut:

почему многие так резко негативно относятся к многомоторникам и соосникам в частности, в плане применения для FPV

Соосник (два пропеллера рядом на одной оси) из самолётных пропеллеров:

  • повышенная в разы неизлечимая вибрация;
  • сильное снижение КПД на обоих движках;
  • сложности с подбором шага для адекватной работы даже для какого-то одного фиксированного значения оборотов, а на малом и полном газу будет твориться неизвестно что;
  • сложность изготовления привода пропеллеров;
  • при отказе одного движка, второму придётся тратить энергию на раскрутку нерабочего пропеллера повисшего тормозным щитком рядом с рабочим.

Всех этих недостатков лишены остальные двухмоторные схемы.

ehduarg

Счастливые люди. У меня два самолета потеряно за два года. Причины какие угодно, но только не двигатель с регом. Сейчас снова буду делать и не знаю чем комплектовать видео, РУ. Зато носитель рег. мотор без вопросов. Эх лучше бы наоборот. И дешевле и мозг цел.

Papercut
kimu:
  • сложности с подбором шага для адекватной работы даже для какого-то одного фиксированного значения оборотов, а на малом и полном газу будет твориться неизвестно что;

Скажем так, что, при фиксированном шаге, а у нас у большинства фиксированный шаг используется, и с одним пропеллером неизвестно что твориться, т.к. максимальной эффективности он достигает на определенной скорости на определенных оборотах, а все остальное время КПД его оставляет желать лучшего. Тем более, что у нас не редукторная схема, и не ДВС, и мотор сам подстроится под скорость потока, что первый, что второй.
Да, у соосников шаг надо будет подбирать, но вполне решаемо по-крайней мере добиться КПД на крейсерской скорости не меньшего, чем у аналогичного по мощности одиночного мотора.

kimu:
  • сильное снижение КПД на обоих движках;

Зависит от режима. Учитывая что FPV летается на оптимально подобранных оборотах\скорости\шаге и газ дергать часто не приходится - не факт, что эффективнсоть будет хуже. Для пилотажки какой-нибудь - да, нафиг не надо.

kimu:
  • сложность изготовления привода пропеллеров;

В промышленных мастштабах никаких сложностей нет, два мотора плюс один дополнительный подшипник. Дома на коленке конечно не сварганишь такое.

ehduarg:

Сейчас снова буду делать и не знаю чем комплектовать видео, РУ.

Видимо не тем, чем до этого))) Как можно умудриться потерять самолет при отказах РУ или видео при наличии адекватного проверенного автопилота?)

kimu
Papercut:

Зависит от режима. Учитывая что FPV летается на оптимально подобранных оборотах\скорости\шаге и газ дергать часто не приходится - не факт, что эффективнсоть будет хуже.

У соосных пропеллеров КПД будет хуже по определению. Оба пропеллера работают в крайне неблагоприятных условиях и два раза за оборот получают пинок под зад от соседа. Отсюда сильные вибрации и увеличение нагрузки на моторы.

Papercut:

Скажем так, что, при фиксированном шаге, а у нас у большинства фиксированный шаг используется, и с одним пропеллером неизвестно что твориться, т.к. максимальной эффективности он достигает на определенной скорости на определенных оборотах, а все остальное время КПД его оставляет желать лучшего.

Но у соосника то с этим всёравно в два раза хуже, чем у одного винта и двух разнесённых друг от друга.

Papercut
kimu:

У соосных пропеллеров КПД будет хуже по определению.

Угу, именно поэтому Ту-95 на соосниках летает.

Gogo55

По моделям за фпв я решил двух моторни почему то картинка будет харошая и камера находится в тяло. За двигател осталос или 2 на крилом сперед в лево и право, или 1 зад крилом. КПД на двигател пред крилом е болше спрямо двигател зад крилом- ето факт. И так мой двух моторныи летит харашо и с един двг тоно и лупинг нет проблем, при почти макс газ держит 75-80км/час и то на 1 двг по хоризонтали. На клипе видно/слушно/ -37 сек един двг заглох.

