Первый "полет" и первые вопросы

borman784

А мы в прошлое воскресение у ТНК весь день летали. Точнее взлетали,
делали свечку, глохли почему-то и садились. Потом регулировали движок и опять все повторялось.
Вобщем долетались под конец до оламывания движка на очередной посадке.
А еще мы видео с борта прям сняли. Правда есть одно “но”. Батарейка у камеры садилась и полулось темновато.
ftp://212.5.121.83/RCHOBBY/fly.avi
ftp://212.5.121.83/RCHOBBY/mov00166.mpg

Подводя итог было принято решение собрать “картоныча”, научиться летать и вернуть всю электронику и агрегаты на nov-у 40.
Уж больно муторно ее чинить. А картоныч судя по конструкции на редкость крепкая и неразносимая модель. 😃
Ну ладно, пошел я крылья клеить. Глядишь к воскресению опять туда пойду.

Данил

To glan: Это… Крутовато у Вас. Здорово конечно, летное поле, электричество, инструкторы… Но цены не для меня. Во всяком случае не на каждый день. 200 рэ за одно посещение 😦

To Сергей-Zitch: Я пока еще не очень хорошо разбираюсь во всех премудростях, но насколько я понял винт 10x7 (который рекомендуется производителем двигателя) более скоростной, чем 11x4. Пследний также обеспечивает бОльшую тягу. Так мне объяснили. В принципе, у меня создалось ощущение, что на полном газу с таким винтом мотор сможет вытянуть самолет с места вертикально вверх. Но проверять не буду - “Масяня не дура”! 😁

To borman784: Я вот тоже думаю к заправке в воскресенье подрулить или в Монино. Пока еще не решил. Посмотрю, какой ветер будет. На всякий случай… У меня 51 канал (40.675 МГц) - не кому не помешаю?

Данил

Классно! Таки я сегодня полетал. В Монино, может кто из присутствующих видел. Немного правда, но и этого хватило, чтобы руки тряслись.
Первый взлет - отваливается карбюратор. Мотор ессно глохнет - посадил.
Второй взлет, несколько кругов - на посадке носом в землю. Кок вдребезги, у винта кончики обгрызены, передняя стойка погнулась. Фюзеляж чуть-чуть поврежден - нос ободрал и на крыле потом еще нашел немного. Уфф! Крепкий, блин, самолетик. (Тьфу-тьфу-тьфу). Его так колбасит, особенно если ветерок подует…

Кок с пропеллером заменил, стойку выпрямил, успокоился немного и решил попробовать еще. Взлетел третий раз, теперь уже оочччень аккураттнно примерялся к посадке. Один раз хлопнулся, дал козла - пришлось делать второй круг. Со второго раза все более или менее получилось.

Больше судьбу я решил не испытывать.
Надо выпить.

З.Ы. Новичкам посвящается. Правы гуру - симулятор дает лишь очень поверхностное представление о полете. В реальности самолетик гораздо более нервный, живо откликается на всевозможные воздушные потоки и движения рулей. Двигатель иногда любит покапризничать - хорошо, если не заглохнет… А инстркутор нужен как минимум для того, чтобы отдать ему пульт и сказать “посадите это пожалуйста, я уже не могу”. 😁

Теперь точно надо выпить!

ADF

Гуру-то правы, но ты не совсем прав по поводу симулятора 😉

Дело в том (и это очень многим “гуру” известно!) что обучасться полетам надо на БОЛЬШОМ самолете. Или, по крайне мере, с большим размахом крыла и небольшой нагрузкой.

Большая масса модели делает ее менее чувствительной к ветру (ее, конечно, тоже колбасит, но гораздо более плавно)

а хрошее удлинение крыла в сочетании с небольшой нагрузкой делают модель очень спокойной в полете.
А чтобы на рули реагировала более адекватно - перед полетом расходы рулей тщательно настраивают!

----------
Честно скажу, до сих пор не могу понять прелесть покупных “тренировочных” моделей типа тимкашериф, не говоря уже о более мелких!
В полете они гораздо более нервные и резкие, чем крупные и серъезные пилотажные модели типа СУ-26 и СУ-31.

Данил

Тык у меня не маленький самолет - 1650 мм размах, 2.5 кг вес. Можно на него глянуть: danilsh.narod.ru.

По поводу регулировки рулей - после первого падения я расход руля высоты уменьшил процентов на 15. Возможно это чуть-чуть помогло. Но все-равно при горизонтальном полете модель летит, как на кочках - то ныряет, то подпрыгивает. Приходиться все время ее ловить. Колебания правда несильные - в среднем в пределах полуметра примерно.

На симуяторе на PT-40 я летаю совершенно спокойно. Если не выкрутасничать, то без напряга разобью самолет один раз на 50-60 посадок. На практике все гораздо сложнее.

