первый самолёт!
здравствуйте уважаемые!
как говорится не прошло и пол-года 😃 , а точнее целых два как я попал на этот форум. был интерес к самолетам на РУ, но поскольку встретили на форуме не очень дружелюбно - пришлось заняться автомоделизмом. кстате первая тема rcopen.com/forum/f91/topic72976 😃 . но всё течёт, всё движется - пришёл вновь к самолетам. поскольку практического опыта никакого - застолблю за собой топик, где надеюсь более опытные моделисты скромно поделятся со мной своими знаниями 😃 .
основная задача-минимум : имея весьма ограниченные финансовые возможности, научиться сносно управлять, ну и выучить пару фигур не самого высокого пилотажа, попутно хотя-бы понять принципы настройки, ремонта и постройки таких летательных аппаратов.
итак что присутствует:
0. желание и не самые кривые руки.
- двигатель асп61 4-т и пара винтов к нему. опробовал на стенде - работает ка часы.
2.радио спектрум. работает, но представление о предназначении всех кнопок пока смутное - думаю освоюсь 😃
3.две стандартные сервы, одна усиленная. так понимаю на газ идет тоже стандарт, но из-за двигателя другого формата штатное место не подходит - подойдет на газ мини-микро прямо рядом с двс? борт 6в? - планер - тренер пилотажевский. пока не собран.
- стартер и аккумулятор, накал, термометр. нет тахометра - думаю обойдусь.
- гайки-шайбы, клей всякий-разный, топливо и тп - все есть.
к чему все написано? надеюсь более опытные своими советами проведут мимо подводных камней, начиная от сборки-настройки и кончая взлетом.
спаибо.
Почитайте rcopen.com/forum/f91/topic110521. Тоже человек начал с нуля и без денег.
спасибо. НО! там человек все строил сам, у меня кое-что есть, чего-то нет - смотрите список 😃 как-бы не хотелось покупать другой планер или аппаратуру, да и двигатели есть.
сейчас проклеиваю тушку - советовали смолой или циакрином, но решил клеем ПВА. стоит-ли склеивать крылья этим-же клеем? и вопрос 2: нужно вклеить все рули - не могу их выдернуть с посадочных мест, читал что тянуть надо сильнее - сил поломать хватит, но вытянуть вряд-ли - может так быть, что вопреки инструкции они уже вклеены при производстве???
и? дошел до крыльев, ставлю бак - где помощь новичку? каким все-таки клеем? стоим придать неровности сопрягаемым крыльям? может в поперечину врезать пластину из угля? спасибо.
Межкрыльевую угловую вставку не поленитесь сделать из переклея фанеры на эпоксидке. и крылья между собой тоже эпоксидкой проклейте. Складываются они. Личный опыт… Будете ставить серву на газ - ставьте в фюзеляж. Иначе засалится топливом. Пойдет и микросерва, но постоянный глаз за ней нужен. 4Т движки вибрацию нехилую дают. Мотораму надо тоже промазать эпоксидкой или лаком. Таким, штоб топливо его не растворяло. Дерево впитывает топливо и быстрее расслаивается.
Для 4Т лучше бы был тахометр, чем термометр… Даже пара щелчков большой иглой дают прирост\уменьшение оборотов на 200-300… Будут вопросы - пишите в личку, чем смогу- помогу.
Да, и полетайте хотя бы в FMS с пульта. Моторику отработайте, штоб первый учебный полет не превратился в первый учебный ремонт.
центровку ставьте рекомендованную.
Наверное вы не стого начали (я делал ту же ошибку) Денег у вас немеренно уйдет. Опыт постройки нарастает и вы начинаете понимать что не то cделали или купили) то есть цена и труд возрастают в 3-5 раз. Ну уж начали то начали.
Ну все равно вы на нем не стрмитесь сразу в небо - разобете на 2м полете. Сделаите (АРФ или БУ) еще пенолет и тренер под .46 и на них вам первый год за глаза - толко успевай чинить. А симулятор само собой надо.
спасибо, Евгений! с переклеем уже поздно - успел склеить по-штатному 😦 пожалел, что с эпоксидкой связался: очень жидкая , а задние кромки крыльев не плотно прилегли - не склеются. схватится, попробую шприцем загнать вовнутрь еще клея, заодно и моторный отсек смажу.