При меня двг нови-разработая във воздухе и увидел как при отказе един второи вернет модел при меня без проблем!
Основны и единственыи недостатък двух моторная схема при меня ето 2х время за пред полетно и 2х время след полетно обслужване двг 2х15=30минут, друг минус я не увидел.
Но на слух и цвет таварищи нет.

kimu
Papercut:

Угу, именно поэтому Ту-95 на соосниках летает.

Слова “КПД” и “военный” самолёт стоящие в одном предложении могут быть только с обратным знаком. Никогда наши военные топливо не считали, тем более на самолёте с задачей быть “рекордно быстрым турбовинтовым”.
На таких скоростях заботиться приходится не об эффективности, а о волновом кризисе на конце лопасти (одна из тех штук благодаря которой звуковой барьер назвали именно барьером)

Papercut
kimu:

Слова “КПД” и “военный” самолёт

Вы тут слова “дальний” и “стратегический” пропустили)

А-50
Papercut:

Какая герметизация?

Элементарная. Я о ней писал уже неоднократно.
С торцов термоусадки, в которую упакован ESC, аккуратно проливается силиконовый термоклей или герметик.

Papercut:

А теплообмен у него как идти будет?

Так же, как у штатного, через термоусадку.

Papercut:

Да и где вы там влагу найдете, если в облака не лазить?

У Вас практический опыт то какой?
Существует роса на траве, дожди, снег, который тает и тоже становится водой. Или Вы только в тепличных условиях летаете?

Papercut:

Мне вот одно не понятно, почему многие так резко негативно относятся к многомоторникам

Для начала научитесь читать внимательно. Негатива к многомоторникам нет.
Просто многомоторность надо применять обоснованно.

Papercut:

Угу, именно поэтому Ту-95 на соосниках летает.

Вы хотя бы с историей развития авиации познакомьтесь. У Ту-95 пришли к соосной ВМГ, поскольку уже невозможно было реализовать мощность двигателей с винтами приемлемых размеров обычной схемы.

Papercut
А-50:

Элементарная. Я о ней писал уже неоднократно.
С торцов термоусадки, в которую упакован ESC, аккуратно проливается силиконовый термоклей или герметик.

И, простите, нахрена? Вы его под воду погружать собираетесь? А про конденсат забыли? Маринуете плату в замкнутом пространстве, где ни разу не вакуум, а самый что ни на есть воздух, причем не нулевой влажности.

А-50:

Так же, как у штатного, через термоусадку.

Хреново идет такой теплообмен, и чем больше регулятор летает - тем хуже, термоусадка начинает плохо прижимать радиатор к ключам, в итоге ПФФФ, и нету больше регулятора.

А-50:

У Вас практический опыт то какой?
Существует роса на траве, дожди, снег, который тает и тоже становится водой. Или Вы только в тепличных условиях летаете?

Два года у меня опыт (это именно полетов, работы с электроникой опыт больше, образование профильное), за это время ни разу никаких проблем с влагой не было, а вот с перегревом - были. Летал и зимой и летом, у меня вся электроника в фюзеляже расположена так, что роса, снег и т.п. туда попасть не может, да если и попадет - ничего страшного не случиться, пара капель на регуле испариться в момент. В дождь летать - идиотизм. А по Вашей теории вы заставляете электронику работать в адских условиях, при этом еще и гордитесь этим. Вы бы еще мотор герметизировали, а то что ж только на регуляторе остановились? Мотор вообще на улице висит.

А-50:

Для начала научитесь читать внимательно. Негатива к многомоторникам нет.
Просто многомоторность надо применять обоснованно.

Обоснованно, для меня отказоустойчивость - очень хорошее обоснование, я ради этого даже немного дальностью готов пожертвовать.

А-50:

Вы хотя бы с историей развития авиации познакомьтесь.

Тут что, у всех привычка такая, указывать что делать с умным видом? Сам разберусь, что почитать, в истории авиации не меньше вашего разбираюсь, поверьте.