А насчет серьезных пилотажек… Я думаю, что если грохну ее, ремонт обойдется гораздо дороже. А я ее наверняка грохну. Потому, что пилотажные модели в основном низкопланы или среднепланы - значит устойчивость чуть хуже. Да и скорость наверняка повыше. А первый урок, который я извлек - speed kills. На посадке, во всяком случае…

lyoha

Винт: 11х6, 12х5 - будет достаточно.
Обучение на самолетах пилотажного класса стоит много дороже. Есть деньги - впред, плющить об землю киошевские сушки и капы. И кто вам такого нарассказал, что на пилотагах учится проще? Ну ка, на спор петельку малого радиуса да на максимальных расходах руля да хотя бы на грейт плэйновской экстре, да хоть на мажестике киошевском… Если после этого самолет не окажется разнесенным в труху об взлетку, принесу свои извенения. Тренер чем хорош, что позволяет без особого вреда для полета драть в панике ручки из стороны в сторону.
А в симуляторе атмосферные воозмущения типа ветра, турбуленций всяких выставлено? Реалистик лэндингс?
По свечкам вверх и поглохшим моторам: беднится мотор. При регулировке задрать нос, вывести на максимальные обороты, отрегулировать подачу топлива, и на шелчок-два забонатить, если не помогает, то либо пережимаются питающие шланги, либо бак слишком далеко от жиклера. Если глохнет на эволюциях - нарушена соосность питающей трубки и жиклера.

Данил

Да, про ветер в симе я как-то забыл. Надо попробовать.

borman784

>По свечкам вверх и поглохшим моторам: беднится мотор. При регулировке задрать нос, вывести на максимальные обороты

TNX. Дособираю картоныча, смонтирую все и проверю.

> нарушена соосность питающей трубки и жиклера.

А вот об этом поподробней пожалуйста.

Теперь по поводу “выкоса” мотора. Я правильно понимаю:
смотрим на самолет сзади коком от себя.
2-3 градуса вправо и столько же вниз - правильно?

lvmaxx

Я возобновил занятия самолетами после Домов Пионеров и СЮТов в 1996 году. Следовал строго рекомендациям промоутеров хоббийных магазинов. Вывод: лучший первый самолет вовсе не классический тренер, как их продают. Если-бы была возможность начать сначала, я бы сейчас начал с такого (дешево и доступно всем): www2.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXJA52&P…
Регулировкой расходов получаем модель от тренера до начального пилотажа.
Мнения, что “классический” тренер не совсем то, что надо, я уже читал и на этом форуме и на многих зарубежных. Но они не особо внятные.
P.S. Особенно меня интересуеи мнение lyoha.

borman784

Вот что сейчас леплю : www.usaircore.com/airplanes/usaa2070.html

С учетом того, что он из гофропластмассы - достаточно прочная вещь.
К сожалению верхнеплана из того же материала не нашел.
Ну а с другой стороны - это же мои деньги. как хочу так и уничтожаю.
😃

dimasti

Вот что сейчас леплю : www.usaircore.com/airplanes/usaa2070.html

С учетом того, что он из гофропластмассы -  достаточно прочная вещь.
К сожалению верхнеплана из того же материала не нашел.
Ну а с другой стороны - это же мои деньги. как хочу так и уничтожаю.
😃

Я сейчас такой же собираю 😃 , в магазине сказали, что он не убиваемый 😆 а для первого полета, я думаю это немаловажно…

lyoha

Dazzletr или Uproar суть одно и то же. Если брать кит, то есть возможность получить достаточно легкий самолет, ARF, не в обиду, рассчитан на среднего идиота, который и посадки выполняет неуверенно, и таскает самолет в метро на своих двоих. В общем с некоторым излишним запасом прочности и превышением по весу. Увы, но этим страдают практически все ARF-ы. Сам самолет - классический фан. То есть петли малого радиуса, бочки как вентилятор, резкий и сверхманевренный. С 3D у него туго. На моей памяти я не видел ни одного такого самолета который хотя бы прилично исполнял плоский штопор. Если заморачиваться на фан в качестве тренера, то порекомендовал бы Diamant, U-Can-Do 3D 46. Они меют довольно длинную заднюю балку, довольно крупные и довольно легкие. НО! На них довольно сложно летать в ветер. При посадке они скачут в разные стороны и нужна довольно хорошая реакция, чтобы все эти скачки компенсировать. Издержки низкой нагрузки на крыло. Без ветра да. Самолет с правильно подобранной центровкой садится практически сам, требуя лишь корректировок курса и нежных подгазовок мотором.
А из классических тренеров мне безумно нравится хоббиковский авистар 40. По соотношению цена-качество-удовольствие ему нет равных. Достаточно маневренная машина, достаточно прочная и достаточно простая в освоении.
Выкос: именно смотрим сзади.
Несоосность: при полете, скажем, на спине бак, допустим, оказываеся выше оси жиклера. Что имеем: двигатель переливает. Если ниже, соответственно двигатель беднится. Особенно проявляется в штопоре. Мотор может поглохнуть. Расположение бака выше/ниже оси, на центре тяжести компенсируют всякого рода помпами. В самолетах хоббийного класса от какого нибудь производителя как правило указывают расположение бака. Не стоит отступать от этих рекомендаций во избежании нестабильной работы мотора. В инструкциях к мотора прямо указывается на соосность.

glan

Тык у меня не маленький самолет - 1650 мм размах, 2.5 кг вес. Можно на него глянуть: danilsh.narod.ru.