с сервой не определился на газ: если получится провести тягу с другой стороны бака - буду использовать стандартную на своем месте.
по симулятору: пробую фмс. такой вопрос: левый стик лево-право - это газ, вверх-вниз - это закрылки передние, правый стик лево-право - это руль высоты задний, вверх-вниз - руль направления? все верно?
ФМС для начала. Достаньте потом Риел Флайт 3.5 или посдних выпусков
левый стик лево-право - это газ, вверх-вниз - это закрылки передние, правый стик лево-право - это руль высоты задний, вверх-вниз - руль направления? все
Совсем наоборот.
Посмотрите, какая у вашего передатчика “Mode”. Бывает 1,2,3,4, из них наиболее распространены 1 (газ справа) и 2 (газ слева)
стик с трещёткой (без пружины) - газ.
стик влево-вправо руль направления или элероны (“передние закрылки”), в зависимости от моде и стика.
стик, который не газ - руль высоты. Его на себя = руль высоты вверх, от себя = вниз
Посмотрите ещё тут rcopen.com/blogs/4504/441
…
www.rcdesign.ru/articles
и конкретно:
www.rcdesign.ru/articles/radio/tx_intro
с переклеем уже поздно - успел склеить по-штатному
тогда правило на будущее - не увлекаться затяжным пикированием с резким выходом в горизонт.
А по поводу жидкой эпоксидки - пользуюсь в основном 30-минуткой. Развожу, замешиваю, постоять-покурить 10 минут - густеет. Если об`ём клея для шва большой - не пойдет. На всё-провсё есть минут 10.
по каналам управления, как писал Boroda de - смотря на самолет с хвоста, по элеронам - стик элеронов вправо - правый элерон вверх, левый - вниз. Руль высоты - стик на себя - руль вверх.
ЗЫ: на первом взлете стик руля высоты (РВ) “по максимуму” держать не нужно. Угол под`ёма модели в небо пусть будет градусов 30.
тогда правило на будущее - не увлекаться затяжным пикированием с резким выходом в горизонт
мне-бы просто полететь…, попробую проклеить смолой, куда достану.
Совсем наоборот.
это программная проблема симулятора или что-то настраивают в пульте??? я ведь летать учусь на неправильных раскладках ручек! где проверять - какая моде установлена?
спасибо всем откликнувшимся!
Обычно симуляторы имеют настройки стиков. Так чтот срочно перестраивайтесь, а то вас не поймут 😃
Где ручка с трещёткой (где в одном направлении пружинки нет)? Если она слева, то моде2, если справа, то моде1
Если передатчик с дисплеем, то ещё в меню нужно посмотреть.
В симуляторе выставьте, иначе научитесь неправильно. А ещё лучше спишитесь с коллегами, чтоб вам за рюмкой чая правильно выставили
дык эти коллеги только по палям болтаются, тем более сегодня - выходной день 😃 дисплей пробовал настраивать - не далеко ушел, но есть инструкция в палец толщиной, со временем разберусь. у меня моде 1 - правый стик не имеет пружинки вверх-вниз, правда нет там и трещетки - но я перечитал обьемную тему по этому пульту - отсутствие трещетки является недоработка производителя (радио дэ-икс6и). хотелось-бы конечно моде 2, но сразу не знал о таких ньюансах - говорят можно перекинуть стики местами 😃
в фмс-е уже научился 😦 - теперь перестроил как положено - а пальцы работают по-старому 😦
сейчас буду ставить сервы: две стандарт, одна усиленная - усиленную так понимаю на руль направления? одной как-бы не хватает - не хочу потрошить радиобоксы автомоделей - какую брать? помощнее или пойдет и стандарт (3003) ???
спасибо.
Андрей, здравствуйте!
Прочитал всю ветку, согласен практически со всеми.
Просто дополню свои (общие) пять копеек в обсуждение.
-
Думаю, не совсем правильно исходить из того, что есть. Две стандартных сервы - это здорово, но, поверьте, всё может кончиться мини сервами, ибо Вы поймете, что немного не с того начинаете. Обратите внимание на предложенный Вам вариант присмотреть БУ, но настроенный самолет (пенолет) и адреналина Вам хватит за глаза. Пример: Я в своё время (3 года назад) набрался наглости и собрал Экстру на ДВС (1,4 метра). Был уверен, что нет ничего проще чем летать. Разбил в щепки через 5 секунд. За ней Шпрее М36 за 1,5 минуты. Потом 2 Пайпера и ДВС-ый Кальмато, всё в щепки пока не понял, что начинать нужно с малого. Собрал пенолетик метр в размахе и помаленьку летал.