А-50:

У Ту-95 пришли к соосной ВМГ, поскольку уже невозможно было реализовать мощность двигателей с винтами приемлемых размеров обычной схемы.

И тем не менее очень даже экономичная установка получилась. Сколько у нее КПД было, не напомните?

jusupoff

Перегрев регулятора? Разве проблема? Ну если выжимать граммы и супер-экономить вес, т.е. брать минимально достаточный, то да. Нужно думать и про его охлаждение. Можно на мотор 20А поставить 20-ти амперный, он и подешевле, а можно потерять 7-15 г и поставить 40-ка Амперный, который в термоусадке, без всякого обдува прилетает чуть тепленький.

И если речь плотно пошла про соосные винты, то их КПД выше при максимальном удалении друг от друга, т.е. схема “тяни-толкая” получается более эффективной, чем соосник при расположении винтов друг за другом.
А страницей ранее вроде как проскачил вывод, что “тяни-толкай” менее эффективный, чем два тянущих мотора на крыльях.

Papercut
jusupoff:

Перегрев регулятора? Разве проблема? Ну если выжимать граммы и супер-экономить вес, т.е. брать минимально достаточный, то да. Нужно думать и про его охлаждение. Можно на мотор 20А поставить 20-ти амперный, он и подешевле, а можно потерять 7-10 г и поставить 40-ка Амперный, который в термоусадке, без всякого обдува прилетает чуть тепленький.

Ну если в два раза запас закладывать, то может быть. Но веса жалко. Да и то, у меня на пилотажке мотор жрет максимум 18А в статике, регуль стоит на 30А, но грелся при этом так, что руку жег. Пока я его из термоусадки не выколупал, теперь горячий, но рука терпит. Вот и вся разница.
А на мелком FPV пепелаце стоял регуль 15А , при максимальном потреблении 7-8А. Пыхнул почти сразу после взлета, при этом раньше не грелся никогда, разобрал - выгорел один ключ, причем выгорел со спецэффектами, всю плату собой забрызгал. А почему? Потому, что термоусадка хреново прижимала радиатор к плате. Локальный перегрев никто не отменял. Вот такие вот дела.
Вообще для профилактики стоит регули после покупки выколупывать из термоусадки, выкидывать нахрен ну термопроводящую прокладку что в них пихают, и вместо нее забивать туда нормальную термопасту, только не КПТ какую-нить, а действительно нормальную, и притягивать радиатор либо стяжками, либо чем-нить посерьезней. Те которые на термоклей посажены в принципе можно не трогать, но термоусадку ликвидировать в любом случае.

jusupoff

Ну вот я тоже так думал раньше. Массу регулятору нагоняют разъемы на АКБ, провода, провод от BEC с ферритовым кольцом… Я думал, возьму 20-30 Ампер, они легче. Взял 30-ку. На весах сравнил ее с 40-кой - разница 6 г. Серия одна и та же одной фирмы. С 20-кой разница была бы 15 г, наверное. Но у нее и провода изначально тоньше. В общем, ИМХО, экономить вес на регуляторе в нашем случае при общем весе в 1,5+ кг… Если бы это не приводило к перегреву регулятора и предельным режимам работы, то смысл бы был.

Papercut
jusupoff:

Если бы это не приводило к перегреву регулятора и предельным режимам работы, то смысл бы был.

Я ж Вам два примера привел выше, какие там нафиг предельные режимы? Почти в два раза запас. Греются регули, и чем мощнее - тем больше греются. У меня на импеллернике 40А греется только в путь, а мотор жрет 29А в статике максимум. В поле я его на полный газ ни разу не давил, и так шустрый , что ППЦ, плюс обдув постоянный, а в итоге все равно греется сильно.

Dacor
Papercut:

в итоге все равно греется сильно.

Ну и я свои пять копеек добавлю.