По поводу регулировки рулей - после первого падения я расход руля высоты уменьшил процентов на 15. Возможно это чуть-чуть помогло. Но все-равно при горизонтальном полете модель летит, как на кочках - то ныряет, то подпрыгивает. Приходиться все время ее ловить. Колебания правда несильные - в среднем в пределах полуметра примерно…

Проверьте ЦТ. Возможно слишком задний (не стоит делать на учебных моделях ЦТ дальше, чем на 25-30%).
И еще. А возвращается ли руль высоты строго в нейтральное положение?

Данил

ЦТ проверял на собранной и незаправленной модели сразу перед первым запуском и после падения. По документации он должен быть на расстоянии 9 см от передней кромки крыла. У меня - 7 - 8 см. Мерил “пальцевым” способом.

Руль высоты возвращается в нейтраль. А вот руль направления и элероны не совсем - чуть-чуть в ту или иную сторону. Но по ним в полете у меня претензий нет. Я наверное не очень правильно выразился. Самолет не все время скачет вверх-вниз. Например, я его выровнял, он летит горизонтально и вдруг слегка подпрыгивает или ныряет. Скорее всего это ветер…

ADF

Именно ветер и есть!
Причем не просто ветер, а приповерхностный турбулентный слой воздуха. Возникает из-за наличия поверхности земли и есть почти всегда 😉

На самом деле - такая блотанка не страшна, так как на управляемость модели влияет почти никак. Ведь для модели опасно, когда ее против воли пилота разворачивает случайным образом, а от ветра это происходит крайне редко даже для мелких моделей. А вот болтает из стороны в сторону - это да.

Впрочем, от болтанки довольно просто избавиться, если поднять модель повыше. выше 50 метров при условии полетов над ровным полем и отсуствии вокруг деревьеввысоких домов модель ведет себя гораздо более спокойно, чем над землей. Ее просто равномерно несет ветром в одну сторону, но при хорошей скорости полета этого факта почти не заметно.

dred

dred:

…ты знаешь я начитался что с рук взлетать труднее чем с земли. На свой страх и риск попробовал с рук и взлетело, правда глушак открутился в полете я занервничал и кое как сел 2 часа трудов на восстановление…

А сажать-то потом как? Все пузо деревянное (бальза?), обтянуто пленкой. Обдеру ведь… Или его ловить надо? 😃

Как сажать?

я вырубаю мотор и планирую.
Незнаю можт у меня тренер такой но планирует он сносно. и пережд земдей резко вверх и все чики чики но руки трясуться неподетски.

сажаю на брюхо.

правда пока всего 4 удачные посадки из них винт ни разу неломался (правильно стоит) . Тыкался 2 раза (ломаю передние подпоры крыла и все 10 мин фозни с бальзой и циакринов и все!)

dred

а я вот про картоныча и не думал даже.

У него минимальная скорость полета многим больше чем у бальзы. А с рук можно картоныча запустить? Это просто?

Фиг его знает.

Данил

Ух! Как-то это стремно. Я вроде на колеса наловчился. А на брюхо - великовата моя машинка все-таки чтобы ее на брюхо сажать. Долго она такого отношения не выдержит. У ней и так уже в несколких местах обшивка бальзовая полопалась, если бы не пленка - отвалилось бы все уже наверное.

Насчет планирования: у меня самолет не очень хорошо планирует при посадке. Убираю тягу, потихоньку клюет носом. Видимо центровка все-таки передняя. Поэтому приходится сажать с работающим двигателем - пару раз не успевал среагировать на такой клевок, самолет жестко прикладывался об асфальт и отскакивал где-то на полметра. Если двигателем не вытянуть - опять битый кок и гнутая передняя стойка как минимум.

А центровку не поправить кардинально, потому что сажаю я его заправленным почти под завязку - тренирую взлет-посадку: взлет, проход по базе, посадка, руление, взлет и т.п.

9 days later
Сергей=

Убираю тягу, потихоньку клюет носом. Видимо центровка все-таки передняя. Поэтому приходится сажать с работающим двигателем…

А разве нельзя корректировать положение самолёта с выключенным двигателем при помощи отклонений руля высоты(и может быть закрылков)?

Данил

Да можно-то можно… Но надо научиться нормально сажать сначала. Я имел ввиду, что если двигатель заглушил, то права на ошибку уже быть не может - газу не дашь и на второй круг не уйдешь.

У меня процент ошибок пока большой - всего около 15 посадок. Из них - одна авария, три жестких - со здоровенным таким козлом. С заглушенным двигателем - было бы однозначно еще три аварии. Самолету пришел бы пипец.

Мне тут еще советов подкинули по углу атаки крыла, по двигателю. Как на полеты поеду, попробую…

7 days later
ustasgv

А можно ли использовать элероны для торможения при посадке (как на планерах ) если машинки раздельные , и как это можно сделать чтоб элероны работали в двух режимах?