-
Понять, как функционирует аппаратура. Разложить на столе приемник с питанием и одной сервой и вставляя её в разные каналы понять и запомнить навсегда, где какой канал и его соответсвие ручкам на передатчике. Понять, что такое "настройка конечной точки (End point adjustment), как она влияет на общий ход сервопривода и почему этим не нужно злоупортеблять. Разобраться с расходами (Dual rate) и экспонентами. С экспонентами обязательно, чтобы не получить на выхлопе резкий, нервный самолет или наоборот - самую медленную корову на свете. Всё это достигается чтением описания аппаратуры, забавами с приемником-питанием-сервой на столе, просто смотреть, что и насколько отклоняется при таких-то тумблерах, включенных туда-то.
-
Из симулятора не вылезать. До тошноты. Взлет, полет по кругу, посадка. Надо приобрести симулятор, чтобы летать долгими зимними вечерами. Не стремиться сразу почувствовать себя ассом и крутить петли с бочками. Поверьте моему опыту и статьям здесь на форуме - при попытке при первом же полете запулить петлю самолет Вы привезете домой в очень маленьком пакетике. “Маленький пакетик” должен стать вечным напоминанием того, что небо не простит ни единой ошибки. Посадка должна быть в симуляторе идеальной. Опять же тут на форуме написано, что идеально отработаная посадка в симуляторе означает неплохую посадку в реальности, где всё не совсем так в симуляторе. Но мелкий тремор из рук изгонять надо, моторику тренировать надо, а потому - симулятор рулит. В голове ещё до взлета должен быть план полёта! Куда летим и что делаем после взлёта. Помним - “маленький пакетик” всё видит и ничего не простит!
-
Неплохо бы было найти кого-нибудь, кто уже достаточно хорошо знаком с небом и кому не очень страшен “маленький пакетик”. Пусть самолет поднимет в небо он и оттримирует тоже он. Пусть постоит немного рядом, пока Вы будете крутить первые восьмерки по кругу. Поверьте, это быстрее поможет Вам адаптироваться. Мои разбитые самолеты не принесли мне особого опыта, всё равно всё закончилось помощью друга (уважаемого мною Булата), который поднял мой самолет в небо, отрегулировал его и стоял рядом, пока я не перестал потеть и визжать от страха. Помним о “маленьком пакетике”!
-
Сборка. Это дело творческое. Проклеить самолет не вредно, я думаю, сам так поступаю всегда. Особое внимание обращаю на моторамы. Не знаешь, как оно повернется. Пример: сажал тут намедни Кальмато ДВС, сел отлично, гладко притёр к полосе, покатился и вкатился в ноги оператора, снимавшего полеты. Со всей балды! Итог - он весь в синиках, а у Кальмато мотораму вынесло внутрь со всеми потрохами. Сейчас я усилил её так, что думаю теперь она всё выдержит. Никогда не надо забывать, что есть такая вещь, как Центр Тяжести модели!
-
Самое главное - не сдаваться и не волноваться. Мы все рождаемся с полным отсутствием понятия, как летать на этих самых самолетах. Мы этому учимся, мы к этому идём. Я сам пять лет назад считал таких, как я сам сейчас, полными идиотами. Большие дяди и вдруг какие-то самолетики… 😃 А сейчас я себя не мыслю без этого. Почитайте форум, раздел Новичкам, Учимся летать. Это полезно.
-
На высоту и на направление 3001 или 3003 более чем достаточно. Особенно, на руль, который пока не очень Вам будет нужен. Только разве что на взлете и посадке.
Всё у Вас получится.
С уважением,
Александр
здравствуйте!
поясню свой план по пунктам 😃 :
- уменьшать формат не хочу, и так мал! кроме того приобретать второй тренер не считаю правильным - бюджет на обучение ограничен! плюс не раз читал - большой самолет лучше управляется.
- аппаратура - для меня черный ящик. разбираться буду прямо на тренере, когда будут стоять машинки. думаю инструкция и обьемная ветка по этой модели мне поможет 😃 .