Нужно подбирать регули под моторы. Пример из опыта: Мотор на максимальном газу в статике потребляет 32 ампера. Один регуль 40А при работе мотора с потреблением 10А в течение 10 минут - сбавлет обороты и потом вообще вырубается по перегреву. Второй регуль 40А на бОльших токах работает до отсечки и врезультате чуть теплый (и это тепло походу от БЕКа). БЕКи и на том и на том импульсные. Это так - информация к размышлению.

Dikorass
Papercut:

а в итоге все равно греется сильно

прижмите пластину радиатора стяжкой.

Четыре страницы трёпа,как обычно…😌

Papercut
Dikorass:

прижмите пластину радиатора стяжкой.

Четыре страницы трёпа,как обычно…

Угу, я то же самое написал 3 поста назад, но Вам же надо обязательно свои 5 копеек встатвить, потому и 4 страницы трепа.

А-50
Papercut:

Два года у меня опыт

😃
Свой опыт в моделизме приводить не буду, поскольку точно не помню, но точно больше Вашего возраста. А что касается электрических ВМГ на бесколлекторниках, то за последние 5 лет было только 2 отказа ESC по вине эксплуатантов. А это статистика по ЛА под сотню, при этом 80% эксплуатируются с интенсивностью намного превосходящей интенсивность полетов даже заядлого моделиста.

Papercut:

вы заставляете электронику работать в адских условиях

Как раз электронике я обеспечиваю нормальные условия, а то, что ЛА приходится работать в таких условиях, так у них судьба такая.

Papercut:

Вы бы еще мотор герметизировали

Не надо мне приписывать своих домыслов. Открою Вам “страшную тайну” -нормальные БК прекрасно работают в открытом виде в воде метров так до 100, только меняются подшипники.

Papercut:

Обоснованно, для меня отказоустойчивость - очень хорошее обоснование,

Как раз у одного двигателя вероятность отказа ниже, чем у такой соосной пары. А уж надежность пары нормальных будет просто недосягаема для электросоосника.

Papercut:

И тем не менее очень даже экономичная установка получилась.

Да, но есть нюанс - по сравнению с ТРД. 😃
И еще раз: приводить достоинства этой ВМГ, как аргумент в пользу соосной электро ВМГ, по крайней мере некорректно.

Papercut
А-50:

Как раз у одного двигателя вероятность отказа ниже, чем у такой соосной пары. А уж надежность пары нормальных будет просто недосягаема для электросоосника.
И еще раз: приводить достоинства этой ВМГ, как аргумент в пользу соосной электро ВМГ, по крайней мере некорректно.

Ладно, почти убедили) единственное, что не устраивает в “паре нормальных” это то, что при размещении на крыльях нет уверенности, что автопилот адекватно рулить будет при отказе одного из, хотя тут кто-то утверждал, что рулит вроде. А размещать тандемом не хочется, чтобы второй камеру не загораживал.

А-50:

Не надо мне приписывать своих домыслов. Открою Вам “страшную тайну” -нормальные БК прекрасно работают в открытом виде в воде метров так до 100, только меняются подшипники.

Тоже мне тайна)))

А-50:

Как раз электронике я обеспечиваю нормальные условия, а то, что ЛА приходится работать в таких условиях, так у них судьба такая.

Бессмысленное это дело укатывать регуль в термоусадку да еще и клеем заливать. Уж поверьте) может только на летающей лодке имеет смысл, по понятным причинам.

Dacor:

Нужно подбирать регули под моторы. Пример из опыта: Мотор на максимальном газу в статике потребляет 32 ампера. Один регуль 40А при работе мотора с потреблением 10А в течение 10 минут - сбавлет обороты и потом вообще вырубается по перегреву. Второй регуль 40А на бОльших токах работает до отсечки и врезультате чуть теплый (и это тепло походу от БЕКа). БЕКи и на том и на том импульсные. Это так - информация к размышлению.

Есть такая штука, timing называется. Очень сильно греет, если не подходящий параметр выбран для конкретного мотора\пропеллера. Надо в эту сторону рыть мне думается.