- с симулятором тоже не просто - быстро надоедает, никогда не любил компьютерные игры! но вещь конечно нужная, осваиваю !
- к счастью люди есть! помогут и настроить и облетать, и на шнурке поводят - благо такие пульты у нас широко распространены 😃
- сборка - для меня самый интересный процесс, и автомодели нравилось больше собирать-настраивать чем управлять. справлюсь, наверное 😃 про центр тяжести возникнут вопросы, когда все поставлю - пока об этом не думаю.
- прочел практически все, но обьемы таковы, что все запомнить невозможно.
- читал где-то на руль надо мощную - стойка все-таки 😃 а на газ приобрету стандартную 3003. уже порешил 😃
спасибо за пояснения и пожелания 😃
еще момент: тахометр и утюг - насколько необходимы? стоит тратиться?
- читал где-то на руль надо мощную - стойка все-таки а на газ приобрету стандартную 3003. уже порешил спасибо за пояснения и пожелания еще момент: тахометр и утюг - насколько необходимы? стоит тратиться?
Андрей, здравствуйте!
Насчет управляется легче - этот вопрос спорен, но не суть важен.
Насчет машинки на руль - согласен, нужна мощная ибо присутствует передняя стойка. Я Вам писал, что у меня есть Кальмато. Передняя стойка в наличии. Изначально поставил туда санвовскую серву, так она не доворачивала при возврате руль! Чуть не разложился при взлете. Поменял на Футабу 3001 - более чем. И рулит и поворачивает и достаточно быстрая. Она же и на газу у меня стоит. А вот 3003 я поставил на элероны. Ставил по рекомендациям на форумах. Думаю, это неплохое решеине. Во всяком случае, отрабатывает она быстро.
По поводу утюга и тахометра. И то и то у меня есть. Тахометром пользюсь редко - то винт поменяешь, то обороты гуляют холостые. А вот утюг у меня в деле. Всякое бывает, иногда даже нужно вскрыть брюхо, чтобы собрать и проклеить лопнувший шпангоут. Так у меня было при ремонте Экстры. Лопнули три шпангоута и никак к ним не подобраться. Вскрыл, спокойно проклеил и усилил и спокойно закатал утюгом назад. Простор для творчества неограничен - можно всю модель самому перетянуть. Когда есть утюг и знаешь, как им пользоваться, то порванное крыло уже не вызывает чувства горя. Я потратился и не жалею.
Тренер у Вас хороший, летает спокойно и предсказуемо. Немного смущает двигатель - не мощноват ли? Напишите, какие у Вас воздушные винты. Поясню, почему спрашиваю. У меня рекомендованный двигатель - 46-ой. Я поставил 55-ый. С рекомендованным винтом 12 на 6 самолет просто не садился - летел себе на холостых и летел. Вылечил только заменой винта на 12 на 4. самолет в полете - просто бешеный! Имейте это ввиду. Кстати, вот и тахометром побалуетесь, посмотрите, какие обороты с каким винтом на холостом ходу держаться.
Удачи! Всё будет в порядке. Дорога в небо начинается на земле. 😃
честно говоря есть два двигателя: ос52 - но его мне жалко на тренер да и не заводил еще, асп61 - не думаю что он мощнее оса. винты 11 на 7 и 12 на 6, но не проблема приобрести любые - это не замена мотора. утюг куплю сразу-же как самолет взлетит 😃 .
Alex-1964 все правильно написал.
Да про сервы итп - не партесь вы с ними. Еесли бюджет мал - то любые стандартные подойдут - JR, Futaba, Hitec HS422, HS322. Косяки вылезают не там кде их ждут.
спасибо 😃
наврное про бюджет неправильно выразился - он не просто мал 😃 на этот самолет его практически нет! все что есть в списке - у меня уже лежит. поэтому выбирать нет из чего: ставлю те моторы которые есть, те сервы которые тоже есть (одной не хватает - если лучше усиленная - то куплю её). в ближайшее время планирую приобрести самолет, который мне нравится - на него бюджет кромсать не планирую, но летать пока буду на тренере 😦
тут надо борт еще собирать: такой как в авто подойдет? т.е. 5 елементов АА на 2200-2500 спаянных и в термоусадке - ОК???
и второе: как далеко запускают тренер? проблема в том что приемник от электрички без дополнительного модуля - хватит пары сотен метров или придется раскошелиться???